
«Аленушка», приносящая счастье
![]() ![]() ![]() "Аленушка"
После того как московское общество узнало, что крестьянка, с которой Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) писал свою «Аленушку» (1881), очень счастливо вышла замуж, приезжающие на заработки в Москву деревенские девушки, обязательно останавливались у картины. Они верили, что «Аленушка» поделится с ними своим счастьем. А русский поэт Дмитрий Кедрин написал о ней: Стойбище осеннего тумана, Вотчина ночного соловья, Тихая царевна Несмеяна – Родина неяркая моя! Знаю, что не раз лихая сила У глухой столицы во лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу. Только все ты вынесла и снова За раздольем нив, где зреет рожь, На пеньке у омута лесного Песенку Аленушки поешь… Сам Виктор Васнецов, родившись в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника, не понаслышке знал о жизни крестьян. Позже он признался: « Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Как и старшего сына Николая, отец отправил Виктора в Вятское училище. Но там благодаря вниманию и терпению преподавателя Чернышева открылся художественный Дар Виктора Васнецова. В коне концов, отказавшись от сана священника, Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, где после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников, он поступил в Академию художеств. Сблизившись с передвижниками, а потом с таким известным меценатом как Савва Мамонтов, приезжая вместе с братом Аполлинарием в Абрамцево, Виктор Васнецов начал увлеченно изучать русское народное искусство. Именно в сказочных, былинных сюжетах удалось ему наиболее точно передать русский характер и русскую душу. Виктор Васнецов не создает иллюстрацию к русской сказке, а живой, трепетный, печальный и одновременно очень светлый образ. Аленушка будто сливается с природой. Можно заметить, что изгиб веток с сидящими на них ласточками, созвучен очертаниям головы Аленушки. Кстати, если распущенные волосы воспринимали в народе как символ тяжелых дум, ласточки – это предвестники счастья. Бездонный, будто затягивающий в темную глубину омут – несчастье. А березка на его берегу – исцеление. Таким образом, понятно, почему картина оставляет не тягостное, а светлое чувство. После Картины «Аленушка», появилась картина «Иван Царевич на сером волке» (1889) ![]() Сказочные сюжеты на долгие годы будто приворожили Виктора Васнецова. Очень точно охарактеризовал творческую личность Виктора Васнецова Федор Шаляпин. Он писал: « Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди (…) Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы. (…) Лично мне был ближе Виктор. Его витязи и богатыри, воскрешающие самою атмосферу древней Руси. Вселяли в меня ощущение великой мощи – физической и духовной». ![]() "Витязь на распутье"
![]() "Ковер-самолет"
![]() "Богатырский скок"
*Замечу, что после написания данной темы, появился один очень любопытный комментарий, не могу обойти его стороной: "На самом деле на картине изображена девочка-даун. Сомневаюсь, что она удачно вышла замуж. Художник нарисовал несчастного крестьянского ребёнка, история о сказочной Алёнушке появилась намного позже. Картина произвела огромное впечатление на Павла Третьякова, т.к. у него был сын-даун и меценат купил этот холст." (Сохранила орфографию и пунктуацию автора комментария). ![]() |