Старец Паисий Святогорец (иеромонах Исаак)
|
|
Котя_007
|
#1 | Понедельник, 21.01.2019, 14:46
|
Автор темы
Грампластинка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Житие Старца Паисия Святогорца.
Старец Паисий Святогорец (1924 - 1994)
Предисловие В последние годы увидели свет различные книги и публикации о Блаженном Старце Паисии Святогорце. Они действительно оказали духовную пользу многим и сделали имя Старца еще более известным. Однако в основном в них идет речь об учении и чудесах Старца Паисия. Биографические сведения, содержащиеся в этих книгах, - минимальны. Убедившись в необходимости составления систематического жизнеописания отца Паисия, одно из его духовных чад - наш Старец, иеромонах Исаак, - решился взять этот труд на себя. Отец Исаак вместе с монахами своего братства начал составление «Жития» Старца Паисия приблизительно через два года после его кончины (Старец Паисий почил о Господе 29 июня12 июля 1994 года). Труд близился к завершению, когда кончина самого отца Исаака (3 июля» 16 июля 1998 года) отложила издание на неопределенное время. «Житие» оставалось неопубликованным, оно еще нуждалось в исправлениях и дополнениях. Между тем, из-за трудностей, возникших после кончины нашего Старца, отца Исаака, продолжать работу над книгой было для нас невозможно. Кроме этого, осознавая свою очевидную непригодность для столь ответственного труда, мы более трех лет вообще боялись прикоснуться к «Житию». Завершить работу нас побуждало желание нашего Старца, отца Исаака, и труд, проделанный им ради того, чтобы «Житие» Старца Паисия увидело свет. Кроме этого, многие братья и сестры во Христе также побуждали нас довести дело до конца. Иногда у нас опускались руки. Мы были готовы оставить этот чрезвычайно сложный и ответственный труд. Нами овладевал страх того, что мы исказим облик Старца и вместо пользы принесем духовный вред и соблазн. Мы чувствовали себя подобно маленькому ребенку, который, пытаясь говорить о чем-то великом, превосходящем его меру, не находит слов и не может выразить то, что он желает. При жизни отца Паисия мы не считали необходимым записывать его слова, фотографировать его самого или собирать о нем биографические сведения с тем, чтобы когда-нибудь составить его жизнеописание. Нас наполняло само его присутствие, нам было достаточно уже того, что мы его видели и слышали. Возможно, кто-то посчитает это упущением. Однако наша совесть спокойна от того, что мы не делали ничего, что могло его огорчить. Единственным исключением были немногие записи, сделанные нами для того, чтобы не забыть ответы отца Паисия на личные вопросы, связанные с нашей ежедневной монашеской жизнью. Отвечая нам, Старец приводил примеры из своего подвижнического опыта, рассказывал о пережитых им сверхъестественных событиях и демонических искушениях. Однако в основном мы опирались на то, что сохранилось в нашей памяти. Многое из того, что запомнилось, мы слышали от него неоднократно. И сейчас - к общей пользе наших братьев и сестер мы передаем на бумаге его слова, начертанные им в наших сердцах.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Котя_007
|
#2 | Понедельник, 21.01.2019, 14:49
|
Автор темы
Грампластинка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Предисловие: Продолжение.
