Страниц в журнале: 41 Страница: 26 |
« 1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 40 41 » |
Наше творчество
Пауль Клее - великий индивидуалист эпохи модернизма
Автор: Надежда
Пауль Клее (нем. Paul Klee [kleː], 18 декабря 1879,
Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Пауль Клее – художник индивидуалист эпохи модернизма. Клее родился в Швейцарии неподалеку от Берна, его талант формировался в сельской тиши. Осенью 1901 года Клее отправился в Италию, где несколько месяцев путешествовал по провинциям; его инстинктивно привлекало творчество Леонардо, Микеланджело, Боттичелли. Но больше всего художника поразила работа современника, немецкого художника Ханса фон Маре - фрески зала библиотеки Зоологической станции и Аквариуме в Неаполе. Как писал Клее: «Они оказались очень близки моему сердцу». Клее вернулся в Берн в мае, уже определив свои намерения и осознав возможности. «Вначале я всех разочаровал, - писал он в это время, - от меня ожидали того, что может сделать любой смышленый человек. Но моим утешением было то, что помехой творчеству служила скорее моя искренность, нежели недостаток таланта или способностей. Я чувствовал, что рано или поздно я доберусь до чего-то очень ценного, только начинать я должен не с гипотез, а с определенных требований, пусть даже незначительных. Для меня очень важно начать с мелочей, но это тоже препятствие. Я хотел стать как бы новорожденным, не знающим абсолютно ничего о Европе, не подозревающим о фактах и моде, совершенно примитивным. Потом мне хотелось бы сделать что-нибудь очень непритязательное, самому разработать какую-нибудь крохотную формальную тему, чтобы мой карандаш справиться с ней без всякой техники… Предчувствие говорит мне, что живопись будет занимать все мое время, всю жизнь… это не столько вопрос воли, сколько судьбы» Сенекио Весь характер творчества Клее был предсказан в этом скромном заявлении. В 1905 году Клее впервые посетил Париж, где самое сильное впечатление на него опять-таки произвели старые мастера – Леонардо, Рембрандт и Гойя. Лишь во время второго посещения Парижа в 1912 году он оценил творчество современников – Брака и Пикассо. В эти же годы он имел возможность видеть выставки работ Ван Гога. К 1913 году , Клее обрел себя и свой стиль, о последующие тридцать лет он писал картины с неослабевающим усердием. Последовательность и логичность развития творчества Клее избавляет нас от необходимости детально описывать его в именно в детальном обозрении истории искусства ХХ века. Магистрали и проселочные дороги, 1929 В 1920 году Клее пригласили работать в Баухаус. Ба́ухауз (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. Аура этого учебного заведения напоминала по своему характеру уникальную творческую атмосферу эпохи Ренессанса. На бульваре в Тунисе Этот опыт был важен для самого Клее и имел неоценимое значение для последующих поколений . Теоретические работы были опубликованы в трех томах: «Педагогические очерки», «О современном искусстве», «Художественное мышление». В работе «О современном искусстве» Клее делает свое самое глубокое замечание о природе художественного процесса. Очень эффектно он использует сравнение с деревом. - «художник живет и работает в многообразном мире, спокойно и самостоятельно вырабатывает свое собственное -определенное отношение к нему. - Он прекрасно ориентируется и может навести порядок в потоке явлений и переживаний. Эту разветвленную и глубинную структуру общения с природой и жизнью я готов сравнить с корневой системой дерева». - «От корней жизненный сок поднимается к художнику, пробегает к его жилам, достигает глаз». - «Он – ствол дерева». - «Ошеломленный и воодушевленный силой этого течения, художник нацеливает свое видение на работу». - «На виду у всего мира крона дерева распускается и раскидывается во времени и пространства, то же происходит и с творениями художника» Сицилийский пейзаж Клее осознал, возможно, более ясно, чем любой другой художник со времен Гете, что все усилия напрасны, если они вынуждены: основной созидательный процесс осуществляется на уровне подсознания, наряду «вызревания» и создания, наблюдения, медитации, и, непременно, мастерского владения техникой живописных элементов. |