pcixi.ru
Творческое объединение шизофреников
Лечение шизофрении творчеством и общением на pcixi.ru

  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Форум » Спасите наши души » Образовательные курсы » Ар брют (Жан Дюбюффе)
Ар брют (Жан Дюбюффе)
Эйнгард #46 | Среда, 28.12.2016, 01:48
Ябеда
На вязках
Юзер-бар +
ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПРОФЕССИОНАЛ, МАРГИНАЛ, АУТСАЙДЕР
Е.Г. Яковлев

Я вежлив с жизнью современной,
Но между нами есть преграда.
Н. Гумилев


Прежде чем говорить о про­блеме, необходимо дать определение тех понятий, о которых пойдет речь.
Профессионал – человек, занимающийся трудовой деятель­ностью и владеющий комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Вл. Даль добавляет: профессия – промысел, всякое сословное (выделено нами. – Е.Я.) занятие.
Маргинал – художник, скульптор, писатель, композитор, поэт, архитектор, ученый, находящийся сбоку (не в середине) совре­менной ему культуры и науки.
Аутсайдер – замыкающий (находящийся в конце) какую-либо общность, уклад или группу.
Посмотрим, как они взаимодействуют в той или иной культуре в эстетическом аспекте.
В XVIII–XIX вв. профессионалы в искусстве готовились в академиях: художественных академиях (Французская, Итальян­ская, Русская и т.д.), архитектурных, академиях наук (искусство­веды, философы-эстетики) и составляли ядро, середину нацио­нальных искусств и культуры. Известный немецкий фи­лософ Ганс Зедельмаер в своей знаменитой книге «Verlust der Mitte»1 («Потеря середины») писал о том, что до конца XIX в. в различных культурах существовала середина в искусстве, для которой было характерно гомоцентрическое, антропоморфное восприятие мира. В XIX в. с появлением модернизма эта середина стала утрачиваться, появилось космоцентрическое восприятие мира в искусстве.
Эта мысль имеет под собой основание: действительно с конца XIX в. устойчивые художественные стили (классицизм, барокко, ампир, романтизм) во всех видах искусства разрушаются марги­нальными, по отношению к ним: импрессионизмом, экспрессио­низмом, ар-нуво, модерном, югенд-стилем; этим последним про­тивостоят затем маргинальные уже по отношению к ним, кубизм, кубофутуризм, абстракционизм, супрематизм, сюрреализм, дада­изм и т.д. и т.п.
Наступает время модернизма, постмодернизма, пост-постмодернизма или, как говорил А. Моль, наступает время «мозаичной культуры». «Роль художника переменилась, – пишет он. – Прибегая к умственной комбинаторике, он должен теперь создавать не новые произведения, а новые формы воздействия на чувственную сферу». И более того, «художник живет в реальном мире – он участвует в великом действе потребления и, как прочие смертные, вносит свою лепту в опошление Неповторимого», а мы бы сказали Совершенного4.
Эти процессы коснулись всех видов искусств. Так, например, известный критик и искусствовед Рейнер Бэнем в своей книге «Новый брутализм. Этика или эстетика?» пишет о том, что современная архитектура Запада не может решить поставленный вопрос в пользу того или другого. Одна из глав книги называется «Грубое, никакое и иное искусство», в которой он говорит о невозможности разрешения этой антиномии. Хотя со времен Аристотеля известно, что искусство несет в себе «callos-cagatos», т.е. должно быть прекрасно-добрым.
Сегодня в искусстве нет середины, оно действительно стало мозаичным, нет единого стиля ни в чем: ни в архитектуре, ни в живописи, ни в литературе, ни в музыке, ни в кино. И маргиналами в этом хаотическом потоке стали художники, работающие в традиционном стиле, – такие как Илья Глазунов или Александр Шилов.
Так парадоксально распорядилась история: в искусстве стали работать не люди, владеющие комплексом специальных теорети­ческих знаний и практических навыков, а люди, руководствую­щиеся спонтанными эмоциями и анархически понятой свободой, произошло «перемещение сознания, культуры с целостного миро­воззрения к отказу от ценностного миропонимания, господству индивидуализма, который довел сознание общества до нарцисстического эгоцентризма и тотального релятивизма».
Это подтверждает и такой великий художник нашего времени, как Ингмар Бергман: «В наше время личность стала высочайшей формой и величайшим проклятием художественного творчества, мельчайшая царапина, мельчайшая боль, причиненная личности, рассматривается под микроскопом, словно это категория извеч­ной важности».
Но и в границах этого мозаичного, хаотического искусства происходят свои процессы, идет борьба между субкультурой и контркультурой, между массовым и «элитарным» искусством. В конце XIX – начале XX в. маргинальность была сознательной мировоззренческой позицией, позицией неприятия мира. Поэтому Н. Гумилев и говорил: «Я вежлив с жизнью современной, Но между нами есть преграда».
А аутсайдерство выражалось в сознательном нежелании плыть в общем течении эпохи, в нежелании принадлежать ко всякому сословному занятию (Вл. Даль). В стихотворении «Ego» И. Анненский писал:
Я – слабый сын больного поколенья
И не пойду искать альпийских роз,
Ни ропот волн, ни рокот ранних гроз
Мне не дадут отрадного волненья8.