Узнав о составлении «Жития», многие миряне и священнослужители - по собственной инициативе или по нашей просьбе - предоставили в наше распоряжение немало ценных документов: писем Старца Паисия, фотографий, записей и свидетельств очевидцев. Весь этот материал, привнесший в «Житие» Старца немало ранее неизвестных страниц, был использован с осторожностью и ответственностью. После многократного просеивания и отбора было оставлено лишь то, что действительно заслуживало доверия. Не все в предоставленных сведениях соответствовало действительности и духу Старца. Некоторые люди от нерассудительного благоговения что-то преувеличивали, а другие, возможно, поняв Старца неправильно, передавали его слова искаженно. Были и такие - совсем немногие, - кто высказывался о Старце отрицательно - возможно, делая это по неведению, а не по злому расположению. Пусть Бог не вменит им этого в грех. «Начало словес Твоих истина» (Пс.118:160), и поэтому главным принципом при работе над «Житием» мы тоже избрали истину. Мы старались представить Старца таким, каким мы его знали, таким, каким он был, - избегая порождаемых любовью и восторженностью преувеличений. Значительная часть «Жития», по сути, является автобиографией Старца Паисия, поскольку главным источником сведений был он сам. Большинство повествований исходят непосредственно из его неложнейших уст. Однако в действительности мы написали очень немногое. Будучи скудным и слабым, наш труд не дает исчерпывающей картины духовного богатства Старца. Мы не только не превозносим, но - отнюдь не желая того - во многом преуменьшаем его образ. Причины этого в следующем. Его внутренняя жизнь - как жизнь любого святого - проходила «втайне», невидимо для других. Чтобы помочь нам в нашей монашеской жизни, Старец открывал немногое - по большей же части происходившее с ним осталось неизвестным. Когда он был жив, в нашем общении с ним преобладала скрывавшая его духовное величие человеческая сторона. Но главная причина в том, что наши сердечная слепота и несовершенство помешали нам увидеть Старца более духовно - что помогло бы воссоздать его образ с большей достоверностью. Будь наше духовное состояние лучше, это, безусловно, отразилось бы и на настоящем труде. Как известно, наиболее верно описать жизнь Святого может человек, восшедший в такую же меру и такое же состояние. Сам Старец Паисий говорил, что жития Святых, написанные Святыми, восхитительны. Итак, поскольку «студенец есть глубок и почерпала не имамы» (Ин.4:11) то есть наших духовных сил недостаточно для того, чтобы показать духовное величие Старца, мы ограничились простым и точным изложением сведений о нем, стараясь быть лишь достоверными свидетелями и ничем больше. Но, несмотря на это, даже сквозь неуклюже написанные нами страницы, проявляется образ Старца Паисия - человека, который с легкой простотой движется в пространстве между землей и Небом, насмехается над диаволом - одновременно сострадая его падению - и общается со множеством Святых. Старец предстает перед читателем совершенно нищим, но при этом низводящим своей молитвой с Неба на землю богатейшие благословения. Он выглядит физически слабым и немощным, но при этом настолько могучим и наполненным огнем Божественной Благодати, что перед ним отступают даже законы естества. Он живет в пустыне, но при этом - очень близок к нуждам людей; строгий аскет по отношению к себе самому, он до самопожертвования человеколюбив по отношению к убогим, страдающим и несправедливо обиженным. Поместить в один том все сведения о Старце было бы невозможно. Поэтому из множества описанных случаев выбраны наиболее характерные и поучительные. В книгу не вошло учение Старца (объемом в несколько томов), множество писем и более двухсот свидетельств о совершенных им чудесах. Но мы и не ставили перед собой цели представить читателю просто «список чудес». Вполне естественно, что в человеке, восшедшем на вершину добродетелей и стяжавшем Божественную Благодать, действенно открываются благодатные дарования и он творит чудеса. Однако вопрос состоит в том, как достичь этой вершины, каким путем надо идти и каким образом подвизаться против страстей и искушений. Поэтому даже более, чем чудеса Старца, нас трогали и трогают его великое самоотречение, его любочестные подвиги ради любви ко Христу, его монашеская акривия и тонкое чувство духовной жизни, его редкая рассудительность, жертвенная любовь к каждому человеку и святоотеческое мудрование, способное принести покой каждому сердцу.
Сообщение отредактировал(а) Котя_007 - Понедельник, 21.01.2019, 14:51
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Котя_007
|
#3 | Понедельник, 21.01.2019, 14:57
|
Автор темы
Грампластинка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Предисловие: продолжение.
