pcixi.ru
Творческое объединение шизофреников
Лечение шизофрении творчеством и общением на pcixi.ru

  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Я и моя Шизофрения » Правовые аспекты психических заболеваний » Социальные инициативы в психиатрии » Социальная интеграция, Арттерапия
Социальная интеграция, Арттерапия
Красавица #16 | Четверг, 15.01.2015, 11:04
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Комплаенс в клинике пограничных состояний с.76
Соболев В.А. и др.
Главный врач ПКБ№12 Москвы, кмн.


Комплаенс – степень покорности, послушания в отношении выполнения указаний,
адаптации и гибкости. 25-50% пациентов в разных отраслях медицины и 60%
в психиатрии не согласны с лечением, предписанным врачом. У 74%
трудности. 38% частично принимают прописанное им лечение, 22% полностью
не согласны, 14% – резистентны.

Негативные факторы – неуспех клиницистов в смысле объяснения и обоснования курса лечения, страх
зависимости, долгая продолжительность, отсутствие доверительных
отношений с врачом…

Факторы в пользу комплаенса – когда есть доверительные отношения с врачом, когда сильный страх перед ухудшением
заболевания, когда ожидания от пользы лекарства выше чем потери от
расходов, когда высокая информированность.

Клинические факторы – наличие побочек у лекарственных препаратов, личностные факторы, снижение
критики к своему состоянию, страхи и фантазии…
Статус: нет меня
 
Красавица #17 | Четверг, 15.01.2015, 11:05
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Эффективность программ психиатрического образования родственников с.76
Солохина Т.А. и др.
Научный центр психического здоровья РАМН, Москва, дмн.


В региональной благотворительной организации «Семья и психическое
здоровье» совместно с РАМН НЦПЗ разработана психообразовательная
программа для родственников.
О болезни, об особенностях общения с душевнобольным человеком, преодоление нереальных ожиданий, оказание
социально-психологической поддержки, обучение навыкам снижения тревоги.
С 2003г по 2013г. 400 родственников участвовали в программе. По результатам написана методичка об организации такой помощи.

На занятиях – обмен мнениями, доброжелательная обстановка, уважительное
отношение, учет ожиданий и индивидуальных потребностей, доступный язык,
психологическая поддержка, формирование групповой сплоченности.
Курсы разделены по темам и глубине вопаросов. Участвует команда специалистов – психиатр, психолог, социальный работник, юрист.
В группе 10-15 слушателей. Все должны иметь возможность поделиться своими переживаниями, рассказать о своем опыте преодоления…

В исследовании по оценке эффективности приняли участие 48 родственников.
Описана методика исследования.
Средний возраст – 46 +/- 13,5 лет. 35 чел – родители. У 23 высшее образование… и т.д. – описание группы исследуемых…

У половины выраженные эмоции (чрезмерная опека, враждебность…)

Выявлено, что рецидивы болезни гораздо чаще встречаются у людей с эмоциональными родственниками, склонными к критике.

Участие родственников в программе в течение 3 месяцев изменило их эмоциональное
состояние, уменьшило тревожность, другие показатели улучшились, хотя и
не достигли нормативных показателей.
Общий индекс тяжести текущего состояния (GSI) уменьшился с 0.68 до 0.37.
Уменьшился показатель дистанциированности от проблем. Средний показатель по шкале
«бегство-избегание» снизился с 10, 6 до 8,7.

И другие разные показатели указаны.

Итак. Психообразовательная программа способствовала снижению стигматизации
родственников, улучшило их состояние, повлияло на изменение стратегии
преодоления болезни близкого.
Статус: нет меня
 
Красавица #18 | Четверг, 15.01.2015, 11:05
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Астения и эндогенные заболевания с85
Тяглова И.А. и др.
Кафедра психиатрии Рос. Мед. академии послевузовского образования, Москва


Проблема астении актуальная, но далекая от разрешения. Нет четких критериев астении, недооценивается роль лекарственной терапии.
Астения в психических заболеваниях может быть: -первый признак шизофрении,
основной симптом, причина личностных изменений, маска депрессии или
часть депрессии.
Наличие астении затрудняет адекватную оценку состояния больного, и соответственно фарм. тактику и методы реабилитации.

