Страниц в журнале: 40 Страница: 27 |
« 1 2 ... 25 26 27 28 29 ... 39 40 » |
Наше творчество
Заметки по истории искусства "Жостово. Народные промыслы"
Автор: Надежда С детства мне запомнилась экскурсия по народным промыслам. Были мы и в Жостово. Жостово – старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов. Название деревни – Жостово укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении, но и во всех близлежащих деревнях. К середине 19 века работали уже 12 мастерских, которые заложили традицию и создали школу росписи металлических подносов. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.) Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен. Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом. В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность – это уникальный Жостовский букет. Легенда Жостово “Цветик-восьмицветик” - панно, выполненное по специальному заказу Первого музея славянской мифологии на Жостовской фабрике декоративной росписи. Панно состоит из 9 подносов, расписанных традиционным славянским орнаментом. Они составляют красивый цветок. В диаметре панно составляет 1метр 80 см. Идея и эскиз – набросок сделан сотрудниками музея. Рабочий эскиз выполнили главный художник фабрики жостовской росписи Михаил Лебедев и коваль (есть такая профессия) Геннадий Топтыгин. Подносы выполнены старинным методом холодной ковки. Дизайн и композицию разрабатывал главный художник фабрики, он же работал и на этапе замалевки, четко следуя пожеланиям нашего музея. Не случайно выбрано 8 лепестков. Восьмиугольный символ цветок или звезда – это символ рода. Солнце в древности изображали виде восьмиугольной розетки или цветка. Подбор цветов для орнамента также выбран не случайно. Ромашки, ландыши, васильки, маки, колокольчики и многие другие цветы составляют единую композицию. А с каждым цветком связана целая легенда! Главная же легенда связана с цветком папоротника. Папоротник – одно из самых загадочных и окутанных тайною растений. Несмотря на заверения ученых, что ни один из видов папоротников не цветет, именно с цветком папоротника связано большинство славянских мифов и легенд. Славяне считали, что папоротник цветет один раз в год – в ночь на Купалу, когда древний бог Перун сражался с иссушающим демоном. Перун вдребезги разносил скалы из облаков, открывая сокрытые в них клады, и посылал на землю долгожданный ливень. В самую полночь во время грозы и распускается цветок папоротника золотым или кроваво-красным огнем. Глаза простого человека не в состоянии смотреть на столь яркое пламя. Буквально через мгновение цветок блекнет и исчезает. Вместе с ним раскрываются клады и скрытые сокровища, поблескивая голубыми огнями. Именно поэтому цветок папоротника также называют жар-цвет. Мы тоже не удержались и купили два подноса: "Цветы" и "Рябинки", до сих пор эта красота радует нас. Приезжайте в Жостово :) |