Чтобы быт не сводил с ума
Жизнь и кошелёк
Пять уловок, как продавцы «разводят» потребителей в кризис Зная законы, можно обернуть эти подвохи себе на пользу и сэкономить [пошаговая памятка от юриста]В непростой экономической ситуации, когда доходы падают, а цены растут, каждый выживает как может. В торговых сетях и общепите растет количество нарушений, отмечают эксперты по защите потребителей: бизнесмены не хотят терять прибыль, придумывают новые уловки и активнее используют давно известные способы «нагреть» клиентов. Где нас сейчас чаще всего ожидают подвохи и как «подстелить соломку», чтобы отстоять свои интересы без лишних трат времени и нервов, выяснила «КП». 1. ПУТАНИЦА С ЦЕННИКАМИ На днях я покупала сухофрукты на развес в одном из столичных супермаркетов. Кладу свой пакет на весы для самообслуживания, выезжает наклейка с ценой и - вот сюрприз! - судя по этому клочку бумаги, килограмм чернослива стоит вовсе не 570 рублей, как указывает табличка на лотке, а... все 660. Продавец-консультант, не моргнув, поясняет: в программу весов «забита» правильная, актуальная цена, именно ее пробьют на кассе, а на лотке устаревший ценник сменить не успели.Похожих историй полно в соцсетях и на «потребительских» форумах в Интернете. Вот еще несколько типичных уловок с ценниками: - На кассе пробивают неожиданную сумму с аргументом: наклейка на товаре перепутана, это ценник от другой модели; - На табличке с ценой указан один товар, а висит она аккурат над другим, который вы берете (скажем: «Полотенце, 190 руб.» на ценнике, а под ним - вешалка с футболками, которые вам пробивают уже по 499 руб.); - В чеке оказывается более высокая сумма, поскольку на ценнике и товаре - разные штрих-коды. Что делать: 1) Не размениваясь на пререкания с продавцами-консультантами, просим пригласить менеджера магазина. И сразу запечатлеваем картину «ценник - товар» на фотокамеру своего мобильного телефона. 2) Сообщаем менеджеру, что по Закону «О защите прав потребителей» (статья 10) торговая точка обязана предоставлять покупателю достоверную информацию о цене товара. А Правила продажи отдельных видов товаров (пункт 19) требуют, чтобы магазин обеспечил «наличие единообразных и четко оформленных ценников». Любые ошибки - путаница со штрих-кодами, названиями, моделями товаров и т.д. - зона ответственности продавца, все ошибки трактуются в пользу покупателя. 3) Если менеджер игнорирует ваши доводы, добавляем, что за нарушение правил розничной торговли грозит административный штраф: до 30 тысяч руб. торговой точке и до 10 тысяч руб. ответственным должностным лицам (часть 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях). БУДЬ В КУРСЕ! Ценник - не просто клочок бумажки, филькина грамота с цифрами «с потолка». По правилам на ценнике должны быть указаны: - наименование товара, - сорт (при его наличии), - цена за вес или единицу товара, - подпись материально ответственного лица или печать организации, - дата оформления ценника. В случае нарушения любого из этих правил магазину грозит штраф. 2. АКЦИЯ СО СКИДКАМИ: БЫЛА ДА ПРОШЛА - Эта акция вчера закончилась, просто объявление убрать не успели, - пожимает плечами кассир, пробивая вам в чеке более дорогую цену. Не исключено даже, что расторопный сотрудник торгового зала тут же побежит убирать завлекательный плакат или срывать яркую наклейку с упоминанием бонусов - мол, забудьте, вам это приснилось.Что делать: 1) Для надежности сразу фотографируем объявление об акции на мобильный телефон, одновременно требуя пригласить менеджера магазина. 2) Сообщаем администратору торговой точки, что условия продажи товара, заявленные на момент присутствия покупателя - в частности, информация об акции, являются публичной офертой (статья 494 Гражданского кодекса РФ). Это значит, что продавец обязан выполнить свое обещание и не вправе отказать потребителю. 