Человек как система
|
|
Ketri
|
#1 | Пятница, 07.09.2018, 23:28
|
Автор темы
человек-лего
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
нашла очень интересную книгу. Она мне позволила многое переосмыслить и понять. Так что буду выкидывать сюда информацию, которая, по-моему мнению, очень полезная и информативная.
О системном мышлении Любая зависимость отражает систему жизни человека в целом и искажает всю систему жизни. И осмысливать зависимость необходимо системно. В системном понимании есть две стороны. Одна сторона - свойства системы (жизнь и отношения зависимого - это тоже система). Другая сторона - системность нашего мышления. Для начала - о системности мышления. Мир, в котором мы живем, состоит не из отдельных фрагментов. Он целостен и непрерывен. Мы живем в мире систем, в которых все связано со всем, и которые связаны друг с другом. Связи эти неочевидны, нелинейны могут казаться парадоксальными. Задача нашего мышления - создать такую модель мира, которая позволит ориентироваться в нем. Мир системен - и наше мышление должно быть системным, что адекватно его отражать. (К большому сожалению системное мышление - товар дефицитный. Иначе мне было бы не о чем писать.). Каковы же свойства системного мышления? Цельность, объемность. Хороша та модель, которая соответствует миру. То есть такой стиль мышления, который создает цельную, системную картину, наполненную множественными связями. Терпимость. Мир настолько сложен, что человеческое мышление не способно его отразить полностью. Наши модели неизбежно содержат упрощения и искажения. И мышление должно учитывать возможность и необходимость таких искажений. Важно понимать, что наша модель - это только наша модель, и она обязательно чего-то не учитывает. И что возможна другая модель, которая в чем-то хуже, а в чем-то лучше нашей. Критичность и обратная связь. Не менее важно видеть "дыры", неувязки в своей модели мира, и стремиться разрешить эти противоречия. Надо заметить, что реакции сложных систем в целом на сегодняшний день мало прогнозируются. Невозможно учесть не только все факторы, но даже самые важные из них. Поэтому необходимо свои убеждения, действия постоянно проверять. Гибкость. В процессе жизни мы постоянно получаем новые сведения, разнообразные впечатления. Меняется мир вокруг нас. Наша модель мира устаревает, она нуждается в уточнениях, а то и в кардинальных изменениях. То есть, наше мышление должно быть открыто миру, мы должны быть готовы изменять свои убеждения, принципы, правила (в пределах, приемлемых для нас). Уровни детализации. Системность мира многоуровневая, поэтому мышление должно уметь охватывать системы различных уровней, перемещаться с одного уровня на другой, фокусироваться на деталях различной степени подробности. Уметь видеть лес, деревья или отдельные листья. Самостоятельность С одной стороны, мы видим, слышим, чувствуем мир, в котором мы живем, обощаем, выводим закономерности. С другой стороны, нам постоянно говорят со стороны, "что есть что" и "что о чем мы должны думать". Коль скоро мир каждый из нас наблюдает со своей личной точки зрения, каждый создает свою модель этого мира. Да, мы можем, и должны учитывать всю сумму представлений, накопленных до нас, воспринимать мнения других людей. Но в то же время свою модель мира каждый человек должен создавать самостоятельно. И тогда мы оказываемся способны "бестрепетно выражать мысли, которые не разделяют другие". То есть, мы способны видеть цельную, объемную картину, чувствовать ее, формулировать словами, определять нестыковки и противоречия нашей модели мира, охватывать осмыслением различные уровни мира, самостоятельно создавать свои убеждения, постоянно проверять их и менять, если мы обнаружили противоречия и недостатки в своих пониманиях. Такой стиль мышления мы и называем "системным". Если человек обладает системным мышлением, то его действия оказываются гибкими и экологичными. Он создает вокруг себя уютный для него и для других мир, поскольку способен осмыслить системно себя в мире и мир для себя. Разные люди обладают системным мышлением в о-о-очень разной мере. Максимально системно, наверное, мышление гения. Воспитывается системное