Ляйсан
|
#330 | Суббота, 24.09.2016, 20:59
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Цитата Вериока ( ) Я, например, в ноябре должна стать бабкой, мне, мож, некогда будет.
Список явно маловат и староват. От ШН - Терминус
Я переделала статью. В понедельник наверно отправлю. В прежнем варианте статью не приняли - она не отвечала заявленным требованиям. Вот. Переделала. Авторов теперь трое. Замечания всяческие желательны!
Социализация психически больных молодых людей в Пермском театре «Пространство любви»
В концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отводится место социальной политике по поддержке уязвимых слоев населения. Реализация стратегических целей Концепции требует дости-жения социального согласия, развития механизмов адаптации и социальной поддержки населения, снижения степени неравенства. Для этого, в свою очередь, требуется формирование системы поддержки и адапта-ции, отвечающей потребностям современного общества, реализующей функции соци-ального развития и создающей доступные механизмы "социального лифта" для всех, в том числе уязвимых, категорий населения. (Концепция, 2008г.) В Перми появился опыт реабилитации молодых людей с ментальной инвалидно-стью в процессе театрального творчества. Дело возникло и развивалось полуосознанно талантливыми и сердечными людьми - профессионалами в театральной деятельности, общественниками, родственниками психически больных. Этот опыт свидетельствует о том, что общество уже имеет человеческие ресурсы к социальной деятельности и само-деятельно порождает различные способы осуществления государственно важных задач. В Дзержинском районе г. Перми родители ментальных инвалидов (возраста -20-30 лет.) написали заявку на грант. Идея была непритязательной – чтобы молодые люди при-ходили в больницы, в социальные учреждения в костюмах клоунов с небольшими подар-ками и со своим сердечным участием. Единомышленники постепенно находили друг дру-га в разных районах краевого центра. Кто-то пригласил педагога – актрису театра Аллу Мезенцеву, которая согласилась проводить занятия, изменила направление деятельности группы, дала ей название: «Театр «Пространство любви». Программой действий стали постановки, миниатюры, выступления перед зрителями, поездки. Вся эта деятельность в итоге привела к появлению спектакля во внешнем выражении, и к социальной реабилитации ментальных инвалидов, к антистигматической работе в обществе - по существу. Труппа состоит из семи человек (диагнозы - синдромы Дауна, Эдвардса, Сотоса; ДЦП и др.). Трое-четверо родителей всякий раз сопровождают участников театральной студии на репетициях, на выступлениях, в поездках. Сшиты костюмы, приобретен нуж-ный реквизит. Изначально организаторы стремились скорее занять время жизни болящих, чтобы они находились вне квартиры, занимались чем-то посильным. Молодые люди, не участ-вующие в проектах по реабилитации, живущие в пределах родительских квартир, ходят по замкнутому кругу, имеют крайне узкие понятия о жизни. Семьи не знают, чем занять детей, не видят способа приведения их к более-менее обычной человеческой жизни. Когда происходит включение социально уязвимых людей в полезную коллективную деятельность, у них появляется смысл жизни, они больше передвигаются в пределах города, расширяется сфера интересов, появляется предмет для разговоров. Пермский опыт показал, что театралы постепенно обучили молодых людей разнообразным навыкам, развили в них способности к общению, к дружбе, к вхождению в общество. На первых встречах даже не ощущался контакт - «вместе, но порознь - порознь, но вместе»… «Мы просто ходили по сцене и размахивали руками» - вспоминает Алла Ме-зенцева. «По первости каждый был в себе – говорят родители, - но постепенно все стало меняться, появилось взаимодействие, а потом и привязанности». «Мы живем одним днем - рассказывает Елена Заворохина, - но наши такие аутичные дети подружились, это удивительно и очень хорошо». «Одно дело заканчивается, и сразу возникают новые возможности», - с надеждой смотрит на жизнь Татьяна Мальцева. «В душе всегда остается теплое чувство благодарности к людям, сумевшим научить», - добавляет Надежда Плотникова. Занятия проводились 2-3 раза в неделю в форме репетиций. Проведено 150 часов занятий за год. Интересно, что не было ни одного случая срыва репетиции - посещае-мость была