Страниц в журнале: 41
Страница: 6
« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 40 41 »

Ковчег Знаменитые психи

Луис Уэйн



уэйн


Луис Уильям Уэйн родился в 1860 г. в Лондоне в мелкобуржуазной семье. Его отец был текстильщиком, а мать рисовала узоры для турецких ковров и выполняла оформительские работы в церквях. Именно она в дальнейшим повлияла на выбор будущей профессии своего сына.

Уэйн был первенцем своих родителей. Пять младших сестер художника никогда так и не вышли замуж и не имели детей. Практически всю свою жизнь, так же как и сам Луис, они прожили с матерью. Одна из сестер в 30-летнем возрасте заболела психическим расстройством и последующие годы коротала в лечебнице для душевнобольных.

Луис родился с врожденной аномалией лица – расщелиной верхней губы, которую в зрелом возрасте скрывал за пышными усами.

Он рос физически слабым ребенком и до 10 лет находился на домашнем обучении. Позднее мальчик часто прогуливал школу, бесцельно шатаясь по улицам города. Тем не менее, ему удалось поступить в школу искусств Западного Лондона, а после учебы устроиться преподавателем живописи. Когда Луису было 20 лет, семья потеряла кормильца, и он был вынужден искать более денежную работу, чтобы содержать несовершеннолетних сестер и мать. Ему удавалось зарабатывать кое-какие деньги, рисуя для журналов популярные пасторальные сюжеты. Луис также продавал картины, изображавшие романтические моменты деревенской жизни, и содержавшие, в частности, мастерски выполненные портреты животных, которые хорошо окупались. Коммерческие предложения сделали тематику его произведений ограниченной. Так, одно время он собирался зарабатывать на жизнь, рисуя только лишь портреты собак. Тем не менее, мотивы этой стереотипной живописи, позднее принесшей Уэйну популярность, произрастали скорее изнутри, нежели были продиктованы внешними условиями.

кошки1


В 23 года Луис Уэйн женился на 33-летней гувернантке своих сестер Эмили Ричардсон. Женитьба на первой подвернувшейся женщине, еще и намного старшей по возрасту, была для него скорее бунтом против консервативных правил родительской семьи. Брак был недолгим: у Эмили обнаружили рак груди, и она умерла через три года после свадьбы. Художник вернулся домой под навязчивую опеку собственной матери.

Пока супруга Луиса болела, он подарил ей черно-белого котенка, которого назвали Питером (в честь Петра Первого). Питомец скрашивал состояние хозяйки, в том числе благодаря трюкам, которым его неустанно учил Уэйн. Художник часто рисовал семейного любимчика.

Постепенно «кошачья» тема стала доминировать в его творчестве. Примечательно, что по мере роста мастерства художника его кошки становились все более антропоморфными.

Уэйн вспоминал: «Когда я впервые опубликовал свои рисунки, отношение к кошкам было иным. Мужчина, проявляющий интерес к кошкам, к тому, как они двигаются, выглядел чуть ли не гомосексуалистом». Но вскоре сам Герберт Уэллс говорил о художнике: «Он превратил себя в кота. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна». Его кошки часто пародировали человеческое поведение, о чем художник сам и писал: «Я беру свой блокнот в ресторан или любое другое оживленное место и просто рисую людей в их обычных позах как кошек, наделяя их как можно более человечными чертами. Это придает моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками».

кошки2
На протяжении 30 лет активной творческой жизни Луис Уэйн создавал до 600 подобных рисунков в год. Он проиллюстрировал около сотни детских книг, не считая газетных и журнальных рисунков, включая «Ежегодник Луиса Уэйна», выходивший с 1901 по 1915 гг. Большим спросом пользовались также почтовые открытки с его рисунками.

Он был мало приспособленным к жизни человеком, и постоянно был вынужден содержать мать и сестер. Коммерческая жилка у художника отсутствовала, он даже не заботился об авторских правах на свои работы. В 1907 г. большой долг вынудил его бежать от кредиторов в Америку. Там он плодотворно работал, но так и не смог накопить хоть какие-то сбережения, став жертвой аферы и вложив практически все свои деньги в некое «чудесное изобретение». В 1910 г. умерла мать художника, и он возвратился в Англию. Во время Первой мировой войны Уэйн получил лишь шесть заказов на иллюстрацию книг и жил на грани нищеты. Интерес к работам художника возобновился лишь в конце XX в. Коллекционеры покупали открытки с рисунками Уэйна за 500-800 долларов США, а оригиналы можно были приобрести от 5 до 35 тыс. долларов.

кошки 3


Луис Уэйн обладал шизотипическим складом характера. Окружающие всю жизнь считали его эксцентричным наивным фантазером. Тем не менее, первые признаки и симптомы шизофрении художник начал испытывать в возрасте 57 лет в 1917 г. Столь поздний психотический дебют наталкивал ученых, позднее занимавшихся анализом его творчества, и на другие диагнозы, но предложенные версии не выдерживали критики. В частности, предполагали, что Уэйн страдал синдромом Аспергера, или даже что его психическая болезнь была следствием инфицирования токсоплазмозом. У него развился галлюцинаторно-параноидный синдром. Луис стал агрессивным и подозрительным, часто уходил из дома, ночью бесцельно бродил по улицам, беспрестанно переставлял мебель в доме. Он все больше аутизировался, записывал бессвязные тексты, запершись в своей комнате. Сформировался бред отношения и ущерба, в который были включены сестры Уэйна. Он утверждал, что они воровали у него деньги, и что мелькание кадров на киноэкране похищало электричество из их мозгов. В 1924 г., после того как Луис столкнул с лестницы одну из сестер, художника госпитализировали в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу.

Проведя там год, он случайно попал в поле зрения прессы, и его болезнь привлекла внимание общественности. Был организован фонд помощи художнику, Уэйна перевели в Бетлемскую королевскую больницу. Работы художника до сих пор хранятся в больничном музее. В 1930 г. Уэйна перевезли в небольшую больницу Нэпсбери в Хертфордшире, к северу от Лондона. Здесь Уэйну позволили рисовать и общаться с кошками из питомника.

кошки 4


Работы художника в период болезни видоизменились, хотя тематика и осталась прежней. Цвета и оттенки стали ярче, грубее. Выражение мордочек котов приобрело оттенок тревоги, испуга или агрессии. Антропоморфных животных начали вытеснять полуабстрактные, орнаментные изображения, на обороте которых Уэйн иногда оставлял свои малосвязные рассуждения. Серию из фракталоподобных кошек Луиса часто используют в качестве динамической иллюстрации изменения характера творчества в процессе развития шизофрении. Однако это не совсем верно. Так как Уэйн никогда не датировал свои работы, неизвестно, в хронологическом ли порядке представлены рисунки этой серии. Более того, после острого периода болезни и в последние годы жизни кошки художника возвратились к первоначальному, реалистичному виду. Правильнее будет предположить, что эти рисунки сделаны на разных стадиях развития психоза.

В последние годы жизни у художника наблюдалась деменция. Он практически не вставал, утратил дар речи, был агрессивным и негативистичным при любых попытках врачебного вмешательства. Луис Уэйн умер в возрасте 78 лет от почечной недостаточности.



луис уэйн


Источник


« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 40 41 »