Социальная интеграция, Арттерапия
|
|
Ляйсан
|
#1 | Четверг, 15.01.2015, 10:55
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
В этой теме я размещу выдержки из статей, которые написаны для научно-практической конференции, которая состоялась в рамках фестиваля "НИТЬ АРИАДНЫ", 13 ноября 2014г. в Доме Ученых.
"Социальная интеграция психически больных. Психиатрические, психотерапевтические, психологические аспекты. Арттерапия в психиатрической практике"
Писать буду очень сжато. Если кого-то заинтересует, ищите возможность приобрести эту книгу.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#2 | Четверг, 15.01.2015, 10:56
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Модернизация психиатрии в Москве. с.10 Цыганков Б.Д. Зав. кафедрой психиатрии ФДПО МГМСУ, Главный психиатр Москвы, профессор, дмн.
Тенденция: не десоциализировать пациента.
Необходимость станционара: 1. Невозможно оставить пациента дома – опасен для других или для себя 2. необходимость интенсивной терапии 3. семья не оказывает помощь
А если нет необходимости интенсивного лечения? - развивать сестринский уход - передать эти функции соц. Защите - в случае уменьшения необходимости в ПБ – отделения в соматических больницах.
Эксперимент: В нескольких округах Москвы создана неотложная психиатрическая помощь – она : - купирует обострение на дому. - контролирует ошибки – когда после стационара забота о пациенте не передана в амбулаторное звено. - анализ такого рода случаев --- отсюда трехкратное уменьшение таких случаев – контроль за наличием взаимодействия между участковым врачом и пациентом.
Суицидологическая помощь: Открыты кабинеты для приема пациентов ПТ-Суи Созданы два отделения превентивной суицидологии Телефон доверия Конференции суицидологов Отсюда – уменьшение суицидов
Лекарства Не позволяется каким-то ПНД «увлечься каким-то лекарством»
Экспертная служба Не справляется с новым объемом работ, в основном из-за нового ФЗ по нарко- Особые требования к кадрам
Образование Однодневные конференции и за 5 лет врач на них набирает нужное число часов. Комиссия выборочно анализирует истории болезни из разных учреждений Выделение средств для обучения за рубежом, для участия в международных конференциях и конгрессах.
О социальной реабилитации Появилась концепция о взаимодействии с производствами
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#3 | Четверг, 15.01.2015, 10:57
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
О том, чем является терапия творческим самовыражением Бурно Бурно М.Е.
Кафедра психотерапии и сексологии Рос. Мед. Академии Последипломного образования, профессор.
Метод помощи людям, переживающим свою неполноценность. Постичь, как страдающие творцы стихийно лечились творчеством. Страдание человека претворяется в открытие. Найти Любовь и Смысл, и тогда душевнобольной инвалид приносит обществу пользу и сам избавляется от горечи выброшенности из человечества. Все дефензивы тянутся к изучению человеческой души, спорят о характерах. Со временем накапливается в ходе занятий вдохновение, собирается личность.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#4 | Четверг, 15.01.2015, 10:58
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Применение реабилитационных методик в психосоматических отделениях Валинуров Р.Г и др. Г. Уфа, главный врач республиканской КПБ, проф., дмн.
Соматизация – бессознательный процесс, стресс переходит в соматические симптомы (язва, астма, ИБС…). Сложная диагностика, разочарования в традиционной медицине… В Башкортостане единственное отделение психосоматики в г. Уфе в РКПБ №1 МЗ РБ. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17 мая 2012г. №566-н Определение медицинской реабилитации (Комитет ВОЗ) сокращенно стр.23: реабилитация – это активный процесс для полного восстановления нарушенных функций, либо оптимальная реализация потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Направления реабилитации в Уфе: восстановление элементарных навыков самообслуживания, мелкой моторики и двигательной активности, речи, восстановление навыков самостоятельного проживания. Изменение значения жизненных событий, переработка утрат, поддержание имеющихся ресурсов, повышение социальной активности, смещение в сторону семейных отношений. Обстановка в отделении максимально приближена к домашней. Учат мыться, прибирать постель… Занятия разные типа вязания, пазлов, с логопедами, с членами семьи… беседы о болезни, групповые занятия, аутотренинги, прогулки, тренинги по коммуникации, хоровое пение, рисование… Затем пациентов вовлекают в трудовой процесс. Затем концерты, праздники, богослужения…
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#5 | Четверг, 15.01.2015, 10:58
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Роль общежития в социотрудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами. Прошлое и настоящее. Валинуров Р.Г и др. Г. Уфа, главный врач республиканской КПБ, проф., дмн.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17 мая 2012г. №566-н Организация общежитий для проживания и социальной адаптации психически больных, где пациенты могли бы найти поддержку, достойные условия, возможность трудиться и общаться. В 1995г. Открыто общежитие на 100 мест в респ. Башк. Двухэтажный корпус, комнаты 1, 2,4-местные. Создан Совет больных. Намечен план трудовых и культурных мероприятий. Следят за чистотой в комнатах, обустроили приусадебное хозяйство. Работали при больнице. С каждым индивидуальная работа по выявлению творческих возможностей. Появились семейные пары. С двух козлят хозяйство разраслось до 56 коз и двух лошадей. Многие трудоустроены при больнице, имеют зарплату, отпуск. Вначале социальное курирование – помощь в покупке продуктов питания и одежды, затем соблюдение гигиенических и санитарных правил… Трудоустройство и обучение пользованием сберкнижкой т.д. В общежитие приезжают родственники, проводятся праздники. Затем создают группы по интересам, терапевтические сообщества. Посещения музеев, выезды в город, обучение трудовым навыкам. Теперь планы – создать сеть общежитий, реабилитировать людей из жизни в общежитии к жизни в обществе.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#6 | Четверг, 15.01.2015, 10:59
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Нам с вами по пути с.34 Заплетнюк С.Г. и др. Заведующий отделением дневного пребывания ПНИ Москва
В наст время более 4 млн граждан России имеют психические расстройства
Отделение дневного пребывания в Московском ПНИ №30 работает с марта 2012г. для инвалидов 2 и 3 групп в возрасте от 18 до 45 лет, сохранившим способность к самообслуживанию. 23 клиента – средний возраст 33 года (10 чел. С ф20). Тесты показали завышенные самооценку и уровень притязаний, искажение восприятия реальной действительности, острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает их представление о себе. Неуспех – это чьи-то козни, справедливое замечание – придирка. Состояние эмоционально тяжелое, проблемы поведения в группе и отказ от любого вида деятельности. В течение года проходили: занятия с психологом, с воспитателем, тренинги, трудотерапия, спортзал, ЛФК, футбольное поле, площадка для игры в бочче, кружки по интересам, показ видеофильмов, музыкальная терапия, караоке, фитотерапия, кабинет психоэмоциональной разгрузки. 4 направления работы: психодиагностика, социально-психологическая коррекция, занятия с психологом, развитие высших психических функций. Хозяйственный труд, прикладное творчество – валяние из шерсти, бисероплетение, резьба по дереву, вязание и многое другое. При составлении плана работы учитывалась наполненность каждого дня, посильность, разнообразие. Работа принесла результат- показатели тестов улучшились. Реабилитация носит длительный характер, требует настойчивости и целеустремленности и сотрудников и подопечных. Происходит высокая концентрация сил и внимания, пробуждается интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своих скрытых возможностей и человеческой полноценности. Затем изменилось отношение родственников к больным. Только разнообразная и этапная программа реабилитации эффективна.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#7 | Четверг, 15.01.2015, 10:59
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Интеллектуальная активность как один из факторов адаптации людей с расстройствами психики с.38 Иванов А.А. ПКБ №1 им. Алексеева, медицинский психолог, кпн, Москва.
Терапевтические цели: Возврат способности к адекватному отражению действительности, Преодоление стигматизации, Восстановление искаженных, утраченных или ослабленных социальных связей, Укрепление профессиональной адаптации и др.
Процесс адаптации: Создать активное отношение к нарушению здоровья Положительное отношение к жизни
Переживания и поведение: Способность к восприятию - Готовность к деятельности Представления о себе, о болезни - конфликты и защитные механизмы.
Явления госпитализма: восприятие себя как пассивного объекта медицинских манипуляций - формируется приспособленчество при минимуме познавательной активности. Если человек постоянно под контролем, он не влияет на ситуацию, либо прогнозирует отсутствие своего влияния. Чем менее знакома ситуация, тем больше человек задействует познавательную сферу. Это дополнительные энергетические затраты на приспособление, на прогнозирование исхода. При недостатке критичности человек применяет к новой ситуации старые стереотипы. Либо ситуацию воспринимает в рамках своих стереотипов, искажая ее.
Ограничения в адаптации – например, если не все обстоятельства попадают в поле зрения, если нет четких указаний о способах разрешения., отсутствие попыток подойти аналитически, неспособность выделить ключевые элементы.
Что затрудняет адаптацию: Нарушения интеллекта, дезадаптивные установки, эмоционально-волевые нарушения. Отсюда ограничительное или импульсивное поведение, поверхностность.
