Книги на Тему - Психология
|
|
Бальтазар
|
#1 | Понедельник, 28.03.2022, 11:40
|
Автор темы
Повар
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
Ирвин Ялом
Автор этой книги — известный американский психотерапевт, один из наиболее ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления, автор фундаментальных и обстоятельных трудов по групповой и экзистенциальной психотерапии. Но в этой книге Ирвин Ялом выступает не только в качестве теоретика и популяризатора своего подхода (краткое, но емкое описание его профессионального кредо занимает всего одну главу), сколько в качестве опытного практика, решившего поделиться с читателями наиболее интересными историями своих пациентов.
Несомненный литературный дар, искренность и мужество автора, с готовностью раскрывающего перед читателем не только секреты "профессиональной кухни", но и свои личные просчеты и слабости, превращает к аждую из рассказанных в книге новелл в захватывающее чтение не только для профессионалов, но и для самого широкого читателя, ведь проблемы, с которыми сталкиваются пациенты доктора Ялома актуальны абсолютно для всех: боль утраты, неизбежность старения и смерти, горечь отвергнутой любви, страх свободы.
"Палач любви" - книга экзистенциального психотерапевта и известного писателя Ирвина Ялома. Основной темой является осознание страха смерти, принятие конечности человеческого существования и на этой основе изменение жизни пациента в лучшую сторону. Сборник состоит из десяти случаев из практики Ирвина Ялома, которые описаны им с большой долей откровенности. Но не столько сами пациенты обнажены перед читателем, сколько сам психотерапевт открывает свои сугубо личные черты, тайны, оплошности, победы и провалы. Иногда эта безграничная откровенность автора приводила в недоумение и отталкивала. В рассказах плотно переплетаются любовь, секс, страх старения и смерти, одиночество, ненависть к себе, боль потери, сожаление об упущенных возможностях.
Почти во всех историях Ялом использует цитаты известных личностей, изысканные метафоры и старается как можно более доходчиво и просто объяснить анализ случаев и выбор своих методов лечения теорией психологии. Заглавной историей, давшей название сборнику, является повесть "Палач любви". Главная героиня 70-тилетняя Тельма страдает от неистовой любви к своему бывшему психотерапевту. Восемь лет назад у них закрутился краткосрочный роман, который стал триггером тяжелого психического состояния женщины, приведшего к попытке самоубийства. Несмотря на некоторую скуку моментами, читать было интересно. Доктору Яломы почти удалось излечить пациентку от этой любви, но принесло ли ей это лечение искомое облегчение? Вторая история называется очень провокационно - "Если бы насилие было разрешено...", но приводит читателя к вполне благостному выводу. Карлос смертельно болен и зациклен на сексе. Неприятный случай во время групповой психотерапии наводит пациента и врача на разговор о потайных желаниях и их реальных последствиях, что становится толчком для улучшения эмоционального состояния пациента и его взаимодействия с другими людьми.
Третий случай "Умер не тот ребёнок"касается болезненной темы - смерти ребенка. Пациентка несколько лет не может справится с переживаниями по поводу смерти дочери, врач пытается найти ответы в ее проблемах в прошлом и указать ей на необходимость заботы о живых детях. Четвертая история "Толстуха" - самая нетолерантная в современных реалиях общества. Но и очень откровенная. Именно в ней автор-психотерапевт становится основным героем, рассказывая о своей неприязни к полным людям. Вот как пишет в послесловии, написанном спустя 25 лет после выхода книги, сам Ялом: Это рассказ о контрпереносе: иррациональных, часто постыдных чувствах, которые терапевт испытывает по отношению к пациенту и которые составляют серьезное препятствие для терапии. Мои отрицательные чувства по отношению к людям, страдающим ожирением, помешали мне достичь той глубокой вовлеченности, которая, по моему убеждению, необходима для эффективной терапии.
Пока я боролся с этими чувствами в глубине себя, я не предполагал, что пациентка ощущает их. Напротив, она очень точно поняла мои чувства, о чем она подробно рассказывает в конце истории. История описывает мою борьбу по преодолению этих неконтролируемых чувств, чтобы установить отношение с пациентом на человеческом уровне. Конец истории по всем канонам мелодрамы похож на преображение Золушки перед балом. Пациентка не только осознала свой страх смерти и то, что "жизнь нужно проживать сейчас, ее нельзя без конца откладывать". Пятый рассказ "Я никогда не думала, что это может случится со мной" о том, как неприятный инцидент с кражей сумочки обнажил в пациентке, переживающей потерю мужа, незащищенность и потребность в близости. Шестая история "Не ходи крадучись" о природе излишней скрытности у пожилого, но бодрого и моложавого мужчины, который хранил письма своей давно умершей возлюбленной. Седьмая история "Две улыбки" о казусах интерпретации поведения другого человека. Мари страдала от постоянных болей лицевого нерва после травмы и операций, и психотерапевт предложил ей пройти сеанс гипноза у другого врача. В ходе терапии автор замечает у пациентки две особые улыбки и интерпретирует их, опираясь на знание ее личности. То же делает и гипнотерапевт, делясь своими выводами.