Книга «Житие Старца Паисия Святогорца» состоит из двух частей. В первой части вниманию читателя предлагается «Пространное житие» Старца. Мы старались как можно проще, но и в наиболее целостном виде показать подвижнический путь Старца от рождения до кончины, следуя хронологии и внешнему течению его жизни. Основа каждой из четырнадцати тематических блоков первой части - то географическое место, где Старец жил в те или иные годы. Главы содержат биографические сведения о Старце, описания его подвигов, свидетельства о чудесах, многообразных дарованиях и помощи людям. Вторая часть книги, озаглавленная «Добродетели, дарования и приношение Старца миру», - это необходимое дополнение и пояснение к первой части. Знакомство с ее содержанием позволит читателю узнать Старца глубже и понять его полнее. Каждая из двух частей книги независима от другой - они могли быть изданы и как два отдельных тома, - но все же они связаны между собой глубоким внутренним единством. Вторая часть - это тоже жизнеописание, однако оно не следует хронологической канве, а содержит биографические сведения, разделенные по различным темам.1 Центральное понятие второй части - Божественная Благодать. Для того чтобы Ее стяжать, Старец сначала подъял борьбу против страстей и греха и впоследствии явился «добрым строителем различным Благодати Божия» (См.: 1Пет. 4, 10) В тематическом блоке «Добродетели» различные случаи из жизни Старца описываются так, чтобы читатель мог извлечь для себя практическую пользу. Они разделены по главам, основное содержание которых составляет добродетель, поставленная в название каждой главы. Учение Старца о той или иной добродетели в главы не включено - за исключением немногих лаконичных и наиболее характерных отрывков. Однако там, где было необходимо что-то подчеркнуть, для того чтобы лучше показать дух Старца, отрывков из его поучений приводится больше. О проявлениях дарований Старца - многообразных и сверхъестественных - ярко свидетельствуют другие люди и поступки самого отца Паисия. Из множества свидетельств были выбраны немногие - наиболее показательные. Эти свидетельства, также разделенные по тематическим главам, приводятся без комментариев - за исключением случаев, где пояснения были необходимы. Масштабы, глубину и достоинство Приношения Старца миру было бы невозможно описать и объективно оценить на немногих страницах этой книги. Имея в себе разнообразие Божественных дарований, Старец естественно и непринужденно, без человеческих потуг и надрывных усилий передавал богатство Божественной Благодати погибающим от голода душам. В нашей книге упоминаются лишь некоторые из сторон его Приношения - то, в чем он особенно помог людям. Желая избежать неточностей и ошибок, мы представили написанное нами на суд и проверку духовных чад Старца Паисия и других отцов. Выражаем многую благодарность и признательность нашим духовным братьям за сделанные ими исправления и дополнения. Их помощь в работе над книгой шла от всего сердца и была существенной. Без нее «Житие» Старца вышло бы очень несовершенным и содержало бы много ошибок. Мы благодарны братьям и сестрам, принявшим участие в работе над книгой и предоставившим в наше распоряжение различные сведения, а также всем, кто проверял и правил текст, потратив много времени и труда ради того, чтобы эту работу закончить. Выражаем также признательность тем, кто старался сделать издание лучше и содействовал его выходу в свет через десять лет после кончины Старца. Особую благодарность выражаем нашему многоуважаемому Старцу Григорию, постриженику Старца Паисия и духовнику женского монастыря Честного Предтечи в селении Метаморфоси на Халкидике, за то, что он всячески поддерживал нас во время работы над книгой и взял на себя издержки, связанные с типографскими и другими расходами по греческому изданию настоящего «Жития». Считаем необходимым сделать некоторые замечания, облегчающие читателю знакомство с книгой. Многое из действий и слов Старца становится понятным из общего контекста его жития. Не следует нерассудительно обобщать все, что говорил Старец. Некоторые его слова были произнесены по конкретному случаю и не предназначались для всех. Как говорил сам Старец: «Одно и то же лекарство может принести и пользу, и вред - в зависимости от организма человека». В книге говорится об отношении Старца к различным общецерковным, национальным, общемонашеским и другим проблемам. Необходимо подчеркнуть, что позиция Старца была совершенно духовной и бесстрастной. Поэтому и в книге эти вопросы освещаются без малейшего желания кого бы то ни было задеть или скомпрометировать. Свидетельства