Преодоление дезадаптации: Расширение представлений об альтернативах поведения Формирование умения прогнозировать последствия своих действий Ограничивать применение нерациональных убеждений Сдерживать импульсивность
Апробирование новых форм поведения: Для преодоления тормозящего влияние ожидания неуспеха – работа по коррекции установок и декатастрофизации последствий ошибок.
Интеллектуальная инициатива – понятие, противоположное пассивности, внушаемости. Для этого нужно развивать потребность в новых впечатлениях, в поиске истины, в разрешении противоречий. Развивать умение управлять интеллектуальной деятельностью – способность планировать, оценивать, продумывать средства, выстраивать последовательность действий и стратегию поведения. Способность на любом этапе сказать «стоп, а что дальше?».
Развитие способности учитывать точку зрения человека с другим взглядом на проблему. Точно выражать свои мысли. Затем диалог должен перерасти в полилог – то есть учет множества точек зрения, а затем в монолог – обсудить с самим собой проблему. Эта способность увеличивает восприимчивость к нюансам и развивает критичность.
Открытая познавательная позиция – готовность воспринимать парадоксальную информацию. Например, в задании противоречивые данные, необычные идеи.
Развитие интеллектуальных способностей невозможно осуществить быстро. Интеллектуальная культура должна стать частью поведенческой культуры в целом.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#8 | Четверг, 15.01.2015, 11:00
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Место лечебной педагогики в восстановлении социальных навыков лиц, страдающих психическими расстройствами с.43 Иванов А.А. ПКБ №1 им. Алексеева, медицинский психолог, кпн, Москва. Усольцева И.В. ФГБУ «Институт семьи и воспитания Российской Академии образования», кпн, Москва.
В рамках социального подхода психическая болезнь рассматривается как нарушение коммуникативных связей, недоступность окружению, потеря больным и его родственниками уверенности в себе, переживанию вины, беспокойства, одиночества и атрофии усилий. Переконструирование социального поля пациента ведет к потере признания, престижа, самооценки… Ослабление мотива общения, оскудение эмоциональной сферы, ослабление устойчивости к стрессам и конфликтам, недоверчивость, слабость либо грубость…
Необходимы и педагогические воздействия на пациента – это планомерные и целенаправленныеусилия по воздействию на сознание и поведение человека с целью формирования определенных жизненных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций…
Оценка того, что хорошо, а что плохо, - ориентир для пациентов с размытым «Я», дезориентированных.
Такой подход выходит за рамки представлений о психологе (предполагается, что психолог не допускает оценочных суждений).
Лечебной педагогике часто не находится места в психиатрии. Причина – в отсутствии методической базы педагогики в области психического здоровья.
Лечебная педагогика могла бы выступить мощным средством компенсации психических расстройств, если бы были разработаны эффективные средства для отождествления больного с общественными нормами. Если состояние больного обратимо, то обратима и этика поведения.
При хронических заболеваниях личность человека меняется, также меняется и моральный аспект поведения, требующий учета потребностей других людей. Педагогам следует учитывать степень измененности личности.
Лечебная педагогика взрослого человека отличается от педагогики ребенка. Речь идет скорее о перевоспитьании или довоспитании. Также учитывается, что психика не прогрессирует (как у ребенка), а регрессирует.
Потребность в лечебной педагогике остро необходима в области семейного взаимодействия. Все хотят нормализации пациента, а как это сделать, родственники не знают. Родители говорят, что пациент стал черствым, пассивным, эгоистичным и спрашивают совета, как на него повлиять.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#9 | Четверг, 15.01.2015, 11:01
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Выявление суицидального поведения в психиатрической практике с.46 Ламдан Й.Э. Владимирская обл. психиатрич. Больница №2, медицинский психолог. г. Владимир.
Зачастую человек не хочет умирать, он лишь хочет избавиться от боли. Человек может терпеть, пока у него есть надежда на улучшение. Подросткам кажется, что своей смертью они накажут обидчиков. У взрослых причиной часто становятся финансовые трудности. Либо смерть близкого человека, расставание… Не могут вытерпеть психические травмы люди, которые чувствуют беспомощность, безнадежность, безысходность. Суицид кажется им единственным решением, побегом из тупика, мышление при этом эмоционально суженное.
Усугубляют эмоциональное состояние: Одиночество, потеря работы и невозможность найти другую, хроническое заболевание, депрессия, отказ от помощи, наличие предыдущих попыток суицида, склонность к эйфории, глубокой печали или аутоагрессии, психическое заболевание, алкоголизм, наркомания.
