pcixi.ru
Творческое объединение шизофреников
Лечение шизофрении творчеством и общением на pcixi.ru

  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Спасите наши души » Религии и учения » Буддизм, Даосизм, Ислам, Индуизм и другие религии » "История веры и религиозных идей" (Конспект книги Мирчи Элиаде)
"История веры и религиозных идей"
Вериока #1 | Среда, 22.04.2015, 20:15
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава1:
«Магико-религиозное поведение человека эпохи палеолита»
Одно из важных достижений человечества эпохи палеолита- прямохождение. Оно придало человеку новую ориентацию, пространство выстроилось вперёд, назад, направо, налево, вверх и вниз. Разбивка территорий, стоянок и жилищ приобретает космогонический символизм.
Человек эпохи палеолита не только пользуется орудиями труда, но и умеет их изготавливать. Одно из важных достижений этой эпохи –приручение огня. Самое древнее свидетельство об этом ( прибл. 600 тыс. лет до нашей эры) найдено в Чжоу-Коу-Тяне, хотя , наверняка, люди владели огнём и раньше, в разных местах.
Человек есть конечный продукт решения убивать, чтобы жить. Гоминиды успешно оторвались от своих предшественников, став мясоедами. Охота также привела к разделению труда между мужчинами и женщинами.
«…Систематическая травля и убийство диких зверей привели к созданию уникальной системы отношений между охотником и жертвой.» Сам акт убийства наталкивает человека на осознание мистической солидарности охотника и жертвы: «пролитая кровь во всём схожа с человеческой» . «В конечном счёте эта «мистическая солидарность» с дичью являет родство между человеческим обществом и животным миром. Убить зверя на охоте , а позже- заколоть домашнее животное- эквивалентно «жертвоприношению» , в котором жертвы взаимозаменяемы».
В настоящее время почти все учёны пришли к единому мнению, что у людей палеолита была религия. Однако охарактеризовать её содержание на практике очень сложно. Эта эпоха оставила только немые свидетельства, некрасноречивые и не слишком разнообразные: человеческие кости, главным образом, черепа, каменные орудия, краски, различные предметы из захоронений. Подсказкой здесь служат факты о роли орудий в религиозной жизни и мифологии первобытных народов, которые до сих пор остаются на стадии охоты и рыболовства. « А представление о магико-религиозной ценности оружия … до сих пор живо у сельского населения Европы, и не только в его фольколоре».
«Главное, что породило бесчисленные верования, мифы и легенды- это овладение пространством с помощью метательного оружия». Об этом свидетельствует богатая мифология, которая сложилась вокруг копий, пробивающих небесный свод и дающих тем самым доступ человеку на небо, вокруг стрел, рассекающих тучи, пронзающих демонов и образующих цепочку до неба.
Палеоантропы жили преимущественно охотой, рыбной ловлей и собирательством около 2 миллионов лет. Первое подтверждение наличия религиозного мира охотников эпохи палеолита –это франко-кантабрийская наскальная живопись (30 тыс. лет до н.э.)



Если же брать во внимание верования современных охотничьих народов, то очень трудно доказать как наличие, так и отсутствие подобных у древних охотников. « Современные охотничьи народы видят в животных существ, себе подобных, но наделённых сверхъестественной силой; они верят, что человек может обернуться зверем, и наоборот, что души умерших могут переходить в животных; наконец, что люди могут вступать в своеобразные мистические отношения с животными» . Сверхъестественные существа в верованиях современных охотников бывают звероподобными (териоморфными) и охранительными духами типа Верховного Существа- Владыки диких зверей, защищающих и жертву, и охотника, духами кустарников и духами разных животных.
Охотничьи цивилизации отличает особое религиозное поведение. Убийство зверя-ритуал, который подразумевает , что Владыка зверей заботится о том, чтобы охотник убивал только для пропитания; кости, особенно черепа, имеют особенную ритуальную ценность. Возможно, это можно объяснить убеждением древних, что в костях остаётся душа или жизнь твари. Верховный владыка зверей может нарастить на них новую плоть. По верованиям некоторых народов душа убитого зверя отсылается в его духовный дом. У многих народов существует обычай предлагать Верховному Существу по куску каждого убитого зверя. ( пигмеи, филиппинские негритосы) или череп и главные кости ( самоеды и др.) .У некоторых народов Судана юноша, впервые убивший зверя, вымазывет его кровью стены пещеры.



