Страниц в журнале: 41
Страница: 7
« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 40 41 »

Ковчег Знаменитые психи

Сократ Афинский. Безумие гениальности



сократ


Древнегреческий философ Сократ (469–399 гг. до н. э.) уже с давних пор привлекал к себе внимание врачей. Первое патографическое исследование, известное в литературе, написано французским ученым Лелю и посвящено Сократу (Lélut, 1836). Автор буквально шокировал учёный мир своим сообщением о том, что «отец философии» был жертвой сенсорных галлюцинаций. Другие авторы диагностировали у Сократа также эпилепсию , гомосексуализм , алкоголизм. Что из этого правда?

Весь достоверный биографический материал сводится к произведениям трёх современников Сократа: его учеников — философа Платона и писателя Ксенофонта, а также древнегреческого драматурга Аристофана. Конечно, в те времена совсем по-другму относились к психической болезни. Внимание людей привлекали к себе проявления острых психозов, сопровождавшихся возбуждением, спутанным сознанием, резкими аномалиями поведения, судорожными припадками. В случаях же большинства других психических заболеваний при наличии внешней упорядоченности, сохранности основных функций интеллекта человек душевнобольным не считался.

Биографии Сократа в различных источниках, по сути дела, не противоречат одна другой и не нуждаются в цитировании ввиду их широкой доступности.

Известно, что Сократ отличался чрезвычайными неприхотливостью и выносливостью. Но каким странным образом они проявлялись! В диалоге «Пир» Платон приводит слова Алкивиада, участвовавшего вместе с Сократом в военных действиях против Спарты: «...и зимний холод — а зимы там жестокие — он переносил удивительно стойко, и однажды, когда стояла страшная стужа и другие либо вообще не выходили наружу, либо выходили, напялив на себя невесть сколько одежды и обуви, обмотав ноги войлоком и овчинами, он выходил в такую погоду в обычном своём плаще и босиком шагал по льду легче, чем другие обувшись. И воины косо глядели на него, думая, что он глумится над ними...» (Платон, 1970: 152).

сократ рафаэля


Всем известны задумчивость и рассеянность мыслителя, погружённого в свои размышления. Но у Сократа во время того же похода подобное раздумье принимало формы явно патологические. В том же диалоге Платон сообщает: «Как-то утром он о чём-то задумался и, погружённый в свои мысли, застыл на месте, и, так как дело у него не шло на лад, он не прекращал своих поисков и всё стоял и стоял. Наступил уже полдень, и люди, которым это бросалось в глаза, удивлённо говорили друг другу, что Сократ с самого утра стоит на одном месте и о чём-то раздумывает. Наконец, вечером, уже поужинав, некоторые ионийцы — дело было летом — вынесли свои подстилки на воздух, чтобы поспать в прохладе и заодно понаблюдать за Сократом, будет ли он стоять на том же месте и ночью. И оказалось, что он простоял там до рассвета и до восхода Солнца, а потом, помолившись Солнцу, ушёл» (там же: 153).

Разумеется, Сократ и не думал «глумиться» над солдатами. Два приведённых выше примера невольно заставляют вспомнить замечание швейцарского психиатра — основателя концепции шизофрении Е. Блейлера о психогенной анальгезии больных кататонией. Суточное раздумывание Сократа весьма похоже на явление кататоноподобного застывания.

В биографиях подчёркивается удивительная внешность Сократа. Но современники отмечали также и его странный характер. «Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих не найдёшь человека, хотя бы отдалённо похожего на него. Сравнивать его можно... не с людьми, а с силенами и сатирами — и его самого, и его речи» (там же: 154).

Если Сократ был действительно в такой степени своеобразен, его не могли бы обойти молчанием острые языки комедиографов. Оригинальная физиономия, вся его фигура бросались в глаза всем и каждому. Все могли видеть, как он ходил босиком, в заплатанном плаще (а Сократ принадлежал к среднему имущественному классу), как мало он заботился о пище. И в 422 г. до н. э. Аристофан ставит на афинской сцене свою комедию «Облака». Одним из её героев является философ, которого автор ничтоже сумняшеся называет Сократом. Скопировано не только имя, которое, видимо, уже к тому времени приобрело нарицательный характер, но и внешний облик. Герой комедии — бледный человек, ходит босым, не моется, не натирается маслом, не стрижёт волос. Большой любитель «покалякать», он слоняется по улицам, завязывая с прохожими мнимоучёные разговоры.

Ксенофонт в свою очередь приводит слова софиста Антифонта: «Живёшь ты, например, так, что даже ни один раб при таком образе жизни не остался бы у своего господина: еда у тебя и питьё самые скверные; гиматий ты носишь не только скверный, но один и тот же и летом и зимой; ходишь ты всегда босой и без хитона» (Ксенофонт, 1993: 53).

Считается, что Сократ оказал неоценимую услугу прогрессу знаний и развитию человеческой мысли своей мудростью. Однако, по его собственному признанию, он был обязан этой мудростью не только острому разуму, но и особой таинственной силе, которую он сам называл «демонием» и которую современная психиатрия квалифицировала бы как слуховые галлюцинации.

«Началось у меня это с детства, — говорит Сократ, — возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать» (Платон, 1999: 100). Причём Сократ отнюдь не воспринимал его как божью милость или как пророческий дар. Отличительной особенностью этого «голоса» было то, что он не зависел от сознания и намерений самого Сократа, а «ощущался им как чьё-то действие, идущее через него, но не от него» (Жебелев, 1923: 106). Ксенофонт пишет: «Многим друзьям своим он заранее советовал то-то делать, того-то не делать, ссылаясь на указания божественного голоса, и кто следовал его совету, получал пользу, а кто не следовал, раскаивался» (Ксенофонт, 1993: 29).

Сократовский демоний, достигавший силы императивных галлюцинаций, оказывал определённое влияние на поступки философа. Сократ, согласно биографам, сознательно не принимал участия в политической деятельности страны якобы по идейным соображениям. Но с его же слов: «Вот этот-то голос и возбраняет мне заниматься государственными делами» (Платон, 1999: 100).

смерть сократа


Смерть Сократа напоминает смерть Иисуса Христа: оба входят в историю украшенными венцами мучеников. В 399 г. до н. э. Сократу было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд. Сократ идёт навстречу смерти со спокойным сердцем, решительно отказываясь от каких-либо попыток спасти свою жизнь. Ксенофонт пишет,что после приговора суда Сократ отклоняет заботы друзей по составлению его защитительной речи: «Нет, клянусь Зевсом, — возразил Сократ, — дважды уже я пробовал обдумать защиту, но мне противится бог» (Ксенофонт, 1935: 173).

Таким образом, мы видим, что голос бога, «демоний», играл в жизни Сократа чуть ли не главенствующую роль, если мог преодолеть даже инстинкт самосохранения. И прав Ч. Ломброзо, который с присущей ему безапелляционностью пишет: «Разве Сократ… не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханием?» (Ломброзо, 1892: 182). Некоторые авторы, кстати, отрицали наличие у Сократа галлюцинаций, утверждая, что это всего лишь «голос совести» (Ribbing, 1870: 19). В этом случае уместно вспомнить Е. Блейлера, который пишет, что для шизофрении характерны слуховые галлюцинации «в качестве “голоса совести”» (Блейлер, 1920: 317). Для шизофренического процесса также свойственно, пишет В. А. Гиляровский, «не столько количественное ослабление интеллектуальных способностей, сколько изменение самых основных черт мышления. Этому и соответствует то, что что так называемые формальные способности интеллекта остаются почти неизменёнными» (Гиляровский, 1935: 297). Вполне понятно, что существует большое количество больных шизофренией, достаточно успешно компенсированных и в социальном, и в профессиональном отношениях. Таким образом, если можно предположить у Сократа наличие процессуального заболевания, о чём говорят его чудаковатость, резонёрство, эмоциональное снижение, слуховые галлюцинации, кататонические явления, то оно, по всей вероятности, протекало в той форме, которую Крепелин называл «деменция параноидес митис», где на первом месте стоят галлюцинаторные расстройства, а ядро личности разрушено в меньшей степени.

Источник



« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 40 41 »