Виды суи поведения: Люди, склонные к одиночеству – эгоистический суицид. Люди, готовые ради коллектива пойти на смерть (религиозный экстремизм) Люди, которые не могут рационально справиться с трудностями. Фатальные случаи – когда общество чрезмерно контролирует.
Ступени: Фантазии, замыслы, попытки и законченные суициды.
Тревожные сигналы: Уединение, проблемы со сном и аппетитом, резкие изменения во внешности и состоянии, разговоры, рисунки о смерти или жестокости, самобичевание, систематические преувеличенные угрызения совести, тревога, плач без причины, невнимательность, разные подготовительные поступки – типа раздаривания любимых предметов…
Методика выявления риска суицида Шкала динамического контроля (ШДК) разработана Харитоновым С.В. Дать ответ в настоящем времени; дать ответ как было 3-4 недели назад…
Далее 5 страниц опросника и страница по интерпретации.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#10 | Четверг, 15.01.2015, 11:01
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Профессиональная реабилитация инвалидов вследствие психических расстройств в условиях специализированного отделения с.56 Лемешко К.А. ПКБ №1 им. Алексеева, врач-психиатр МРО, Москва. Шмилович А.Л. ПКБ №1 им. Алексеева, заведующий медико-реабилитационным отделением, кмн, Москва. Казанцева М.А. ПКБ №1 им. Алексеева, социальный работник МРО, Москва.
Модернизация психиатрии включает стационарзамещающие технологии. Активная реабилитация возможна при снижении фармакотерапии и увеличения помощи психотерапевтической. Подобная работа ведется в медико-реабилитационном отделении ПКБ№1 им. Алексеева, организованном в апреле 2013г. Любые реабилитационные программы малоэффективны, если пациент не видит перспективы трудоустройства в условиях обычного производства.
Госпитальный этап – купирование активной психопаталогической симптоматики. Амбулаторно-активирующий этап - восстановление социального функционирования.
Вначале человек привлекается к трудовым процессам без трудоустройства, что позволяет постепенно вовлечь его в трудовую деятельность. Затем тьрудоустройство в индивидуально созданных условиях на производстве, а затем самостоятельное трудоустройство. На каждом этапе разные объем и содержание психотерпевтической помощи.
Фарм поддержка уменьшается, ПТ коррекция увеличивается. В отделении доступны индивидуальные и групповые формы ПТ.
В отделении реализована программа Правительства Москвы по временной занятости. Пациенты могут трудоустроиться с получением зарплаты и сохранением пособия по инвалидности. Участвуют ЦЗН Москвы, дотирующие зарплату (до 80%) путем заключения соответствующих договоров. Трудоустроено 43 человека. 12 человек переведены на производственный участок в типографию. На предварительном этапе трудоустроены 130 человек.
Трудности – недостаточная законодательная база. Сложность и работа с родственниками. Но все окупается тем, что люди возвращаются в жизнь.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#11 | Четверг, 15.01.2015, 11:02
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Психосоциальная реабилитация как основное направление деятельности медицинского психолога в ПНИ с.59 Леонтьева Е.В. ПНИ №25 ДСЗН, медицинский психолог.
В Росси каждый четвертый инвалид – инвалид по психике, что выше мирового показателя в 1,6 раза. Подавляющее большинство – 1 и 2 группа, нуждающиеся в уходе. Болезнь – проблема человека, семьи и государства. В ПНИ №25 г. Москвы инвалиды проживают – постоянно, на 6 мес. или на 5 дней. 2 пятиэтажки, 2 га территории. 560 мест. 2 медико-социальных отделения и 5 отделений милосердия. Жизнь человека должна быть наполнена событиями, а какие события в ПНИ? Ранее медики занимались несвойственными им функциями, сейчас появилась социально-реабилитационная служба, в штате – мед. Психологи, воспитатели, социальные работник, инструкторы ЛТМ. У каждого человека -Программа реабилитации. После психологического обследования выявляются максимальные возможности проживающего. Каждые 6 мес. анализ – в полном ли объеме выполняется программа, какие есть изменения и затруднения. Люди расселяются с учетом особенностей характера, формируются группы общения. Основное направление – профилактика госпитализма и межличностных конфликтов, привитие зож.
Что «способствует» госпитализму в интернате? : монотонность, оторванность от внешнего мира, бедность впечатлений, скученность, скудность выбора занятий, зависимость от персонала, отсутствие уюта, регламентированная деятельность.
Терапия занятостью. Учет способностей. Мед. реабилитация носит «подчиненный» характер. Акцент на организации образа жизни. Для умственно отсталых – забота о бытовых навыках. Для сцх - создание ситуаций, которые способствуют активации деятельности, собранности, способности принять решение. Для них передвижение по интернату без контроля. Сцх надо эмоционально активировать, пробуждать интересы, восстанавливать межличностные связи, адаптировать к жизни в интернате.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#12 | Четверг, 15.01.2015, 11:02
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Особенности реабилитации пациентов в условиях стационара с.64 Масленникова Е.А. ПКБ №1 им. Алексеева, Москва, медицинский психолог.
Часто в стационаре все сводится к медикаментозному методу. Пациент остается один на один со своими страхами, осознанием болезни, ощущением ненужности… Семья тоже не всегда готова принять такого пациента, часто родственники не способны понять состояний пациента, он не оправдывает их надежды. Эти переживания подпитываются психопатологическими симптомами, пагубными пристрастиями… Деятельность психолога направлена на устранение на устранение негативных эмоций, реализацию в обществе и в семье. Практика показывает, что женщины в отделениях более тяготеют к деятельности, чем мужчины. Психологу удается избежать долгих уговоров. А мужчины часто и от уговоров отказываются, не соглашаются на работу с психологом. Мужчины считают несерьезными занятия, где есть мелкая моторика рук – типа вязания, собирания пазлов. Довод, который хорошо действует – «работа – признак здорового человека»
Молодых легче организовать на арт-терапию, чем пожилых. В отделении может быть работа с красками, пластилином… Обязательно затем обсуждение должно быть.
В старческих отделениях – раскрашивание готовых изображений, собирание мозаики.
Важные факторы – обстановка, музыкальное сопровождение.
Работа клинических психологов основана на привлечении «здоровых зон мозга» для компенсации болезни. Отмечается положительная динамика при коррекции речи и письма. Используются простые методики с повторением звуков. Плюс методики развития двигательной функции.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#13 | Четверг, 15.01.2015, 11:03
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Работа с семьей и близким окружением пациента в отделении реабилитации с.67 Половникова О.Е. ПНД №5, врач-психотерапевт, Санкт-Петербург.
Рост эффективности реабилитации при вовлечении семьи и близких - яркий пример - клиника Ментершвайге в Мюнхене. Система отношений в семьях нестабильная. Семейные факторы имеются в возникновении шизофрении. Отсюда практический вывод – профилактика. Поддержка эмоционально обремененных родителей психически нездоровых родственников. Есть модели на снижение бремени болезни и повышение качества жизни родственников больных, развитие у родственников навыков эффективного решения их собственных социально-психологических проблем. Наличие в семье психически больного приводит к негативным изменениям в жизнедеятельности здоровых членов семьи - необходима семейная терапия, дифференцированный подход к психокоррекции. Когда семья сцепленная – надо работать над увеличением автономии. Когда семья разобщенная, надо повышать информированность родственников. Необходимо восстанавливать нарушенные связи в семьях. Необходимо мотивировать родственников на участие в реабилитационной работе.
Работа над преодолением у членов семьи чувств вины, стыда, гнева, безысходности, усталости от постоянного напряжения, ощущения бессилия, пониженной самооценки, пессимистического отношения к будущему. Надо создавать условия для безопасного эмоционального отреагирования, дружеской поддержки. Все это наряду с психообразованием, тренингами социальных навыков, консультированием и социальной адаптацией.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#14 | Четверг, 15.01.2015, 11:03
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Реабилитация на выездных творческих мероприятиях с.70 Савельева О.В. ПНД №5, Санкт-Петербург, врач-психиатр –психотерапевт, зав. отделением реабилитации Галимова Д.Ш. ПНД №5, Санкт-Петербург, клинический психолог
Пилотное исследование эффективности выездных мероприятий. Была поставлена театральная постановка. 9 пациентов (6 мужчин) от 26 до 65 лет. Результаты – снижение беспокоящего и агрессивного поведения, увеличение качества жизни, выросли общая осведомленность и словарный запас, увеличился объем запоминания.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#15 | Четверг, 15.01.2015, 11:04
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Варианты эротического бреда при шизофрении с.73 Савельева О.В. ПНД №5, Санкт-Петербург, врач-психиатр – психотерапевт, зав. отделением реабилитации Галимова Д.Ш. ПНД №5, Санкт-Петербург, клинический психолог
Было обследовано 35 женщин и 5 мужчин в ПКБ №1. Любовная фабула занимала существенное место в бредовых переживаниях. Периоды бредообразования кратковременные – от нескольких часов до нескольких дней и отмечались только на ранних этапах формирования эротической фабулы. Приведены варианты эротического бреда.
|
Статус: нет меня
|
|
|