мышление с большим трудом. Это высокий уровень развития, а развитие требует постоянных усилий. Усилий по присвоению знаний, по осмыслению присвоенных знаний, по наблюдению за миром и освоению его. Системное мышление не падает с неба, оно вырабатывается многолетними мозговыми усилиями. Притом, лучше с детства. Но каждому очень важно знать о нем, стремиться к нему и воспитывать у себя системное мышление. Думаю, что один из совершенных вариантов системности мышления - восточная концепция "недеяния". Чувствовать мир целостно, "быть в потоке". Действовать без насилия над миром, как бы "не действуя". Альтернатива системному мышлению - мышление фрагментарное. Картина мира при этом составляется из отдельных кусков, она не проверяется на цельность и внутреннюю связность. Соответственно, критерии выбора решений создаются случайным образом. Человек в своих решениях не склонен учитывать состояние систем в целом, не охватывает крупные системы. Действия человека приобретают неэкологичный характер, ибо экологичность - это бережный для системы в целом способ действий. Действия человек, мыслящего кусками, направлены на то, чтобы получить профит здесь, сейчас, сию минуту, а какова цена за это - теряется из виду. И тогда можно употребить наркотик - "потом мне будет плохо, но это ведь потом", рвать глотку ближнему своему, не задумываясь ни о том, каково это будет для своей жизни в целом, для жизненной атмосферы, для социальной обстановки. В полном развитии системное мышление моментально обрабатывает огромные массивы информации, и выдает на-гора сложную картину, в которой видно множество элементов и связей между ними. Людей, обладающих таким мышлением, на планете немного. Они не "думают" в привычном нам смысле слова, не гоняют в голове внутренние голоса, их мозг выдает им эффективные решения. Несистемное мышление может быть смертельно вредоносным. Вот небольшой пример.
Некая мама прочитала книжку о вредности мяса и полезности вегетарианской диеты. Прониклась "аргументами" насчет "поедания трупов" и "гниения в желудке". И не только сама села на питание из одних овощей, но и трехлетнего ребенка лишила мяса и почти лишила молочных продуктов.
Если бы мышление мамы было системным, то у нее в мозгу возникли бы вопросы. Среди них обязательные:
а какую роль в питании играет животная пища? почему люди вообще едят мясо и рыбу? что за токсины образуются от мяса? куда они деваются? почему, несмотря на токсины, мясо все-таки ели и едят? как не умирают кошки, которые почти ничего, кроме мясной пищи не едят? нет ли у животных хищных и всеядных (в том числе у человека) какого-то механизма, который инактивирует эти токсины? какие могут быть последствия, если отказаться от мяса? может быть, существуют какие-то оптимальные соотношения между разными видами пищи? а не требует ли организм в разном возрасте разного питания? и множество других. И тогда можно было бы накопать материала, выстроить в голове системное представление о питании. Пусть не подробное, но - обязательно системное. И тогда оказалось бы, что много ума не надо, чтобы понять: жди у ребенка железодефицитную анемию, болезненность, авитаминоз по жирорастворимым витаминам. И не пришлось бы потом девочку пичкать препаратами железа и всячески ее лечить. А аргументы типа "А вот Татьяна Васильевна питается по Малахову, и прекрасно выглядит" показались бы нелепыми, поскольку они отрывочны и частичны. Легко предположить, что люди разные, и кому-то такая диета может и подходить. Но: кому? в каком возрасте? в течение какого времени? и чем это вызвано? Обладай мамочка хотя бы зачатками системного мышления, эти вопросы были бы заданы самой себе. И не пришлось бы потом ребенка вытаскивать из тяжеленной железодефицитной анемии. Очень, очень вредное состояние, а особенно для маленького ребенка.
Chwila która trwa, może być najlepszą z Twoich chwil.
Сообщение отредактировал(а) Ketri - Пятница, 07.09.2018, 23:39
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ketri
|
#2 | Пятница, 07.09.2018, 23:46
|
Автор темы
человек-лего
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Жизнь человека - явление системное. Все связано со всем, все влияет на все.
