Страниц в журнале: 36
Страница: 26
« 1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 35 36 »

Ковчег Наше творчество

Путь Казимира Малевича от импрессионизма к супрематизму



Автор: Надежда

*Замахнулась на то, чтобы написать о такой неординарной, противоречивой, неоднозначной личности, как Казимир Северинович Малевич. Точнее об этапах его творчества, от импрессионизма – к кубофутуризму – к супрематизму.

Казимир Северинович Малевич
Казимир Северинович Малевич родился 11 (23) ноября 1878 года на окраине Киева. Отец будущего художника работал управляющим на сахарном заводе киевского промышленника Терещенко.

Картину, написанную масляными красками, Казимир впервые увидел в Киеве, куда отец взял мальчика на ежегодную ярмарку сахароваров. Мальчик обладал поразительным воображением и впечатлительностью. Холст висел в витрине магазина и, по признанию самого Малевича, оставил «неизгладимое в памяти явление».
Ещё некоторое время спустя мальчик оказался свидетелем того, как работают, приехавшие к ним в провинцию (местечко Белополье под Харьковом) московские иконописцы. Их труд показался ему настоящим чудом. Мама подарила Казимиру набор красок, и он стал заниматься живописью самостоятельно.

В 1896 году Малевичи переехали в Курск. Здесь через три года через три года Казимир женился. Молодому отцу семейства (у него вскоре родились мальчик и девочка) теперь постоянно приходилось думать о заработке. Он работал на весьма скучной работе чертежником. Некоторой отдушиной, среди повседневных хлопот, для него был кружок из служащих, которые проявляли интерес к Живописи. Казимир Малевич оказался его главой.

Вскоре Малевич решил попытать счастья в Москве. Возник конфликт в семье, однако, это не удержало его. Удача не сразу улыбнулась Малевичу.

Но уже в следующем году Малевич предпринял еще одну попытку. Он пытался поступить в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, но снова неудачно. Тогда Малевич поступил в школу-студию И. В. Рерберга. Неплохой живописец Рерберг, оказался ещё и талантливым педагогом. В его школе Казимир Малевич провел в общей сложности пять лет. Здесь он подружился с людьми, сыгравшими важную роль в его становлении, в частности с И. В. Клюнковым.

Клюн (псевдоним Клюнкова) был старше Малевича на пять лет, и в начале знакомства именно он являлся лидером..

Уже буквально через три-четыре года их роли поменялись: Малевич стремительно развивался, и вскоре именно он стал "пружиной" в этом содружестве.

Живя у друга в Лефортове, Малевич едва сводил концы с концами. Ему даже пришлось вернуться в Курск и снова заняться работой. Наконец, в 1907 году, художнику удалось переселиться в Москву со своей семьей.

Обозревая творчество художника этого времени, мы сталкиваемся с его тягой к импрессионизму.

Цветущие яблони

Казимир Малевич. Цветущие яблони. Конец 1920-х
Далее. В 1910-е Малевич был увлечен творчеством французских фовистов. В первую очередь А Матисса, А. Марке, Ж. Руо…

Впечатления мастера нашли отражение в серии его картин 1910-х годов, которую можно назвать крестьянской.

"Крестьянская серия" убеждает в том, что в творчестве Малевича произошел резкий перелом: в композиционном решении своих произведений художник отдает предпочтение крупным фигурам, занимающим всю площадь холста; сами фигуры нарочито упрочены, причем в живописных полотнах они буквально «геометричны».

Жнец на красном фоне

Казимир Малевич. Жнец на красном фоне. 1912 - 1913

Игрок

В середине мая 1912 года издательство Рейнхардта Пипера в Мюнхене выпустило альманах «Синий всадник». Его составителями были немецкий художник Ф. Марк и россиянин В. Кандинский. Под одноименным названием была устроена экспозиция, участвовать в которой пригласили Малевича. Казимир Малевич в то время искал свой путь к беспредметному искусству. От кубофутуризма к супрематизму.

Авиатор

Казимир Малевич. Авиатор. 1914 г.

В декабре 1915 г. в Петербурге открылась выставка под эпатажным названием «0, 10» (Ноль, десять»). Последняя футуристическая выставка. Слово «последняя» в названии выставки, по мнению устроителей, должно было означать завершение футуристического периода. Название «0, 10», связано с идеей Малевича о сведении всех предметных форм к нулю и переходе «за ноль».

Каляки

На открытии выставки возникли разногласия между участниками: Малевич провозгласил наследником футуризма [b]супрематизм[/b] ( от лат.sypremus наивысший – направление в авангардистском искусстве, разновидность геометрической абстракции. Супрематические композиции организуются из хроматических (разноцветных) плоскостей, имеющих форму треугольника, квадрата, креста и т. д.

Сюжет и перспектива отсутствует, главными компонентами произведения становятся геометрическая форма и цвет, а принципом выразительности – математически выверенная композиция. Подобные композиции должны были выразить абсолютные, «высшие» начала реальности, постигнутые интуицией художника, отсюда и название – «высший», супрематизм).

чёрный квадрат

Концепция супрематизма и смысл, который вкладывал Малевич в главные произведения своего стиля – три «Квадрата» - черный, красный, белый., -полно сформулированы и объяснены в теоретических работах художника. Без них нельзя получить адекватное представление о творчестве мастера. Он прямо заявляет: «Супрематизм делится на три стадии по числу квадратов – черного, красного и белого.

Самое главное в супрематизме – два основания – энергия черного и белого, энергия цветного, служащие раскрытию формы действия, (…) Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм (…) Для меня стало ясным, что должны быть созданы новые основы чистой цветописи».

Идея знаменитого «Черного квадрата», впервые возникла у Малевича, когда он работал над декорациями к опере «Победа над солнцем». Это был для него образ пластического выражения победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: черный квадрат вместо солнечного круга. Оставим такую трактовку на усмотрение художника.

Явление Малевичу его «Черного квадрата» вызвало в нем шок, сравнимый с неким мистическим откровением. Какое-то время он не мог ни есть, ни спать. Все его мысли были поглощены этим образом. Малевич писал: « На выходе еще одна тема о супрематическом четырехугольнике (лучше квадрате), на котором нужно было бы остановиться, кто он, и что в нем есть; никто над этим не думал, и поэтому я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового супрематического мира, возведу его в дух творящий. (…) Вижу в этом то, что видели люди в лице Бога».

Казимир Малевич, вероятно, почувствовал себя предтечей, когда его картина «Черный квадрат» была представлена в красном углу экспозиционного зала, подобно иконе. Икона – «окно в вечность. «Черный квадрат стал «окном в вечность» нового искусства. «Черный квадрат» - код, формула живописной абстракции, некий «нуль форм», из которого возникают впоследствии формы и образы нового времени.

Отточенный бесконечными спорами критиков, интерпретациями эстетов, «Черный квадрат» давно превратился в миф, в символ.




« 1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 35 36 »