Страниц в журнале: 36 Страница: 26 |
« 1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 35 36 » |
Наше творчество
Путь Казимира Малевича от импрессионизма к супрематизму
Автор: Надежда *Замахнулась на то, чтобы написать о такой неординарной, противоречивой, неоднозначной личности, как Казимир Северинович Малевич. Точнее об этапах его творчества, от импрессионизма – к кубофутуризму – к супрематизму. Казимир Северинович Малевич родился 11 (23) ноября 1878 года на окраине Киева. Отец будущего художника работал управляющим на сахарном заводе киевского промышленника Терещенко. Картину, написанную масляными красками, Казимир впервые увидел в Киеве, куда отец взял мальчика на ежегодную ярмарку сахароваров. Мальчик обладал поразительным воображением и впечатлительностью. Холст висел в витрине магазина и, по признанию самого Малевича, оставил «неизгладимое в памяти явление». Ещё некоторое время спустя мальчик оказался свидетелем того, как работают, приехавшие к ним в провинцию (местечко Белополье под Харьковом) московские иконописцы. Их труд показался ему настоящим чудом. Мама подарила Казимиру набор красок, и он стал заниматься живописью самостоятельно. В 1896 году Малевичи переехали в Курск. Здесь через три года через три года Казимир женился. Молодому отцу семейства (у него вскоре родились мальчик и девочка) теперь постоянно приходилось думать о заработке. Он работал на весьма скучной работе чертежником. Некоторой отдушиной, среди повседневных хлопот, для него был кружок из служащих, которые проявляли интерес к Живописи. Казимир Малевич оказался его главой. Вскоре Малевич решил попытать счастья в Москве. Возник конфликт в семье, однако, это не удержало его. Удача не сразу улыбнулась Малевичу. Но уже в следующем году Малевич предпринял еще одну попытку. Он пытался поступить в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, но снова неудачно. Тогда Малевич поступил в школу-студию И. В. Рерберга. Неплохой живописец Рерберг, оказался ещё и талантливым педагогом. В его школе Казимир Малевич провел в общей сложности пять лет. Здесь он подружился с людьми, сыгравшими важную роль в его становлении, в частности с И. В. Клюнковым. Клюн (псевдоним Клюнкова) был старше Малевича на пять лет, и в начале знакомства именно он являлся лидером.. Уже буквально через три-четыре года их роли поменялись: Малевич стремительно развивался, и вскоре именно он стал "пружиной" в этом содружестве. Живя у друга в Лефортове, Малевич едва сводил концы с концами. Ему даже пришлось вернуться в Курск и снова заняться работой. Наконец, в 1907 году, художнику удалось переселиться в Москву со своей семьей. Обозревая творчество художника этого времени, мы сталкиваемся с его тягой к импрессионизму. Казимир Малевич. Цветущие яблони. Конец 1920-х Далее. В 1910-е Малевич был увлечен творчеством французских фовистов. В первую очередь А Матисса, А. Марке, Ж. Руо… Впечатления мастера нашли отражение в серии его картин 1910-х годов, которую можно назвать крестьянской. "Крестьянская серия" убеждает в том, что в творчестве Малевича произошел резкий перелом: в композиционном решении своих произведений художник отдает предпочтение крупным фигурам, занимающим всю площадь холста; сами фигуры нарочито упрочены, причем в живописных полотнах они буквально «геометричны». Казимир Малевич. Жнец на красном фоне. 1912 - 1913 В середине мая 1912 года издательство Рейнхардта Пипера в Мюнхене выпустило альманах «Синий всадник». Его составителями были немецкий художник Ф. Марк и россиянин В. Кандинский. Под одноименным названием была устроена экспозиция, участвовать в которой пригласили Малевича. Казимир Малевич в то время искал свой путь к беспредметному искусству. От кубофутуризма к супрематизму. Казимир Малевич. Авиатор. 1914 г. В декабре 1915 г. в Петербурге открылась выставка под эпатажным названием «0, 10» (Ноль, десять»). Последняя футуристическая выставка. Слово «последняя» в названии выставки, по мнению устроителей, должно было означать завершение футуристического периода. Название «0, 10», связано с идеей Малевича о сведении всех предметных форм к нулю и переходе «за ноль». На открытии выставки возникли разногласия между участниками: Малевич провозгласил наследником футуризма [b]супрематизм[/b] ( от лат.sypremus наивысший – направление в авангардистском искусстве, разновидность геометрической абстракции. Супрематические композиции организуются из хроматических (разноцветных) плоскостей, имеющих форму треугольника, квадрата, креста и т. д. Сюжет и перспектива отсутствует, главными компонентами произведения становятся геометрическая форма и цвет, а принципом выразительности – математически выверенная композиция. Подобные композиции должны были выразить абсолютные, «высшие» начала реальности, постигнутые интуицией художника, отсюда и название – «высший», супрематизм). Концепция супрематизма и смысл, который вкладывал Малевич в главные произведения своего стиля – три «Квадрата» - черный, красный, белый., -полно сформулированы и объяснены в теоретических работах художника. Без них нельзя получить адекватное представление о творчестве мастера. Он прямо заявляет: «Супрематизм делится на три стадии по числу квадратов – черного, красного и белого. Самое главное в супрематизме – два основания – энергия черного и белого, энергия цветного, служащие раскрытию формы действия, (…) Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм (…) Для меня стало ясным, что должны быть созданы новые основы чистой цветописи». Идея знаменитого «Черного квадрата», впервые возникла у Малевича, когда он работал над декорациями к опере «Победа над солнцем». Это был для него образ пластического выражения победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: черный квадрат вместо солнечного круга. Оставим такую трактовку на усмотрение художника. Явление Малевичу его «Черного квадрата» вызвало в нем шок, сравнимый с неким мистическим откровением. Какое-то время он не мог ни есть, ни спать. Все его мысли были поглощены этим образом. Малевич писал: « На выходе еще одна тема о супрематическом четырехугольнике (лучше квадрате), на котором нужно было бы остановиться, кто он, и что в нем есть; никто над этим не думал, и поэтому я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового супрематического мира, возведу его в дух творящий. (…) Вижу в этом то, что видели люди в лице Бога». Казимир Малевич, вероятно, почувствовал себя предтечей, когда его картина «Черный квадрат» была представлена в красном углу экспозиционного зала, подобно иконе. Икона – «окно в вечность. «Черный квадрат стал «окном в вечность» нового искусства. «Черный квадрат» - код, формула живописной абстракции, некий «нуль форм», из которого возникают впоследствии формы и образы нового времени. Отточенный бесконечными спорами критиков, интерпретациями эстетов, «Черный квадрат» давно превратился в миф, в символ. |