Ковчег Наше творчество

Основные проблемы философии искусства



Автор: Надежда

Мона Лиза

Мона Лиза. Леонардо да Винчи, ок 1503 - 1505. Высокое Возрождение.


Идеалом художников Высокого Возрождения был синтез человеческого и божественного, Христианства и языческой античности, природы и воображения.

Скала Эхо, Крозан

Гийомен, Жан-Батист Арман. Скала Эхо, Крозан.


Импрессионизм - (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Черная рама

Черная рама. Василий Кандинский, 1922.


Начав с предметной живописи, Василий Кандинский стал одним из первых абстракционистов. Написанная в период наивысшего расцвета творчества художника, эта картина воплощает его представления о эмоциональном воздействии тени, линии и цвета.

Основные проблемы философии искусства

Философия искусства является философским исследованием искусства в процессе его развития. Философия искусства носит эмпирический (основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент) характер в том смысле, что она опирается на опыт искусства и на опыт его восприятия. Вместе с тем она черпает данные для обобщения не только из истории искусства, но так же, из других наук об искусстве: искусствознания, социологии искусства, психологии искусства, истории и теории культурологи и т. д.

Эти эмпирические и теоретические данные всегда нуждаются в интерпретации, возможной лишь в рамках определенной философской концепции искусства. Они не только всегда теоретически нагружены, но и, сверх того, чрезвычайно подвижны и неустойчивы.

Включение эстетики и тесно связанной с ней философии искусства в число описательно-оценочных наук, влечет за собой определенные выводы, которые не всегда истолковываются правильно.

Прежде всего, философия искусства не является точной наукой, подобной математике, физике или биологии, и никогда не станет таковой. Ещё Аристотель замечал и предостерегал применительно к этике, но его слова подходят и к нашему предмету изучения: «Что касается разработки нашего предмета, то, пожалуй, будет достаточным, если мы достигнем той степени ясности, какую допускает сам этот предмет. Ибо не во всех выводах следует искать одну и ту же степень точности, подобно, как и не во всех созданиях человеческой руки.

В том, что касается понятий морального совершенства и справедливости (…) царят столь далеко простирающиеся разногласия и неустойчивость суждений, что появилась даже точка зрения, будто своим существованием они обязаны только соглашению, а не природе вещей… Нужно поэтому удовлетвориться, если, обсуждая такие предметы и опираясь на такие посылки, удастся указать истину только приблизительно и в общих чертах (…) ибо особенность образованного человека в том, чтобы желать в каждой области точности в той мере, в какой позволяет природа предмета».

Подчеркну ещё раз – это рассуждение имеет непосредственное отношение и к философии искусства: в ней достижима только такая точность, какая позволяется природой исследуемого ею предмета – искусства.

Неразумно, в частности, надеяться, что философия искусства, складывавшаяся на протяжении всей своей истории из многих конкурирующих направлений, однажды станет чем-то единым, или одна теория вытеснит все другие. Наивно надеяться также на ясные определения центральных категорий философии искусства, включая понятия «искусство», «произведение искусства», «прекрасное», «возвышенное», «эпатирующее» и т. д.

Сандро Боттичелли. Весна

Сандро Боттичелли. Весна.


Полотно Боттичелли изображает сад Венеры, богини любви. Сандро боттичелли был самым значительным художником Флоренции второй половины XV века. Утонченный стиль Боттичелли находил понимание у образованной части флорентийского общества. Его шедевры прославляли одухотворенную красоту.

Предчувствие гражданской войны

Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны.


Вторая часть названия была добавлена после начала Гражданской войны в Испании. Сальвадор Дали - один из самых популярных художников, представляющих сюрреализм. Сюрреализм был одним из направлений авангарда между двумя войнами. Основная цель течения, заключалась в высвобождении образов подсознания для создания новой "сверхреальности".

Нередко изложение философии искусства ведется так, как если бы никаких исключающих друг друга течений в ней не существовало. Это не должно вводить в заблуждение. Многие авторы, стремясь к объективности, пытаются не обнаруживать своего тяготения к какому-либо конкретному направлению в философии искусства, создать видимость «равной удаленности» от всех существующих направлений и найти, так сказать, «золотую середину» между ними. Это вполне допустимая, но временная позиция.

Признаюсь, я далеко не объективна в своих предпочтениях, и, более всего, тяготею к модернизму, хотя не скрою, что и другие течения в искусстве мне интересны, смотря, как их преподать.

Философия искусства всегда слагалась и будет слагаться из конкурирующих, несовместимых друг с другом направлений и концепций. Уже одно это исключает возможность открытия приемлемых для ВСЕХ представлений об искусстве, произведении искусства, художественном образе, художественном вкусе, художественных направлениях и стилях.




Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]