максимальной. Большинство молодых людей дисциплинированно приходили на занятия без опозданий. Для репетиций родители арендовали танцевальный зал в обще-ственном центре Ленинского района Перми. Аренда договорная на благотворительных началах. Во время репетиций молодые люди разучивали, в частности, движения – зал оборудован зеркалами и поручнями - это очень удобно и современно. За год заметно улучшилась пластика, координация движений ребят, они стали лучше слышать и чувствовать музыку, выступили наружу их положительные эмоции. Родители помогали режиссеру увидеть творческие задатки молодых актеров. На-пример, мама рассказывала, как ее дочь выбирает стихи, песни, чтобы выйти в мир, на-ходит такие слова, которые отличаются особенной душевной теплотой. Такой интерес у девушки не случаен – с детства ее мать целеустремленно формировала у дочери пози-тивное отношение к жизни и к людям – акцентировала внимание на доброте окружавших, учила справляться с негативными, недружелюбными проявлениями в поведении людей. Или юноша учится самостоятельности. Родители и режиссер помогают ему обрес-ти уверенность: «Ты взрослый! Ты все сможешь! Твоя помощь нужна окружающим!»… В творческом процессе использовались методики, связанные со свободным про-явлением чувств и спонтанностью, а также реализацией социальной природы человека – это методы драматерапии. (Палин А.В., 2014) В конечном итоге сценарий спектакля «Стихи звучали простодушно» сложился «из того, что было», а смысл его оказался символичным. «По меньшей мере, это трога-тельно»; «Рассказ обо всем и ни о чем – о жизни, о времени, о человеке»; «Тема вокзала, тема музыки»; «Спектакль о пути человека, об его встречах и расставаниях»… Иными словами, зрителям следует попытаться увидеть драму изнутри. Она вос-принимается как история о некоем человеке, что позволяет подойти к нему поближе и заглянуть в его внутренний мир. (Палин А.В., 2014) Режиссер постоянно сталкивался с забывчивостью на сцене. Эта проблема реша-лась с помощью наставлений - выходить из положения, не расстраиваться, быть спокойнее, довольствоваться тем, что какие-то действия спонтанно появились в ответственный момент. Так постепенно обживалась сцена. Театр, как место реабилитации - это такая площадка, где человек может одновре-менно находиться в своем внутреннем мире и быть среди людей. Здесь можно сидеть и ничего не делать - и даже в таком виде быть полезным спектаклю - потому как всякое со-стояние человека эмоционально откликается в душах тех, кто его видит. Но сцена выводит человека даже из небытия. Вдруг появляется желание повторить то, что сделал кто-то рядом, либо проявляется соперничество, возникают эмоции. Высту-пление за выступлением – эмоции становятся все более выраженными, зажимы утрачива-ют силу. И вот уже ребята говорят громче, двигаются раскованнее, чувствуют нить спек-такля. Все без исключения любят выступать, любят сцену. Кроме непосредственно спектакля есть и жизнь театральной группы. Родители за-ботились о неформальных контактах. Дни рождений и другие праздники стали прово-диться в коллективе. Ребята вначале не чувствовали общности, но постепенно стали появ-ляться обычные для здоровых людей отношения. Кому-то захотелось петь или подпевать, музыка вызвала желание танцевать, появились обычные и добрые темы для разговоров. Начали формироваться дружеские отношения. Попутно развивались и другие навыки – ребята закачивали музыку на телефоны для своих встреч, общались в соцсетях, делились знаниями и умениями, стали помогать друг другу. Заболевания ограничили их – у кого-то очень слабая память, у кого-то боль-шие проблемы с речью. Но в этой группе все чувствуют себя спокойно в рамках своих возможностей. Есть явления подражания, зависимости от поведения других. Когда наставники видят, что эти явления мешают человеку в собственном росте, они изменяют положение молодых людей на сцене. Кому-то следует быть рядом, других надо разделить, чтобы че-ловек стал более самостоятельным, а не копировал слепо поведение соседа. Все эти тон-кости руководитель улавливал внутренним чувством. В какой-то момент стало понятным, что Алла должна находиться на сцене вместе со своими воспитанниками, быть среди ребят - держать ситуацию под мягким внутренним контролем. Внешнее руководство, режиссерство она передала актеру и преподавателю Андрею Максимову. Затем пришло