очевидцев помещены в книгу в том виде, в каком они были нам переданы. Некоторые обширные свидетельства были сокращены без изменения общего смысла. Были учтены желания тех, кто подавал свидетельства с просьбой не называть их имени. Даты приводятся по старому стилю. Там, где дата приводится по новому стилю, стоят буквы: «н. ст.». Заканчивая вводную часть, признаемся в том, что на этих страницах мы не в состоянии по достоинству выразить Старцу нашу признательность и благодарность за все то, что он нам дал. Мы можем лишь сердечно просить его простить нас, если в чем-то мы согрешили против его любви, и в особенности за то, что дерзнули издать его «Житие». Однако просим Старца молиться о том, чтобы Бог просветил умы читающих эту книгу, чтобы они поняли ее правильно и получили духовную пользу. Осознавая свои несовершенства и недостатки, мы с благодарностью примем любые замечания и советы, происходящие от стремления к более ясному проявлению истины. Если читатель встретит в описании благоуханных подвигов Старца какие-то ошибки, то виноват в них не Старец Паисий и не его биограф отец Исаак, но те, кто завершил работу над этой книгой и ее издал. Однако если чья-то душа, согревшись огнем подвигов Старца Паисия, сама начнет духовную борьбу, то пусть она прославит покланяемое имя Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, «Ему же слава и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь».
*** * Старец Паисий Святогорец канонизирован в лике преподобных 13 января 2015 года. 1Разделение второй части на три тематических блока («Добродетели», «Дарования» и «Приношение миру») имеет в своем основании следующие слова Священного Писания: «вина и сикера не имать пити» (подвижничество, борьба), «и Духа Святаго исполнится еще из чрева матери своея́» (Божественная Благодать), «и многих от сынов израилевых обратит ко Господу Богу их» (приношение миру) (Лк. 1, 15-16). Великий Предтеча прошел через все эти стадии, хотя и в иной последовательности, поскольку он стал Пророком еще в материнской утробе. Все Святые сначала подъяли подвиг, для того чтобы очиститься от страстей, и - соблюдая Божественные заповеди, от которых рождаются добродетели, - впоследствии прияли Божественную Благодать. В третьей стадии дарования Святых используются и раздаются ради спасения людей.
Сообщение отредактировал(а) Котя_007 - Понедельник, 21.01.2019, 14:59
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Котя_007
|
#4 | Четверг, 22.08.2019, 11:05
|
Автор темы
Грампластинка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
– Геронда, почему иногда бывает так, что человек благодетельствуемый неуважительно ведет себя в отношении к тому, кто ему помогает?
– Встревает диавол и подзуживает того, кому мы помогли, дурно вести себя по отношению к нам, чтобы мы разгневались. [Сделанное нами] добро мы при этом теряем. Человек не виноват, его подстрекает диавол для того, чтобы лишить нас всего. Делая добрые дела, имейте всегда такое чувство, что вы обязаны их делать, и будьте готовы встретить искушение, чтобы вы не потеряли то добро, которое сделали, и весь прибыток с этого добра был вашим. Например, человек жертвует какие-то деньги, не желая выставлять это напоказ. Но встревает искуситель и подстрекает других сказать ему: «Ведь ты сребролюбец: ничего не пожертвовал, а такой-то сделал то, такой-то – другое». Так диавол вынуждает этого человека «смиренно» ответить: «Так ведь и я сделал некую малость. Устроил... больницу». Или же враг побуждает его разгневаться и выдать: «Кто, я?! Я, человек, сделавший и то и сё?!» И так он теряет... всё. Или диавол подтолкнет того, кому человек оказал благодеяние, сказать ему: «Скряга! Эксплуататор!», чтобы благодетель ответил: «Кто, я, что ли, эксплуататор? Я, человек, сделавший тебе добро, оказавший тебе такое благодеяние?» – «Ах, он неблагодарный, – скажет он потом, – ведь я, конечно, не хотел, чтобы он говорил мне «спасибо», но уж по крайней мере мог бы признать [то, что я его благодетель]!» Однако если человек ждет признания своих заслуг, то он теряет все. Если же сделавший благодеяние в добром помысле скажет так: «Даже хорошо, что он забыл добро, которое я ему сделал» или так: «Может быть, он был расстроен или устал и потому разговаривал в таком тоне», то он оправдывает ближнего и не теряет сам. Когда мы не ждем воздаяния, то имеем чистую мзду. Христос сделал для нас все, а мы Его распяли. Как мы поем в храме? «За манну желчь» [65]. Итак, будем всегда стараться делать добро, не ожидая за него воздаяния. ____________________ 65 Из 12-го антифона утрени Великого Пятка.