Исследовали 48 человек от 18 до 60 лет (37 мужчин) в ПКБ№1 Им. Алексеева. У них
астения была в рамках шизофрении, циклотимии, реккурентной депрессии).
Астения была мало связана с внешними воздействиями и интенсивностью труда -
«принцип несоответствия». Психическая астения преобладала над
физической. При интеллектуальной работе продуктивность сильно
снижалась, а при физической нагрузке самочувствие улучшалось.
Психическая слабость проявлялась повышенной раздражительностью,
неадекватностью, в снижении темпа мышления, нарушении внимания.
Продолжительный отдых не повышал продуктивности. Наблюдались реакции
гнева, малопонятные стороннему наблюдателю + недовольство +
напряженность + слабость + разбитость + пессимизм, тягостное чувство
пустоты в голове. Сразу возникал страх рецидива психического
заболевания.

И еще описаны проявления астении при разных диагнозах.

Длительная, монотонная, годами не проходящая вялость, слабость, периодически + вегетативные симптомы.

Динамика астении зависит от течения эндогенного заболевания, его стадии. Выраженность астении зависит от типа ремиссии.

Эффективным было применение ноотропных средств, витаминов, анксиолитиков,
стресспротекторов, метаболических психостимуляторов. Все пациенты
получали групповую психотерапию.
Статус: нет меня
 
Красавица #19 | Четверг, 15.01.2015, 11:06
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Исследование и психотерапия стилей коммуникации у пациентов с депрессивным и тревожно-фобическим расстройством. с.90
Филимонов А.С.
Кафедра психотерапии медуниверситета им. Пирогова, кпн, клинический психолог, г. Москва.


Современная ситуация по межличностным отношениям в обществе провоцирует
расстройства аффективного спектра. Депрессия – нарциссическая защита.
Цель возникающих симптомов – поддержание зависимости от симбиотической
связи.
В формировании стиля взаимодействий с людьми важный фактор – опыт ранних отношений ребенка с матерью и отцом. Эти стереотипы влияют
на все позже возникающие – на способность создавать и поддерживать
доверительные отношения, быть эмпатически восприимчивым к чувствам
других, адекватно понимать мотивы поступков людей.

Такие есть проявления:
Нарушение саморегуляции, в межличностных коммуникациях много +/- аффектов,
защитно - манипулятивные стратегии , сопротивление, разрушительный
перенос. Еще некомплаентность.

Исследования проведены – 106 человек.

Методы описаны.

Результаты. Таблицы с разными показателями приведены.
Стили общения приведены и охарактеризованы.

Такие стили коммуникации: избегающий, зависимый, неустойчиво-амбивалентный.

И разработаны методические указания для психотерапии.

Работа с избегающим стилем:
среда должна быть безопасной и человечной, окружение должно вызывать
доверие. И заново отстраивать систему доверия - к собственному Я, к
другим значимым людям, к обществу, к жизни.
Когда среда будет создана, помочь личности усилить чувство соотнесенности с реальностью. В
этом стиле много подавленной агрессии, которая направлена на себя.
Поэтому доверие к себе, к своему телу – очень значимый момент.
Обнаружив, что страх и злость – это качества самой личности, которые не
приводят к дезинтеграции личности. Человек может выражать негатив, при
этом не теряя себя.
В целом рост личности будет основываться на усилении вовлеченности в любовь, дружбу, отношения, связанные с работой.

Работа с зависимым стилем:
Поощрять свободную экспрессию личности, особенно тех чувств, которые были
заторможены и подвергнуты сомнению. Терапия направлена на редукцию их
чувства долга, чувства вины, на боязнь ранить своей экспрессией. Даже
нужно когда-то допустить выражение настоящей враждебности по отношению к
тем людям, которые отвечают за воображаемые или реальные узы.
Постоянный элемент терапии – преодоление тех эмоциональных состояний, которые из
эмоционального состояния других людей вырастают (чаще из эмоций
родителей). Семья часто поощряла такое поведение человека. Когда это
будет осознано личность должна будет пройти через страх утраты, страх
покинутости. Через утрату истинного «Я предыдущего» и возможно, через
утрату каких-то реальных лиц, которые были для человека значимы.

Данной личности также требуется позволение переживать удовольствие от жизни. Ей нужно развивать умение радоваться и гордиться.

