Шизоидное расстройство детского возраста - форма шизоидной психопатии, развивающая в детском возрасте. Напоминает синдром Аспергера и многие специалисты ставят знак равенства между этими расстройствами. Причина аутизма таких детей, обусловлена слабостью или инертностью нервных процессов. Такие дети как правило не имеют потребности к общению или общение только по прагматическим причинам. Особой разницы между расстройствами аутистического спектра и шизоидным расстройством личности детского возраста почти нет. Кроме как трудности невербальной (неречевой) коммуникации обусловлены не неврологическими причинами как у аутистов (у них не работают те зоны мозга, которые распознают выражения лица), а дефицитом общения. Как правило таких детей легче научить различать эмоции других людей и сопереживать, чем аутистов. Еще одно отличительной чертой является, что эти дети могу знать о чем думает другой человек, аутистам это не дано, они считают что все думают так же, в буквальном смысле, как и они.
Маша Л., 9 лет. Мать - ведущий инженер, поглощена работой, энергична, требовательна к себе и другим, прямолинейна, вспыльчива, общение с людьми связано с внутренним напряжением, в понимании и планировании поведения рассудочна. Отец ушел из семьи, когда девочке было 3 года, контактов с ребенком не поддерживает. Воспитывающие девочку бабушка и мать стараются придерживаться единой линии воспитания, но мать более требовательна, и влияние ее на дочь более сильно. Родилась от 1-й, нормально протекавшей, беременности физиологическими родами, когда матери было 32, отцу -45 лет. Грудное вскармливание до 8 мес. Долгое время после его прекращения сосала пальцы, лучшим средством успокоения оставалась соска. На 1-м году была спокойной, в меру активной. Мать узнает с 2 месяцев, сидит с 4 месяцев, ходит и говорит с 1 года. Навыки опрятности сформированы к 3 годам, сама ест и одевается с 2 лет. Быстро развивалась интеллектуально, к началу обучения в школе хорошо читала и писала. На 1-м году трижды перенесла пневмонию, после 1 года - эпидемический паротит, ветряную оспу, краснуху, респираторные заболевания. Болеет всегда тяжело, с высокой температурой, быстро худеет, в период выздоровления - выраженная астения. Выросла «незаметно». Была ровной и покладистой. В 3 года ее поместили в детский сад, пребывание в котором переносила тяжело и долго умоляла не водить ее туда. До сих пор не любит быть в коллективе, о пионерском лагере «слышать не хочет». Общественные нагрузки в школе, выполняет пунктуально, но «это для нее только обязанность и не больше». Во дворе она преимущественно с мальчиками - «они сдержаннее». При посторонних тушуется, скованна. Послушна, исполнительна и пунктуальна, но «давлением и наказанием ее сломить трудно». Уравновешенная и спокойная, поступки отличаются «взрослой» продуманностью и рассудительностью. Любит порассуждать, но, вместе с тем, чувствительна, очень любит животных, всех жалеет. В целом достаточно оптимистична, стабильна. Иногда бывает подавленной и тревожной, но делиться этим с кем-либо не склонна. Летом «всегда как-то раскованнее, свободнее, веселее». Постоянна в своих симпатиях и антипатиях, отзывчива, миролюбива. Внушает доверие, надежна как личность. Но при этом всегда и автономна, не раскрывается до конца - «всегда как будто что-то скрывает от всех». Жалобы матери при обращении: в течение многих лет девочка грызет ногти, избыточно впечатлительна, быстро устает. Объективно: выглядит застенчивой и скованной, на собеседника не глядит. Отвечает после значительных пауз. Может заплакать в самом начале беседы, когда еще ничего не сказано. Постоянно теребит пальцы рук. На вопросы отвечает односложно либо просто кивком головы. Жалоб не предъявляет. Довольна школой и классом. Однако заявила, оживившись: «Если бы моя воля, то сидела бы читала или училась дома». У нее есть одна близкая подруга, с остальными «просто дружит». Хочет стать учительницей в школе, иметь семью с одним ребенком - мальчиком, которого воспитывала бы так, как воспитывают ее. В домашних беседах высказывает желание стать актрисой. Считает, что ей «всего в жизни хватает, кроме силы». При просьбе назвать три главных желания долго отказывалась, затем с трудом назвала: 1) чтобы хорошо учиться (она учится легко на «4» и «5»; 2) чтобы было жарко; 3) не назвала. С интересом отнеслась к составлению рассказов по картам ТАТ. Была внимательна и сосредоточена, не без тревожности интересовалась результатами. Рассказы обратили внимание мрачностью, звучанием мотива смерти: «Одна женщина заболела. К ней вызвали врача. Потом она умерла, и он ушел, вытирая пот со лба». «Женщина получила письмо, что ее сестра больна, и поехала к ней. Но по дороге она получила письмо, что сестра умерла. Она заперлась в вагоне и стала плакать». «Когда стемнело, на кладбище пришла женщина к своему мужу. Она принесла цветы ему и долго сидела».
Миша Т., 8 лет, при повторном обращении - 11 лет. Мать - конструктор, общительна, обидчива и долго помнит обиды, колеблется при принятии решений, вспыльчива. Отец - инженер, мягок, уступчив, нерешителен, зависим. Лидер в семье - мать, она более требовательна, чем отец. Отец же лучше понимает характер сына, но, представляя связанные с таким характером трудности в жизни, подчиняясь более жесткой линии жены и - в известной мере - гиперкомпенсируясь, он по отношению к мальчику «натужно требователен». Через 2 года после начала наблюдения родилась сестра, явной ревности к ней не отмечалось. Ребенок от 1-й желанной беременности, протекавшей с токсикозом I половины и завершившейся срочными родами с обвитием пуповины, но без асфиксии. Матери было 24, отцу -29 лет. Грудное вскармливание - до года. На 1-м году был спокойным, здоровым ребенком - «рос и радовал». Первые слова и начало ходьбы - к году. В 2 года узнавал буквы, но еще к 7 годам не читал. Ручная моторика развивается медленно - к 11 годам плохо шнурует ботинки, не умеет правильно держать ножницы. Тяжелых заболеваний и травм не переносил. Родители обратились с жалобами на навязчивости, рассеянность, раздражительность, плаксивость, непереносимость замечаний. В 3-4 года обнюхивал все новое, с чем сталкивался. Пытались лечить у невропатолога, но эффекта не достигли - до сих пор обнюхивает новые вещи. С 4 до 8 лет отмечался ночной энкопрез. С 5 лет совершал шмыгающие движения носом, а с 6 - начал крутить пальцем перед глазами, объясняя, что играет в магнитофон. Некоторое время родители активно пресекали эти действия, ругая за них и наказывая. Затем они обратились к врачу, который порекомендовал в течение месяца наказывать за нежелательное поведение, «привести через месяц, когда научится подчиняться». В ходе предписанного «перевоспитания» мальчик начал замыкаться в себе, прятаться от родителей для выполнения навязчивостей. Когда занят чем-либо интересным и в летнее время навязчивости резко уменьшаются по частоте и интенсивности. В 8 лет обратились за помощью вновь, прошли обследование, но психотерапевтическую группу мальчик не посещал, так как «жили далеко и неудобно было возить его». Основное, опекающее мальчика лицо, - бабушка по линии матери, тревожный и суетливый человек. Долго жили в одной комнате, мальчик был объектом постоянного внимания всех членов семьи, ограничений и порицаний. В раннем детстве был умеренно ласков. Тяжело реагировал на разлуку с родителями, уезжая с бабушкой на дачу. К детям не тянулся, играл один или привлекал к игре взрослых. Любил игры с водой и песком. В детский сад впервые пошел в 6 лет. Был там стеснителен, необщителен. Первые 3 года в школе охотно и хорошо учился, был в хорошем контакте с учительницей. С переходом к предметному обучению школу начал посещать неохотно, тяготится приготовлением уроков, всячески оттягивая этот момент. Друзей и приятелей в школе и во дворе нет. Аккуратный и исполнительный во временных поручениях, в жизни классного коллектива в общем не участвует. Играет в солдатики. Может не спать несколько ночей в ожидании дня, когда ему обещали принести новый набор. Читает о марках машин и пароходов. В целом же быстро теряет интерес к предмету увлечений. Очень медлителен. Крайне впечатлителен, хотя на первый взгляд его ничто не трогает и не интересует. Охотно и много проводит время с сестрой, ласков с ней. Играет обычно с мальчиками младше себя - с ними может быть лидером, побеждать, выигрывать. На неудачи реагирует болезненно, становится пассивен, утомляем. При повышении требований «отключается», не проявляя упорства и настойчивости. В школе отвечает только, когда его вызывают. С началом пубертатного периода все эти особенности заострились. Уроки делает крайне неохотно - «если сделаю, не буду знать, чем заняться». Пробовал выжигать, клеить модели, но бросал. Любит пофантазировать на темы истории средних веков - «что было бы, если...». Часто грубит родным, «то шелковый, а то вдруг невменяемый. С ним бы поласковее, а бабушка, да и все мы..., нервничает и кричит - еще хуже. Если с ним помягче, все сделает хорошо, не нарадуешься». Звучат мотивы своей ненужности - «Ничего не хочу, жить не хочу, что мне делать - ничего не хочу. Хочу играть, но не с кем». На переменах стоит один, в стороне, боится принять участие в игре. Перед днем рождения удрученно сказал, что все равно к нему не придут те, кого он хотел бы видеть в этот день у себя. Ласков и заботлив с малышами - «они в нем души не чают». Постоянные порывы «возьмусь, сделаю, буду», но все они - до первой трудности. При наблюдении: в 8 лет - в присутствии родителей скован. В беседе немногословен, скуп,отдален. Недоволен школой, которая тяготит, но перейти в другую не хочет, так как среди новых ребят «будет еще хуже». Если бы его воля, играл бы с младшими детьми. Считает, что ему недостает ума, ловкости, удачливости и красоты. В будущем хотел бы иметь одного ребенка (мальчика или девочку), к которому «относился бы не так, как родители» относятся к нему. Три желания не высказал. В 11-13 лет - в контакте скован, говорит мало и неохотно. Оживляется лишь иногда, чем-то заинтересовавшись. При самооценке выбирает максимально положительные градации и поясняет- «Это то, что хочется, а не то, что есть». По-прежнему не может сам «усадить себя за уроки», иногда говоря родителям: «Плюньте на меня, я плохой», иногда прося мать: «Ты со мной построже». Неуверен в себе, заторможен и подавлен. Просит отпустить его работать - «я не могу больше ходить в школу». Особые затруднения испытывает в деятельности, требующей инициативы. Так, выполняет рисунки на заданные темы, но не может нарисовать то, что ему самому хочется. Увлекается географией, политикой, следит за хоккеем, ходит на мототрек, где часами наблюдает тренировки. Всякая коммуникация и все новое трудно для него - не может даже получить у продавца продукты по чеку. В 12,5 лет после испуга развились тики - очень переживал насмешки ребят в школе и еще больше замкнулся. Общается лишь с одним мальчиком в классе - не особенно любимым учителями. Если куда-нибудь зовут, не решается пойти: «А что я там буду делать?». В беседах наедине с врачом значительно свободнее, контакт легче. Но и тогда достаточно замкнут, ничего не говорит о «ритуалах», которые продолжает украдкой от взрослых выполнять. Летом - на даче или в лагере - они много реже, но через 1-2 месяца после возвращения в семью и школу вновь усиливаются. Прошел цикл психотерапии в группе. Вовлечение в работу, требующую инициативы, было низким. Более успешен в игровой работе, дающей возможность «раствориться» в группе. Подружился с двумя ребятами в группе, всегда уходили и приходили вместе,- складывалось впечатление, что посещает занятия только ради этих отношений. Стал более активен, улучшилось настроение, «как-то внутри легче». Уменьшил интенсивность «ритуалов», стал контактнее, но перегрузки общением переносил плохо. В возрасте 14-15 лет мы могли наблюдать его при случайных обстоятельствах в свободном поведении с матерью: эмоционален, жив, адекватен, мягок.
Почему вы так волнуетесь? У вас прекрасная болезнь, болезнь Пушкина.