Человек - система систем, вложенная в системы Законы, по которым живут сложные системы, фундаментальны в той же мере, что и законы физики. Система - особая форма бытия материи. Когда элементы объединяются в систему, возникает нечто новое, и у этого нового возникают свойства, которых не было и не могло быть у отдельных элементов. Независимо от их физической природы. Человек и общество, семья и биоценоз подчиняются одним и тем же закономерностям. Которые не очевидны и не доступны "здравому смыслу". Научное их изучение началось недавно (ссылки на некоторые материалы). Чтобы адекватно осмыслить иную форму бытия материи ("движения материи", по классикам марксизма-ленинизма), приходится формировать иное, системное мышление. Бытовая логика не приложима к системам. Мы строим свою жизнь, и создаем ее системно, осознаем это или нет, желаем или не желаем. Принимаем свои решения, участвуем в жизни других людей. И нередко с лихой беспардонностью вмешиваемся в чужую судьбу. Особенно тяжко достается близким. Наша разрушительная мощь - в одержимости той или другой примитивной идеей о том, как надо жить; во фрагментарности нашего мышления. Но: "бойтесь единственно только того, кто скажет: я знаю, как надо". Мишень наших усилий - человек. Человек системен. И отвечает по законам системности. Если мы их не понимаем, не чувствуем интуитивно, то мы стараемся - а в результате "хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Понимая системность происходящего, мы не будем пытаться изменить жизнь, ничего не меняя. Мы действуем бережно, мы становимся экологичными. Мы понимаем нелепость заявок вроде: "Сделайте быстренько что-нибудь, чтобы он не играл (не пил, не курил, не шлялся по бабам - ненужное зачеркнуть), мы торопимся, нам еще в магазин надо". Нам становится очевидна необходимость системных изменений! Сегодня любое познание человека и общества должно учитывать законы системности. Говоря другими словами, "Разнообразие феноменов духовной культуры, составляющих основу жизненного мира человека, непрекращающееся усложнение смыслового содержания и расширение горизонтов этого мира, его многоуровневость и несводимость к расхожим ("прописным") истинам - все это заставляет сегодня судить о человеке как об исторически непредзаданной, несамотождественной, непредсказуемой сущности".
"Система - это внутренне организованная, на основе того или иного принципа, гетерогенная целостность, элементы которой находятся в отношениях (связях) между собой таким образом, что возникает, как минимум, одно новое интегративное качество, не свойственное ни одному из элементов этой целостности"
Предположим, у нас есть 70 кг живых клеток, межклеточных веществ и воды. То есть элементов, из которых состоит организма человека. Если мы смешаем их, мы человека не получим, мы получим 70 кг плохого фарша. Потому, что нет целостности, нет организации. Есть только гетерогенность, то есть разнородность. Для того чтобы получился человек, все эти элементы должны образовать структуру, превратиться в нечто целостное. То есть, оказаться в определенных отношениях. Эти связи выстраиваются по более или менее известным принципам: иерархии, автономии, обмена информацией, обратных связей, и т.д. Как это имеет место в человеческом теле. Именно структура тела создает принципиально новые качества, которых нет и не может быть у отдельных клеток. Возникает огромное количество качеств, которые образуются совместной деятельностью клеток и межклеточных элементов, то есть "интегративные качества".
Chwila która trwa, może być najlepszą z Twoich chwil.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Маруся
|
#3 | Пятница, 07.09.2018, 23:49
|
МУМУ Блаженная
Юзер-бар +
Диагноз: эмоциональная помойка
К сожалению (?) я мыслю, как большинство. Фрагментарно. Однако я об этом знаю , к счастью (?). И мои умозаключения почти всегда у меня под баальшим сомнением
" Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я! — Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса. — Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?"
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ketri
|
#4 | Пятница, 07.09.2018, 23:50
|
Автор темы
человек-лего
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Свойства сложных систем Все сложные системы, независимо от того, из каких элементов они состоят, от конкретной их организации, имеют фундаментальные общие свойства. Принципиально важные для того, чтобы понимать, "как устроен человек". Целостность Системность какой-либо части мира означает, что в этой части все связано со всем. Структура нашей жизни чрезвычайно сложна. Физическое здоровье, психическое состояние, убеждения, смысл жизни, отношения со значащими и менее значащими людьми, мелкие и крупные выборы, которые мы делаем ежеминутно - все это взаимосвязано. Структура всей системы отражается в каждой ее части. Мы интуитивно чувствуем эту связанность. По какой-то части мы мысленно достраиваем целое. Мы многое можем понять о человеке, только взглянув не его лицо, или услышав голос. Вот идет человек, и на лице его написано: "не Ростропович". А вот мы слышим голос, несколько фраз, и мы понимаем: умный человек, эрудированный, культурный. Нет ни одного элемента нашей жизни, про который можно было бы сказать: "Этот кусок моей жизни сам по себе, его не касается ничто другое из моей жизни, и он не влияет ни на что". Вот мои семейные отношения, а вот мой способ, которым я зарабатываю деньги. Но! Профессию мы выбираем, исходя из важных для нас критериев, на основании нашей пирамиды ценностей. То есть, на основании личных убеждений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вот, предположим, некто Толян убежден: было бы бабло, а там все будет. И "зарабатывает" деньги, отнимая их у других. Попросту говоря, бандит. Притом, не имеет особого значения, какое место он занимает в бандитской иерархии: простой боец или крупный политик. Главное - развитие системы ценностей. Чувства, жизни других людей не значимы для него. Неужели это не скажется на близких ему людях? В этой системе ценностей не ценны простые человеческие чувства и привязанности, то самое, что составляет суть счастливых семейных отношений. В семье, естественно, нарастает дисгармония (вот богатые и плачут). Досуг, круг общения, дружеские (или псевдодружеские) связи - все будет иметь определенный его бандитским статусом привкус. Мы определяем, когда все части системы соответствуют друг другу, и тогда мы испытываем чувство гармонии (если это созидательная системы). Если же одни части системы вступают в противоречие с другими, мы находим признаки этого, и Дискретность "Провалы" в системе это те состояния, в которых система может находиться с наибольшей вероятностью, то есть устойчивые состояния. Если система находится вне "провалов" на графике, она попадает в неустойчивое состояние, и "сваливается" из него вниз. Такие устойчивые состояния, к которым стремится система, называются "аттракторами" . Аттрактор очень важное для систематики понятие. Число состояний, в которых система устойчива, может быть очень велико, но это число конечно. Это относится к любой системе. В том числе и к общественной Общество не может быть в каком угодно состоянии, оно может устойчиво пребывать только в зоне аттрактора, по-другому говоря, любое состояние общества имеет внутреннюю цельность. Невозможно, например, объединить капиталистический способ производства, коммунистический способ распределения и социалистическую идейность. Эта химера, как бы нам ни хотелось, оказывается нежизнеспособной. Такое состояние общества находится в зоне эволюционного запрета. Каждый данный человек тоже не может быть "каким угодно". Есть ограниченное число доступных состояний. Чем более развит, чем более гармоничен человек, тем больше этот набор, тем шире его диапазон. Открытость Сложная система - система термодинамически неравновесная. Согласно законам термодинамики все сущее стремится к выравниванию с окружающей средой, к равномерному распределению энергии, к нарастанию энтропии. Любые структуры со временем разрушаются, становятся более неупорядоченными. А живые системы выделили себя из окружающего мира в ходе эволюции выстраивают все более сложные структуры, организуются в социальные надсистемы. Для того, чтобы быть в неравновесном состоянии (чего стоит только температура тела млекопитающих - мы сами себя согреваем, попирая законы термодинамики), живые системы непрерывно получают и расходуют энергию. Для построения себя, для энергетического обмена сложные системы получают и выделяют вещества. Сложные системы - принципиально информационные системы. Информация - это то, что позволяет системе организовать свое поведение. Итак, сложные системы обменивается со средой энергией, веществами и информацией. Это способ жить обозначатся как открытость. То есть, сложные системы - это открытые системы. Как только прекращается обмен энергией и веществами, человек погибает - для этого достаточно нескольких секунд. Лишение информационного обмена с внешней средой не приводит к моментальной гибели тела, но для психики разрушительно
Chwila która trwa, może być najlepszą z Twoich chwil.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ketri
|
#5 | Пятница, 07.09.2018, 23:56
|
Автор темы
человек-лего
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
вот эта глава была для меня особенно интересна!