Преподобный Паисий Святогорец Слова. Том II. Духовное пробуждение Часть Вторая. О Подвижничестве и Благоговении Глава пятая. Даяние содержит в себе божественный «кислород»
|
Статус: нет меня
|
|
|
Котя_007
|
#5 | Воскресенье, 26.11.2023, 04:28
|
Автор темы
Грампластинка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Если мы видим человека, страдающего от сильной душевной тревоги, огорчения и печали, несмотря на то, что у него есть всё, чего ни пожелает душа, – то надо знать, что у него нет Бога. Мирские радости не «заряжают» человеческую душу, а лишь засоряют её. Ощутив духовную радость, мы не захотим радости вещественной. ┉ ┉ ┉ ┉ ┉ Чтобы один человек сказал другому, что ему нужно делать, слышащий должен быть смиренным, а говорящий – в десять раз смиреннее его, и, кроме этого, он сам должен стараться применять в своей жизни то, чему учит другого. ┉ ┉ ┉ ┉ ┉ Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех – страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа. Тот, кто что-то берёт, принимает радость человеческую. Тот, кто даёт, приемлет божественную радость. ┉ ┉ ┉ ┉ ┉ Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. ┉ ┉ ┉ ┉ ┉ Встревает диавол и подзуживает того, кому мы помогли, дурно вести себя по отношению к нам, чтобы мы разгневались... Делая добрые дела, имейте всегда такое чувство, что вы обязаны их делать, и будьте готовы встретить искушение, чтобы вы не потеряли то добро, которое сделали, и весь прибыток с этого добра был вашим. ┉ ┉ ┉ ┉ ┉ Что сказал Христос? «Будьте готовы», а не «давайте, начинайте готовиться сейчас». С того момента, как Христос произносит слова «будьте готовы», каждый человек и, особенно, монах должен быть готов постоянно. Люди, стремящиеся закончить нескончаемые дела, заканчивают свою жизнь, имея духовные несовершенства. ┉ ┉ ┉ ┉ ┉ Если девушка хочет стать монахиней, думая так: «А зачем я буду оставаться в миру, выходить замуж, рожать детей? Морока, беспокойство. Уйду-ка я лучше в монастырь. Буду делать то, что мне говорят, ответственности никакой, а если меня когда поругают, то я склоню голову пониже. Попробуй-ка, создай свой дом в миру! А в монастыре будет всё необходимое, отдельная келья, готовая еда и прочее...» – итак, если девушка думает подобным образом, то пусть знает, что она уже с самого начала потерпела неудачу. ┉ ┉ ┉ ┉ ┉ Очень помогает воспитанию детей, когда родители считают себя ответственными за все проступки детей, поскольку находят свою собственную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бросает сокрушенным родителям «спасательный круг». ┉ ┉ ┉ ┉ ┉ Нужно «связать» детей с Богом и развивать у них понимание, что необходимо творить добро. Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придёт в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниёт. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь. Прп. Паисий Святогорец «Душевный лекарь»
|
Статус: нет меня
|
|
|
Котя_007
|
#6 | Воскресенье, 26.11.2023, 18:04
|
Автор темы
Грампластинка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
|
Статус: нет меня
|
|
|
Петра
|
#7 | Воскресенье, 26.11.2023, 19:08
|
Мавка лісова
Юзер-бар +
Диагноз: хвороба Булгакова
Котя_007, можливо, мається на увазі гординя все-таки??
лікування шизофренії дедуктивним методом -- Україна
|
Статус: нет меня
|
|
|