Ковчег Знаменитые психи

Безумная возлюбленная Огюста Родена - скульптор Камилла Клодель



клодель


Хотя Камилла Клодель пережила своего возлюбленного и наставника более чем на 25 лет, ее смерть как творца и как личности произошла намного раньше – последние десятилетия своей жизни скульптор провела в безвестности и забытьи в одном из частных психиатрических заведений Франции.
Лишь сегодня возрождается интерес исследователей к творческой судьбе Клодель, которая в силу многих причин не сложилась столь успешно, как у Родена, но наделила ее отнюдь не меньшим талантом. Жизненный путь Камиллы Клодель может служить классическим описанием развития параноидной формы шизофрении и становлением шизофренического дефекта – увы, намного чаще болезнь уничтожает ресурсы творческого развития личности, чем раскрывает новые резервы.
Камилла Розалия Клодель родилась в декабре 1864 г. в городке Вильнев-сюр-Фер на севере Франции. Семья ее принадлежала к зажиточным уроженцам провинции Шампань. В семье было трое детей – старшая – Камилла и младшие – Луиза и Поль. Особенно дружна была будущая художница с братом.

волна

Камилла Клодель. Волна
Талант у Камиллы проявился очень рано – еще в детстве она начинала лепить фигурки из любого куска глины, попадавшегося ей на глаза, изводила близких неутомимыми просьбами позировать ей для работ. Первые художественно оформленные работы скульптор создала в 15-тилетнем возрасте.
Замкнутая и необщительная, своевольная и гордая девушка, не любившая излишне откровенничать, – именно так описывают ее родные в юном возрасте. Эти черты, да еще и узкий круг интересов, ограниченный фактически только лепкой, уже позволяют предполагать, что Камилла обладала шизоидной структурой характера.
Первые, дошедшие до нас скульптуры Клодель, датированы 1881-1882 гг. – причем критики отмечали сходство ее стиля с роденовским, даже в отношении ее более ранних произведений, хотя сама скульптор в то время не только не была знакома с великим мастером, но даже не видела его работ.

размышления

Камилла Клодель. Глубокие размышления
С Роденом художница познакомилась волею случая – в 1881 г. Альфред Буше уезжает в поездку по Италии и передает руководство учебной мастерской Огюсту. Мастер сразу обратил внимание на одаренную девушку и взял ее в свою команду учеников трудиться над большим государственным заказом – монументом «Врата Ада». Довольно скоро девушка становится помощницей и ассистенткой Родена – он доверяет ей лепить отдельные части своих композиций, она же набирается опыта у именитого скульптора. Однако и мастер пользуется идеями ученицы – невозможно наверняка узнать, кто кого наследовал в своем творении периода их 10-летнего творческого симбиоза – Клодель Родена или Роден Клодель.
Огюст, как и положено известным художникам, довольно часто увлекался своими натурщицами и ученицами. Камилла Клодель обладала недурной внешностью и не была исключением, однако исключением стало отношение к ней Родена – это было куда более сильное чувство, чем мимолетные увлечения, которое подкреплялось тесным духовным союзом. Целое десятилетие из жизни Камиллы Клодель запечатлено в работах Родена – она позировала практически для всех его скульптур второй половины 1880-х. Безусловно, Камилла сделала равноценный вклад в наследие Родена – 1883-1893 гг. наиболее плодотворны для обоих мастеров.

роден

Огюст Роден. Данаида
Несмотря на многочисленные романы, у Родена была постоянная спутница жизни – Роза Бере. Они не состояли в официальном браке, но имели общего ребенка, их мало что связывало, но сила привычки была так велика, что Роден не был в силах расторгнуть этот союз и остаться с Камиллой, что и стало основной причиной их разрыва.
Постепенно Камилла отдаляется от своего учителя и в личной, и в профессиональной жизни. Скульптор символически изобразила конфликтную ситуацию в скульптурной группе «Зрелый возраст» – пожилая и непривлекательная женщина увлекает за собой мужчину, которого тщетно пытается удержать стоящая на коленях молодая девушка.
Разрыв отношений с Роденом повлек за собой тяжелейший кризис – за годы, проведенные рядом со своим учителем, Клодель так и не сумела выйти из-под его тени и стать известной и востребованной художницей, кроме того, рухнули ее надежды на семейную жизнь и материнство. Все это стало толчком к развитию процессуального заболевания, которое не давало о себе знать, пока художница была достаточно социально адаптирована.
Уйдя от Родена, скульптор все еще мечтала об обретении независимости и признания, поэтому она снимает в Париже небольшую квартиру и упорно старается порвать с роденовским стилем, обретя свой собственный. Вплоть до рубежа веков Камилле удается плодотворно работать, несмотря на постоянные денежные проблемы и развитие болезни. Она создает прекрасные работы – «Вальс», «Болтушки», «Волна», множество портретных работ, однако заказов по-прежнему немного, она влезает в долги, и нищета становится ее постоянным спутником. В письмах друзьям Клодель признается, что ее одежда столь изношена, что она не может позволить себе явиться к ним в гости в таком неприглядном виде.