понимание, что необходимым музыкальным сопровождением должна быть живая музыка. Тогда появился гитарист - актер театра юного зрителя Виктор Максимов. Вывод напрашивается такой: талант наставника состоит в умении принять поведе-ние воспитанников, заметить моменты, приносящие радость, удовольствие, удовлетворе-ние и поднять их, развить, упрочить. Антон эмоционально читает стихи, Ване нравится дружить с Антоном и быть там, где нужна его сила, Надя артистична, Наташа ответственна, Вероника все делает с удо-вольствием, Катя всегда готова, всегда на подхвате, еще одна Наташа сама написала за-метку о том, как создавался театр. Все действия многократно повторяются. Причем это повторение для актеров «Про-странства любви» идет только на пользу - такая особенность объективна (многие имеют значительные проблемы с памятью). Например, в день премьеры до прихода зрителей уже прошло два прогона всего спектакля от начала до конца. Присутствовавшие на репетициях гости задали вопрос ре-жиссеру: «Разве они не устали? Как вы решились на такую нагрузку?» Ответ был неожи-данным для них: «Они не устали. Они просто живут здесь, спектакль для них не является чем-то выматывающим, опустошающим. После прогона мы погуляли, затем снова про-гнали. Нет сомнения, что и сам спектакль ребята отыграют…» Перед самой премьерой режиссер Андрей Максимов поддерживал актеров: «Ниче-го не бойтесь! Все свои! Мы вместе, у нас все хорошо! Возьмемся за руки! Посмотрим друг другу в глаза!..» В день премьеры спектакля «Стихи звучали простодушно» в зале была благодарная и отзывчивая публика. Среди зрителей было немало детей с ментальной инвалидностью. В Перми возник спрос на театральную реабилитацию – есть желающие прийти на занятия в детскую группу театра. Было много аплодисментов, цветов и подарков. Родители сказа-ли, что не хотят расставаться. Итак, театральная группа вышла на такой уровень, что может демонстрировать свои выступления перед зрителями. Это одновременно новый этап и новые возможности для социализации. Родители и режиссер подыскивали места для выступлений. Театр принимали школы, в которых учились молодые люди, было выступление в колледже искусств перед студентами. Организаторы заявлялись на фестивали, проводившиеся различными общественными организациями. Жители Пермского края увидели творчество ментальных инвалидов, встретили их добро-желательно. В итоге актеры молодого театра посетили несколько центров культуры в Перми. Была и поездка в один из районов края – в г. Добрянку. Во время поездки ребята в сопро-вождении взрослых были на вокзале, ездили группой в общественном транспорте, гу-ляли по незнакомому городу, были в многолюдном кафе, посетили выставку поделок других инвалидов. Было множество контактов, в частности произошло знакомство с жи-телями г. Добрянки – с детьми с синдромом Дауна. На следующем фестивале они вновь повстречались и уже чувствовали себя уверенно – общались как старые знакомые. Смена обстановки, новые впечатления - все это расширяет кругозор, наполняет жизнь молодых людей впечатлениями и увеличивает их социализацию. Один из примеров положительного влияния участия в инклюзивном театре - несколько молодых людей смогли самостоятельно без родителей прожить смену в оздоровительном лагере. Появился первый случай, когда зритель – частное лицо – оказал благотворитель-ную помощь группе. Несколько раз журналисты рассказали пермякам о достижениях театра «Пространство любви». Появились неожиданные предложения – принять участие в съемках сериала «Реальные пацаны», выступить на показе моделей одежды. Общество принимает в свои ряды инвалидов. Медленно, неуверенно, но происхо-дят подвижки. Таков пример Пермского опыта социализации молодых людей с ментальной инва-лидностью.
Грымза и компания (три автора)
Сентябрь 2016года
Литература 1. Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. // УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. No 1662-р 2. Палин А.В. Применение драматерапии в групповой работе с пациентами, стра-дающими шизофренией: возможности и перспективы // Социальная интеграция психически больных (психиатрические, психотерапевтические, психологиче-ские аспекты). Арт-терапия в психиатрической практике. Материалы научно-практической конференции. М., 2014.
Сообщение отредактировал(а) Грымза - Суббота, 24.09.2016, 21:16
|
|
Статус: нет меня
|
|
|