3. ЗАКАЗАЛИ В ИНТЕРНЕТЕ? РАСКОШЕЛИВАЙТЕСЬ ЗА ПОДОРОЖАНИЕ «Мы заказали диван в Интернет-магазине, сразу заплатили 47 тысяч рублей, а потом нам сообщили, что нужно доплатить еще 5 тысяч рублей - мол, из-за колебаний курсов валют мебель подорожала», - возмущается посетитель сайта kp.ru Олег. В кризисные времена, когда цены меняются часто, а исполнение заказов может длиться неделями, многие покупатели сталкиваются с таким подвохом, как требование доплаты.Что делать: 1) Сообщаем менеджеру Интернет-магазина, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ продавец обязан передать покупателю товар по цене, заявленной на момент оформления заказа. 2) Напоминаем, что по Закону «О защите прав потребителей», если продавец не передает покупателю товар в оговоренный срок, то обязан выплачивать неустойку: по 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки (согласно пункту 3 статьи 23.1 закона). 3) Таким образом, если Интернет-продавец не обеспечит вам доставку товара по первоначально оговоренной цене в срок, то ему придется поплатиться неустойкой. А если дело дойдет до суда, то торговой точке грозит еще и штраф за отказ добровольно выполнить законное требование потребителя. Все это излагаете по телефону, а заодно направляете на электронный адрес Интернет-магазина претензию со ссылками на указанные законы. 4. НЕ СЪЕЛИ, НО ПОНАДКУСЫВАЛИ? КОМПЕНСАЦИЮ УРЕЖУТ Нередко бывает так, что покупатель успевает частично использовать товар - съесть продукт, подшить брюки и т.п., и только потом обнаруживает дефект или другой брак. «Я распотрошила курицу - якобы домашнюю, купленную на рынке за 600 рублей, пару кусочков дала кошке, и осознала: от мяса идет явный химический запах, оно как будто расползается в руках», - рассказывает читательница «КП» Елена из Подмосковья. Увидев покупательницу с «останками» курицы, продавщица возмутилась и заявила, что вернет максимум половину цены.Что делать: Процитируйте менеджеру магазина или владельцу рыночной торговой точки статью 503 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей при возврате денег за некачественный товар продавец не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость изделия в результате его частичного использования покупателем. Проще говоря, если продукт или вещь оказались с дефектами и вы сдаете их по этой причине, магазин обязан вернуть полную стоимость, даже если вы уже что-то понадкусывали, вскрыли, выбросили упаковку и т.п. 5. СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ИНГРЕДИЕНТЕ Многие владельцы общепита признаются: чтобы резко не поднимать цены, рискуя растерять клиентов, приходится использовать в блюдах более дешевые ингредиенты. При этом честные рестораторы указывают в меню обновленный состав, а недобросовестные мухлюют, скрывая подмену. Так, недавно мы с подругой заказали в ресторане салат с питательным дорогостоящим авокадо, однако найти в тарелке этот овощ среди многих других ингредиентов не удалось. Администратор виновато объяснила: не успели поправить в меню, что авокадо в составе уже нет. В итоге мы сбили цену блюда на 20%.Что делать: 1) Указываем менеджеру ресторана (кафе, бара), что потребителя вводят в заблуждение при оказании услуги общественного питания. Это подпадает под статью 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, грозящую штрафом до 50 тысяч рублей. 2) По Закону «О защите прав потребителей» (статья 29), если предоставленная услуга не соответствует условиям заказа, потребитель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены. ЭТО ПРИГОДИТСЯ Если вас «отшивают»Если по вашей просьбе отказываются приглашать менеджера магазина, найдите в торговой точке Уголок потребителя. Это информационный стенд с контактами контролирующих организаций (Роспотребнадзор, управление потребительского рынка). Также, как правило, указываются телефоны руководителей, региональных управляющих торговых сетей. Смело звоните - обычно это быстро позволяет решить проблему. ДОБРЮХА Анна, юрист |