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Вериока #2 | Четверг, 23.04.2015, 20:51
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
К сожалению, от веры и мыслей ископаемых не остаётся.Но мнение о том , что человек эпохи палеолита ограничивался только передачей технологий – ошибочно и фатально для познания человека.
Символический смысл погребений


Наиболее древние захоронения, например , захоронения в Чжоу-Коу-Тяне (400-300 тыс. лет до н.э.)свидетельствуют о том, что у человека эпохи палеолита были обычаи сохранения черепов, которые можно объяснить религиозными причинами, так, как это происходит у современных аборигенов Австралии и других первобытных народов.

Также можно предположить, что красная охра употреблялась как ритуальный символ крови, то есть жизни. Этот обычай – посыпать охрой трупы распространён был во времени и пространстве- от Джоу-Коу-Тяня до западных берегов Европы, по всей Африке, Австралии и на Тасмании, по всей Америке. В пользу наличия религиозных представлений у древних свидетельствуют и погребения. Иначе зачем бы люди прикладывали усилия, закапывая тело в землю? «Загробную жизнь могли понимать отвлечённо, т.е. как продолжение жизни души, что подтверждает явление умершего в снах.» Но некоторые виды захоронений можно истолковать как предохранение от физического возвращения покойника ( захоронения в связанном виде, в согнутом положении).Однако захоронение в позе эмбриона может, напротив, выражать надежду на возрождение в новой жизни.

Наиболее выразительные примеры захоронений этой эпохи тешикташское в Узбекистане ( ребёнок, со всех сторон обложенный рогами каменных козлов) или шапельосенское в Коррезе ( рядом с телом- кремниевые орудия и куски охры), феррасийское в Дордони ( могильные холмики с хранилищами кремниевых орудий).

Тешикташский мальчик. Реконструкция


В эпоху верхнего палеолита предание тела земле распространено повсеместно. В могилах этой эпохи найдены тела, посыпанные охрой, украшения. Черепа и кости животных, которые находят поблизости могил, скорее всего свидетельствуют о ритуальных трапезах или жертвоприношениях. По крайней мере, часть могил этого периода указывает на веру в загробную жизнь. Уже тогда могилы начали ориентировать на восток, что является свидетельством желания древних связать судьбу души с движением солнца, а также с надеждой на воскрешение. Остатки трапез и жертвоприношений говорят о наличии погребальных обрядов.

Для наглядности Мирча Элиаде приводит пример погребения у современных индейцев коги, обитающих в Колумбии. «Выбрав место для могилы, шаман исполняет ряд ритуальных жестов и заявляет: « Вот селение Смерти, вот дом для погребальных церемоний; вот оно, чрево. Я отворю дом. Дом заперт, а я его отворю» После этого шаман указывает место, где следует копать могилу, говорит: « Дом открыт» , - и отходит в сторону. Умершую девушку заворачивают в белые пелены, а зашивает их отец. В это время её мать и бабушка исполняют монотонный, почти бессловесный, напев.» На дно могилы кладут украшения- россыпь зелёных камушков и раковины. Далее шаман поднимает тело, показывая, как оно тяжело. Поднимает с 9-й попытки. Тело кладут головой на восток и «дом затворяется»- яму засыпают землёй.

Индейцы коги

Этот пример наглядно демонстрирует, как мало можно сделать заключений о религиозных убеждениях индейцев коги. Исследователям будущего достанутся могила с раковинами и украшениями, скелет, лежащий головой на восток, и всё. Даже современный наблюдатель не поймёт символизм обряда, если он незнком с верованиями коги. В этом обряде важно , что могилу нарекают Домом Смерти, а также «чревом» , это объясняет и эмбриональную позу тела, уложенного на левый бок. Кроме этого, индейцы коги отождествляют мир –чрево Всеобщей Матери с каждым селением и культовой пстройкой. Девятикратное поднимание тела соответствует 9 месяцам беременности – в обратном порядке. «Пища для Смерти» несёт также сексуальную ассоциацию – в мифах индейцев коги принчтие пищи символизирует половой акт и семя, которое оплодотворит Матерь. Раковины устриц в могиле символизируют живых членов семьи.Раковина улитки – символ мужа умершей девушки. По верованиям индейцев коги, девушка в мире ином будет требовать себе молодого человека, и если не положить в могилу раковину улитки, вслед за ней уйдёт в мир иной и кто-то из молодых мужчин племени. Поэтому , когда учёные сталкиваются со скудными свидетельствами прошлых эпох, многое приходится домысливать, опираясь на современный материал.



