Страниц в журнале: 40 Страница: 6 |
« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 39 40 » |
![]()
Серафина Луи
![]() ![]() Серафина Луи (1864-1942) Кто бы мог предположить, что имя полунищей прислуги родом из маленькой деревушки на берегу реки Уазы войдет в солидную энциклопедию «Наивного искусства», изданную в 1984 году совместно югославским и английским издательствами? ![]() Собранное воедино искусство наивных художников из разных стран предстало как значительный аспект художественной культуры XX века. Отсутствие школьной выучки, интуитивное постижение законов построения композиции и сочетаний цветов, на первый взгляд, делают похожими друг на друга произведения художников-самоучек. Но, проникая в творческий мир каждого отдельного 'художника, можно почувствовать, как неразрывно связано его творчество с глубинными корнями своей, национальной традиции, с самыми важными, глобальными тенденциями в культуре его эпохи. ![]() Серафина — чисто французская художница, выразительница чувств и верований простого народа, который свято хранит память о таких своих героинях, как Жанна Д'Арк. Отец ее был часовых дел мастер. Она была старшей из двух дочерей, очень рано осиротевших. Ей пришлось бросить учебу в школе, хотя она делала там немалые успехи. Уже тогда она все свое свободное время проводила, занимаясь рисунком. С четырнадцати лет она работала прислугой в Компьене. Жизнь была тяжелой, Серафина много заботилась о своих родных. В сорок два года ей удалось перебраться в Санлис, завести свое собственное жилье и работать приходящей прислугой. Дом стал для Серафины ее миром. Она принялась расписывать мебель, посуду, писала картины на картоне и на дереве. Иногда ей удавалось обменять их у местных лавочников на продукты или мелкие предметы домашнего обихода. ![]() Серафина была очень набожной женщиной. Она часто ходила в церковь, помогала украшать ее живыми и искусственными цветами. Цветы, листья, деревья были главным сюжетом ее картин. Особенно часто она изображала дерево — райское дерево, древо познания, древо жизни. Мотив этот относится к одному из самых архаических в народной изобразительной культуре и в том или ином виде присутствует в традиционном искусстве многих стран. Дерево Серафины — красочное, одухотворенное, движущее листьями и ветвями, как живое существо. Обычно оно занимает всю поверхность холста своей пышной кроной и толстым стволом, к которому прилепляются еще листики и отростки. ![]() В 1927 году городская благотворительная организация предложила Серафине показать свои картины на выставке, устроенной в ратуше Санлиса. Она выставила три работы. Тут-то они и попались на глаза жившему во Франции немецкому знатоку искусства Вильгельму Уде. Он купил все три работы, пришел к Серафине и предложил ей денежную помощь, чтобы она оставила свою работу и все силы отдала живописи. 1927 —1930 годы — время наивысшего расцвета творчества Серафины. Она работала ежедневно, часто вставала ночью и подходила к мольберту, чтобы запечатлеть возникший перед глазами образ. Возможно, свои творческие озарения она воспринимала так же, как видения, посещавшие святых, о которых ей рассказывал кюре в церкви. ![]() Живопись Серафины — это мощь и сила внутренних движений крестьянской души, отражение чувств и порывов, обычное скрытых в жизни под контролем строгого воспитания и предписываемой женщине сдержанности поведения. Бихали-Мерин впервые увидел картины Серафины, придя в гости к Вильгельму Уде, жившему в предместье Парижа Сен-Жермен. Среди картин других самоучек произведения Серафины поразили его: ослепительные букеты, расцвеченные всеми оттенками экстаза — ярким желтым, раздражающим лягушачье-зеленым, умиротворяющим осенним винно- красным, невинным бирюзово-голубым. ![]() Дочь крестьянки и часовщика. В семилетнем возрасте осталась без родителей, её взяла к себе старшая сестра. Работала пастухом, служанкой в домах Санлиса. Начала рисовать по ночам при свече, вдохновляясь церковными витражами и религиозными лубочными картинками. Яркий, лучистый колорит её картин передает состояние экстатического восторга. ![]() С 1932 года Серафина находилась в психиатрических клиниках, в одной из них умерла от голода и отсутствия ухода при вишистском режиме. Хороший фильм о ней снят в 2008 году - "Серафина из Санлиса". Источник ![]() |