Ведьма: добро или зло?
|
|
zarim
|
#1 | Суббота, 11.01.2020, 15:33
|
Автор темы
Охотник
Юзер-бар +
Почти во всех детских сказках ведьма - злая, детей жарит, богатырей спаивает, но так ли это?
Что означает слово ведьма, от какого слова образовано Чтобы правильно понять, что означает слово ведьма, и от какого слова произошло и образовано, надо внимательно на него посмотреть. Итак, полагаю, что в нём не один, а два смысловых корня. Первый «ведь» википедия и этимологический словарь дружно отметили. А второй «ма» столь же солидарно проигнорировали. И совершенно напрасно.
Значение слова ведьма у древних славян, если не отметать беспечно его второй смысловой ряд, очевидно. Это «ведающая мать». То есть женщина, пожившая на белом свете. Много познавшая. Вырастившая и воспитавшая детей. И никакого колдовства в этимологии этого слова нет. Всё по земному просто и мудро.
Русская ведьма кто она. Старославянское значение слова ведьма На Руси подобной дикости не было и в помине. У наших предков ведьма была лицом уважаемым и пользовалась авторитетом за своё ведовство. Многие такие женщины и в хворях людских неплохо разбирались, и целительством занимались. Травками и заговорами пользовали, которые передавались из поколения в поколение.
Но не все русские ведьмы получали свои знания и дар от рождения. Была среди них и другая категория – ученых ведьм. Те, которые сами постигали науку знахарства, гадания, заговоров, наведения порчи и прочих ведьминых премудростей. Вот к ним люди относились с недоверием. Считалось, что учёная ведьма не совсем владеет своим ремеслом. Прирожденная ведьма может поворотить всё назад и снять свои колдовские чары с человека. А ученая – нет. В народе так и говорили «Хуже ведьма ученая, чем прирожденная».
|
Статус: нет меня
|
|
|
Laozi
|
#2 | Суббота, 11.01.2020, 15:58
|
Мудрец жизни
Юзер-бар +
Цитата zarim ( ) Почти во всех детских сказках ведьма - злая, детей жарит, богатырей спаивает, но так ли это? это про Бабку-Ёжку - тоже вполне неоднозначный персонаж
Цитата Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых Цитата zarim ( ) Но не все русские ведьмы получали свои знания и дар от рождения. Была среди них и другая категория – ученых ведьм. Те, которые сами постигали науку знахарства, гадания, заговоров, наведения порчи и прочих ведьминых премудростей. Вот к ним люди относились с недоверием. Считалось, что учёная ведьма не совсем владеет своим ремеслом. Прирожденная ведьма может поворотить всё назад и снять свои колдовские чары с человека. А ученая – нет. В народе так и говорили «Хуже ведьма ученая, чем прирожденная». а на западе (как я понимали) людей, обвинённых в колдовстве называли ведьмами и колдунами, на костре сжигали.
Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Laozi
|
#3 | Суббота, 11.01.2020, 16:01
|
Мудрец жизни
Юзер-бар +
Баба-Яга
Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке: - Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать. - Когда же идти? – спросила девушка. - Прямо сейчас! – ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. – Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.
А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные. Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки – тут бедняжке и конец придет.
Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая. - О чем ты плачешь, кощь человеческая? – спрашивает она. - Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!
Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения. Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку. - Спасибо тебе, добрая душа, – слышит голоса из-под земли. – Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку – она тебе путь укажет. Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь! Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках – а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.
А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.
Алексей Ремизов. Проливной дождь
Баба-Яга собирается хлебы печь. Задумала старая жениться – взять в мужья рогатого черта – Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит. Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из человеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, – такая уж нежить. А как ей весело: старик Домовой на бобах остался – показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал! Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой. - Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! – плачет Яга, ходит у печи. - Бабушка, чего же ты плачешь? - А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы – прибьет Верховой. - Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются – полна капель натекает. - Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется – и дождь перестанет.
Источник
Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
|
Статус: нет меня
|
|
|
zarim
|
#4 | Суббота, 11.01.2020, 16:16
|
Автор темы
Охотник
Юзер-бар +
Laozi, я согласен, что ведьма может быть доброй или злой, но обвинять всех без разбору.. имхо неправильно
Я, видимо, был не совсем правильным ребёнком, но вот читая и смотря сказки... мне очень часто было жалко именно Бабу Ягу! ну вот судите сами:
Баба Яга живёт в лесу, сама ни на кого не нападает, чаво-то там делает, всё знает, звери ей помогают, знает рецепты знахарские...
Тут приперается очередной "Иван-дурак" или богатырь какой... тебя сюда звали? Нет, не звали, развернулся и ушёл! Ага, щас, он обязательно пойдёт к избе на курьих ножках и заметьте, его не смущает, что изба отвернулась от него.
Он обязательно, в приказном порядке, развернет её и войдёт, даже если никого нет дома (!!!) Ну нормально?
Если никого нет, он не будет просто ждать, он обязательно обшарит все углы, если что вкусного найдет - сожрёт, тьфу!
Прилетает хозяйка, Яга которая, какого лешего ей быть доброй, если в её частную собственность проник нежданный гость?
И это ещё пол беды, этому гостю обязательно от Яги что-то надо: то дорогу показать, то зелье дать, то совет какой, короче, ему надо и хоть трава не расти!
Вспоминаем дальше, Яга начинает расспрашивать, кто, мол, ты такое и какого сюда приперся? Что ей отвечают?: ты, мол, сначала накорми, напои, спать уложи, а потом, по утру, спрашивай. Нормально?