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
zarim #3 | Четверг, 23.04.2015, 21:18
Охотник
Юзер-бар +
Думаю, что вера древних людей была намного глубже, а отсутствие 'доказательств' объясняется просто: времени много прошло + не было у людей времени на долгие ритуалы. Люди жили чтобы жить, большинство ритуалов шло, дабы задобрить природу, чтобы была вода, пища, кров, здоровье scratch
Статус: нет меня
 
Вериока #4 | Четверг, 23.04.2015, 21:20
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Цитата zarim ()
Думаю, что вера древних людей была намного глубже, а отсутствие 'доказательств' объясняется просто: времени много прошло + не было у людей времени на долгие ритуалы. Люди жили чтобы жить, большинство ритуалов шло, дабы задобрить природу, чтобы была вода, пища, кров, здоровье

Так оно , скорее всего, и было. Надо было выживать. Не до красивостей.



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Вериока #5 | Суббота, 25.04.2015, 14:35
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Противоречивые мнения о хранилищах костей
Мирча Элиаде перечисляет различные мнения как об искусственном происхождении хранилищ костей животных, так и гипотезы об их естественном происхождении – в результате повадок медведей, перерывающих все кости и сгребающих их в кучи.
«Надо всегда иметь в виду множественность толкований «документа» с вероятными магико-религиозными интенциями» , - предостерегает автор.
«Весомость архаической религиозной мысли подтверждается её устойчивостью в веках. Так вера в то, что животное может возродиться из костей, встречается в значительном числе культур. Вот почему запрещается ломать кости животных, чьё мясо съедено. Это представление, свойственное цивилизациям охотников и пастухов, но оно перешло в более сложные религии и мифологии. Хорошо известный пример с козлами Тора, которых закололи и съели вечером и которых наутро бог вернул к жизни по их костям ( «Младшая Эдда») , гл.26) .


Также хорошо известно видение Иезекииля (Иез.37:1-8 и сл.) пророк был поставлен «среди поля, и оно было полно костей». И, повинуясь приказу Господа, он заговорил с ними: «Кости сухие! Слушайте слово Господне!.. Так говорит Господь Бог косятям сим: вот, Я введу дух в вас и оживёте…Произошёл шум, и вот движение, и стали сближаться кости…И видел я , и вот, жилы были на них , и плоть выросла…»



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Вериока #6 | Суббота, 25.04.2015, 14:35
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Наскальная живопись: образы или символы?
Пластические образы эпохи палеолита находили во всей Западной Европе и в России- до реи Дон. Но наскальные изображения находятся, главным образом, в Испании, Франции и на юге Италии. Исключением является пещера на Урале, открытая в 1961 году. Что больше всего поражает – так это сходство образов, художественного содержания. Они остаются неизменными с 30 по 9 тысячелетие на пространстве от Астурии до Дона. Исследователь Леруа-Гуран видит в этом подтверждение идеи о распространении единой системы, своеобразной «пещерной религии».
Поскольку рисунки находятся на довольно большом расстоянии до входа, похоже, мы имеем дело с определёнными святилищами.
«Изображения медведей, львов и других диких зверейЮ пронзённых множеством стрел , и глиняные фигурки одного медведя и нескольких львов с глубокими круглыми отверстиями, найденные в пещере Монтеспан, интерпретировались как доказательство «охотничьей магии»



Лошадь из пещеры Монтеспан

.Мирча Элиаде считает эту гипотезу правдоподобной, но отмечает, что эти рисунки могут просто изображать первобытную охоту. Правдоподобность гипотезы «магии» подтверждает тот факт что рисунки находятся в местах, где проводились обряды инициации подростков. В наследии эпохи палеолита известно 55 изображений людей, одетых в шкуры, зачастую в танцевальных позах. Такое ритуальное поведение характерно и для современных охотничьих народов.



Скульптуры из пещеры Монтеспан
«Благодаря аббату Брейлю, получил широкую известность «Великий Волшебник» из пещеры Трёх братьев…На рисунке Брейля, сделанном с этого рельефа, - существо с головой серны и с большими оленьими рогами, но с совиными глазами и клювом и волчьими ушами. У него – длинный лошадиный хвост, а на руках – медвежьи когти. Только нижние конечности и член, а также позы танцора указывают, что это –человеческое существо.»


Этот рельеф можно истолковать как изображение Владыки диких зверей или его персонификацию в колдуне. В Лурде было найдено изображение на сланце: человек в оленьей шкуре с лошадиным хвостом и увенчаной рогами головой.
Композиция из пещеры Ласко не менее знаменита: раненый бизон вонзает рога в лежащего на земле , по видимости, мёртвого, человека, его оружие- копьё с крюком упирается в брюхо животного. Рядом с человеком ( у которого клюв вместо рта) сидит птица на жёрдочке. Эту сцену интерпретировали и как сцену охоты и как сцену шаманского камлания. «Если так, то человек не мёртв, а находится в трансе перед принесением в жертву бизона, а его душа путешествует по иным пределам».


Птица на жёрдочке – это мотив, характерный для многих народов Сибири, представляет собой духа-хранителя шамана. Многие исследователи объясняют это действо целью помочь шаману войти в состояние экстаза и предстать перед богами ,чтобы испросить благословения на удачную охоту. Многие исследователи подвергают сомнению эту гипотезу, но существование шаманства в эпоху палеолита очевидно. «С одной стороны, шаманство до сих пор доминирует в религиозной идеологии охотников и пастухов, а с другой – опыт экстаза как феномен неотрывен от человеческой сути. Невозможно представить себе время, когда бы человек не видел снов, не грезил наяву и не впадал в транс, то есть . не терял бы сознание, что толковалось как путешествие души в другие пределы». За всю историю человечества изменилась только интерпретация и оценка опыта экстаза.
Далее М.Элиаде говорит о так называемых «рентгеновских рисунках», найденных во Франции ( 13-6 тыс. лет до н. э.) и в Норвегии (6-2 тыс. лет до н.э.) .Их находят также в Восточной Сибири и у эскимосов в Америке , в Индии .Малайзии и Новой Гвинее. Эти изображения народов охотничьих культур также шаманского свойства. Ведь только шаман, обладающий сверхъестественным зрением может узреть свой собственный костяк. «То, что перед нами –опыт, основополагающий для определённого типа мистики, доказано, среди прочего, тем фактом, что он до сих пор культивируется у тибетских буддистов».



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Вериока #7 | Понедельник, 27.04.2015, 14:55
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Присутствие женщины


Женские статуэтки размером от 5 до 25 см ,из камня и из кости,эпохи палеолита находят повсюду: от Юго-Восточной Франции до озера Байкал, от Северной Италии до Рейна. Эти изображения получили название Венер. Самые знаменитые Венеры – из Леспюжа, Виллендорфа (Австрия) и Лосселя (Дордонь). Наиболее показательные образцы найдены в Гагарино и Мезине на Украине.


Стилизованная женская фигурка из Мезин, 20-24 тыс. лет; Черниговская обл, Украина. Высота около 5 см.

В Гагарино-6 фигурок из мамонтовой кости неподалёку от стен жилища. «Они стилизованы: выпяченный живот и нет черт лица. В мезинских фигурках ещё меньше реализма, ингда женские формы сведены к геометрическим элементам…другие скорее похожи на птиц. Фигурки украшены разнообразными геометрическими знаками. Среди прочих-свастикой. По мнению М.Элиаде , они могли нести религиозную функцию, подобно фигуркам , которые изготавливают охотничьи племена из Северной Азии. Это антропоморфные скульптуры под названием дзули. «В тех племенах, где дзули женского пола, они представляют мифическую прародительницу, от которой предположительно произошли все члены племени; праматерь защищает семьи и жилища своих потомков, а те после возвращения с большой охоты приносят ей жертвы из пшеничной муки и жира».
Ещё более значительное открытие, которое совершил Герасимов- в деревне Мальте, в Сибири. Это деревня с прямоугольными домами, каждый из которых разделён на две половины: мужскую и женскую.В мужской – найдены предметы только мужского употребления, в левой- женской половине- только характерные для женщин предметы ( только там найдены статуэтки женщин). На мужской половине им соответствуют птицеподобные фигурки. Многие исследователи инерпретируют их как фаллосы.