вдохновение

Камилла Клодель. Талант и вдохновение
Переживание жизненной драмы всегда требует интенсивной работы защитных механизмов. Не только свои собственные неудачи, но и все зло мира художница приписывает Огюсту Родену, которого она обвиняет в плагиате. «Я не в настроении и дальше позволять делать из меня посмешище этому мошеннику, этому двуличному человеку (всеобщему нашему учителю, как он утверждает), для него первое удовольствие издеваться над людьми», – утверждает Клодель в одном из своих писем.
С начала 1900-х гг. ее идеи «кристаллизируются», становятся все более болезненными и навязчивыми, бредовые идеи претерпевают развитие через бред отношения к бреду преследования и, наконец, к бреду отравления и угасают к двадцатым годам текущего столетия.
В 1902 г. Камилла отказывается от участия в выставке в Праге, потому что не хочет, чтобы ее работы выставлялись рядом со скульптурами Родена. В многочисленных письмах брату, публичных заявлениях и кляузах она утверждает, что Роден крадет ее идеи и на ее работах наживаются миллионные состояния. Возникает дезориентация в последовательности творческого процесса и искажение временной перспективы – она уже не разграничивает произведения, которые создает в данный момент, и те, которые были созданы в творческом союзе с Роденом.
Ее патологическое мышление сотворило из Родена преследователя, а из окружающих – родственников, критиков, натурщиков – соучастников заговора, цель которого – воровство ее идей и уничтожение ее творческих замыслов.
Прослеживается в поведении художницы и амбивалентность – так, узнав, что статью о ней собираются напечатать в известном парижском журнале, она была счастлива и послала в редакцию письмо благодарности (правда, не преминув в нем гневно выразиться в адрес Родена), а через некоторое время отправляет в редакцию второе письмо, написанное уже в презрительном тоне по отношению к редактору.
Тем временем, нарастает аутизация – и без того нелюдимая Камилла практически ограничивает круг знакомых редким общением с консьержкой, перестает следить за собой и своим жильем, не расчесывает волосы. В ее квартире с закрытыми ставнями живет с десяток кошек. Клодель бродяжничает, исчезая из дома на целые месяцы. С 1905 г. она начинает систематически уничтожать все, созданное за текущий год и загромождает квартиру обломками камней. Именно поэтому, нет возможности наблюдать то, как болезнь отразилась на ее творческом процессе – ни одна скульптура этого периода не сохранилась.

старухи

Камилла Клодель. Старуха Элен
Психическое состояние художницы продолжало ухудшаться и в 1913 г., через неделю после смерти отца Камиллы, ее семья добивается принудительной госпитализации. Вплоть до своей смерти в 1943 г. она содержалась в лечебнице Мондеверг.
Камилла не признавала свою болезнь, считала себя совершенно здоровой. Поначалу симптоматика оставалась неизменной, после смерти Родена, который, кстати, анонимно перевел приюту некоторую сумму на содержание художницы, объектом бреда отношения стала мать. Клодель продолжала твердить, что ее семья в заговоре с Роденом заточила ее в больницу, чтобы завладеть ее наследством. Камилла ни разу не притронулась к глине, которую ей предлагали, и не создала ни одной работы в оставшиеся 30 лет ее жизни. Она никогда не проявляла прямой агрессии, монахини, присматривавшие за пациентами, описывали художницу апатичной, молчаливой и безучастной ко всему.

вальс

Камилла Клодель. Вальс. Работа явилась итогом переживаний по поводу разрыва с Огюстом Роденом

Источник



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]