Ну вот вы пришли домой к себе, дверь открыта, на кухне сидит незнакомый детина и жрёт ваш ужин и это, дай ему ещё выпить, уложи спать и без лишних вопросов! Да я бы его сам в печь засунул и изжарил!
|
Статус: нет меня
|
|
|
Laozi
|
#5 | Суббота, 11.01.2020, 16:29
|
Мудрец жизни
Юзер-бар +
Цитата zarim ( ) Ну вот вы пришли домой к себе, дверь открыта, на кухне сидит незнакомый детина и жрёт ваш ужин и это, дай ему ещё выпить, уложи спать и без лишних вопросов! Если бы это красивая девушка была, я бы с радостью это всё сделал и ещё что нибудь, наверное
А вообще согласен, добро и зло очень размытые и относительные понятия, потому и говорю, что персонаж Баба-Яга неоднозначен. Даже у самого "плохого" поступка может быть очень веская причина и мотив.
Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
|
Статус: нет меня
|
|
|
zarim
|
#6 | Суббота, 11.01.2020, 16:31
|
Автор темы
Охотник
Юзер-бар +
Laozi, вот! Поэтому выступаю в защиту прав Бабок Ёжек!
|
Статус: нет меня
|
|
|
Лесная ведьма
|
#7 | Суббота, 11.01.2020, 16:49
|
мимо проходившие
«Попросите любого человека описать, каким ему представляется дом колдуньи. И.. у него перед глазами всплывет чудесный, сказочный терем рядом с дремучим лесом. Или… он представить себе зловещее поместье в готическом стиле, а завершать образ будут… железные решетки и таинственные деревья, покрытые мхом. Никому даже не придет на ум современная квартира или стильная студия… или небольшой двухэтажный дом, или даже ферма за чертой города. Ведь дом колдуньи не должен иметь ничего общего с обыденной мирской сферой нашего существования, разве не так? С одной стороны – все так, с другой – нет. Дом чародейки, ведьмы можно узнать не столько по внешним признакам, сколько по ощущениям, которые он у вас вызывает…. Потому что магические знаки и подсказки будут куда более незаметны и неуловимы, чем многие люди себе это представляют».
Эллен Дуган. "Домашнее волшебство"
Сообщение отредактировал(а) zarim - Суббота, 11.01.2020, 16:58
|
|
|
|
|
Лесная ведьма
|
#8 | Суббота, 11.01.2020, 16:54
|
мимо проходившие
[pic]https://b.radikal.ru/b11/2001/e1/aec0ddbbb2a7.jpg[/pic]
Сообщение отредактировал(а) zarim - Суббота, 11.01.2020, 16:58
|
|
|
|
|
zarim
|
#9 | Суббота, 11.01.2020, 17:12
|
Автор темы
Охотник
Юзер-бар +
Чую, что большинство "страшилок", которыми пугали детей, бабки-Ёжки придумывали сами, охраняя себя и своё жилище от "дураков"
|
Статус: нет меня
|
|
|
zarim
|
#10 | Суббота, 11.01.2020, 18:21
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Лесная ведьма
|
#11 | Воскресенье, 12.01.2020, 21:18
|
мимо проходившие
Безмолвием, молнией, каплями, яростью, Зеркалом треснувшим, запахом пряностей, Стрелкой секундной, застывшей растеряно, Встретила Ведьму одна из реальностей.
И вмиг потускнела сцена блестящая К ведьмам, раскрашенным тушью, гуашами Дав знать о себе - криком резким, уверенным Откуда неведомо, пришла - Настоящая.
Вяли цветы, умирали растения… «Ужасное, черное, злое знамение!» Кричали из зала, публики возгласы. «Сколь же ужасны ее намерения?»
Цветы же увидев рожденье подобной, Не светлой, не темной, а цельной, свободной, Слепцов и невежд не слушая голоса, Ее закрывали от зависти злобной…
Мрамором белым, сталью и холодом Высечен облик, годами и опытом. Смело храня в себе нежное, доброе, Ведьма шагала под солнечным золотом.(с)
[pic]https://c.radikal.ru/c16/2001/dc/4137a97fded0.jpg[/pic]
Сообщение отредактировал(а) zarim - Воскресенье, 12.01.2020, 21:28
|
|
|
|
|
zarim
|
#12 | Воскресенье, 12.01.2020, 21:29
|
Автор темы
Охотник
Юзер-бар +
Лесная ведьма, твоё? Красиво! Ну просто знак (с) без указания автора ставиться, если пишет сам автор
|
Статус: нет меня
|
|
|
Лесная ведьма
|
#13 | Воскресенье, 12.01.2020, 21:39
|
мимо проходившие
Нет, на мое. А знак (с) - я так цитату обозначаю, если автора и ссылок не знаю. Моё, по духу и настроению
Сообщение отредактировал(а) zarim - Воскресенье, 12.01.2020, 21:48
|
|
|
|
|
Lirnaust
|
#14 | Воскресенье, 12.01.2020, 21:39
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Лесная ведьма
|
#15 | Воскресенье, 12.01.2020, 21:41
|
мимо проходившие
Цитата Lirnaust ( ) Её. Надо ж... Гугл говорит!.. Благодарю, Лирнауст Теперь стихотворение не будет безымянным.
Сообщение отредактировал(а) zarim - Воскресенье, 12.01.2020, 21:48
|
|
|
|
|