Работа с амбивалентным стилем:
Помочь человеку распознать способы, благодаря которым он неосознанно
направляет свою агрессию против себя и других, обнаружить и осознать
свое манипулятивное поведение. Данные личности широко пользуются
пассивно-агрессивными стереотипами поведения, например, уход, либо
провоцируют агрессию у других, которая станет оправданием их мщения или
провокацией третьих лиц на оказание им помощи.
Основная задача – раскрыть игры.
Статус: нет меня
 
Красавица #20 | Четверг, 15.01.2015, 11:06
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Уровень социального функционирования ф20 при полустанционарном и амбулаторном режимах помощи. с.99.
Шмилович А.А. и др.
Кафедра психиатрии медуниверситета им. Пирогова, дмн, г. Москва.


Работа направлена на выявление наиболее уязвимых сторон социального
функционирования психически больных и формирование путей их дальнейшей
реабилитации.

Исследование. 30 пациентов с ф20.

Практически во всех сферах функционирования наблюдается снижение 6 труд, семья,
материальное положение, общение, досуг. Особенно снижена трудовая
функция – все не работают.

В статье есть таблицы со статистикой, с цифрами различных показателей, типа – шкала позитивных симптомов, шкала
негативных симптомов, добровольная госпитализация…

Пациенты в первые годы болезни значительно снизили свой социальный статус, причем,
удовлетворены этим. Отсюда отсутствие мотивации на выход из болезни.
Отсюда потребность в изучении ценностей сцх с ф20.

Для выявления мотивов добровольной госпитализации или добровольного
обращения в мед-реаб. отделение или еще куда-то в структуры психиатрии
был разработан опросник.
В основе классификация Маслоу, предполагающая 5 уровней потребностей: физиологические, потребность в
безопасности, общение, престиж, духовные потребности.
Результаты показывают, что несмотря на тяжелое заболевание, около 70% потребностей
пациенты в состоянии решить без вмешательства медицинских или
социальных структур. Это говорит о высоких потенциальных возможностях
сцх с ф20 интеграции в социум.

Пациенты ложатся в больницу, чтобы получить общение, чтобы накопить пенсию, чтобы уйти от возникших конфликтов.

Оценка по шкале PSP – 4 группы социальной адаптации пациентов:
- компенсированная группа -32%
- декомпенсированная группа – 38%
- Адаптированная 11%
- конфликтная -19%
Статус: нет меня
 
Красавица #21 | Четверг, 15.01.2015, 11:07
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Опыт применения гештальт-терапии в психиатрическом стационаре с.108
Анохина В.В.
ПКБ №1 им. Алексеева, Москва, медицинский психолог.


Стратегии помощи отличаются для разных пациентов, условно 2 группы:
- попали в больницу из-за обострения психотической симптоматики
- попали в больницу из-за расстройств поведения

В любом случае для психолога время ограничено сроком нахождения пациента в
больнице – напр. 2 мес., а в гештальт терапии для истинных изменений
личности и ее поведенческих паттернов требуется работать
- с невротическими расстройствами – год
- с пограничными расстройствами – 2-3 года
- с психотиками – 5 лет.

Но и за короткий срок чего-то можно достичь.

Также есть разница – в какой стадии находится заболевание.

Несмотря на скептическое отношение психиатров, работу психотерапевта следует
начать как можно раньше, в острой фазе. Даже если человек недоступен для
общения, он испытывает эмоции и чувства (Салливан – «сверхъестественные
эмоции»). Эмоции чрезмерно интенсивны. Человек может переживать
«растворение самого себя», проникновение в свои границы чего-то извне.
Сила переживаний приводит к полной растерянности + стыд + страх + злость
+ тревога…
Стратегия помощи – успокаивающие беседы – простые слова, сочувственный тон…

На выходе из острого состояния расширяется круг психотерапевтического воздействия.

Если госпитализация первая, если велика мотивация что-то понять, как-то
решить проблемы, то человек лучше воспримет психолога, и в дальнейшем
обратится к нему за помощью.
Если госпитализация далеко не первая, если накоплен пессимизм, то мотивация к общению с ПТ крайне низкая.