И эти сознательная позиция и талант в дальнейшем привели их к признанию, превратив их в больших художников, в больших поэтов.
Сегодня же мозаичность художественной культуры не дает возможности хотя бы условно выделить кто есть кто: кто профес­сионал, кто маргинал, кто аутсайдер. Например, творчество детей в сфере изобразительного искусства проходит стадии абстракции (3–6 лет), примитива (6–9 лет) и реализма – 9 лет и старше. В каждый из этих периодов дети остаются верными различным способам эстетического освоения мира. Взрослые художники-примитивисты в большей степени опираются на народно-мифо­логическое сознание, по-своему трансформируя народные сказки, мифы и легенды, а иногда создают и свои, стилистика их работ разнообразна и индивидуально неповторима.
Так, например, уже в 1931 г. «начинающий писатель», учась у классиков, сочинял такие стихи:
Спи, мой Ленин, спи, прекрасный,
Баюшки – баю.
Тихо светит месяц ясный
В мавзолей твою9,

подражая лермонтовской «Колыбельной». Получился вторичный фольклор, ибо Лермонтов в своей «Колыбельной» гениально подражал народному творчеству, а «начинающий писатель» соци­ально актуализировал и народное, и лермонтовское, создав совер­шенно «оригинальное» произведение, уходящее своими корнями в народно-мифологический слой культуры10, оставаясь в то же время замечательным образцом художественного примитива.
Наконец, большое внимание уделяется сейчас творчеству ду­шевнобольных, у которых, как отмечают многие исследователи, сильно развита фантазия и способность к сублимации своих душевных состояний в процессе «творчества». «Появился новый взгляд на картины бредовщины. Все больше хозяев музеев, галерей и критиков готовы рассматривать творения психически больных людей как искусство». Многие творения душевноболь­ных напоминают творения Хоана Миро, Пабло Пикассо, Пауля Клее или Мунка. Среди них можно уже выделить определенные стилевые направления, такие как ар-брют («сырое» искусство), спонтанное и «некультурное».
Для всех них характерна ориентация на подсознание, на вытеснение рационального начала в творчестве. Кто же из них маргинал или аутсайдер: ребенок, примитивист или душевнобольной? Художников же работающих в традиционной реалистичес­кой манере становится все меньше и меньше, и это тревожно, т.к. современная культура никак не может совладать с этим хаотичес­ким потоком, обнаружить свою середину, ядро и универсальный смысл.
Борьба против логоцентризма в современной философии, эсте­тике и искусствознании еще более усиливает эти процессы, создает «теоретическое» основание для них.
Поэтому говорить сегодня, на наш взгляд, о том, что четко можно обнаружить эстетические взаимодействия между профес­сионалами, маргиналами и аутсайдерами преждевременно.
Возможно, эти процессы вписываются определенным образом в общее движение современной культуры, и в особенности художественной, в возникновение новой и возрождение старой мифологии.
Дело в том, что для современной художественной культуры, особенно для постмодернизма, характерно стремление сделать объект или предмет собственно произведением искусства. А это существенный признак мифологического сознания, которое не отделяет мир природы от человека, оно видит мир единым, в нем происходят постоянные взаимопревращения, соединяющие чело­века и природу в единое целое: женщина и рыба становятся русалкой, мужчина и конь – кентавром, человек и лев – сфинксом.

Подобное происходит и с теми явлениями, о которых мы говорим, и, возможно, мозаичная культура вольется в этот общий процесс, когда Человек в игре и действии, возвращаясь к древне­му миру и создавая новый, как древний Феникс, возродится и преобразится, став тем, кем он должен быть.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. H. Seldmayr «Verlust der Mitte». Salzburg, 1948.
2 А.Моль, В. Фукс, М. Касслер. Искусство и ЭВМ. М., 1975. С. 272.
3 Там же. С. 269.
4 См. Е. Яковлев. Эстетическое как совершенное. М., 1995.
5 Reyaer Banhan. The New Brutalism. Ethic or Aesthetic? London, 1970.
6 М. Каган. Философия как мировоззрение // Вопросы философии, 1997, № 9 С. 38.
7 И. Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М., 1968. С. 250.
8 И. Анненский. Избранные произведения. Л., 1988. С. 138.
9 Цит. по: Е. Дробенко. Нашествие слов. // Вопросы литературы. Ноябрь-де­кабрь 1997. С. 58.
10 О единстве социально-актуального и народно-мифологического слоя в искусстве см. Е. Яковлев. Эстетическое как совершенное. М., 1995. С. 44–50.
11 «Таланты из дома спящего разума». Литературная газета от 15.10.1997. С. 9.
12 Подробнее см.: Е. Яковлев. Постмодернизм – игра с объектом // Гуманизм на рубеже тысячелетий. М., 1997. С. 153–159.
Статус: нет меня
 
Вериока #47 | Среда, 28.12.2016, 03:57
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Цитата Эйнгард ()
Наконец, большое внимание уделяется сейчас творчеству ду­шевнобольных, у которых, как отмечают многие исследователи, сильно развита фантазия и способность к сублимации своих душевных состояний в процессе «творчества». «Появился новый взгляд на картины бредовщины. Все больше хозяев музеев, галерей и критиков готовы рассматривать творения психически больных людей как искусство». Многие творения душевноболь­ных напоминают творения Хоана Миро, Пабло Пикассо, Пауля Клее или Мунка. Среди них можно уже выделить определенные стилевые направления, такие как ар-брют («сырое» искусство), спонтанное и «некультурное».
Для всех них характерна ориентация на подсознание, на вытеснение рационального начала в творчестве. Кто же из них маргинал или аутсайдер: ребенок, примитивист или душевнобольной? Художников же работающих в традиционной реалистичес­кой манере становится все меньше и меньше, и это тревожно, т.к. современная культура никак не может совладать с этим хаотичес­ким потоком, обнаружить свою середину, ядро и универсальный смысл.

Что толку определять, на каком полюсе естественного процесса ты находишься, если ты не сможешь изменить его ( место) по определению. Есть смысл только получать удовольствие или облегчение от творчества - это кому как, а размешать это на свои места - дело искусствоведов. А если изначально обесценить творчество душевнобольных и маргиналов, можно сайт закрывать, ибо мы непрофессионалы.

Профессионалы у нас есть. Маруся например. Но она не рисует и не пишет. Наверное, знает, что так делать нельзя, как мы делаем.



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Lex #48 | Среда, 28.12.2016, 10:28
Толстый ворон
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Нету тут шута? Можем обсуждать искусство, наконец?


Почему мы с вами здоровы?
Статус: нет меня
 
ВИКТОР #49 | Среда, 28.12.2016, 10:33
Мудрый гуру буйности
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Lex, Александр, я думаю модераторы, почистят и уберут ненужное.
А тема очень хорошая познавательная.
Посты Эйнгард, можно перенести в отдельную тему.Как-Бред больного человека.



Я, не живу, во враждебном мне мире.
Я созидаю,собственный мир.
Статус: нет меня
 
Lex #50 | Среда, 28.12.2016, 10:40
Толстый ворон
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Да, тема классная. Я давно люблю ар брют. Хотя не всякий, конечно. Лобанова я, к примеру, не понимаю, но я далёк от милитаристской эстетики. А вот Вёльфли мне очень нравится. Я столько деталей в жисть не нарисую) Но у него ситуация, можно сказать, вынуждала: он в больнице жил, бумаги часто не хватало, и надо было использоваться имеющуюся по максимуму. Вёльфли и у других пациентов бумагу выпрашивал. Он рисовал, как бешеный. Ему на Рождество дарили коробку цветных карандашей. Он брал их - и через две недели нет коробки. Вся изрисована. Про Вёльфли есть монография "Душевнобольной как художник", но я не находил её в интернете. А хотелось бы почитать.


Почему мы с вами здоровы?
Статус: нет меня
 
ВИКТОР #51 | Среда, 28.12.2016, 10:52
Мудрый гуру буйности
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Lex, Да Александр, сколько людей столько и судеб.
И это, всё люди, принятые мировым сообществом.
Среди них масса художников, получивших признание после смерти.К сожалению.
Но видимо так устроен мир, не все порой бывает полезно самому художнику.
Путь творчества, тернист.



Я, не живу, во враждебном мне мире.
Я созидаю,собственный мир.
Статус: нет меня
 
Lex #52 | Среда, 28.12.2016, 10:56
Толстый ворон
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Это да. Но я думаю, тебя признают и при жизни. Ты заслуживаешь)


Почему мы с вами здоровы?
Статус: нет меня
 
ВИКТОР #53 | Среда, 28.12.2016, 11:03
Мудрый гуру буйности
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Lex, Александр, для меня это не сама цель.Для меня, основное выразить свою мысль.
И то чувство, что я получаю от творчества.
Я к этому шел, всю свою жизнь.
А медные трубы, у меня были в моей жизни.
Но не связанные с живописью.



Я, не живу, во враждебном мне мире.
Я созидаю,собственный мир.
Статус: нет меня
 
Вериока #54 | Среда, 28.12.2016, 11:26
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Тема разделена. Продолжение здесь


Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
ВИКТОР #55 | Среда, 28.12.2016, 11:33
Мудрый гуру буйности
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Вериока, good heart rose rose rose


Я, не живу, во враждебном мне мире.
Я созидаю,собственный мир.
Статус: нет меня
 
Lex #56 | Среда, 28.12.2016, 11:40
Толстый ворон
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Виктор, у меня тоже были свои медные трубы. Я этого не выдержал. Но думаю, будет ещё шанс))
А взгляд на творчество у тебя очень хороший.



Почему мы с вами здоровы?
Статус: нет меня
 
ВИКТОР #57 | Среда, 28.12.2016, 11:43
Мудрый гуру буйности
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Lex, Спасибо Александр! hi
И тебе удачи в творчестве. ok



Я, не живу, во враждебном мне мире.
Я созидаю,собственный мир.
Статус: нет меня
 
Lex #58 | Среда, 28.12.2016, 11:47
Толстый ворон
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Спасибо) Ренессанса сейчас очень не хватает.


Почему мы с вами здоровы?
Статус: нет меня
 
Надежда #59 | Среда, 28.12.2016, 15:19
Автор темы
Повелитель буйных
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Цитата Эйнгард ()
В стихотворении «Ego» И. Анненский писал:
Я – слабый сын больного поколенья
И не пойду искать альпийских роз,
Ни ропот волн, ни рокот ранних гроз
Мне не дадут отрадного волненья8.


Тот же Иннокентий Анненский писал:

Строфы

Нет, им не суждены краса и просветленье;
Я повторяю их на память в полусне,
Они - минуты праздного томленья,
Перегоревшие на медленном огне.

Но все мне дорого - туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Мое мучение и мой восторг оне.

Кто знает, сколько раз без этого запоя,
Труда кошмарного над грудою листов,
Я духом пасть, увы! я плакать был готов,
Среди неравного изнемогая боя;
Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.

Его строки можно отнести и к некоторым картинам, "больным детям"... выстраданным, выплаканным...



Творчество - внешнее выражение внутренней необходимости
Статус: нет меня
 
ВИКТОР #60 | Среда, 28.12.2016, 16:25
Мудрый гуру буйности
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Надежда, ok good heart


Я, не живу, во враждебном мне мире.
Я созидаю,собственный мир.
Статус: нет меня
 
Форум » Спасите наши души » Образовательные курсы » Ар брют (Жан Дюбюффе)
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

[ Новые сообщения на форуме ]



Форма входа
Логин:
Пароль: