Страниц в журнале: 40 Страница: 6 |
« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 39 40 » |
Знаменитые психи
Серафина Луи
Серафина Луи (1864-1942) Кто бы мог предположить, что имя полунищей прислуги родом из маленькой деревушки на берегу реки Уазы войдет в солидную энциклопедию «Наивного искусства», изданную в 1984 году совместно югославским и английским издательствами? Собранное воедино искусство наивных художников из разных стран предстало как значительный аспект художественной культуры XX века. Отсутствие школьной выучки, интуитивное постижение законов построения композиции и сочетаний цветов, на первый взгляд, делают похожими друг на друга произведения художников-самоучек. Но, проникая в творческий мир каждого отдельного 'художника, можно почувствовать, как неразрывно связано его творчество с глубинными корнями своей, национальной традиции, с самыми важными, глобальными тенденциями в культуре его эпохи. Серафина — чисто французская художница, выразительница чувств и верований простого народа, который свято хранит память о таких своих героинях, как Жанна Д'Арк. Отец ее был часовых дел мастер. Она была старшей из двух дочерей, очень рано осиротевших. Ей пришлось бросить учебу в школе, хотя она делала там немалые успехи. Уже тогда она все свое свободное время проводила, занимаясь рисунком. С четырнадцати лет она работала прислугой в Компьене. Жизнь была тяжелой, Серафина много заботилась о своих родных. В сорок два года ей удалось перебраться в Санлис, завести свое собственное жилье и работать приходящей прислугой. Дом стал для Серафины ее миром. Она принялась расписывать мебель, посуду, писала картины на картоне и на дереве. Иногда ей удавалось обменять их у местных лавочников на продукты или мелкие предметы домашнего обихода. Серафина была очень набожной женщиной. Она часто ходила в церковь, помогала украшать ее живыми и искусственными цветами. Цветы, листья, деревья были главным сюжетом ее картин. Особенно часто она изображала дерево — райское дерево, древо познания, древо жизни. Мотив этот относится к одному из самых архаических в народной изобразительной культуре и в том или ином виде присутствует в традиционном искусстве многих стран. Дерево Серафины — красочное, одухотворенное, движущее листьями и ветвями, как живое существо. Обычно оно занимает всю поверхность холста своей пышной кроной и толстым стволом, к которому прилепляются еще листики и отростки. В 1927 году городская благотворительная организация предложила Серафине показать свои картины на выставке, устроенной в ратуше Санлиса. Она выставила три работы. Тут-то они и попались на глаза жившему во Франции немецкому знатоку искусства Вильгельму Уде. Он купил все три работы, пришел к Серафине и предложил ей денежную помощь, чтобы она оставила свою работу и все силы отдала живописи. 1927 —1930 годы — время наивысшего расцвета творчества Серафины. Она работала ежедневно, часто вставала ночью и подходила к мольберту, чтобы запечатлеть возникший перед глазами образ. Возможно, свои творческие озарения она воспринимала так же, как видения, посещавшие святых, о которых ей рассказывал кюре в церкви. Живопись Серафины — это мощь и сила внутренних движений крестьянской души, отражение чувств и порывов, обычное скрытых в жизни под контролем строгого воспитания и предписываемой женщине сдержанности поведения. Бихали-Мерин впервые увидел картины Серафины, придя в гости к Вильгельму Уде, жившему в предместье Парижа Сен-Жермен. Среди картин других самоучек произведения Серафины поразили его: ослепительные букеты, расцвеченные всеми оттенками экстаза — ярким желтым, раздражающим лягушачье-зеленым, умиротворяющим осенним винно- красным, невинным бирюзово-голубым. Широкая известность пришла к Серафине после выставки, которую организовал в Париже в галерее «Катр-Шмен» Вильгельм Уде. Он показал здесь работы уже известного публике Анри Руссо и четырех других самоучек, среди них Серафины. Он назвал свою экспозицию «Художники святого сердца». Из всех участников выставки его определение более всего подходило именно Серафине. Она была далека от столичной жизни, не знала ее пороков и соблазнов. Жительница провинции, Серафина внесла в современную ей пеструю художественную жизнь отзвук дальней средневековой мистической традиции. Дочь крестьянки и часовщика. В семилетнем возрасте осталась без родителей, её взяла к себе старшая сестра. Работала пастухом, служанкой в домах Санлиса. Начала рисовать по ночам при свече, вдохновляясь церковными витражами и религиозными лубочными картинками. Яркий, лучистый колорит её картин передает состояние экстатического восторга. С 1932 года Серафина находилась в психиатрических клиниках, в одной из них умерла от голода и отсутствия ухода при вишистском режиме. Хороший фильм о ней снят в 2008 году - "Серафина из Санлиса". Источник |