Одно из основных понятий гештальт-терапии – психологические границы помогает
понять и проработать конфликт психопатических пациентов. Границы
перестают выполнять свои функции – либо они прозрачные, либо
зацементированные.
Это как на межличностном, так и внутриличностном уровне. К примеру может быть заблокировано осознавание каких-то чувств и
эмоций.
Гештальт-терапия имеет методики работы с частями личности. В диалоге частей возможно наладить их взаимодействие.

Приведены диалоги с пациентами в качестве примера работы методики. Также указаны меры предосторожности использования методики.

Исследование показало, что психотический ребенок получал скрытые послания. Что он
является не отдельной личностью, а продолжением кого-то другого, что
является причиной глубокого сомнения психотической личности, имеет ли он
право на существование в качестве отдельной личности.

Например, пациентам дали задание нарисовать сад, котрый был бы метафорой их души.
Ни один не нарисовал забор. Когда их спрашивали о границах сада, они
удивлялись вопросу – не понимали, зачем. Когда им говорили, что нет
защиты от нежеланных гостей, они говорили, что не задумывались об этом.

Затем пациентам сказали – вы давно не были в своем саду, посмотрите как дела, наведите порядок!
Большинство участников ничего не сделали.

Ну и другие примеры работы психолога приведены. Очень наглядно описано.
Статус: нет меня
 
Красавица #22 | Четверг, 15.01.2015, 11:07
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Опыт интеграции через творчество и продвижение работ с.114
Бобрусова-Дэйвиз Е.А. , Гущина Е.В.
Галерея наивного и аутсайдерского искусства «АртНаив», основатели, управляющие партнеры, г. Москва.


Наивное искусство включает в себя творчество самодеятельных художников,
арт-брют и детские рисунки. Арт-брют - сырое, грубое, жесткое искусство
- этот термин ввел Жан Дебюффе в 1945г., описывая коллекции рисунков
пациентов психиатрических клиник. В конце 20 в. – бурный рост наивного
искусства.
В настоящее время интерес к наиву и арт-брюту огромен. В Америке и Европе около 100 специализированных галерей и музеев. В
Москве один музей и одна галерея.
В Перми 2 года назад появился частный музей Советского наива. Есть и обратная тенденция – закрыт
единственный музей творчества аутсайдеров.
Это настоящее, искреннее искусство, выбор сюжетов уникален, художники рассказывают о наболевшем.
Люди с тонкой душевной организацией и специфическим восприятием
реальности. Это образец альтернативного, лишенного социальных штампов
взгляда на мир.
Актриса театра и кино Нелли Уварова организовала выставку художников-аутистов в галерее арт-наив.
Это было первое публичное выступление аутистов. Работы глубоко эмоциональны
и трепетны. Без агрессии, без порнухи, без пиара, с интенсивными
линиями и цветами, с намеренным искажением пространства и форм, работы
приближались к высоким образцам авангарда и модернизма.
На выставке и сами художники общались с удовольствием – это был настоящий праздник.
В галерее проходят мастер-классы и и лекции по культуре и искусству.
Нам бы хотелось организовать клуб по аналогии с «Изотеррой» г. Ярославль, и
студией «Преображение», Москва. Но нам нужны врачи-психологи,
способные вести занятия.
Статус: нет меня
 
Красавица #23 | Четверг, 15.01.2015, 11:08
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Особенности применения арт-терапии в психиатрическом стационаре с.108
Бояринцев С.А. и др.
Кировская ОКПБ им. В.М. Бехтерева, медицинский психолог.


Арт-терапия применяется нами в качестве дополнительного воздействия в составе компдексного лечения. Задачи:
- развитие и поддержание творческих навыков
- сенсорная стимуляция и эмоциональное оживление пациентов
- отреагирование чувств и переживание положительных эмоций
- снижение уровня тревожности
- поддержка и развитие коммуникативных навыков
- повышение самооценки
В артстудии сама обстановка располагает к творчеству, занятия дважды в
неделю. Решение принимает врач, готов ли пациент. Посещение занятий
добровольное.
Небольшая дискуссия, выбор темы и сама работа.
Рисование, живопись, коллажи, лепка, раскрашивание мандал.
Когда задается тема, психологи помогают в раскрытии ее, в способности выразить свои ощущения.
Статус: нет меня
 
Красавица #24 | Четверг, 15.01.2015, 11:08
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Трудности эволюции. Роль психоанализа в лечении и реабилитации с.124
Бровцына Т.К.
Психоаналитический психотерапевт, кфн, г. Москва.


Британский психоаналитик, классик кляйнианского психоанализа Ханна Сигал незадолго
до смерти в 2013 г. сказала, что будущее психоанализа - в исследовании
психотических сил, действующих в наших пациентах и в нас самих.
Психоаналитическое исследование человека – одновременно психотерапия и реабилитация.
Традиционно психоанализ работал работал с пациентами невротического уровня пс.
орг-ции. Исследования Абрахама, Кляйна и др. направили луч понимания в
глубины психотической патологии, когда у пациента проблемы с
различением внутренней и внешней реальности. У психиатра это –
«отсутствие критики», у психоаналитика – «нарушение тестирования
реальности». У таких пациентов хрупкий образ себя и людей,
психологические защиты очень архаичны, велик риск дезорганизации и
обрушение в состояние спутанности, страха…
Адаптироваться к самостоятельной жизни в социуме человеку – означает работу по
укреплению личностной структуры, чтобы была скоординирована работа
психиатров, ПТ, соц. Работников, новых форм вовлечения в работу по
реабилитации, волонтеров + значительный финансовый ресурс.
Роль психоаналитика в этой системе – работа с внутренними объектными отношениями пациента.
Какие сложности есть в индивидуальной эволюции – прогрессе пациента с
психотическим опытом – в достижении позитивных изменений в самосознании и
саморегуляции.
Психотический уровень может быть достигнут любым пациентом при надлежащем уровне стресса и фрустрации. У
непсихотических пациентов есть более зрелые способы справляться с
психической жизнью, но от их временной потери никто не застрахован.
И наоборот психотическим пациентам можно помочь, давая ход природной
работе развития, убирая препятствия, чтобы она сама запустилась в
организме.
Отщепленная часть воли и желаний личности – психотический радикал – чрезвычайно активен – направлен на искажение восприятия.
Только поняв, что это лично я организую психоз, можно принять решение
его не организовывать. Затем нужно решиться попасть в иную реальность –
реальность переноса или трансфера. Решиться на взаимодействие с чужим
человеком, который вызывает сильные импульсы требований, желаний,
страхов, опасений, и тревог. Это как игра «пан или пропал». В случае
победу появится новый символический мир зрелой душевной жизни,
возможности коммуникации с собой и с другими в безопасных руслах
символического выражения, в случае проигрыша – ад разочарования,
бесконечное повторение травматического опыта.

Клинический пример.

Первые два года работы с пациенткой были направлены на то, чтобы ловить за
руку ее СуперЭго, которое ее же руками наносило ей ножевые ранения на
руках и ногах и истязало ее душу. У нее был болезненный разрыв
амбивалентных отношений с любимым человеком. Затем три года были
метания в восприятии пациенткой меня в противоположных ключах – то она
видела во мне плохого холодного аналитика с бесчеловечными
конструкциями, то просто человека. В первом случае она выдавала
реакции непонимания, выключения, головокружения, паники, дезориентации.
Во втором случае, когда я молчала, я не мешала ей в секрете от меня
использовать меня в качестве человека нужного, понимающего и
принимающего ее.
У нее было много идей, которыми она со мною не делилась, так как считала это абсурдным. Прошло немало сессий, на
которых она рассказала о многих своих переживаниях, пока наконец не
сообщила, что готова терпеть меня, как бы жестоко я ее не анализировала,
хотя не надо жестоко. Затем пошла серия упреков и обвинений. То вы
сидите в туфлях, то в сапогах… вы постриглись и это меня пугает…
На деле пациентке было важно слышать мое отношение и чувствовать мое
внимание, даже если оно негативное, особенно, если оно негативное.
Пошли упреки в предательстве…
Я сказала, что она воспринимает мои слова не как гипотезы, а как команды… Внешней реакции не было, но на
деле реакция была. Она объявила, что едва не покончила с жизнью, сыпала
обвинениями… Затем пришла спокойная и смущенная, желающая мести. А
затем объявила, что она нуждается во мне, просто чувствует, что
результат нулевой. – вы не выполняете своих аналитических обязанностей…
Я ясно увидела в ней ребенка-аутиста, не впускающего меня в свой мир.
Безвыходные бои с переменными успехами и поражениями… Она боялась
совершить перенос, что можно разделить с другим человеком свой
внутренний мир. Она долго исследовала этот мир.
Затем у меня был этап признания собственного бессилия…

