Страниц в журнале: 40
Страница: 6
« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 39 40 »

Ковчег Знаменитые психи

Серафина Луи



серафина


Серафина Луи (1864-1942)

Кто бы мог предположить, что имя полунищей прислуги ро­дом из маленькой деревушки на берегу реки Уазы войдет в со­лидную энциклопедию «Наивного искусства», изданную в 1984 году совместно югославским и английским издатель­ствами?

серафина 2


Собранное воедино искусство наивных художников из разных стран предстало как значительный аспект художественной куль­туры XX века. Отсутствие школьной выучки, интуитивное постижение законов построения композиции и сочетаний цве­тов, на первый взгляд, делают похожими друг на друга про­изведения художников-самоучек. Но, проникая в творческий мир каждого отдельного 'художника, можно почувствовать, как неразрывно связано его творчество с глубинными корнями своей, национальной традиции, с самыми важными, глобаль­ными тенденциями в культуре его эпохи.

серафина 3


Серафина — чисто французская художница, выразитель­ница чувств и верований простого народа, который свято хра­нит память о таких своих героинях, как Жанна Д'Арк. Отец ее был часовых дел ма­стер. Она была старшей из двух дочерей, очень рано осиро­тевших. Ей пришлось бросить учебу в школе, хотя она дела­ла там немалые успехи. Уже тогда она все свое свободное вре­мя проводила, занимаясь рисунком. С четырнадцати лет она работала прислугой в Компьене. Жизнь была тяжелой, Се­рафина много заботилась о своих родных. В сорок два года ей удалось перебраться в Санлис, завести свое собственное жилье и работать приходящей прислугой. Дом стал для Серафины ее миром. Она принялась расписывать мебель, посуду, писа­ла картины на картоне и на дереве. Иногда ей удавалось об­менять их у местных лавочников на продукты или мелкие предметы домашнего обихода.

серафина 4


Серафина была очень набожной женщиной. Она часто хо­дила в церковь, помогала украшать ее живыми и искусствен­ными цветами. Цветы, листья, деревья были главным сюже­том ее картин. Особенно часто она изображала дерево — рай­ское дерево, древо познания, древо жизни. Мотив этот относит­ся к одному из самых архаических в народной изобразитель­ной культуре и в том или ином виде присутствует в тради­ционном искусстве многих стран. Дерево Серафины — кра­сочное, одухотворенное, движущее листьями и ветвями, как живое существо. Обычно оно занимает всю поверхность хол­ста своей пышной кроной и толстым стволом, к которому при­лепляются еще листики и отростки.

серафина 5


В 1927 году городская благотворительная организация предложила Серафине показать свои картины на выставке, устроенной в ратуше Санлиса. Она выставила три работы.

Тут-то они и попались на глаза жившему во Франции немец­кому знатоку искусства Вильгельму Уде. Он купил все три ра­боты, пришел к Серафине и предложил ей денежную помощь, чтобы она оставила свою работу и все силы отдала живописи.

1927 —1930 годы — время наивысшего расцвета творчества Серафины. Она работала ежедневно, часто вставала ночью и подходила к мольберту, чтобы запечатлеть возникший перед глазами образ. Возможно, свои творческие озарения она вос­принимала так же, как видения, посещавшие святых, о кото­рых ей рассказывал кюре в церкви.

серафина 6


Живопись Серафины — это мощь и сила внутренних дви­жений крестьянской души, отражение чувств и порывов, обыч­ное скрытых в жизни под контролем строгого воспитания и предписываемой женщине сдержанности поведения.

Бихали-Мерин впервые увидел картины Серафины, придя в гости к Вильгельму Уде, жившему в предместье Парижа Сен-Жермен. Среди картин других самоучек произведения Серафины поразили его: ослепительные букеты, расцвечен­ные всеми оттенками экстаза — ярким желтым, раздража­ющим лягушачье-зеленым, умиротворяющим осенним винно- красным, невинным бирюзово-голубым.

серафина 7
Широкая известность пришла к Серафине после выставки, которую организовал в Париже в галерее «Катр-Шмен» Виль­гельм Уде. Он показал здесь работы уже известного публике Анри Руссо и четырех других самоучек, среди них Серафины. Он назвал свою экспозицию «Художники святого сердца». Из всех участников выставки его определение более всего под­ходило именно Серафине. Она была далека от столичной жизни, не знала ее пороков и соблазнов. Жительница провин­ции, Серафина внесла в современную ей пеструю художест­венную жизнь отзвук дальней средневековой мистической традиции.

Дочь крестьянки и часовщика. В семилетнем возрасте осталась без родителей, её взяла к себе старшая сестра. Работала пастухом, служанкой в домах Санлиса. Начала рисовать по ночам при свече, вдохновляясь церковными витражами и религиозными лубочными картинками. Яркий, лучистый колорит её картин передает состояние экстатического восторга.

серафина 8


С 1932 года Серафина находилась в психиатрических клиниках, в одной из них умерла от голода и отсутствия ухода при вишистском режиме.
Хороший фильм о ней снят в 2008 году - "Серафина из Санлиса".

Источник



« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 39 40 »