Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ — на логику опираться бессмысленно
Тесты на интеллект составлены с ошибками! Академик РАН Виктор Васильев утверждает, что задачи на IQ, популярные уже 60 лет, на самом деле не заслуживают доверия... 110 тысяч яйцеголовых Тесты на IQ всегда вызывали у меня благоговение и страх. Того, кого я видела с книжкой Айзенка в руках, автоматически возводила в ранг гения. Решить 320 задач - не все, хотя бы часть из них! - мне казалось по плечу только высокоодаренным. Собственно, так считали все. С тех пор как тест появился в 1945 году, везде в Европе и США (в России отчасти) его стали использовать для отсева «глупцов» при приеме в школу для необычайно талантливых или на работу в серьезные компании. И до сих пор интеллектом меряются все: выражение вроде «У него низкий IQ» стало заменой вульгарному «Он дурак». В Англии уже более 60 лет существует организация «Менса», в которую вошли люди с высоким коэффициентом интеллекта. Ее возглавлял до своей кончины писатель-фантаст Айзек Азимов. Сегодня в организации - 110 тысяч человек из 100 стран. Цель «Менсы» - не только общаться с равными себе, но и помогать талантливым детям. Хотя большинство членов этого клуба в делах оказались вполне заурядны, они сильны лишь в умных разговорах.
Сомнения в справедливости оценок тестов Айзенка стали закрадываться уже в конце 1990-х у людей, многого добившихся в жизни, но не набравших высоких баллов. Наблюдения психологов, социологов тоже обнаружили странный феномен. Те, кто щелкал задачки Айзенка, в жизни оказались не лучше тех, кто и двух задачек из гениальной книжки не решил. Кстати, на колкие вопросы аудитории вроде «А у вас самого какой IQ?» сам Айзенк умело выкручивался: «Очевидно, высокий, раз я все это придумал». И только сегодня популярному тесту на IQ, видимо, вынесен приговор. Все задачи в нем прорешал серьезный математик и нашел в них грубейшие ошибки. «Те, кто крякает, - тракторы» Виктор Васильев - известный математик, пленарный докладчик Всемирного математического конгресса в Цюрихе. Сайт Bibliography of Vassiliev Invariants содержит ссылки на 639 научных статей и книг, написанных специалистами едва ли не из всех стран. Какой IQ может у него быть? (Напомню, что минимальный уровень IQ равен 70, а средний колеблется от 100 до 120 баллов.) Однажды он купил книжку Айзенка «Супертесты IQ». - Я потратил четыре часа на решение 8 тестов по 40 задач, но получил только по 32 - 34 плюса из каждых сорока возможных, - признался мне при встрече Виктор Анатольевич. - Высшая же оценка начинается с 36. То есть мой уровень интеллекта - около 140. Это приличный результат, но не высший. Я расстроился и решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно. - Во всех логических задачах в качестве условия даются несколько утверждений о наличии общих элементов у некоторых довольно экзотически определяемых множеств или о том, что одно из этих множеств является частью другого, - объясняет академик. - Затем заявляется, что еще одно утверждение такого типа является следствием приведенных условий. Испытуемый должен ответить на вопрос, верно ли последнее высказывание. Вот примеры. «Вариант 1, задача 11. Некоторые тракторы - кувшины; а у большинства кувшинов оранжевые носы; все те, у кого носы оранжевые, крякают; таким образом, некоторые из тех, кто крякает, - тракторы». Не надо удивляться этим странным заявлениям: по сути, это стандартная задача на алгебру и логику теории множеств. Просто для обозначения каких-то абстрактных множеств используются забавные имена - тракторы, кувшины, «те, кто крякает». Высказывание «некоторые тракторы - кувшины» означает, что соответствующие множества пересекаются, то есть существуют объекты, входящие и в то множество, и в другое. Авторский ответ на данную задачу: «Верно». На самом деле этот ответ неверен. На приведенной диаграмме (см. ниже) Эйлера-Венна (это простейший инструмент работы с логическими задачами на множества, изучаемый сейчас в школе) показан случай, когда все условия выполнены, а вывод - нет.
Всего из 16 логических задач неправильно решены 11. Итого, верное решение у Айзенка только в пяти задачах! Если применить такую результативность к самому автору (используя его собственную формулу вычисления IQ), то получается значение 106. С таким показателем (по его градации) даже к должности клерка человека подпускать нельзя. А человеку, правильно решившему все эти задачи (так, как посчитал Васильев. - С. К.), было бы зачтено только восемь ответов из шестнадцати, и из них три - благодаря случайному совпадению, что соответствует 118 баллам. А это уровень канцелярского работника, согласно градации Айзенка. Принцип голого короля - Еще одна важнейшая грань интеллекта - пространственное, геометрическое воображение, - продолжает Виктор Анатольевич. - Вероятно, поэтому в каждый из тестов Айзенка включено по две задачи на вращение игрального кубика. И в них я нашел ошибки. «Задача 16-го раздела «Примеры». На каждой грани куба - своя фигура (см. рис.). Мысленно вращая два куба, определите, одинаковые они или разные?»
Прежде всего этот вопрос некорректен по самой своей постановке, поскольку, глядя только на три грани, никогда нельзя с уверенностью утверждать, что кубики одинаковые: может быть, невидимые грани все портят. Поэтому единственно корректный вопрос состоит в том, может ли быть, что эти кубики одинаковые, а корректный ответ на приведенный выше вопрос - либо «нет», либо «данных недостаточно». Однако в данном случае все еще хуже. Ответ Айзенка: «Одинаковые». Этот ответ неверен: острие «сердечка» в одном случае направлено к середине одного из ребер, ограничивающих грань куба, а в другом - в угол этой грани. Очевидно, их невозможно совместить вращением, как предполагал автор, давая свой ответ. В итоге из 17 геометрических задач на 11 даны ошибочные или немотивированные ответы. Это безобразие. - А вот задачи на «исключение лишнего», в которых из нескольких слов нужно указать одно, по какому-либо признаку отличающееся от остальных. Например, в другой книге «Know Your Own IQ» (в переводе «Классические IQ тесты») Айзенк просит подчеркнуть лишнее слово: Испания, Дания, Германия, Франция, Италия, Финляндия. Его ответ: «Дания», - поскольку здесь это единственное королевство. (Не спешим смеяться: оригинальное издание книги вышло в 1962 году.) - Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить. Например, в том году Испания была среди этих стран единственной военной диктатурой, Германия - единственной расколотой страной, Финляндия - географически отрезана от всей остальной группы... Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность. - Виктор Анатольевич, но специалисты - тестологи - высоко оценили эти тесты. Почему? - В этом таится какая-то загадка. Я не смог придумать ответов, почтительных по отношению ко всем, кто с серьезным видом одобрял эти книжки. Они не заметили вопиющие ошибки. - А может, кто-то находил, но боялся признаться? - Возможно, что сработал принцип голого короля - пугались, что они сами ошиблись. Ну а я не испугался, потому что за мной - железные математические доказательства. - Может, взять и отменить все тесты на IQ? - Нет, я в принципе не против тестирования интеллекта. Я всего лишь против использования услуг таких «экспертов», как Айзенк. Мой рецепт (возможно, для кого-то неприятный) таков. Если вы действительно хотите развить способность отличать верное рассуждение от неверного, то занимайтесь математикой и физикой. Их внутренняя логика и проверяемость сами покажут вам верный путь. Это занятие отучает от нелогичных рассуждений с такой же надежностью, с какой плотницкое ремесло приучает бить молотком по гвоздю, а не по пальцу.
«Гайдар и я были отличниками» - Есть такой феномен: школьные троечники с возрастом становятся начальниками, а отличники оказываются их подчиненными, а то и вовсе не у дел. Почему? - Я не замечал такого правила. У нас в классе обычной московской школы № 152 были 4 медалиста. Две девочки были стабильные отличницы. Они не стали крупными деятелями, но на хороших должностях прилежно, как и в школе, выполняют свои функции. И двое мальчиков - я и Егор Гайдар, не нуждающийся в представлении. И был еще один лидер в классе - Юра Заполь, не дотянувший до строгого «медального» регламента, но тоже с пятерочным средним баллом, он стал президентом группы компаний «Видео Интернешнл». Трудно сказать, что мы были «не у дел». - Как нужно тренировать ум? Решение кроссвордов, компьютерные игры помогают? - Не знаю, я сам занимался математикой и читал много хороших книг. Классическую литературу. Если молодым людям только ограничиваться кроссвордами, то это вряд ли повысит их интеллект. А пожилым, чтобы не впасть в маразм, может, они и полезны. ЛИЧНОЕ ДЕЛО Виктор ВАСИЛЬЕВ - академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Математического института им. В. А. Стеклова РАН, заведующий кафедрой геометрии и топологии факультета математики ГУВШЭ и президент Московского математического общества. ИЗ ДОСЬЕ «КП» IQ звезд Сильвестр Сталлоне - 54 Пэрис Хилтон - 70 Брэд Питт - 95 Дарья Сагалова - 97 Бритни Спирс - 98 Брюс Уиллис - 101 Алла Пугачева - 106 Джон Кеннеди - 117 Анджелина Джоли - 118 Барак Обама - 120 Джордж Буш (мл.) - 125 Джоди Фостер - 132 Арнольд Шварценеггер - 135 Билл Клинтон - 137 Хиллари Клинтон - 140 Мадонна - 140 Ричард Никсон - 143 Джессика Альба - 151 Шэрон Стоун - 154 Билл Гейтс - 160 Альберт Эйнштейн - 163 ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕСТА АЙЗЕНКА Как бы решили вы эти задачи? Две задачи имеют правильный ответ, а две - ошибочные, но исправленные академиком Васильевым. Вариант 5, задача 13 Все ящики - гитары; все гитары - хорошие борцы. У некоторых хороших борцов перепончатые лапы; следовательно, у некоторых ящиков перепончатые лапы». Ответ Айзенка: «Этот вывод верен». Ответ Васильева: «Это заключение неверно» (см. диаграмму).
Вариант 7, задача 25 Вставьте пропущенное число 4 7 6 8 4 8 6 5 ? Ответ Айзенка верный: «2 (в каждой строке третье число равно удвоенной разности первых двух чисел)». Вариант 6, задача 9 Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок РОДНИК (...) ОТМЫЧКА Ответ Айзенка верный: «КЛЮЧ». Вариант 6, задача 24 На каждой грани куба - уникальная фигура. Мысленно вращая два куба, определите, одинаковые они или разные?
Ответ Айзенка: «Одинаковые». Ответ Васильева: «Этот ответ очевидно неверен. Действительно, единственное движение, совмещающее левый кубик с правым, которое могло бы перевести грань с ромбом в грань с ромбом, а грань с двойной окружностью в грань с двойной окружностью, должно было бы перевести диагональ верхней грани, содержащую длинную диагональ ромба, в диагональ, содержащую короткую».
А В ЭТО ВРЕМЯ Придуман новый тест «12 столпов мудрости» Кого можно считать более умным: занудного философа, который с трудом общается с кем-либо, кроме коллег, или удачливого бизнесмена, могущего раскрутить любое дело и заработать миллионы за день? Как оценить способности блестящего политика или мастера-сапожника? Для того, чтобы разобраться с этим, психологи приходят к новым определениям: множественный интеллект, интегральный, теоретический, практический или социальный, который больше известен, как EQ – эмоциональный интеллект. Он оценивает способность человека чувствовать свои и чужие эмоции, управлять ими. Предполагается, что чем лучше ты умеешь управлять своими чувствами, тем лучше у тебя получается ладить с людьми, а значит быстрее идти к достижению своих целей. А недавно новый тест разработали в Кембриджском институте исследований познания и мозга. - Мы сделали новый шаг для выявления подлинных сторон ума, - объяснял на пресс-конференции суть проекта руководитель кембриджской исследовательской группы Эдриен Оуэн. – Мы впервые опирались на результаты исследований с использованием сканирования мозга. И таким образом нам удалось разработать тесты, которые охватывают практически все отделы головного мозга, начиная с префронтальной коры, отвечающей за сложные психические и поведенческие функции, и заканчивая гиппокампом, отвечающим за память. В результате был получен набор тестов, получивших название «12 столпов мудрости». Сегодня институт проводит «обкатку». Поэтому конкретных задач еще нет. Но нам стали известны названия «столпов», которые будут оценивать ум. 1.Зрительно-пространственная память. Способность, к примеру, быстро освоиться на новом месте. В незнакомой гостинице – без проблем находить выключатели света, письменные принадлежности, пользоваться пультами от техники. Или – легко освоиться на новой парковке. 2. Пространственная память. Умение так правильно проложить свой путь от пункта А до пункта Б, чтобы быстрее добраться до цели. 3. Концентрация внимания. Способность быстро связать зрительную, слуховую, осязательную и другие виды памяти. Например, когда вы читаете какое-то слово, то вы слышите в голове и его звучание, вспоминаете запах соответствующего объекта и, возможно, его цвет, движение. То есть один предмет сразу предстает в разных аспектах. 4. Мысленное вращение. Это умение по внешнему виду предмета с одной стороны представлять, как он выглядит с других сторон. 5. Зрительно-пространственная стратегия. Способность, посмотрев только один раз на картинку с неким набором разных предметов, позже вспомнить их все в правильном положении. Или – очутившись один раз в незнакомой местности, в другой раз – знать ее, как свои пять пальцев. 6. Парные ассоциации. Это взято у Айзенка. Например, умение запомнить по списку телефонов фамилии их обладателей. Или наоборот – зная имя человека, вспомнить его номер. 7. Логическая аргументация. Тоже классический айзенковский тест. Вам дается набор картинок или слов, из которых надо выбрать лишнее. 8. Зрительно-пространственная обработка. Умение по незначительным деталям собрать полную информацию об объекте или явлении. Например, по доносящимся издалека звукам, определить, насколько близко подъезжает машина и не представляет ли она опасности для жизни. Или – при пожаре вовремя сообразить, какой ключ из связки подходит от входной двери. 9. Визуальное внимание. Стандартный тест – найти несколько различий у двух предметов. 10. Словесная аргументация. Простые логические задачи на сопоставление каких-то значений. Например, если А больше, чем Б, и С больше, чем А, значит С должно быть больше Б, хотя эта информация прямо не указана в задаче. 11. Словесная рабочая память. Это способность запоминать много разной информации. И использовать ее, не заглядывая в справочники. 12. Планирование. Лучший пример этого теста – собрать кубик рубика с помощью минимального количества действий. Или - составить для себя такой план работ, при помощи которого вы быстрее достигните своих целей и станете победителем. По словам академика Васильева, этот тест, действительно, может заменить Айзенка или дополнить его, но объективнее и честнее было бы создать 12 отдельных тестов и дать 12 оценок каждой грани интеллекта. А не сводить все к одному показателю – очень усредненному. Кроме того, все эти «столпы» тоже относятся лишь к принятию быстрых, полуавтоматических решений, способствующих успешному повседневному функционированию. Среди них катастрофически не хватает способности к всестороннему глубокому анализу и выработке долгосрочных стратегий (которая никак не меньше их соответствует понятию мудрости). ДЛЯ ОЧЕНЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ Логические задачи с ошибочными ответами: вариант 1, задачи 11 и 25; в.2, з.14 и 39; в.3, з.26; в.5, з.13 и 29; в.6, з.11 и 22; в.7, з.12 и 40. Геометрические: вариант 1, задача 11; в. 2, з. 10 и 27; в. 3, з. 37, в. 4, з. 19 и 36, в. 6, з. 24 и 34; в.7, з.36; в.8, з.15 Задачи взяты из книги: Hans Eysenck. Test Your IQ. Penguin books, 1995. Русский перевод: Ганс Айзенк. Супертесты IQ. М., ЭКСМО, 2006.
Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность
Сообщение отредактировал(а) Эйнгард - Воскресенье, 19.02.2017, 20:57
«Вариант 1, задача 11. Некоторые тракторы - кувшины; а у большинства кувшинов оранжевые носы; все те, у кого носы оранжевые, крякают; таким образом, некоторые из тех, кто крякает, - тракторы». Не надо удивляться этим странным заявлениям: по сути, это стандартная задача на алгебру и логику теории множеств. Просто для обозначения каких-то абстрактных множеств используются забавные имена - тракторы, кувшины, «те, кто крякает». Высказывание «некоторые тракторы - кувшины» означает, что соответствующие множества пересекаются, то есть существуют объекты, входящие и в то множество, и в другое. Авторский ответ на данную задачу: «Верно». На самом деле этот ответ неверен.
Ура, я тоже посчитала, что вывод неверен!
Всё не осилила. В смысле, недочитала.
Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 千里之行,始于足下 Наш арт-журнал "Ковчег"
Все ящики - гитары; все гитары - хорошие борцы. У некоторых хороших борцов перепончатые лапы; следовательно, у некоторых ящиков перепончатые лапы». Ответ Айзенка: «Этот вывод верен». Ответ Васильева: «Это заключение неверно» (см. диаграмму).
И странно почему Айзенк считал верным. Глупая ошибка!
Цитата
Некоторые тракторы - кувшины; а у большинства кувшинов оранжевые носы; все те, у кого носы оранжевые, крякают; таким образом, некоторые из тех, кто крякает, - тракторы»
По сути пересечение "некоторые из тех, кто крякает, - тракторы" только лишь возможно, но не обязательно. Следовательно такой вывод сделать нельзя.
Почему вы так волнуетесь? У вас прекрасная болезнь, болезнь Пушкина.