В другом случае я наблюдала за работой моей молодой коллеги.
На первой встрече пациент говорил спутанно, по лицу текли слезы, когда он
говорил о потере. На второй встрече пациент был менее эмоционален и
подчеркнуто бодр, но рассказал, как с ним разговаривали рекламные щиты и
как он обнаружил дома подслушивающие устройства. На третьем интервью
мышление пациента было четким, но резонерским.
Тогда мы, группа наблюдения объяснили молодой коллеге, что она игнорирует уязвимость
человека. На следующей встрече она смогла дать пациенту интерпретации,
и человек вернулся к контакту. Он мог и хотел разговаривать с
человеком, а не с рекламными щитами, но ему нужно было разрешение на
это.
Это было яркой иллюстрацией принципа «здесь и сейчас». Ему нужно было сиюминутно чувствовать коммуникацию, иначе он сходил с ума.
Если же контакт был, он готов был броситься на борьбу за сохранение
своей личности.
С одной стороны это очень страшно, с другой стороны – это также желанный опыт. Жесткие бредовые системы не защищают
психотического пациента от боли и фрустрации.
Психоанализ должен быть встроен в систему реабилитации пациентов ПБ в будущем, если оно у нас есть.
Статус: нет меня
 
Красавица #25 | Четверг, 15.01.2015, 11:09
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Групповые занятия с элементами актерского тренинга как средство обогащения эмоционального опыта пациентов с.132
Волкова Д.Э.
ПНД № 13, филиал ПКБ №1 им. Алексеева, Москва, медицинский психолог.


С помощью арт-терапии можно оказывать помощь пациентам вне зависимости от
стажа болезни, диагноза, уровня функционирования, интеллекта и
коммуникации. Арт-терапия выросла в недрах психоанализа – где
считалось, что в продукте творчества проявляются неосознаваемые чувства
и эмоции. Когда они вовне, они доступны осознанию.
Мы используем тренинги актерского мастерства, нам важен опыт, который получают
пациенты в процессе упражнений, его осмысление, прочувствование.,
обсуждение. Цель – расширение эмоционального репертуара. Атмосфера
позитива, шуток и смеха.
Смехотерапия – это ритуал начала занятия. Смех снимает напряжение. Мы смеемся без причины, по команде ведущего
глядя друг другу в глаза. После 2-3 минут смеха все чувствуют улучшение
настроения. Далее следуют другие задания на самопонимание и техники.
Например – показать свое состояние, а группе отзеркалить – то есть
повторить показанное человеком…
Затем актерские упражнения на выражение различных эмоций. Смотрим на жестикуляцию, выражение лица,
позу, интонацию, громкость голоса и т.д.
Многие депрессивные пациенты разучились радоваться и смеяться. Просто забыли, как это происходит и
мы учим их этому заново. Но мы не боимся и негативных эмоций. Иногда
грусть или тоска так глубоко загнаны в подсознание, что человек не
осознает их, не понимает, что они ухудшают его самочувствие.
В завершение мы вспоминаем все, что было на занятии – это тоже своеобразный ритуал.
Статус: нет меня
 
Красавица #26 | Четверг, 15.01.2015, 11:10
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Арттерапия, Аутсайдер-Арт… (Размышления на букву А) с.134
Гаврилов В.В.
Кафедра психиатрии Ярославского медуниверситета, кмн, руководитель клуба
«Изотерра», вице-председатель SIPE (Международного общества
психопатологии экспрессии и арттерапии).


увЛечение творчеством помогает больным с психическими и соматическими недугами.
Арт-психотерапия предполагает обязательное обсуждение процесса
проводимой работы, не затрагивая качества результата. Наиболее
значимыми считаются: подъем настроения, самоуважения, восстановление
навыков уверенного поведения…
В Ярославле при диспансире ОКПБ более 10 лет работает открытый социо-реабилитационный клуб «Изотерра». У нас
нет художников-инструкторов, а лишь создана гостеприимная атмосфера, и
поощряется творчество. Поддерживаются и домашние интересы душевноИНЫХ.

Мы продумываем варианты экспонирования арт-продукции. Выставки сопровождаются конференциями, диспутами, концертами, соцопросами,
видеопоказами… Это повышает качество жизни участников. С 1997 г.
проведено более 80 мероприятий. Мы воспроизводим репродукции и тексты в
каталогах, справочниках, буклетах – в печатных и электронных изданиях, в
СМИ.
Произведения из коллекции «Иные» уже представлены в фондах музеев России и Европы.
Жан Дебюффе обосновал критерии отбора «Арт-брют» (необработанное,
неотшлифованное, первозданное). Это штучный товар, ненормативный.
Художник-дилетант изобретает нечто свое и стойко придерживается этого в
многочисленных работах, руководствуются исключительно интуицией. Они
выдумщики изолированной Эго-системы, их монологовые работы не рассчитаны
на диалог со зрителем.
К сожалению некоторые организаторы больничных выставок не к месту используют модный бренд «аутсайдер арт».
Аутсайдер-арт «по ту сторонняя» позиция акультурного / внекультурного творчества.
Не путать с антикультурными /контркультурными принципами.
Художники аутсайдеры не придают значения своим «картинкам», равнодушны к похвале и
продвижению работ, творят «в стол». Но некоторые пациенты научились
пропагандировать свое мастерство. Они не скрывают своего безумия,
интригуя вероятного покупателя. Эти художники не имеют отношения ни к
арт-брют, ни к аутсайдер-арт. Бывает, что здоровые люди имитируют
брют- манеру и некоторые галеристы этому потворствуют.

В статье представлены четыре художника аутсайдер-арт (есть иллюстарции),
выбранных просто по принципу, что их имена начинаются на А.

Адольф Вёльфи, Берн. 7-ой ребенок в семье, в 8 лет стал сиротой, после
неудачной влюбленности стал неуправляемым, сидел в тюрьме за развратные
действия, из-за душевного расстройства был изолирован на 20 лет в
одиночную палату. Через 4 года одиночества стал страстно творить.
Оставил 800 листов графики, 45 книг (20 000 страниц), 3 000
иллюстраций, Географические и Алгебраические дневники, похоронный марш.
Он рисовал на продажу большие листы с очень богатым орнаментом, на
вырученные деньги покупал табак, карандаши, бумагу.

Алоиза Корбаз, Пруссия. Дочь алкоголика. Влюбилась в Вильгельма II, посылала
ему любовные письма бессвязного восторженного пацифистского содержания.
Госпитализирована с припадками буйства, эротизма. 40 лет не выходила из
больницы. В спокойные периоды работала гладильщицей и штопальщицей в
больнице. Стала рисовать. Излюбленные сюжеты – влюбленные пары с синими
глазами, украшенные цветами. Когда врачи устроили выставку ее работ,
она рисовать прекратила.

Александр Лобанов, г. Ярославль. Глухонемой с детства. С 23 лет безвыписно 50 лет находился в больнице.
Рисовал сцены охоты или «несчастного случая», где ружья стреляли,
причиняли боль. Затем пошел период взросления. Стал рисовать сдвоенный
затвор – символ чудо-техники, предмет трепетной любви. Лобанов играл
пистолетиками, воображал себя героем. Много фотографировался. Его
фотографии отражают не столько болезненность, сколько детскость. Уже
при жизни признан легендарной фигурой аутсайдер-арт.

Алекс Хаткевич, Рига. В 18 лет попал на принудительное лечение. Позже попал
в ПБ специализированного типа с интенсивным наблюдением в
Калининградскую область, где провел 26 лет. Родители умерли, другие
родственники кинули. Режимом не тяготился.
Стал рисовать. За 10 лет создал 500 рисунков, но сохранилась лишь сотня. Сейчас он занимается в
больничной арт-студии, рисует охотно, но ни с кем не общается и к
советам инструктора не прислушивается.
Чаще на его рисунках праздник в камере или в палате с цветами или с деньгами, с вкусностями, с женщинами.
Оборотную сторону листа он расчерчивает наподобие нотного письма и делает
обширные пояснения на латышском языке расплывчатого содержания.
Пока никто не разгадал «логику» Алекса.
Практически во всех своих рисунках он по 44 раза или по 16 раз клонирует изображаемые предметы.

Мы ищем новых представителей аутсайдер - арт. «Безумству храбрых – поем мы песню» - присоединяйтесь…
Статус: нет меня
 
Красавица #27 | Четверг, 15.01.2015, 11:11
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Опыт проведения психокоррекционных групповых занятий в амбулаторных условиях. с.143
Грамотова Д.Н.
филиал ПКБ №1 им. Алексеева ПНД №2, Москва, клинический психолог.


Психокоррекционные группы, создаваемые в период амбулаторного наблюдения, ориентированы
на социальную интеграцию, адаптацию. В ПНД№2 занятия 1-2 раза в
неделю по полтора часа, группы по 3-7 человек с ф21, ф41, ф64, ф20,
ф60.
Обязательность самораскрытия, выражение эмоций, ощущение принадлежности к группе, опробование других видов поведения и др.
принципы.
Темы разные направлены на развитие эмпатии, коммуникации, самопрезентации, самоанализа…
Арт-терапевтическая техника «дорисуй портрет».
Нарисовать себя какой есть. Затем изменить – каким хочу стать. Затем анализ и тп. Постановка ближайших целей…

«Дорисуй изображение»
На несколько минут задание нарисовать любой рисунок на свободную тему,
потом рисунок передается соседу, и соседи дорисовывают что-то и так
далее по кругу, пока не вернется к каждому свой рисунок. И далее
анализ.

Техники для развития способности понимать эмоции, и через оттенки эмоций понимать отношения.
Теория базовых эмоций Экмана, который выделяет 6 основных эмоций: радость, печаль, удивление, страх, отвращение, гнев.
Страх: брови подняты, растянуты, свдены, короткие морщины на лбу, глаза
раскрыты, нижнее веко сильно напряжено, губы раздвинуты, сильно
напряжены и оттянуты назад.
Участникам предлагалось нарисовать какую-то эмоцию. Один показывает, другие должны догадаться, какая эмоция
изображена и каким образом это увидеть и объяснить.
Либо театрально – один показывает что-то, другие интерпретируют.
Статус: нет меня
 
Красавица #28 | Четверг, 15.01.2015, 11:11
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Арт-терапия в клинике пограничных состояний. с.146
Егорова Л.Л.
ПКБ №12 , Москва, медицинский психолог.


Основные запросы, с которыми обращаются пациенты: самопознание, улучшение
познания себя, собственных чувств, отношения с другими людьми, умение
простроить границы в отношениях, осознание собственных потребностей,
социальная адаптация, поиск своего места в социуме, реализация
способностей…
Работа в группе является важным фактором. Ирвин Ялом считает терапевтическую группу моделью социальной среды, площадкой для
научения. Для терапевтических изменений нужны несколько осознаний
клиента – как его воспринимают другие люди, осознание особенностей
своего поведения, понимание почему он поступает именно так.
Задача терапевта – должным образом организовать группу.
Хотим поделиться успешным опытом.
Терапевт предлагает: доверять своему восприятию, давать себе свободу действий с
художественным материалом, делать то, что наиболее приятно, не
сравнивать свою работу с работами других, осознавать, что каждый из нас
находится в состоянии изменения. Группа дает возможность пережить свою
уникальность и уникальность других, обогатиться опытом.
Мы проводим групповые занятия с 2003г. Было 6 длительных гештальт-проектов, и 2
длительных арт-проекта. Занятия 2 р. В неделю по 3 часа. Например
каждый участник группы набора 2012 г. получил около 450 часов групповой
терапии. Вообще в занятиях участвовали 246 пациентов.
Первое время группа открыта – может пополняться новыми людьми, кто-то может выйти.
Затем группа становится закрытой и уже идет работа с динамикой
внутригрупповых отношений.
На каждом занятии шло обсуждение определенной темы, предлагались упражнения в виде творческих занятий.
Статус: нет меня
 
Форум » Я и моя Шизофрения » Правовые аспекты психических заболеваний » Социальные инициативы в психиатрии » Социальная интеграция, Арттерапия
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

[ Новые сообщения на форуме ]



Форма входа
Логин:
Пароль: