Страниц в журнале: 41
Страница: 26
« 1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 40 41 »

Ковчег Наше творчество

Пауль Клее - великий индивидуалист эпохи модернизма



Автор: Надежда

Пауль Клее
Пауль Клее (нем. Paul Klee [kleː], 18 декабря 1879,
Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940,
Локарно) — немецкий и швейцарский художник,
график, теоретик искусства, одна из крупнейших
фигур европейского авангарда.

Пауль Клее – художник индивидуалист эпохи модернизма. Клее родился в Швейцарии неподалеку от Берна, его талант формировался в сельской тиши. Осенью 1901 года Клее отправился в Италию, где несколько месяцев путешествовал по провинциям; его инстинктивно привлекало творчество Леонардо, Микеланджело, Боттичелли.

Но больше всего художника поразила работа современника, немецкого художника Ханса фон Маре - фрески зала библиотеки Зоологической станции и Аквариуме в Неаполе.

фрески зала библиотеки Зоологической станции и Аквариуме в Неаполе

Как писал Клее: «Они оказались очень близки моему сердцу».
Клее вернулся в Берн в мае, уже определив свои намерения и осознав возможности.
«Вначале я всех разочаровал, - писал он в это время, - от меня ожидали того, что может сделать любой смышленый человек. Но моим утешением было то, что помехой творчеству служила скорее моя искренность, нежели недостаток таланта или способностей. Я чувствовал, что рано или поздно я доберусь до чего-то очень ценного, только начинать я должен не с гипотез, а с определенных требований, пусть даже незначительных.

Для меня очень важно начать с мелочей, но это тоже препятствие. Я хотел стать как бы новорожденным, не знающим абсолютно ничего о Европе, не подозревающим о фактах и моде, совершенно примитивным. Потом мне хотелось бы сделать что-нибудь очень непритязательное, самому разработать какую-нибудь крохотную формальную тему, чтобы мой карандаш справиться с ней без всякой техники… Предчувствие говорит мне, что живопись будет занимать все мое время, всю жизнь… это не столько вопрос воли, сколько судьбы»

Сенекио

Сенекио

Весь характер творчества Клее был предсказан в этом скромном заявлении.
В 1905 году Клее впервые посетил Париж, где самое сильное впечатление на него опять-таки произвели старые мастера – Леонардо, Рембрандт и Гойя.
Лишь во время второго посещения Парижа в 1912 году он оценил творчество современников – Брака и Пикассо. В эти же годы он имел возможность видеть выставки работ Ван Гога.

К 1913 году , Клее обрел себя и свой стиль, о последующие тридцать лет он писал картины с неослабевающим усердием.
Последовательность и логичность развития творчества Клее избавляет нас от необходимости детально описывать его в именно в детальном обозрении истории искусства ХХ века.

Магистрали и проселочные дороги, 1929

Магистрали и проселочные дороги, 1929

В 1920 году Клее пригласили работать в Баухаус. Ба́ухауз (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. Аура этого учебного заведения напоминала по своему характеру уникальную творческую атмосферу эпохи Ренессанса.

На бульваре в Тунисе

На бульваре в Тунисе

Этот опыт был важен для самого Клее и имел неоценимое значение для последующих поколений . Теоретические работы были опубликованы в трех томах: «Педагогические очерки», «О современном искусстве», «Художественное мышление».

В работе «О современном искусстве» Клее делает свое самое глубокое замечание о природе художественного процесса. Очень эффектно он использует сравнение с деревом.

- «художник живет и работает в многообразном мире, спокойно и самостоятельно вырабатывает свое собственное -определенное отношение к нему.
- Он прекрасно ориентируется и может навести порядок в потоке явлений и переживаний. Эту разветвленную и глубинную структуру общения с природой и жизнью я готов сравнить с корневой системой дерева».
- «От корней жизненный сок поднимается к художнику, пробегает к его жилам, достигает глаз».
- «Он – ствол дерева».
- «Ошеломленный и воодушевленный силой этого течения, художник нацеливает свое видение на работу».
- «На виду у всего мира крона дерева распускается и раскидывается во времени и пространства, то же происходит и с творениями художника»


Сицилийский пейзаж

Сицилийский пейзаж

Клее осознал, возможно, более ясно, чем любой другой художник со времен Гете, что все усилия напрасны, если они вынуждены: основной созидательный процесс осуществляется на уровне подсознания, наряду «вызревания» и создания, наблюдения, медитации, и, непременно, мастерского владения техникой живописных элементов.



« 1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 40 41 »