Символика иконы
|
|
Надежда
|
#1 | Среда, 22.02.2017, 00:24
|
Автор темы
Повелитель буйных
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания: - вывести сознание человека в мир духовный, - изменить сознание, - возбудить ощущение реальности идеального мира, -помочь человеку найти свой путь преображения. Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который, трудно оценить значение икон. Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом. На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом. Каждый предмет в иконе - символ: Дуб – древо жизни.
Дом – символ домостроения, созидания. Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.
Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
Посох у ангела – символ небесного вестника, посланника.
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в своём месте особое смысловое оправдание и значение.
Цвет в иконе:
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Обратная перспектива
Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться все уже, пока не исчезнет на горизонте. В иконе наоборот: все линии сходятся к человеку и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью. В иконописи это называется обратной перспективой. Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном «из мира горнего в мир дольний». Во многом впечатление об иконе, как об окне связано с применением обратной перспективы. Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь. Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы наплывая на него. Использование обратной перспективы или однородного непроницаемого фона как бы приближало зрителя к изображенному образу, пространство иконы словно выдвигалось навстречу вместе с помещенными на нем святыми.
Небо и земля в иконе
Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии. Например, в иконе XII в. «О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и ангелы, окружающие трон Богоматери.
Круг в иконописи
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность.
Типы изображения Богородицы
Один из основных типов изображения Богоматери – Оранта.
Он представляет собой Богородицу, с приподнятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих иконографических типов изображения Богородицы, Оранту отличает величественность и монументальность. Также основным типом изображения Богородицы является Одигитрия – путеводительница.
Изображается с Младенцем Иисусом Христом. И сама Божия Матерь, и Младенец обращены прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно Божество Иисуса Христа. Существует еще один тип изображения Богородицы – Умиление, где изображается взаимная нежность Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность.
Творчество - внешнее выражение внутренней необходимости
|
Статус: нет меня
|
|
|
Надежда
|
#2 | Среда, 22.02.2017, 00:27
|
Автор темы
Повелитель буйных
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Раньше мне было очень интересно изучать символику иконы. В теме я привела далеко не все символы.
Сейчас я не знаю, во что и в кого верю, гармония веры распалась.
Творчество - внешнее выражение внутренней необходимости
|
Статус: нет меня
|
|
|
|
Надежда
|
#4 | Среда, 22.02.2017, 00:35
|
Автор темы
Повелитель буйных
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
zarim, скорее аскетичные
Творчество - внешнее выражение внутренней необходимости
|
Статус: нет меня
|
|
|
Надежда
|
#5 | Среда, 22.02.2017, 00:35
|
Автор темы
Повелитель буйных
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
zarim, рада, что проявил интерес! Спасибо!
Творчество - внешнее выражение внутренней необходимости
|
Статус: нет меня
|
|
|
Вериока
|
#6 | Среда, 22.02.2017, 06:50
|
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Надежда, интересно, спасибо!
Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 千里之行,始于足下 Наш арт-журнал "Ковчег"
|
Статус: нет меня
|
|
|
Надежда
|
#7 | Среда, 22.02.2017, 06:51
|
Автор темы
Повелитель буйных
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Вериока, огромное спасибо тебе!
Творчество - внешнее выражение внутренней необходимости
|
Статус: нет меня
|
|
|
ВИКТОР
|
#8 | Среда, 22.02.2017, 09:11
|
Мудрый гуру буйности
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Диагноз: Параноидальная шизофрения
Надежда,
Я, не живу, во враждебном мне мире. Я созидаю,собственный мир.
|
Статус: нет меня
|
|
|
NosferatU911
|
#9 | Среда, 22.02.2017, 10:30
|
Мертвый поэт
На вязках
Юзер-бар +
Цитата zarim ( ) Однако, с детства (когда в каске пешком под стол ходил), всегда интересовал вопрос: почему на иконах лица суровые, грустные, страдальческие?
потому что это мученики. в христианстве культ мученичества, страданий. за радостными лицами это к нам и то не всегда.
Мертвый поэт, исполнитель хорроркора и макабре рэпа, а также death metal Пословицу "Не в деньгах счастье" придумал тот, кто никогда не был бедным Темная сторона-не зло, а всего лишь свобода в полном ее проявлении...
|
Статус: нет меня
|
|
|
ИrОkеZz
|
#10 | Среда, 22.02.2017, 10:38
|
Один на Луне
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Цитата zarim ( ) Однако, с детства (когда в каске пешком под стол ходил), всегда интересовал вопрос: почему на иконах лица суровые, грустные, страдальческие?
Тоже считаю что иконы должны быть добрыми))) Хотя бы богоматерь)))
Нас здесь ищут, ищут но не ждут...
|
Статус: нет меня
|
|
|
Надежда
|
#11 | Среда, 01.03.2017, 14:17
|
Автор темы
Повелитель буйных
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
ВИКТОР,
Творчество - внешнее выражение внутренней необходимости
|
Статус: нет меня
|
|
|
zarim
|
#12 | Среда, 01.03.2017, 14:31
|
Цитата Лавлэйс ( ) Тоже считаю что иконы должны быть добрыми))) Хотя бы богоматерь))) Лавлэйс, вот отсюда и вопрос: почему они - не такие?
|
Статус: тута я
|
|
|
Надежда
|
#13 | Среда, 01.03.2017, 14:59
|
Автор темы
Повелитель буйных
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
zarim, согласна с Самаэлем, культ мученичества, страдания... Мне ближе Ветхий Завет: "Око за око, зуб за зуб", я не хочу быть смиренной и подставлять другую щеку для удара, согласно Новому Завету. Я не злобная, просто не позволю унижать себя, всегда нужно уметь постоять за себя.
Творчество - внешнее выражение внутренней необходимости
|
Статус: нет меня
|
|
|
ИrОkеZz
|
#14 | Среда, 01.03.2017, 15:19
|
Один на Луне
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
zarim, может потому что, мы ища понимания в своем душевном равновесии, видим их в таких образах, которые приходит нам на ум. А на ум может прийти многое... .И непонимание, если ты не находишь ответа, и понимание если вдруг ты видишь в них отражение своей сущности....
Я думаю мы должны понимать то, что мы ищем и если вдруг мы это понимаем, то этот вопрос автоматически отпадает.... Потому что зная вопрос уже можно найти ответ... так я думаю...
В поисках истины мы не находим главные ответы на свои вопросы....
А ответ лежит в самих себя.... На дне...
Нас здесь ищут, ищут но не ждут...
Сообщение отредактировал(а) Лавлэйс - Среда, 01.03.2017, 15:19
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
NosferatU911
|
#15 | Среда, 01.03.2017, 18:54
|
Мертвый поэт
На вязках
Юзер-бар +
Ветхий Завет уважаю, каббалу, иудаизм в целом. Не зря евреи самым умным народом считаются. Для себя плохого не придумают. Новый завет и христианство тоже придумали евреи, но не для себя, а для других народов.
Мертвый поэт, исполнитель хорроркора и макабре рэпа, а также death metal Пословицу "Не в деньгах счастье" придумал тот, кто никогда не был бедным Темная сторона-не зло, а всего лишь свобода в полном ее проявлении...
|
Статус: нет меня
|
|
|