Каково же было удивление психотерапевта, когда он выяснил у Мари, что ни впечатления гипнотерапевта, ни его выводы об улыбках не совпали с реальными причинами этого простого сигнала. Невозможность познать другого связана не только с проблемами, которые я описал: глубинными структурами образа и языка, намеренным или случайным решением человека скрывать что-либо, слепыми пятнами в поле зрения наблюдателя, – но и с необыкновенным богатством и сложностью каждого отдельного человека. В то время как для распознавания биохимической и электрической активности мозга предпринимаются грандиозные научные проекты, поток переживаний каждого человека настолько сложен, что всегда будет опережать любую новейшую технологию перехвата информации. Восьмой рассказ "Три нераспечатанных письма" оказался самым захватывающим.
По интриге совсем немного уступил детективу. Нейробиолог Саул впал в глубочайшую депрессию из-за трех писем, пришедших из Стокгольмского университета, где он некоторое время назад вел научную работу. Он боялся их даже распечатать, убедив себя, что они содержат гневные отповеди о его непрофессионализме. Саул довел себя своим страхом и предварительным самоистязанием, корни которого росли из сиротского детства, до невменяемого состояния. Но помог случай. Девятая история "Терапевтическая моногамия" - вовсе не об отказе от промискуитета в терапевтических целях. Речь о верности психотерапевта своему пациенту.
Точнее пациентке Мардж, страдающей от заикания и глобального непринятия себя, что приводит к расколу ее личности и появлению нового и более приятного для доктора собеседника. Этот факт и ставит врача перед выбором верного метода лечения. Десятый закрывающий рассказ "В поисках сновидца" повествует о том, как доктору удалось найти подход к решению проблемы пациента, страдающего мигренями и половой дисфункцией, через последовательную интерпретацию его снов. Сборник завершает Послесловие "Перечитывая "Палача любви" в восьмидесятилетнем возрасте", в котором автор делится своими впечатлениями о перечитанной книге и деталями ее написания.
Всегда готовлю что хочу. И будет вкусное рагу. Немного кролика под перцем. И осетрина под вином.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Бальтазар
|
#2 | Пятница, 01.04.2022, 14:59
|
Автор темы
Повар
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Иметь или быть?
Эрих Фромм
Книга, которая никогда не утратит своей актуальности. Что важнее: обладание предметами материальной культуры или осмысленное бытие, когда человек осознает и наслаждается каждым мигом быстротекущей жизни? В своей работе «Иметь или быть?» Фромм очень ясно и подробно исследует причины формирования отношений по принципу "Ты мне – я тебе" и наглядно демонстрирует, к чему это, в конечном итоге, приводит.
Иметь или быть, это вечный вопрос, который пытается решить человечество. Что лучше, иметь все блага мира, или иметь мир внутри себя? Будет ли мне хорошо от дома, который полная чаша в прямом смысле слова, или с посохом и в рубище я буду более счастливее? Почему я хочу приобрести ту или иную вещь заведомо зная, что она не принесёт мне мира в душе? Эта книга настолько сильная, что писать что-либо о ней не имеет смысла. Каждый должен пропустить её через себя и возможно понять, что мало известное племя в Новый Зеландии намного счастливее меня лишь потому, что оно не живёт в мире, где иметь превыше, чем быть.
Наша жизнь - это тесное переплетение желаний материальных благ и внутреннего самоощущения покоя, жажды комфорта внешнего и спокойствия души. Что бы всё у нас было, а нам за это ничего не было) ключевой вопрос вынесен как раз в самом названии этой книге, и он настолько сложен, что рассуждения заняли аж целую книжку. Фромм в данном труде пытается разделить понятия "быть" и "иметь". Пытается объяснить, что для счастья не обязательно иметь миллионы, виллу на берегу океана, и золотой запас в банке. Зачастую данное обеспечение не приносит счастья, оно не панацея от душевных терзаний и ощущения никчёмности существования. Первую часть можно назвать экскурсом в историю. В ней очень интересно преподносятся взгляды на данную проблему многих известных философов, социологов, поэтов... Вторая же часть (большая) представляет собой размышления автора.
