Страниц в журнале: 36
Страница: 25
« 1 2 ... 23 24 25 26 27 ... 35 36 »

Ковчег Наше творчество

Нестеров Михаил Васильевич - художник с искрой Божьей



Автор: Надежда

Михаил Васильевич Нестеров
Михаил Васильевич Нестеров (Автопортрет)
Михаил Васильевич Нестеров
известный русский художник XIX – XX вв.,
человек незаурядной судьбы.
Его творческий путь пролегал через
различные эпохи, различные этапы
развития русского и советского
искусства, и в каждом из них
деятельность художника
оставила свой след.

М. В. Нестеров родился в 1862 году в семье купца. До двенадцати лет мальчик жил в Уфе, учился в гимназии. После этого по распоряжению отца Миша оставил учебу в гимназии и переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзамена, он поступил в реальное училище К. П. Воскресенского. Именно тогда в мальчике зародилось влечение к живописи, возникло решение стать художником.

По совету К. П. Воскресенского Нестеров поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Спустя годы он писал: «Тем, что я художник, я обязан прежде всего К. П. Воскресенскому. Он подметил мою детскую страсть первый».

Любимым преподавателем Нестерова был В. Г. Перов, который, несомненно оказал влияние на раннее творчество художника. «Его мало интересовало живописное ремесло, но он учил нас искать во всех наших произведениях всегда чего-нибудь такого, что могло бы захватить зрителя и взволновать его ум и сердце.

С конца 1879 года молодой художник начал участвовать в выставках, которые устраивались в Училище специально для учеников. Его ученические работы были одобрены товарищами и В. Г. Перовым. Особенно можно отметить картины «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток», «Экзамен в сельской школе», написанные в период с 1879 – 1884 гг.

Жертва приятелей

Нестеров М. В. "Жертва приятелей"

Домашний арест

Нестеров М.В. "Домашний арест"

Для работ тех лет характерны незатейливые бытовые сюжеты, отражающие домашнюю жизнь обывателей, и незначительные сценки из жизни простых людей.

Сам художник не был доволен своими ранними работами. В 1881 году он оставил занятия в Московском училище и поступил в Петербургскую академию художеств. Однако пребывание в Академии было недолгим, через год художник вернулся в Москву.

Вскоре умер В. Г. Перов. Смерть наставника глубоко потрясла Нестерова, стала глубокой утратой.

В 1884 году Нестеров был снова принят в Училище, но не находил в работе удовлетворения. Художник продолжал свои творческие искания.

Первой работой, выходящей за привычные рамки изображения событий, стала картина – «До государя челобитчики» 1886г.

До государя челобитчики

Здесь художник намеревался выразить настроение человека, его внутреннее состояние, а не просто обрисовать сюжет. За эту работу Михаил Васильевич Нестеров был награжден Большой серебряной медалью и премией на конкурсе Общества поощрения художеств.

После окончания училища в 1886 году, последовал период поисков, тематических метаний, напряженной работы. В этом же году умерла жена Нестерова, её смерть стала настоящей трагедией для художника. Возможно, это потрясение, испытанное им после кончины жены, дало толчок к дальнейшему творчеству художника, вызвало перерождение и творческий перелом.

В период 1886 – 1889 гг. Нестеров пробовал заниматься иллюстрацией, писал картины на исторические темы.

В 1887 г. Михаил Васильевич Нестеров написал одно из самых известных своих произведений – «Христова Невеста»

Христова Невеста

На картине изображена одинокая молодая девушка. Лицо ее выражает печальную задумчивость, она вся погружена в свои мысли. Картина проникнута спокойствием и умиротворением. Образ девушки далек от мирской суеты.

Дальнейшие работы Нестерова периода 90-х гг. ознаменовали новый этап в творчестве художника. Изображая внутренний мир человека, художник проповедовал идеи иночества, настаивал на связи человека с религией.

Основная идея этих работ раскрывается в следующих словах Нестерова: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Это дело Сурикова, а не мое. Я писал хорошего русского человека XIV века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать в «Отроке Варфоломее» и других картинах Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил своей любовью и памятью»

Первые наброски к картине «Видение отроку Варфоломею» Нестеров сделал в 1889 гг.

Видение отроку Варфоломею

В основе картины лежит религиозный сюжет о том, как отец отправил отрока Варфоломея на поиски лошадей. Встретив на пути молящегося старца, мальчик получил благословение и рассказал о своем желании научиться грамоте. Старец дал отроку просфору, отведав которой обретет он разум к учению.

Однако Нестеров не стремился подробно описать сюжет легенды. Как и прежде, его больше волнует изображение внутреннего мира персонажей, духовное настроение картины.

Фоном полотна служит русский пейзаж. Сам художник описывал его так: «… моим глазам неожиданно представилась такая русская красота: слева лесистые холмы (…) там где-то розовеют дали, вьется дымок, а ближе капустные, малахитовые огороды. Справа золотистая роща . Кое-что изменить, добавить, и фон для «Варфоломея» такой, что лучше не придумаешь… Я уверовал так крепко, что иного и искать не хотел».

Фигура Варфоломея сливается с окружающей природой. Мальчик является словно частью пейзажа, природа и человек показаны в гармонии и духовном единении. Образ героя полон грусти и какой-то недетской серьезности. Так же трепетно-печальна природа – в ней нет ярких красок, окрашенная в теплые осенние тона, она словно застыла в молчаливой грусти. Чистота природы отражает чистоту мальчика, непорочность его помыслов.

Образ Сергия Радонежского был для Нестерова воплощенным нравственным идеалом.



« 1 2 ... 23 24 25 26 27 ... 35 36 »