Фигурки из раскопок в с. Мальта
Невозможно точно определить религиозную функцию женских скульптур. «можно лишь предположить, что в них воплощалась женская сакральность и, следовательно, магико-религиозная сила женских божеств . «Тайна» , присущая женской природе, играла важную роль во многих религиях, как доисторических, так и нового времени.» Леруа-Гуран впервые подчеркнул центральное место оппозиции «мужское- женское» в ансамбле искусства палеолита. «Более того, ему удалось проследить единство этого символического языка на пространстве от франко-кантабрийского региона до Сибири… Он отметил и парность женских и мужских знаков: например, бизон(женщина)- лошадь (мужчина).Расшифрованная в свете такого символизма, пещера превращается в мир, строго организованный и многозначный.»
Эта теория подвергалась критике, но она показывает стилистическое и идеологическое единство искусства эпохи палеолита.
«Системы, основанные на взаимодополняемости двух половых и космологических признаков и по сей день преобладают у «примитивных» народов, найдём мы их и в архаических регионах. Возможно, принцип взаимодополняемости был нужен как для того, чтобы упорядочить мир, так и для того, чтобы объяснить тайну его периодического сотворения и обновления».



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
zarim #8 | Понедельник, 27.04.2015, 15:43
Охотник
Юзер-бар +
Жду продолжения good
Статус: нет меня
 
Вериока #9 | Вторник, 28.04.2015, 19:53
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Обряды, мысль и воображение охотников палеолита


Последние открытия в палеонтологии постоянно отодвигают начало человеческого в человеке в глубь веков. Некоторое время назад Александр Маршак продемонстрировал существование в верхнем палеолите системы обозначения времени, которая основывается на наблюдениях над фазами луны. Система условных знаков была в силе более 25.тыс. лет от ранней ориньякской эпохи до позденй мадленской. Маршак связывает с этой системой знаков также появление письма, счёта и, собственно, календаря. Можно подвергать критике его гипотезу, однако ясно одно- лунный цикл знали и применяли за 15тыс. лет до появления сельского хозяйства. «Это проясняет значительную роль Луны в архаических мифологиях, особенно то, что лунная символика ставилась в ряд, включающий такие разные понятия, как женщина, воды, растительность, змея, плодородие, смерть, возрождение и т.д.»
Анализ высвечивает ритуальную функцию палеолетических знаков и фигур. Образы и символы касаются событий, соотносящихся с временами года, с повадками животных, с сексуальной жизнью, со смертью, с таинственной силой сверхъестественных существ и некоторых людей, близких к сакральному. Эти находки являются своеобразным кодом в котором зашифрована как магико-религиозная, так и функциональная (применение в церемониях) сторона образов.
Эти находки дают возможность реконструировать некоторые аспекты доисторических религий по ритуалам и верованиям, которые типичны для первобытных охотников. И помогают в этом этнографические параллели. Этот метод использовали такие исследователи, как Леруа-Гуран и Лэминг-Эмперэра. Учёные опирались на опыт следующих племён, живущих на «окраинах» земного шара: На Огненной Земле, в Африке, в Австралии и т.д. или в чаще тропических лесов (бамбути и пигмеи). «Эти культуры, застывшие на стадии, сходной с верхним палеолитом, представляют собой род живых ископаемых».
Разумеется, не всё можно буквально переносить из одной эпохи в другую, но с большой долей уверенности можно говорить, что экстаз, типа шаманского, впервые был зафиксирован в эпоху палеолита. «Это говорит, во-первых, о вере в существование «души», способной покинуть тело и свободно путешествовать по миру, а во-вторых, в то, что во время путешествия эта душа может встретить сверхъестественные существа и попросить их о помощи или благословении. Шаманский экстаз включает в себя и «одержимость», то есть способность входить в тела других людей или впускать в себя душу умершего, какой либо дух или божество».
Ещё один важный момент – раздельное бытие мужчин и женщин. Скорее всего, существовали тайные обряды, в которых могли принимать участие только мужчины.Их совершали перед уходом на большую охоту. Эти ритуалы были прерогативой взрослых. Тайны мужских союзов открывались взрослым только после обряда инициации. Некоторые учёные считают что такие обряды были изображены в рисунках пещеры Монтеспан. Сходство некоторых церемоний у разных народов во всех уголках земли говорит об общности традиций, развитых уже в эпоху палеолита.
Далее речь идёт о так называемом монтеспанском «хороводе» - отпечатках мужских ног на глиняном полу пещеры. Курт Закс считает , что обрядовая хореография была хорошо известна людям палеолита. «Везде охотники водят хороводы- либо . чтобы успокоить душу убитого животного, либо, чтобы обеспечить умножение добычи. Так или иначе, преемственность религиозной идеологии охотников палеолита тут очевидна. Ко всему прочему, мистическая солидарность отряда охотников и их жертвы наводит на мысль о профессиональных тайнах, известных только мужчинам; и эти тайны передаются подросткам средствами инициации.»



Раненый лев, пещера Монтеспан
Можно с большой долей вероятности утверждать, что ряд мифов были известны людям палеолита- это космогонические мифы и мифы о происхождении человека, животного, смерти и т.д. Приимером может служить такой миф «Космогонический миф повествует о первоначальных Водах и о Творце, который предстаёт либо в антропоморфном ( человекоподобном) виде, либо в виде акватического животного, ныряющего на дно океана за материалом, необходимым для сотворения мира. Широчайшая распространённость этой космогонии указывает на традицию, восходящую к самым давним временам. Столь же широко по всем континентам, от Австралии и Южной Америки до Арктики, распрсотранены мифы, легенды и ритуалы, связанные с восхождением на небо и «магическим полётом» (крылья и перья убитой птицы-орла, сокола). В основе этих мифов –сновидческий и экстатический опыт, чисто шаманский, и в их древности сомневаться не приходится.»



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Вериока #10 | Вторник, 28.04.2015, 19:54
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Ещё одна группа мифов, имеющих широкое хождение – это мифы и символы, касающиеся радуги и её земного аналога- моста , который трактуется как средство связи с иным миром.



Мифы о происхождении животных и о религиозных отношениях между охотником , жертвой и Владыкой диких зверей, они входят в общий комплекс мифов палеолита пиктограммами. Невозможно представить общество охотников без мифов о происхождении огня, причём большинство этих мифов отводит лидирующую роль отношениям между полами. Огромное число мифов посвящены теме сакральности неба, небесных и атмосферных явлений. «…Экстатическое восхождение шаманов, символика полёта, мысленное переживание высоты как освобождения от веса, способствуют созданию образа неба- богатейшего источника и обиталища сверхъестественных существ: богов, духов, культурных героев. Но также важны и значительны другие «откровения»: ночь и темнота, убийство животного и смерть члена семьи, космические катастрофы, внезапные вспышки одержимости, безумия или братоубийства, заражающие всё племя».
Важна также и магико-религиозная функция речи. Возможно, жесты антропоморфных фигур, запечатлённых в палеографическом искусстве, не только несут смысловую нагрузку, но и наделяются религиозной силой.
Ещё до появления артикулируемой речи человеческий голос имел способность вызывать к жизни новые миры через взрывные звуки, акустические феномены.
«По мере совершенствования речи нарастало её магико-религиозное воздействие. Произнесённое слово развязывало такие силы, которые было трудно или невозможно обуздать. Убеждение это до сих пор живо во многих первобытных культурах. Его находишь и в самых разных обществах- в магических формулах восхваления, издёвки, проклятия и анфемы, сохранивших функцию ритуала».



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Вериока #11 | Пятница, 01.05.2015, 11:13
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава II
Самая долгая революция:
открытие земледелия-мезолит и неолит


Потерянный рай
Ледниковй период радикально изменил климат и ландшафт планеты. Его конец пришёлся на 8000 г. до н.э. Лес пришёл на смену степи. Охотники следовали за дичью, но стада оленей сокращались, в результате они вынуждены были селиться по берегам рек и озёр и на морском побережье и добывать пропитание рыбной ловлей. Новые культуры, которые сформировались в последующее тысячелетие, иолучили название мезолитических.
О религиозной практике охотников, преследовавших оленьи стада могут говорить следующие находки. «В отложениях ила на дне пруда в Штелльморе, близ Гамбурга, А.Руст обнаружил останки двенадцати оленей, целиком , с грузом из камней в грудной клетке или в брюшной полости. Руст и другие авторы интерпретировали эту находку как приношение «первинок» какому-то божеству, вероятно, Повелителю диких зверей.» Х.Польхаузен указал на тот факт, что эскимосы до сих пор сохряняют мясные запасы в ледяной воде озёр и рек. Однако это не исключает религиозной подоплёки останков. Документировано множество жертвоприношений путём затопления в разное время и в разных местах мира.
На месте затопления Руст собрал различные предметы: деревянные стрелы, костяные орудия, топоры, сделанные из оленьих рогов. Мирча Элиаде считает эти предметы жертвоприношениями, подобно предметами бронзового и железного веков, которые находят в прудах и озёрах Западной Европы.
«Среди находок источника Сен-Совёр (Компьенский лес) оказались неолитические кремневые кресала, намеренно расколотые…» Этот факт демонстрирует преемственность определённых религиозных практик и «сакральных» мест.