Развитие систем Силы эволюции. Устойчивость и изменчивость Системы не могут находиться в состоянии истинного равновесия либо эволюция, либо деволюция. Почему? Дарвин описывает движущие силы эволюции живого мира: конкуренция, борьба за выживание, за наилучшую жизненную нишу. Естественный отбор отбирает самые адаптивные из случайно, в результате флуктуаций возникших изменений (мутации тоже ведь флуктуации). Но что заставляет эволюционировать биосферу планеты в целом? Любую сложную систему? Изменяться в направлении, запрещенном термодинамикой? Если ставить вопрос широко, то конкурентная борьба оказывается частной причиной, проявлением более фундаментального закона. По крайней мере, несколько обстоятельств приводят к постоянному изменению систем. Во-первых, это флуктуации. В элементарной физике они рассматриваются на примере газа. Если измерять процессы в микроскопическом объеме, то обнаружатся непрерывные случайные изменения давления, каковые никак не отражаются на макроскопическом уровне. В любом большом множестве предметов (молекул, людей, импульсов и т.п.) обязательно есть флуктуации. Это очень важное свойство нашего мира. Системы - это термодинамически неустойчивые образования. По законам термодинамики, любая сложная система должна была бы рассыпаться, температура ее должна была бы сравняться с температурой окружающей среды. Они никак не должны были бы возникнуть из простой смеси молекул. Однако образовались. Благодаря флуктуациям случайно возникают структуры, в которых работает механизм положительной обратной связи , и эти структуры начинают устойчивое существование. Так когда-то возникла жизнь. Из-за флуктуаций состояние системы непрерывно меняется (в отличие от газа, поведение известных нам сложных систем зависит от флуктуаций заметным для нас образом). Взаимодействуя с системой, мы каждый раз взаимодействуем с системой в новом состоянии. Вот почему "нельзя войти в одну реку дважды" - это будет река в другом состоянии. Из жизненного опыта мы знаем, что давно знакомые нам люди на давно известные наши слова и действия вдруг отвечают совершенно неожиданным образом. И это логично - система в другом состоянии, и она отвечает по-другому. Флуктуации - одна из движущих сил эволюции. Исключить флуктуации - прекратится развитие. Казалось бы, чтобы общество было устойчивым, случайные отклонения следует пресечь. Не получается. Советская власть пыталась исключить флуктуации, все зарегулировать. В результате флуктуации все равно исключить не удалось (так же, как не удалось построить вечный двигатель), но страна технически отстала от мира "навсегда". Не каждая флуктуация приводит систему в такое состояние, в котором система может устойчиво сохраняться. Система фиксируется в новом состоянии, если оно попадает в область аттрактора. На систему оказывает давление внешняя среда. Которая, к тому же, постоянно изменяется. Давление внешней среды вынуждает систему задерживаться в том аттракторе, которые способствует выживанию, иначе система погибает. Давление внешней среды - это и конкуренция, и изменения климата, и изменения окружения. Чтобы выдерживать это давление, система вынуждена вооружаться новыми структурами и совершенствовать старые. Вот амеба и досовершенствовалась до человека. Есть еще один класс сил, действующих на систему. Это внутренний план развития. План развития живого организма закодирован в наследственном материале. Каким образом закодирован план развития общества и есть ли он? Вопрос. План развития человека заложен в его психологических структурах. Родители воспитанием предписывают своему ребенку определенный сценарий. Воспитание - это сотни тысяч мелочей, которые ребенок наблюдает вокруг себя, это чуть заметные интонационные переходы, мимические реакции родителей. А не только то, что мы осознанно говорим и чему учим детей. То, что мы делаем осознанно - далеко не самое важное в воспитании. А потом, когда ребенок следует предписанному ему сценарию, родители полны удивления: как же это, мы его такому не учили! А если ребенок отверг их сценарий, возмущаются: как так можно! Он совсем на такой, каким должен быть! Это класс причин имеет отношение к цели систем. Итак, постоянно флуктуирующие системы в изменчивом мире, системы, обладающие целями, не имеют истинно стационарных состояний. Поэтому о системах говорят: "метастабильные", "квазистационарные" Периоды развития. Кризисы Развитие систем идет неравномерно. Явно выделяются 2 фазы: период квазиустойчивости, когда состояние изменяется медленно, качественных изменений не происходит "режим с обострением", период быстрых изменений, разрушения или развития системы. Период квазиустойчивости - это время эволюционного развития системы. Накапливаются количественные изменения. Структура системы существенно не меняется. Эволюционное развитие необходимо сменяется периодом качественных изменений ("режим с обострением"). Система подходит к точке бифуркации. Бифуркация - разветвление. Путь развития системы пойдет за этой точкой, точно предсказать невозможно. Невозможно точно предвидеть все ее новые свойства. Для системы этот период представляется кризисом. Выбор между путями после точки бифуркации дискретен, поскольку существуют эволюционные запреты То есть, система не может пойти по произвольному пути: куда-то можно, а куда-то нельзя. В общем случае, развитие происходит от аттрактора к аттрактору. Изменения системы в этой точке необратимы: система не может вернуться в то состояние, в котором она была до кризиса. Если кризис приводит к развитию, система усложняется, растет разнообразие элементов и связей между ними. Увеличивается количество ответов, которые система может дать на вызовы мира. Но в ходе кризиса может произойти деградация, а то и разрушение системы. Система упрощается, ответы ее уплощаются. Возрастные кризисы, кризисы развития - неизбежное следствие этого свойства систем. Человек вынужден переживать кризисы. Впрочем, глядя на зрелого возраста малоразвитого алкоголика, можно вдруг увидеть, что это подросток с взрослой внешностью. Этот человек не прошел нормальных, предусмотренных природой нашей возрастных кризисов. Он их залил бормотухой. Так что, нет вопроса: как увернуться от возрастных кризисов. Вопрос только в том, как выходить из них. Возможны два варианта: раздавленными или обогащенными. Это же относится и к социальным системам. Революции, кризисы - это было, и, дай Бог, в смягченной форме, без крови, но будет. Время жизни любой известной нам системы конечно. Система возникает, проживает свою жизнь и уходит в небытие. "Река времен в своем стремленье уносит все дела людей, и топит в пропасти забвенья народы, царства и царей" Саморегуляция Перед любой системой в каждый момент ее жизни стоят две противоположные необходимости. Система живет в среде, которая непрерывно изменяется. То жарко, то холодно, то пищи не хватает, то враги появились. К тому же, система развивается, то есть меняется. С одной стороны, система должна сохранять свое постоянство, внутреннюю среду, место в надсистеме. С другой стороны, система должна изменяться, адаптироваться к среде, к непрерывно меняющейся обстановке, подстраивать все параметры под текущую задачу, эволюционировать. То есть, система вынуждена непрерывно регулировать себя. В сложных системах для этого существуют развитые и сложные механизмы Они включают в себя иерархическое управление и самоуправление, прямые и обратные связи. В свете нашей темы особенно важны обратные связи. Положительные обратные связи Поглядим на взаимодействие любых 2 параметров, А и Б. Положительная обратная связь - это такая связь, при котором отклонение параметра А увеличивает отклонение параметра В, а увеличение отклонения В увеличивает отклонение параметра А.
В обычной обстановке половое возбуждение мужчин и женщин очень незначительно. Но вот двое оказались в интимной обстановке. Мужчина начинает возбуждаться. Он говорит женщине какие-то слова, ласкает ее. Женщина (если все здоровы и все хорошо) подхватывает его возбуждение, у нее розовеет лицо, изменяется голос, поведение ее становится все более призывным. Мужчина, видя это, возбуждается еще больше (именно так мы устроены), изменятся его дыхание, расширяются зрачки, женщина в ответ не его усиливающееся возбуждение сама возбуждается еще сильнее, щеки горят, глаза широко раскрыты, голос изменяется… Состояние достигает пика. Происходит прекрасное. А потом вступает в действие отрицательная обратная связь: наступает печаль, спокойствие, умиротворение, мужчина на некоторое время становится невосприимчив.
Поведение людей в конфликте нередко тоже демонстрирует положительную обратную связь во всей красе: А ты кто такой? - А ты кто такой? - Ты, козел - Сам козел - За козла ответишь (тычок) - Ты чо, вааще? (удар) … Процесс иногда прерывается только тогда, когда система разрушена: вместе с одним, а то и с обоими участниками ее. С одной стороны, положительные обратные связи могут пустить в разнос и разрушить любую систему. Например, любая хроническая болезнь, в том числе зависимость - обязательно строится на механизмах полезной обратной связи (то, что называется порочный круг).
С другой стороны, сложные системы выделились из хаоса и существуют именно как результат положительных обратных связей. Это относится к образованию планет, зарождению и существованию жизни, к бытию любого живого организма. Положительные обратные связи противостоят термодинамическому уравниванию с окружающей средой, то есть смерти. Само по себе наше бытие - результат положительных обратных связей: жизнь непрерывно поддерживает себя, иначе она мгновенно прекратилась бы, и живой организм превратился бы в кучу остывающего вещества.
Отрицательные обратные связи Снова перед нами два взаимосвязанных параметра: А и В. Отрицательная обратная связь, это такая связь, при которой отклонение параметра А изменят параметр В, и это изменение параметра В уменьшает отклонение параметра А. Простейший пример: регулятор давления пара в паровом котле. А - давление, В - диаметр открытия заслонки. Увеличивается давление, поршень открывает отверстие, пар сбрасывается, давление уменьшается. Или: уменьшается подача топлива, давление снижается.
Отрицательные обратные связи - это связи стабилизирующие. Они держат систему в состоянии, близком к стационарному, и позволяют системе сохранять постоянство внутренней среды. Любая функция человека: терморегуляция, регуляция водно-электролитного баланса, регуляция кислородного обмена - это сеть взаимодополняющих, частично дублирующих друг друга отрицательных обратных связей. Мало воды в организме - жажда вынуждает искать воду и пить, почки уменьшают фильтрацию, и снижается количество мочи. Чрезмерно много воды - пить не хочется, почки включаются на всю катушку.
Любая система поддерживает свое состояния отрицательными обратным связями - потому и живет. Система стремится сохранить квазистабильное состояние, сопротивляется изменениям. Это, кстати, важная для психотерапевтической практики позиция. Очень четко эта закономерность прослеживается на семьях, породивших невротика. Вроде бы всем хочется, чтобы человеку было хорошо. Ан нет, если он начинает действительно меняться, семья вдруг оказывает сопротивление. Если бы в системе перестали действовать отрицательные обратные связи, моментально множество параметров пошли бы вразнос, и система разрушилась бы - наступила бы смерть. Итак, два вида связей обеспечивают системе жизнь, приспособление и эволюцию: положительные и отрицательные. Они одинаково важны, в какой-то мере противостоят друг другу, сдерживают друг друга. Здоровье системы - в гармоничном взаимодействии тех и других. Мы привычны к вопросу: "почему так?", "кто виноват?". Между тем, действие обратных связей приводит к тому, что причина и следствие становятся неразличимыми. Чем больше он пьет, тему нужнее ему выпивка. Чем нужнее ему выпивка, тем больше он пьет. Причина и следствие перестали различаться. Каждый из нас живет в системе, как часть системы. И в это системе из-за обратных связей все, что мы делаем, так или иначе, возвращается нам. Стабильность и изменчивость Любая система поддерживает свое внутреннее состояние. Иначе она бы рассыпалась, превратилась бы в труху. В то же время система существует в изменчивом мире, и чтобы выжить, она должна изменять свое состояние. Но абсолютно устойчивая система не способна меняться, не способна отвечать на изменения окружающего мира. Некоторые бактерии способны переходить в состояние спор. В таком состоянии они как бы неживые. Нет обмена веществ, они не потребляют энергию, лежат себе, замороженные в вечной мерзлоте, тысячелетиями, и поведение их ничем не отличается от поведения кристаллов льда. За это время может измениться климат, вымереть мамонты, возникнуть и погибнуть цивилизации, споры остаются стабильными. Но, стоит им попасть в тепло, они оживают: начинают питаться, получать информацию из окружающей среды, изменять свое состояние в зависимости от условий, размножаться - то есть превращаются в истинно живые системы. Постоянство параметров внутренней среды человека связано с бурным обменом веществами и энергией, теплом, информацией. Находится организм в покое или в движении, думает или переваривает пищу - требования к внутренним условиям изменяются. Множество параметров внутренней среды: минутный объем кровообращения и его распределение, кислородный обмен, кислотно-щелочное равновесие, температура тела и так далее до бесконечности - непрерывно подстраиваются под текущие задачи и условия. Механизмы обратной связи чутко отслеживают, чтобы параметры не выходили за определенные пределы, а механизмы адаптации то и дело запрашивают те или другие изменения. Есть стабильность, и есть подвижность. Если подвижность недостаточна, система не адаптивна. Если мир меняется, а человек не меняется вместе с ним - человеку плохо. Если системе не хватает стабильности - она болезненна, оно теряет способность противостоять агрессивным условиям. Сохранять свою метастабильность стремится любая система: организм, семья, общество, популяция. Любая социальная микрогруппа использует механизмы самостабилизации, следит, чтобы никто из ее членов не выходил за границы, угрожающие стабильности группы. Сплетни, осуждение, похвала - это приемы, которыми группа удерживает своих членов от желания сделать что-то "не так". Причем, это практически не осознается челнами группы. Человек не думает: "Кукушкин ведет себя так, что нарушает стабильность коллектива, надо ввести его в рамки, надо сделать так, чтобы он поостерегся так поступать, посплетничаем-ка мы о нем, пусть ему будет противно". Нет, субъективно это воспринимается так, как будто просто хочется поделиться новостью. И то, что эта новость имеет скандальный и немного скабрезный оттенок - от этого она делается еще "интереснее". В семье зависимого развивается болезненная стабильность. Семья зависимого одной рукой лечит его, а другой вталкивает в зависимость обратно. Причем, каждое это действие имеет псевдорациональное обоснование, кажется вполне объяснимым, но система поведения в целом провоцирует обострение зависимости. Сами члены больной семьи искренне не понимают, что они творят. Не осознают. Но от этого их поведение не становится менее целенаправленным на поддержание статуса-кво. А статус-кво - зависимость одного из членов семьи и созависимость другого. Воспроизводство Время жизни любой системы конечно. Погибают клетки организма, а человек продолжает жить. Умирают люди, их которых состоит общество, а общество существует. Разрушаются цивилизации, а человечество остается. Подсистемы гибнут, а система живет. Это возможно потому, что системы воспроизводятся, то есть порождают системы, подобные себе. Человек, будучи существом социальным, порождает в детях своих не только физическое подобие, но и подобие социальное, психологическое. Механизмов передачи социальных и психологических качеств тьма тьмущая, и они, в общем, мало осознаются. Новая, производная система подобна породившей ее, но не тождественна. Яблочко от яблони недалеко падает" - но не в точку.
Chwila która trwa, może być najlepszą z Twoich chwil.
Сообщение отредактировал(а) Ketri - Пятница, 07.09.2018, 23:57
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ketri
|
#6 | Суббота, 08.09.2018, 00:03
|
Автор темы
человек-лего
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Системы и информация Человек (как и любое животное) сложная система информационная система Информация - наше все. Наши внутренние органы и системы непрерывно обмениваются информацией: через нервную систему, гуморальным путем. Благодаря чему органы работают согласованно. Если бы не механизм обмена информацией, мы не могли бы сохраниться как целостный организм. Информация дает сложным системам принципиально новую возможность: возможность создавать модель мира. Животное строит свою модель из образов, полученных работой органов чувств. Человек расширил модель, научившись использовать символы - слова, благодаря чему выделился из животного мира. Слова человек складывает в убеждения (и нередко перестает воспринимать непосредственную реальность мира) Информация обеспечивает нашу ориентацию во внешнем мире. Мы реагируем чувствами и действиями не на физические стимулы (если он сами по себе не оказываются вредоносными, вроде выстрела в живот), но на информацию, которую содержат эти стимулы. Олень настораживается на шорох в кустах не потому, что ужасен сам по себе звук шороха, а потому, что из шума олень извлекает информацию: там может быть опасность. Человек обижается на то, что сказано, не из-за акустики, а оценивая информацию, ту информацию, что он получил в словах и между ними: в интонациях, жестах, мимике Сама по себе наша психика - информационное образование. Как и вся информация, она не материальна, но порождается материей. Так что можно сказать, что мы - это информация. (Но помнить: тело и психика - части одной системы) Так же, как мы нуждаемся в постоянном обмене веществами и энергией со средой, мы нуждаемся и в обмене информацией. Говорим ли мы с другим человеком, смотрим ли кино, слушаем музыку, ловим рыбу - мы постоянно в интенсивном информационном обмене со средой. Очень тяжелым испытанием оказывалось заключение в Петропавлоской крепости Никаких физических мучений - только длительное пребывание в одиночной камере, без контактов с людьми, без книг. Люди сходили с ума, совершали самоубийство. В опытах в сурдокамере уже через несколько дней возникали психические нарушения: бред, галлюцинации, сверхценные идеи.
Chwila która trwa, może być najlepszą z Twoich chwil.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ketri
|
#7 | Суббота, 08.09.2018, 00:09
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
John_Smith
|
#8 | Суббота, 08.09.2018, 07:08
|
Ketri, да, нарушается. Мозги работают не правильно, недорабатывают. Проследи внимательно на то как человек начинает бредить. Полная дыра в суждениях. Что невольно образует такие нелепые умозаключения.
Я пришел к выводу что люди и дальше будут пить таблетки, т.к. это более легкий и эффективный способ. На способ самому справиться с психозом у большинства не хватает интеллекта (качество мышления при психозах снижается), адекватной обратной связи и способов корректировки с реальностью. А главное нет желания напрягаться.
По моим наблюдениям, главная причина что дает сбой при психозах она внутри. В слабой голове. Редактируя мышление, мы тем самым можем снижать или увеличивать вредное воздействие на нашу голову. Это путанный процесс. И чреват осложнениями, в частности, если бросать колеса и полностью полагаться на этот метод.
Почему вы так волнуетесь? У вас прекрасная болезнь, болезнь Пушкина.
Сообщение отредактировал(а) John_Smith - Суббота, 08.09.2018, 07:16
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
руша
|
#9 | Суббота, 10.11.2018, 14:59
|
Повелитель тараканов
Юзер-бар +
фрагментарное мышление присуще детям. У меня нет такого.
|
Статус: нет меня
|
|
|