Фромм в своих размышлениях приходит к тому, что общество у нас - потребительское. Наше общество находится на грани самоуничтожения, с чем я и согласен) Написано достаточно легко и просто, но нужно дозреть до этой книги. Заставляет шевелить мозгами, много хороших мыслей выделил. Автор показывает свою явную неприязнь к капитализму и к деньгам в целом, но также проходиться и по коммунизму), что мешает понимаю того, как же жить в сложившейся социальной структуре, которая вряд ли измениться в ближайшее время. Хотя последние мировые события заставляют задуматься на эту тему! Рекомендую всем, кто пробуждается.
Всегда готовлю что хочу. И будет вкусное рагу. Немного кролика под перцем. И осетрина под вином.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Бальтазар
|
#3 | Пятница, 17.05.2024, 18:38
|
Автор темы
Повар
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Чертоги разума
Андрей Курпатов
Автор всю книгу последовательно раскрывает принципы работы мозга и место в нем нашего сознания. Что мне нравится в Курпатове - он не жалеет времени и бумаги на обстоятельный рассказ, обоснование, аргументацию своей позиции. Что не нравится - делается все с некоторой излишней театральностью, напускной напыщенностью, из серии "это поймут не все, но не всем же быть умными, идиотов полно". Кстати, именно вокруг идеи "идиота" и построена книга. Идиотом называет автор наше сознание, которое уверено, что всем управляет.
А по факту есть небольшой мозг из тысячи тысяч нейтронов, который мониторит физиологические процессы, обрабатывает сигналы из внешней среды, преобразует все в некие образы, которые и посылает в сознание. Так что сознание это по сути молоко, а мозг корова.
Аналогия автора. Понять эту сложную мысль практически невозможно, она контринтуитивна. В нее можно только поверить, как верим мы в то, что нужно поворачивать руль в сторону заноса, хотя это кажется странным. Просто сотни тестов и десятки ученых доказали, что человек не в состоянии осознать реальность во всей ее сложности и многообразии.
Мозг ограничивает то, что воспринимает и еще больше ограничивает то, что выдает в сознание. Не буду тратить время на доказательства,
Курпатов порядка 250 страниц про это написал ))) И кстати, не он один. Из свежего, того, что мне раньше не попадалось в других изданиях, показалось интересной мысль про социальную конструкцию всего, что мы стараемся осмыслить. Кратко приведу тезисы автора. Человек - существо социальное.
Вне социума вырастают маугли, больше похожие на животных. А значит, наше сознание как человека формируется через социальные взаимосвязи. Любые категории мыслительный процесс будет натягивать на социальное как сову на глобус. Например, Солнечная система: планеты вращаются вокруг Солнца.
На самом деле планеты пытаются преодолеть гравитационное поле Солнца и как бы улетают в космическое пространство, но их затягивает в воронку притяжения звезды. Но это настолько неосмысляемо сознанием, что аналогия вращения детей вокруг родителей была принята как основная.
Это я очень очень упрощенно пересказала, поверьте, у автора все нагляднее и логичнее. Но кратко так. И любая самая сложная система, таблица, философия после своего разбора будет сравнима с социальным устройством. И чем сложнее в стволе мозга наш опыт социального устройства, тем более сложные мыслительные категории мы можем использовать. При этом научно доказано, что величина нашей "деревни связей" не может быть более 150-200. Вот он, предел человеческого сознания.
Но не мозга! Мозг может обрабатывать огромные данные, оперировать невероятными и неосозноваемыми нами категориями. Вот только как их вывести в сознание, преодолеть барьер этого "идиота"-сознания. Автор приводит методику использования мозга. Конечно, молоко коровой управлять не может, но мы можем попробовать корову чем-то заинтересовать.
Алгоритм целенаправленного мышления: - формирование доминанты на проблеме - загрузка интеллектуальных объектов (создание факт-карты) - сбор дополнительных фактов - проверка возникшей в мозгу реконструкции конкретной реальностью. При необходимости - повторить. Интересный способ обхитрить мозг, который на самом деле всячески сопротивляется "лишней" работе и предпочитает статус-кво. Но если вы хотите достичь чего-то большего, чем пережевывание в сознании ментальной жвачки, то придется потрудиться и заинтересовать "корову".
Всегда готовлю что хочу. И будет вкусное рагу. Немного кролика под перцем. И осетрина под вином.
|
Статус: нет меня
|
|
|