руша
|
#1 | Воскресенье, 19.04.2020, 05:53
|
Автор темы
Повелитель тараканов
Юзер-бар +
Человек видит яркий, круглый и большой апельсин, но не понимает, что именно у него перед глазами. Или слушает музыку, а вместо нее слышит назойливый, резкий шум. Это может случиться из-за нарушений зрительного, слухового и тактильного восприятия, которые обусловлены не повреждениями органов чувств, а поражениями областей мозга, отвечающих за обработку информации. Такие нарушения называются агнозиями.
Амузия и слуховые агнозии Люди со слуховыми агнозиями не способны оценить смысл звука, хотя слух как таковой у них сохранен и они могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру. Существует три категории нарушений, связанных с восприятием звуков. Семантико-ассоциативные агнозии, к которым относится слухоречевая, вызваны поражениями в левом полушарии мозга, в частности височными долями и областью Вернике — частью коры, которая отвечает за усвоение и понимание речи, в отличие от области Брока, связанной с ее воспроизведением. Такие пациенты могут читать книги, общаться на языке жестов и даже говорить самостоятельно, но понимать устную речь они не в состоянии.
Другой тип нарушений связан с поражениями правого полушария.Простая слуховая агнозия характеризуется неспособностью распознавать неречевые звуки: голоса животных, шум воды, рокот самолета. Нарушения в этой области мозга также коррелируют с амузией — неспособностью воспринимать музыку. Под амузией в западной классификации понимают целый спектр нарушений: от легкого дефицита ритмической способности до всеохватывающей амузии, при которой любые музыкальные построения воспринимаются как шум, сравнимый с шумом дрели. Люди с амузией распознают пение, но воспринимают его как странный, непривычный тон голоса. Некоторые пациенты могут получать удовольствие от музыки, но в случае тяжелых нарушений они находят ее скорее раздражающей.
Некоторые исследования ассоциируют амузию с тональной агнозией, при которой грамматические конструкции и смысл речи понимаются безупречно, но ее выразительные аспекты, такие как тон, тембр, эмоциональная окраска, остаются для человека невидимыми. Люди с амузией продемонстрировали нарушения в восприятии устной речи на северокитайском (мандаринском) языке, в котором для подчеркивания смысла слов используется интонация.
Амузия связана с множеством нарушений — как в анализе высоты тона и временных (ритмических) отношений, где задействованы правая и левая височные доли мозга, так и в работе памяти: у людей с нарушениями памяти могут быть проблемы с запоминанием и воспроизведением мелодий.
Прозопагнозия и зрительные агнозии При зрительной агнозии человек не способен узнавать и определять информацию, которая поступает через зрительный анализатор, при этом элементарные зрительные функции, такие как острота и поля зрения и цветоощущение, у него сохранены. Эти нарушения возникают при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий. Нарушения зрительного восприятия могут распространяться на разнообразные объекты и параметры. К примеру, при предметной агнозии человек не узнает предметы, хотя видит их.
В тяжелых случаях он может вести себя, как если бы у него отсутствовало зрение, — ориентироваться по звукам и распознавать предметы на ощупь. Более «легкие» пациенты не узнают предметы на изображениях или не вычленяют их при наложении картинок друг на друга. При цветовой агнозии люди могут видеть цвета, в отличие от дальтоников, но не различают их: не могут сказать, какого цвета яблоко, или представить красное пятно. Буквенная агнозия характеризуется тем, что человек может правильно копировать буквы, но не называет их, а при симультанной агнозии он не может видеть ничего, кроме единственного объекта, на который направлено его внимание.
В фильме «Лица в толпе» (2011) героиня страдает прозопагнозией — неспособностью различать лица. Ей приходится учиться узнавать и запоминать людей по другим признакам: походка, движения, шрамы, детали одежды. Это нарушение возникает при поражении правого полушария в области затылка. В тяжелых случаях прозопагнозии человек не узнает своего лица, лица родственников, знакомых, в более легких не способен узнавать лица по фотографиям. Причем отдельные части лица пациент может описать, но связать их в единое целое он не может. Люди с таким нарушением не могут описать эмоции, которые считываются по мимике: гнев, радость, страх, испуг, удивление. Не могут сказать, женское лицо перед ними или мужское.
Фантомные боли и соматоагнозии При поражении различных отделов правого полушария, в частности теменной доли, могут возникать нарушения в восприятии частей собственного тела и их положения в пространстве. К таким нарушениям относятся фантомные боли, которые испытывают люди с ампутированной конечностью. Это частный случай соматической аллоэстезии, при которой пациенты ощущают у себя больше рук и ног, чем у них есть на самом деле. Люди с соматоагнозиями могут игнорировать половину своего тела, не понимать, какая из рук правая, а какая левая, испытывать трудности с определением своей позы. К соматоагнозиям относятся и разнообразные варианты отрицания своей болезни: паралича, снижения зрения и слуха, психического расстройства или афазии.
Акинетопсия Это расстройство очень редкое, его часто относят к зрительным агнозиям. При акинетопсии пациент воспринимает движение как серию статичных картинок с размытым визуальным следом. Об этом нарушении известно мало. Большая часть того, что известно об этом чрезвычайно редком состоянии, была изучена в ходе исследования состояния одной пациентки. Она утверждала, что ей было трудно налить чай или кофе в чашку, «потому что жидкость, казалось, была заморожена, как лед», и она не могла понять, когда ей нужно остановиться. Пациенты с акинетопсией жалуются на проблемы в общении: им трудно фиксировать изменения в мимике собеседника и реагировать на изменения его эмоционального состояния. Такие люди чувствуют себя неуверенно, когда находятся в комнате с несколькими людьми одновременно, и не успевают отслеживать их перемещения; им сложно перейти улицу с оживленным движением. Помимо восприятия, акинептопсия также нарушает визуомоторные задачи, такие как достичь или поймать объект, ведь человек не может анализировать траекторию собственного движения. Причиной акинетопсии может быть поражение задней части зрительной коры или средней височной коры, нейроны которой реагируют на движущиеся стимулы.
Топографическая агнозия Неспособность ориентироваться в пространстве может наступить в результате точечного повреждения мозга, например при инсульте. Она может быть как врожденным состоянием, в том числе и в отсутствие поражений мозга, так и частью прогрессирующего заболевания, такого как болезнь Альцгеймера. Следует отличать подобные состояния от распространенного у многих людей плохого чувства направления.
Кора больших полушарий Люди с врожденной топологической дезориентацией не способны генерировать когнитивную карту — ментальное представление окружающей среды — и поэтому не могут использовать ее во время ориентирования. При эгоцентрической дезориентации люди не могут определить местоположение объектов относительно себя: описан случай женщины, которая, обладая нормальным зрением, не могла повернуться в нужную сторону, когда ее кто-то окликал. Дезориентация направления характеризуется неспособностью определить, в каком направлении нужно двигаться, чтобы добраться до места назначения, и описать маршрут до хорошо знакомого места. А пациенты с агнозией ориентиров могут различать типы зданий, таких как дом или небоскреб, но не могут идентифицировать конкретные здания, такие как собственный дом или знаменитые достопримечательности, поэтому им приходится следовать строго пространственному ориентированию. Некоторые типы агнозии не позволяют пациентам ориентироваться в новой среде.
источник
|
Статус: нет меня
|
|
|