Страниц в журнале: 33 Страница: 8 |
« 1 2 ... 6 7 8 9 10 ... 32 33 » |
Наши форумчане
Как общаться с душевнобольными? Ответ священника
Автор: руша Почему никогда не происходит наоборот: сойдя с ума, никто не становится лучше, добрее, смиреннее? Общаясь с разными людьми, вдруг узнаешь от общих знакомых, что некоторые из них страдают психическими болезнями. Симптомы этих болезней не всегда распознаешь сразу, к тому же, как известно, бывают периоды обострения психического заболевания, бывают временные улучшения, ремиссии. Получив подобную информацию, начинаешь опасаться тесного общения с такими людьми. Как вести себя с ними (эпизодически или постоянно больными)? В последнее время отмечена массовость душевных заболеваний. Особенно много больных встречаешь в церковной ограде. Узнаешь, что душевным болезням подвергаются и некоторые пастыри, будучи в сане. Сообщают, что тот или иной священник или монах лежал в «психушке», а кто-то постоянно пользуется услугами психиатра. Как вести себя с ними, допуская, что батюшка может быть «не вполне адекватен»? На данные вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин): «Душевные болезни имеют различное происхождение и проявляются в разнообразных формах. Но одной из причин этих болезней, или провоцирующим фактором и питающей средой, является гордость человека. Гордый в постоянном конфликте с окружающими и самим собой. Он постоянно чувствует себя несправедливо униженным и оскорбленным; он убегает от мира в свою собственную болезнь. Поэтому, не только душевные заболевания вызывают эгоизм и аутизм, но и обратное: эгоцентризм и нарциссизм могут явиться причиной деградации личности и разрушительной болезни. В духовном мире подобное притягивает подобное. Поэтому, гордый человек находится под влиянием гордого демона. До поры до времени это состояние может быть скрыто от внешних глаз; но болезнь разрушает сдерживающие центры и затем вырывается наружу, как вода из треснувшей плотины. Архимандрит Рафаил Карелин "Душевную болезнь иногда бывает трудно различить от демонической одержимости. Аутизм подобен черному цвету, который поглощает лучи, а сам не отражает ничего. Душевнобольной, как и гордый, считает, что он должен быть центром для жизни других, что все люди обязаны ему, и поэтому, в общении с людьми, он требует только внимания, не считая нужным отвечать тем же" В общении с душевнобольными не надо слушать их бред, стараясь найти в нем какую-то логику. Не надо отвечать на их вопросы (они не воспринимают ответы, вернее, уже имеют свои ответы). Нужно оказать больному любовь и при всех состояниях больного стараться вести себя спокойно. Вы спрашиваете, почему, сойдя с ума, никто не становится лучше. Потому что те, кто сходят с ума, большей частью уже до болезни не имели ни смирения, ни любви к людям, но могли контролировать свое поведение. А во время болезни этот контроль оказался снятым, и эгоцентризм больного стал обнаженным. Следует отметить, что некоторые душевнобольные (особенно истерики) не теряют лукавства и хитрости, стараются вызвать внимание к себе и своими аффектами поработить чужую волю. Характерно, что атмосфера в психиатрических больницах гнетет человека, как будто давит его своей тяжестью; образно говоря, сам воздух в этих местах наполнен миазмами и бактериями безумия. Поэтому люди, работающие с умалишенными, сами начинают проявлять странности, словно заразившись от них. Иногда таким больным помогает отчитка — молитвенное изгнание демонов. Интересен вопрос: отвечают ли душевнобольные за свои поступки? Полное безумие случается редко; обычно оно бывает частичным. Поэтому больной отвечает в той мере, в какой он сохраняет вменяемость. И у больных протекает духовная и нравственная жизнь, только скрытая от нас, в каких-то иных формах. Душевнобольных следует не лишать милости и сострадания, выражающихся в заботе о них, хотя бы в поддержании их жизни, но при этом соблюдать разумную дистанцию. — Общаясь с разными людьми, вдруг узнаешь от общих знакомых, что некоторые из них страдают психическими болезнями. Симптомы этих болезней не всегда распознаешь сразу, к тому же, как известно, бывают периоды обострения психического заболевания, бывают временные улучшения, ремиссии. Получив подобную информацию, начинаешь опасаться тесного общения с такими людьми. Как вести себя с ними (эпизодически или постоянно больными)? В последнее время отмечена массовость душевных заболеваний. Особенно много больных встречаешь в церковной ограде. Узнаешь, что душевным болезням подвергаются и некоторые пастыри, будучи в сане. Сообщают, что тот или иной священник или монах лежал в «психушке», а кто-то постоянно пользуется услугами психиатра. Как вести себя с ними, допуская, что батюшка может быть «не вполне адекватен»? -К сожалению, наша помощь душевнобольным очень ограничена. Душевные болезни и степень поражения психики разнообразны, но есть нечто общее у душевнобольных — это аутизм и эгоцентризм. Чаще всего они вступают в беседу и говорят о своих состояниях для того, чтобы вызвать сочувствие у другого лица и получить определенную разрядку через слово. Обычно это бывает очень кратковременным облегчением. Больной во время беседы погружен в себя, он не воспринимает советов и указаний, кажется, что наливаешь воду в сосуд с решетчатым дном, из которого она быстро выливается, и труд оказывается напрасным. Надо отличать органические душевные заболевания, имеющие причиной наследственность, или тяжелую душевную травму от одержимости, то есть порабощения души демоническими силами. Часто эти состояния по внешним симптомам трудно отличать друг от друга. Но есть признак: одержимые демоном боятся святыни. Обострения болезни бывают у них во времена поста и церковных праздников. В этих случаях надо прибегнуть к помощи особых молитв, которые читают некоторые священники, преимущественно из монахов. Что касается пастырей, которые подверглись душевным заболеваниям, то не следует избирать их духовными наставниками; но уклоняться от богослужений, которые проводит такой священник, — не следует, так как в богослужении действует не столько личность, сколько благодать священства». Источник |