Далее о другой находке в том же мезолитическом слое в Штелльморе- сосновом столбе с надетым на верхушку оленьим черепом. Этот культовый столб мог указывать на место ритуальных трапез: мясо оленей поедалось, а головы приносились в дар божеству.
Недалеко от Аренсбурга-Хопфенбаха, на мезолитической стоянке, датируемой 10 тысячелетием до н.э. , со дна была поднята скульптура ростом три с половиной метра. У неё есть голова, длинная шея и глубоко прорезанные полосы, изображающие руки. Этот «идол» был установлен в пруду, однако при нём не было никаких костей или других предметов. Видимо, эта скульптура изображала сверхъестественное существо.



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Вериока #12 | Пятница, 01.05.2015, 11:13
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Богатейшую информацию дают наскальные росписи в Восточной Испаниии. «Скалы Сьерра-Морены покрыты антропоморфными и териоморфными рисунками (главным образом, оленей и муфлонов), выполненными несколькими штрихами и дополненными различными знаками (волнистыми полосами, кругами, точками и эмблемами солнца).»

Наскальные рисунки в Сьерра-Морене.

Подобные фигуры были изображены на раскрашенной гальке азильцев. Эта культура также происходит из Испании. В их изображениях видели фаллические символы, элементы письменности и магические знаки. Их сопоставляют также с австралийскими чурингами . И такое сопоставление кажется наиболее убедительным. Чуринги изготавливались из камня и украшались различными геометрическими узорами. По преданиям , они представляют собой мистические тела предков. «Чуринги прячут в пещерах или закапывают в определённых сакральных местах, и молодым людям сообщают о них лишь в конце инициации. У аранда отец говорит своему сыну следующее: « Это твоё тело, из которого ты произошёл при новом рождении», или: «Это твоё тело. Это предок, которым ты был, когда странствовал в своей прошлой жизни. Потом ты спустился в священную пещеру, чтобы отдохнуть».



Чуринг австралийских племён.
На данный момент не представляется возможным выяснить, выполняла ли раскрашенная галька ту же функцию, что и чуринги, придерживались ли создатели этих изображений тех же представлений, что авствралийцы. В то же время ясно, что азильская галька имела религиозный смысл.
В Бирсекской пещере, В Швейцарии, было найдено 133 раскрашенных камня , почти все расколотые. Мирча Элиаде предполагает, что они расколоты неприятелем с целью уничтожения магико-религиозной силы, присущей предметам. «Что касается солнечных дисков и других геометрических знаков, сопровождающих антропоморыфные изображения, их происхождение остаётся тайной.»
Данные сравнительной этнографии подсказывают, что этот религиозный комплекс мог сосуществовать с верой в сверхъестетственных существ или в Повелителей диких зверей.
Скорее всего в верования древних людей того периода входили идеи происхождения мира, игры, человека, смерти. «Эта идея получила всеобщее распространение и оказалась мифологически плодотворной, сохранившись во всех религиях ( кроме буддизма хинаяны).» Если идея мифического предка и культ предков господствовали в эпоху мезолита, это объясняется ледниковым периодом, ведь до него далёкие предки жили в своего рода «охотничьем рае».


Это подтверждают верования австралийцев, считающих, что их мифические предки жили в золотом веке, в земном раю, где правила игра, а добро и зло были неведомы. Во время празденств австралийцы отменяют действие некоторых законов и запретов, пытаясь воспоризвести древний мифический мир.



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Вериока #13 | Среда, 06.05.2015, 19:21
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Труд, технология и воображаемые миры.

На Ближнем Востоке мезолит стал переходным периодом между цивилизацией охотников и собирателей и цивилизацией, в основе которой было культивирование злаков. В Палестине охотники эпохи верхнего палеолита, по всей видимости, подолгу жили в пещерах. Но первыми достоверно известными оседлыми жителями были собиратели периода Натуфийской культуры.



Раскопки в одной из натуфийских пещер
«Они жили, как в пещерах, так и на открытых местах, (например, в Эйнане, где в ходе раскопок была обнаружена деревня, состоящая из круглых хижин с местами для очагов). Натуфийцы открыли для себя питательную ценность диких злаков, скашивали их каменными серпами и размалывали зёрна в ступе с помощью пестика.» Во время мезолита также началось одомашнивание животных: «овца в Зави Хеми-Шанидаре ок. 8000 г. до н. э.; козёл в Иерихоне, в Иордании, ок. 7000 г. до н.э. и свинья там же ок. 6500 г. до н.э., собака в Стэн Карре, Англия ок. 7500 г. до н. э.» Результатом занятий земледелием стали рост земледелия, развитие торговли, это происходило уже у натуфийцев.


Согласно общепринятому определению, Натуфийцы, представители древнего антропологического типа, установленного в результате изучения человеческих скелетов эпохи мезолита, найденных при археологических раскопках памятников натуфийской культуры. Натуфийцы характеризовались средним ростом, долихокранией, умеренным прогнатизмом (выступание челюстей) и широким, довольно сильно выступающим носом. Многие исследователи рассматривают натуфийцев как древних представителей индосредиземноморской расы.
Если рисунки предыдущих эпох характеризовал геометрический схематизм, то натуфийское искусство натуралистично. В ходе раскопок найдены небольшие фигурки, иногда в эротичных позах. «Сексуальный символизм пестика, имеющего форму фаллоса, столь очевиден, что его магико-религиозное значение не оставляет сомнения.»

Существует два типа натуфийских захоронений: погребение тела целиком в согнутом положении или погребение черепов. Исследователи утверждали, что скелеты, раскопанные в Эйнане, свидетельствуют о проведении ритуальных жертвоприношений, но смысл ритуала не был раскрыт. Залежи черепов натуфийцев учёные сравнивали со сходными захоронениями в Оффиете, в Баварии и в пещере Хёленстайн в Вюртемберге. Ясно одно – все черепа принадлежали людям, которые были убиты, возможно, охотниками за головами или людоедами. В обоих случаях есть основания утверждать, что это был магико-религиозный акт.

Объяснить это можно тем, что с давних пор голова (мозг) считалась вместилищем души. «На основании сновидений, а также экстатических и параэкстатичесих переживаний с давних пор сложилось представление о существовании элемента, не зависимого от тела». В разных языках его обозначают по-разному: «душа», «дух», «дыхание», «жизнь», «двойник». «…Лаокализация «души» или «духа» в мозгу имела определённые последствия: во-первых, существовало поверье, что можно присвоить себе духовный элемент жертвы, поедая её мозг; во-вторых, мозг- источник могущества стал объектом поклонения».

В эпоху мезолита продолжались изобретения различных предметов, полезных в быту, началось изготовление верёвок, сетей, крючков и лодок, был изобретён лук и стрелы. И все эти предметы рождали вокруг себя мифы и вымыслы, иногда становились основой разного рода ритуального поведения. «Важность той деятельности воображения , которую вдохновляло знакомство с различными модальностями материи» лежит на поверхности. «В процессе работы с куском кремня или примитивной иглой, соединения шкур животных или брусков дерева, изготовления рыболовного крючка или наконечника для стрелы, лепки глиняной статуэтки воображение обнаруживает неожиданные аналогии между различными уровнями реальности; орудия и изделия наделяются бесчисленными символическими значениями, мир труда – микроуниверсум, на многие часы поглощающий внимание ремесленника,- превращается в таинственный и священный центр, наполненный смысла». В отличие от деятельности современного человека деятельность наших предков имела мифологическое измерение. Весьма вероятно, что многие персонажи и эпизоды в мифологии более позднего времени – открытия каменного века.



Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
zarim #14 | Среда, 06.05.2015, 20:05
Охотник
Юзер-бар +
Цитата Вериока ()
В отличие от деятельности современного человека деятельность наших предков имела мифологическое измерение.

Не совсем понял, почему? scratch Если дело касается творчества, либо того, что человек делает с удовольствием... он тоже видит в этом нечно необычное, мифическое
Статус: нет меня
 
Вериока #15 | Среда, 06.05.2015, 20:12
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
zarim, наверное, потому, что мы с детства привыкли к "научным" объяснениям. Как знать, не покажутся ли нашим предкам такие же объяснения мифологическими?


Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
千里之行,始于足下
Наш арт-журнал "Ковчег"
Статус: нет меня
 
Форум » Спасите наши души » Религии и учения » Буддизм, Даосизм, Ислам, Индуизм и другие религии » "История веры и религиозных идей" (Конспект книги Мирчи Элиаде)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

[ Новые сообщения на форуме ]



Форма входа
Логин:
Пароль: