pcixi.ru
Творческое объединение шизофреников
Лечение шизофрении творчеством и общением на pcixi.ru

  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Грандиозный проект - "Нить Ариадны"
Ляйсан #31 | Четверг, 22.01.2015, 07:55
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Статью написала руководитель концертной номинации - Е. Казакевич, которая общалась с нами весь период организации гала-концерта и это было удивительно поразительно восхитительно терпимое отношение, поддержка просто несказанная.

И ЗАЗВУЧАЛА МУЗЫКА!...
(взгляд изнутри)
Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями о проведении концертной но-минации, тем более что это взгляд как бы изнутри и, может быть, в каких-то деталях он отличается от взгляда извне.
Конечно, во-первых, поражает накал творческого импульса наших исполнителей. Такое желание, такое горение! Если бы не жесточайшие временные рамки, то из материала, привезенного для гала-концерта, можно было бы сформировать гала-концерт на каждый день Фестиваля, и еще осталось бы. Причем по качеству он практически бы не пострадал! И как вырос уровень исполнения! Жанровое разнообразие тоже впечатляет: на гала-концерте были представлены практически все жанры концертного сценического искусства – от балета до народного танца, от классического вокала до бардовской и эстрадной песни, от сольного исполнительства до настоящего оркестра, конечно, поэзия и проза, и был представлен даже такой редкий и оригинальный жанр, как театр теней. Мне хотелось бы рассказать о каждом номере и исполнителе, ведь каждый по-своему совершенно уникален и имеет свою историю, но, как и на концерте, приходится подчиняться законам жанра и уместить свои впечатления в небольшую статью.
Конечно же, большое впечатление произвел на всех минский коллектив – оркестр «Александр-бенд-Минск». Какую любовь к музыке и к людям надо нести в своем сердце, чтобы настолько блестяще функционировал такой сложнейший организм, как оркестр! Низкий поклон дирижеру Михаилу Бойко и продюсеру Александру Глазко за их подвижни-чество! Благотворное воздействие коллективного исполнительства на эмоциональную и психологическую сферу переоценить просто невозможно!
Хочется отметить такой момент: для того, чтобы люди без музыкального образова-ния могли играть в оркестре, была разработана особая система, не требующая знаний му-зыкальной грамоты. Это настоящее ноу-хау данного коллектива. Хочется поблагодарить всех участников оркестра «Александр-бенд-Минск» за радость, которую они несут людям, и пожелать им побольше выступлений на прекрасных концертных площадках, ибо они, безусловно, этого достойны.
Также в самое сердце поразили меня своими блестящими выступлениями, своей творческой отдачей, радостью и простотой при исполнении сложнейших номеров коллек-тивы Денежниковского психоневрологического интерната Раменского района: театр «Мо-ды, иллюзии и пародий «Кураж», показавший нам театр теней, и танцевальная группа «Вдохновение» (многие ребята участвуют одновременно и в том, и в другом творческом направлении).
Когда я смотрела по интернету предложенные к Фестивалю номера, то невозможно было поверить, что у этих людей существуют какие-то проблемы, – так легко они двигались, такие отточенные у них были движения, такая невероятная пластика! И это при том, что все участники – инвалиды 2-ой группы. Конечно, такого высочайшего уровня можно достичь лишь упорной работой. Как рассказывает Лидия Каширина, руководитель танцевального коллектива «Вдохновение», она занимается с ребятами по 2 часа 3 раза в неделю на протяжении 2-х лет, и не дает им никакого спуску. В результате коллектив стал лауреатом международного конкурса «Инклюзив данс» в номинации танцы Латинской Америки с тем самым завораживающим и технически сложным танго, которое наши зрители увидели на концерте в Художественном Лицее.
(Вообще, надо отметить, что многие участники гала-концерта, а также те исполнители, кто по тем или иным причинам в нем участия не принял, выступили с концертами еще на 10 достойных фестивальных площадках). В танго включены такие трудные, практически акробатические элементы, как подкидывание и перевертывание партнерш; но на вопрос, неужели он ни разу не уронил девушек во время репетиций, крепыш Антон, на чьи плечи ложатся эти поддержки, скромно, как и полагается настоящему мужчине, отвечает: «Пока нет». Там же, в Лицее, ребята представили и нежный воздушный вальс. Общему восприятию действа немало помогали шикарные, безупречно сделанные для каждого танца костюмы. Откуда такое великолепие в областном учреждении? Оказывается, они шьются в швейной мастерской интерната под руководством профессиональной швеи!
Безусловно, после окончания нашего грандиозного ремонта в клубе, мы пригласим эти коллективы в гости, и уверена, что мы и в дальнейшем, как говорится, «будем дружить домами».
Вообще, психоневрологические интернаты – это настоящее открытие и Фестиваля, и мое личное, так как на предыдущем Фестивале они не были представлены. Какие блестящие руководители коллективов! Все они работают, как говорится, «не за страх, а за совесть», а я бы добавила «за радость» совместного творчества, за счастье подключения к единому творческому каналу, за приобщение к той таинственной и труднодостижимой сфере бытия, где отпадают все различия, противоречия и болезни, а остаются только гармония, радость и свет.
Спасибо вам, огромное спасибо за ваш нелегкий и радостный труд, за творческое го-рение и щедрость сердца! Хочется пожелать всем руководителям неиссякаемого запаса творческих идей, возможностей для их воплощения и, конечно же, крепкого здоровья и благополучия!
С трудом удерживаю себя от рассказа о каждом номере гала-концерта, ведь это было так интересно и разнообразно! Но о гостях Фестиваля умолчать просто невозможно, так как это была одна из самых ярких и интересных страниц.
С выступления оркестра из Минска я начала свой рассказ, как с величественного эпиграфа. Переходя к повествованию, хочется отметить очень проникновенное выступление делегации Башкортостана, в котором прозвучали песни о Москве. Они пели с таким теплом и воодушевлением, как будто родились и выросли в этом городе. Спасибо вам, ребята!
Невозможно забыть волшебную и трепетную балерину Викторию Клочкову из Санкт-Петербурга, замечательно тонкое и проникновенное исполнение на виолончели ноктюрна П.И.Чайковского Петром Михайленко и Ириной Яни из Симферополя. А как сразу отзывался зал на творческий импульс вокально-инструментальных ансамблей из Петербурга и Краснодарского края! Они, как сейчас говорится, «зажигали» зал с одной искры, с одной фразы!
Очень интересно была представлена и авторская музыка. Русланом Ганиевым из Пермского края была исполнена на электрогитаре композиция «Ноябрь», прозвучавшая светло и лирично.
Совершенно в другом ключе был представлен Николай Скворцов из Первоуральска с песней «Волк-одиночка», по тематике перекликавшейся с Владимиром Высоцким. Очень яркий и самобытный автор. Хочется пожелать ему достойной реализации его творческого потенциала.
Какая любовь к своему родному городу была слышна в песне «Омский теплоход», исполненной Виктором Гусаковым (автор музыки и слов) и Ириной Штаймец! И с вокальной точки зрения придраться к исполнению было бы невозможно – прекрасное, чистое двухголосие, радующее и слух, и сердце. И другие песни Виктора Гусакова очень мелодичны, их хочется слушать, хочется подпевать, они не протокольно-патриотичны, а излучают живое тепло и этим сразу тебя пленяют.
Свои размышления о счастье представили артисты из Нижнего Новгорода (текст они написали сами!) – в трехминутной сценке был поставлен и успешно решен сложный философский вопрос!
Совершенно очевидный талант постановщика в очередной раз проявила Светлана Данельчук, придумав и воплотив вместе с Акимом Никитиным очень яркий и самобытный номер «История одной любви» (г.Томск).
Делегация Ставропольского края порадовала разножанровостью – от романса Геор-гия Свиридова, исполненного на концерте классической музыки в зале личных коллекций Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, до эстрадной песни «Чарли», где вдохновенная скрипачка Рузанна Погосян вдруг предстала перед зрителями в образе трогательного и смешного Чарли Чаплина.
А какие замечательные песни собственного сочинения исполняли на концерте в Го-сударственном выставочном зале «Галерея Беляево» Валентина и Александр Алимовы-Новиковы! Их песни попадают сразу в какой-то очень важный отдел души и светятся там, как светлячки, рассеивая мрак и напоминая нам о вечных ценностях жизни. С большой теп-лотой вспоминается исполнение песни Олегом Орябко (г. Тамбов). Очень трогательно было наблюдать, как во время выступления его жена, не выдержав, вплотную подошла к сцене и оттуда «болела» за своего артиста. (Об этой паре «Психиатрия: нить Ариадны» писала, рассказывая о тамбовской больнице. Тогда молодожены проживали еще в больничном общежитии, а врачи больницы начинали «борьбу» за восстановление Олегу дееспособности. С тех пор пара вот уже почти год живет самостоятельно в собственной квартире, и вопрос о восстановлении дееспособности Олега находится на последнем этапе разрешения. – прим.ред.).
Одним из самых ярких и запоминающихся стало выступление театрального коллек-тива особенной молодежи и их родителей «Люди куклы» (г. Нижний Новгород) под руководством Светланы Карачаровой. У этого театра настолько обширный репертуар, что его выступление в рамках Фестиваля можно было бы сравнить с видимой частью айсберга.
Хочется надеяться, образовавшиеся дружеские и творческие связи в дальнейшем можно будет укрепить и расширить, организовав, например, творческие поездки для обмена опытом, для более широкого и полного ознакомления с работой и творчеством коллектива. Ведь любая такая поездка – это большая ответственность и огромный стимул для дальнейшего творческого роста, для повышения исполнительского уровня и просто большая радость для всех участников.
Это подтверждают многочисленные отклики на проведенный Фестиваль. Его участники сообщают нам, что у них осталось чувство окрыленности, творческого подъема, желания развиваться, не останавливаясь на достигнутом, желания общаться, дружить и просто радоваться жизни.
Я думаю, что в этом и состояла главная задача Третьего Фестиваля творчества «Нить Ариадны», И значит, все затраченные усилия и волнения были не зря, они принесли плоды, которые дадут новые всходы – зазвучат новые песни, напишутся новые картины, замыслятся новые спектакли, задумаются новые идеи и программы, в общем – жизнь продолжится в творческом обновлении, а это прекрасно и бесценно!
Да здравствует Фестиваль!!!
Руководитель концертной номинации
Елена Казакевич
Сообщение отредактировал(а) Sabrina - Четверг, 22.01.2015, 08:32
Статус: нет меня
 
Ляйсан #32 | Четверг, 22.01.2015, 08:49
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Номинация «Мультимедиа-творчество»

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАБОТЕ НОМИНАЦИИ

Номинация «Мультимедиа-творчество» появилась на Третьем Московском Фестивале творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» впервые. Для участия отбирались газеты, интернет-проекты, радио– и телепередачи. Впервые встретились вместе участники радиопроектов из 12 регионов РФ, Аргентины, Испании, Коста-Рики, Мексики, Уругвая, Швеции и Португалии.

В нашей номинации участвовали 12 команд, 7 из которых приехали из других стран. Это радиостанции из Аргентины, Испании, Швеции, Мексики, Коста-Рики, Уругвая и Португалии. Мы благодарны этим командам за то, что они перенесли такой длительный перелет и приехали в холодную в это время года Москву, чтобы рассказать нам о своих, безусловно, очень интересных проектах.
Также были участники из 5 российских регионов. Конечно, нам было отправлено намного больше работ, и если бы мы могли растянуть Фестиваль на неделю или больше, мы бы позвали всех, потому что каждый проект был по-своему интересен и уникален.
В рамках номинации «Мультимедиа-творчество» прошли Круглые столы, дискуссии и мастер-классы от больших профессионалов в области журналистики и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова.
Первый день работы номинации был посвящен иностранным радиостанциям. Мы узнали, что и в других странах существуют так называемые «психиатрические» СМИ, кото-рые поддерживаются университетами, крупными лечебными учреждениями, благотвори-тельными организациями, правда, некоторые из них существуют самостоятельно.
Оказалось, такие радио работают за рубежом уже много лет. В частности, аргентин-ская радиостанция La Colifata в этом году отметила свой 24-й день рождения. Конечно, за столько лет радиостанции накопили колоссальный опыт, который с радостью переняли их российские коллеги. Речь идет не только о Радио «Зазеркалье», которое открылось в ноябре этого года, но и о других проектах, связанных с печатью, телевидением и интернетом.
Во второй день мы провели Круглый стол, на котором выступили участники из рос-сийских регионов. Москвич Максим Блонский рассказал о своем уникальном проекте neznayki.ru – это интернет-викторина, которая сочетает в себе признаки социальных медиа, интерактивной игры и энциклопедии обо всем на свете. Представитель форума «Шизофрения и я» Вадим Распопин провел интереснейшую презентацию, в ходе которой, помимо технических аспектов и статистических данных, мы узнали реальные истории о том, как форум помог своим пользователям улучшить качество жизни. Анастасия Антонова, автор проекта «Реанимационное ТВ» очень ярко и эмоционально объяснила, почему современное общество необходимо лечить от равнодушия и цинизма. А участники из Нижнего Новгорода показали нам фрагменты из своих радио– и телепрограмм, а также рассказали о том, какая масштабная программа помощи людям с особенностями психического развития ведется в их городе.
Дважды мы выходили в прямой эфир и вещали на Аргентину и другие испаноязыч-ные страны.
В этих эфирах принимали участие все радиостанции, которые попали на Фестиваль. За это надо сказать отдельное спасибо радио La Colifata и лично его основателю Альфредо Оливера.
Я очень рада, что наш Фестиваль собрал не только российских участников, но также участников из Европы и Латинской Америки. Рада, что смогла участвовать в организации такого большого и неповторимого праздника и познакомилась с такими талантливыми людьми.
Хочется сказать огромное спасибо участникам номинации «Мультимедиа-творчество», участникам всего Фестиваля, а также организаторам и Благотворительным фондам, которые поддержали это замечательное событие. Надеюсь, мы еще встретимся.
Главный редактор радио «Зазеркалье»
Дарья Лебедева
Статус: нет меня
 
Ляйсан #33 | Четверг, 22.01.2015, 09:21
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ
или Как провели время в Москве иностранные участники «Нити Ариадны»

Но обо всем – по порядку.
Сначала в августе Аркадий Липович Шмилович попросил меня связаться с зарубеж-ными радиостанциями, созданными людьми с психическими особенностями, и пригласить их на Фестиваль. Все эти проекты – прототипы нашего, недавно открывшего собственный сайт, радио «Зазеркалье». К тому времени я была уже знакома с ключевыми работниками иностранных радио, так как писала дипломную работу на эту тему.
Сразу откликнулось шведское радио «TotalNormal», португальская «Aurora. Outra Voz», коста-риканское «PodemosVolar» (Мы можем летать) и испанская «Nikosia». Остальные радио почему-то молчали, и мы уже думали, что больше никого не удастся увидеть, но помог случай. По счастливому стечению обстоятельств в октябре в Уругвае проходила очередная встреча латиноамериканских «сумасшедших радио». Альфредо Оливера – создатель первого в мире такого радио и, можно сказать, основатель международного движения, был там вместе со своими латиноамериканскими коллегами. И тогда в голову пришла мысль попросить Альфредо проанонсировать наш Фестиваль и пригласить к сотрудничеству другие проекты. Сроки поджимали, в нашем расположении было всего три дня, но почти мгновенно удалось получить отклик сразу четырех радио – из Мексики, Чили, Аргентины и Уругвайя – и все они хотели приехать в Москву. В конце концов, документы успели оформить только мексиканцы и уругвайцы, но что тут поделаешь, увидимся в следующий раз.
Три месяца подготовки пролетели незаметно, хотя было немало проблем с докумен-тами. Многим участникам пришлось в срочном порядке делать паспорта, были сложности с визами для радийщиков из Коста-Рики. Но в итоге все обошлось, и 10 ноября я стояла в холле, ожидая свою «команду». Кстати, вот она.
Молодая и очень модная Молин из Швеции присоединилась к стокгольскому радио «TotalNormal» совсем недавно, но уже успела влюбить в себя всех подопечных. На Фестивале Молин была единственным человек в команде, который не говорил по-испански, мы, как могли, пытались облегчить ее участь, но испанский все-таки был главным инструментом общения. Молин хорошо поет и любит разноцветную одежду.
Альсео и Нуно из Португалии были самыми вежливыми и благодарными участника-ми. Не проходило и дня, чтобы они не наговорили кучу приятного организаторам Фестива-ля, еще, кстати, они подарили нам бутылку хорошего вина.
Альфредо и Вероника – аргентинцы, но живут в Париже, работая над распростране-нием «сумасшедших радио» по всему миру. Мы с ними даже устраивали общение Аркадия Липовича и французского радио «Citron» по скайпу. Альфредо и Вероника привезли аппара-туру для трансляций, а еще они уже очень давно влюблены друг в друга.
Самые солнечные участники – Андрес и Соли из Коста-Рики. Андрес – координатор и похож на молодого медведя, в Москве он впервые в жизни проехался на метро. Он же выхо-дил на сцену на церемонии закрытия Фестиваля и его слова тронули всех до глубины души. Соли – ведущая их радио «Podemos volar”, она признается, что раньше была очень замкнутой и необщительной. Честно говоря, поверить трудно, на Фестивале Соли была, пожалуй, самой говорливой в моей группе.
Аргентинская команда – Виктория, Плумита и Оскар – давние друзья. Виктория – молодой координатор, одна из тех людей, кто заменили Альфредо Оливера на проекте, Плумита – одна из старейших его участников, у нее есть несколько авторских передач, и нам очень понравилась ее экстравагантная манера одеваться. Оскар, он же Джаггер, просто излучал любовь и понимание, он был очень внимателен к чужим чувствам и, признаться, я бы сошла с ума, если бы он не помогал мне по ходу Фестиваля.
Из Мексики к нам приехали Сара и Пати. Сару очень интересовала тема перестройки и социальных проблем в сегодняшней России, я подробно поведала ей о жизни своей семьи на протяжении всего 20 века. Вечно улыбчивая Пати могла быть очень серьезной и откровенной в наших вечерних прямых эфирах, делиться своим печальным семейным опытом, но это – только чтобы уберечь других от повторения ее ошибок.
Барселонские аргентинцы – Лусия и Мартин – веселились в Москве на полную ка-тушку. Мы даже хотели сходить на дискотеку, но в итоге танцевали прямо в столовой нашего хостела всю последнюю ночь.
Последняя участница – Сесилия из Уругвая. Она хорошо рисует и по ходу Фестиваля сделала несколько карикатурных изображений коллег, а по возвращению домой нарисовала настоящее произведение искусства, где поместила имена всех радио, участвовавших на фестивале. И наше «Зазеркалье» тоже!
В первый день латиноамериканским участникам было сложновато. Еще бы – почти двухдневный перелет с большой и утомительной пересадкой и очень мало времени для сна. Но, несмотря на это, на церемонии открытия никто не дремал! Показанные там художественные номера произвели на моих иностранцев очень сильное впечатление, но, пожалуй, самым незабываемым моментом церемонии для них стало исполнение гимна Фестиваля. Там очень правильные слова, но текст ребятам не перевели, а по мелодии она им напомнила коммунистические песни. «Я так и представлял себе поющих русских», – поделился впечатлениями Альфредо Оливера.
Статус: нет меня
 
Ляйсан #34 | Четверг, 22.01.2015, 09:58
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
кинономинация

КИНО КАК «ОКНО В МИР»
Третий Московский Фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» прошел еще более масштабно: программы были представлены на ведущих площадках города, участники Фестиваля приехали буквально со всего мира, с успехом открылись новые номинации...
Проведены 15 полуторачасовых блоков с демонстрацией 12 фильмов, пред-ставленных участниками номинации из регионов РФ, а также мастеров из Нидерлан-дов и Испании.

В этом году программа кинономинация была показана на двух площадках города: в Доме Кино, Союза Кинематографистов РФ и в Мультимедиа Арт Музее. С 11 по 13 ноября зрители смогли не только познакомиться с фильмами конкурсной программы, приняв участие в голосовании, но также стать участниками показов-дискуссий, специальных направлений кино программы – «Взгляд специалиста» и «Особый взгляд». «Взгляд специалиста», ориентированный на профессионалов в области психологии, терапии и медицины, включил в себя сразу несколько фильмов: «Другое небо» (режиссер Константин Карманов), игровой фильм, созданный на основе реальных событий, рассказывающий о детской шизофрении, «Шанс» (фильм создан при ПБ No 13, г. Москва), своего рода видео вариант истории болезни девушки-аутиста, лечение и реабилитация которой принесли неожиданные положительные результаты; а также оставивший наиболее сильные впечатления у зрителей, фильм «Архетип. Невроз. Либидо. Александр Лобанов. Человек с ружьем» (Ярославль, ТВ «Культура») о знаменитом художнике Александре Лобанове, прожившем всю свою жизнь в психиатрической больнице.
В направлении «Особый взгляд» был представлен к показу игровой фильм режиссера Арсения Гончукова «Сын» – драма о сложных отношениях между сыном и матерью, страдающей шизофренией. Зрители фестиваля смогли увидеть картину за несколько дней до ее официального выхода в прокат.
Наиболее запоминающейся и интересной стала все же конкурсная программа кино-номинации.
В этом году в нее вошли такие фильмы, как: «Вверх по лестнице» (режиссер В. Мур-зин), «Воспоминания» (режиссер М. Экеленбаум), «Автоваз» (режиссер М. Блонский), «Жи-вые. Баллада о любви» (режиссер А. Антонова), «Мой первый фильм» (автор: М. Алтуфьев), «Простая анимация» (режиссеры И.Соловьева, К.Пряхина, А.Кузнецова), «Деревенская пля-совая», (режиссер Ю.Флерова), «Дама Пик» (режиссер А.Смирнова). Анимационные, доку-ментальные, игровые фильмы... Зрители оказались в очень непростом положении: кому же отдать свой голос!? Финалисты конкурсной программы были объявлены на церемонии закрытия Фестиваля: первое место было отдано игровому фильму голландского режиссера Марка Экеленбаума «Воспоминания» – фильму-путешествию в сознание человека с синдромом Дауна; второе место, по мнению зрителей, занял документальный фильм «Вверх по лестнице» режиссера Валентина Мурзина – история жизни и сопротивления недугу актера интеграционного реабилитационного театра «МИРТ»; и, наконец, третье место по праву получил анимационный фильм Михаила Алтуфьева «Мой первый фильм» – поэтический рассказ о детстве (прошедшем в детском доме) и юношестве, о взрослении (проходящем в психоневрологическом интернате), о глубоких личных переживаниях, о том, как порой сильно хочется вернуться в детство... «Первые воспоминания – не самые радостные, но самые сокровенные», – говорит автор и делится с нами этим сокровенным. Безыскусный рассказ Михаила, наложенный на такие же безыскусные рисунки, трогает до слез.
С каждым годом фестиваль приобретает все бОльшее внутреннее и внешнее содер-жание – собственную индивидуальность. В этом году кинономинация отличилась программой, в которую вошли фильмы абсолютно новых направлений, моментально вызвавшие большой зрительский интерес. Со временем, надеемся, кинономинация Фестиваля «Нить Аридны» станет своеобразным «окном в мир» для авторов, создающих свои оригинальные, сугубо личные произведения, которые нередко остаются их единственным смыслом в борьбе с болезнью.
Кристина Квитко
Статус: нет меня
 
Ляйсан #35 | Четверг, 22.01.2015, 10:00
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ШАНС
О своих впечатлениях кинономинации рассказала одна из ее участниц, врач-психиатр дневного стационара ГБУЗ ПБ No13 ДЗМ, Кожечкина Ольга Вячеславовна:
– Мы показывали фильм про нашу пациентку
– фильм называется «Шанс». Очень хорошо, что в зале были и специалисты – психо-логи, психиатры (Фестиваль – это прекрасная возможность поделиться с коллегами результатами своей работы).
Основная мысль, которую мы хотели донести, заключается в том, что когда в пациента вкладываешь силы, свои ресурсы, всегда есть результат. Мы часто встречаемся с мнением, что с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями мышления, характерными для душевных заболеваний, мало что можно сделать, поэтому, мол, достаточно дать пациенту таблетки и на этом – все. Нет, не все! Шизофрения – не приговор. Всегда можно дать человеку шанс на социальную адаптацию, на улучшение качества жизни, на поиск своего места среди людей.
Это относится не только к вопросу шизофрении, точно так же обстоит дело и с про-блемами аутизма, и с другими психическими недугами.
Из других киноработ, представленных на Фестивале, очень сильные впечатления оставил фильм про художника Александра Лобанова из Ярославля, который всю жизнь прожил в загородном интернате. Он был глухонемой, и возможности для самовыражения для него были очень ограничены. Он поступил в интернат в состоянии возбуждения, его привязывали к кровати, использовали препараты, чтобы успокоить. Когда человек ограничен в способах выражения чувств, ему очень сложно зачастую иначе, как через агрессию, выразить свою реакцию дискомфорта, сложно достучаться до окружающих, затруднено взаимодействие с другими людьми. Но, когда герой фильма начал рисовать, он стал намного спокойнее и мягче в поведении, начал общаться с другими людьми, ездить за продуктами с водителем интерната, ему стало проще договариваться. Я не знаю, какой у него был диагноз, но важен сам факт того, что, самовыражение через рисунки снимало у него внутреннее напряжение из-за того, что его не понимают, не слышат. В итоге в 75 лет ему выдали паспорт! Фактически, его признали человеком! Основное, что я вынесла для себя из этого фильма, это то, что даже будучи без шансов на что-то, можно пробиться и быть услышанным.
Если говорить о Фестивале в целом, то он запомнился, как светлое, творческое, интересное мероприятие. Я считаю, что он является очень важной частью нашей работы, которая придает ей особый человеческий смысл, не превращая нас в роботов, людей, которые видя симптом, назначают таблетки и на этом прощаются.
Напоследок, хотелось бы пожелать Фестивалю долгих лет жизни.
Записала Елена Ермакова
Статус: нет меня
 
Ляйсан #36 | Четверг, 22.01.2015, 10:00
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
НОРМАЛЬНОЕ НЕНОРМАЛЬНОЕ. ЧЕРНОЕ-БЕЛОЕ КИНО
Он вышел на улицу, чтобы позвонить и сообщить: умерла мама.
Он – главный герой фильма Арсения Гончукова «Сын». Его зовут Андрей, он торгует наркотиками и готовится к переезду в Германию, где есть хороший пансионат для душевнобольных. Там его маме, которой поставили диагноз «шизофрения», должно быть лучше, чем в маленькой комнате в неуютной квартире без специального ухода.
Черно-белая лента, в отличие от большей части фильмов кинономинации, снята профессионалами. Сценарий, хронометраж, актеры – все из мира полнометражного кино.
Высота «фильм не для всех» создателями взята – из зала уходили люди, не желая досматривать, как они говорили, «чернуху, высосанную из пальца». Действительно, радостных моментов на экране оказалось мало: печальное лицо Андрея, все время курящего и говорящего о документах мамы, которой становится все хуже и хуже. Куда хуже? Но женщина умирает – вернувшись домой, сын находит её на полу в комнате. И вот он снова стоит на улице и звонит.
Тонкий и яркий момент – выйти из дома, чтобы позвонить в скорую, потому что не-возможно позвонить, оставшись рядом с телом матери, и сказать, что она – умерла. «Чернуха», понятная каждому.
А затем сын отправляется кататься на карусели. Пьет чай, просит родственников за-казать гроб. Видится с сестрой, потом – с будущей тещей.
Он ни на секунду не пропадает из виду. Работа оператора – плавный переход от взгляда зрителя к взгляду главного героя – Андрея, очень погружает в фильм.
Утрачивается ощущение художественности – будто кино документальное...
Потом расходящиеся зрители (те, кто досмотрел до конца) будут говорить, что кино им понравилось... На мой взгляд, кино вышло грустное и понятное, вызывающее смешанные чувства – несогласия с происходящим и ощущение его реальности.
Потому что зритель от этого уже отвык – отвык, чтобы на экране было похоже на жизнь.
Валентина Филлипенко
Статус: нет меня
 
Ляйсан #37 | Четверг, 22.01.2015, 10:42
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
литературная номинация

ДАЙТЕ ЧИСТЫЙ ЛИСТ БУМАГИ!
«Русская поэзия умерла». В этом неприятном заключении объединились «пат-риоты» и «демократы», правые и левые. Однако именно здесь уместно вспомнить строчки юмориста Михаила Жванецкого: «Больной скорее жив, чем мертв. Не спешите его хоронить». Одесский сатирик оказался и чутче, и прозорливее обвинителей и хулителей. Отечественный Парнас не постигло землетрясение. И лучше всего в этом могли убедиться участники церемонии награждения литературной номинации Фестиваля «Нить Ариадны», что состоялась в столице 13 ноября в Атриуме Отдела личных коллекций Государственного музея изобрази-тельных искусств им. А.С Пушкина. Музы послали своих любимцев изо всех уголков необъятной России. Литературная номинация собрала представителей практически всех регионов, принявших участие в Фестивале. Изданный сборник литературных произведений участников вместил 758 произведений 220 авторов из 27 регионов России, а также Германии, Польши, Израиля и Украины (Донецкая область).

Фестиваль проходит в третий раз, и на праздник, как я уже упоминал, собираются десятки поэтов. У каждого – свое «заветное, сердечное и прочувствованное».
В центр прекрасного светлого зала Атриума, в котором, кстати, всю фестивальную неделю проходила экспозиция изобразительных работ участников Фестиваля, выходили различные люди, и часто их выступления казались яркими вспышками молний, за которы-ми следовал гром – аплодисментов.
Поэтому абсолютно верным показалось присутствующим заявление А.Л. Шмиловича, сделанное в самом начале церемонии, в котором он позволил себе не согласиться с Иосифом Бродским, считавшем, что в мире только 1% людей, которым нужна поэзия. Согласился зал и с редактором газеты «Психиатрия: Нить Ариадны» Ольгой Борисовой, вспомнившей слова Виктора Франкла о том, что счастье – есть не самоцель, а «побочный эффект» найденного смысла жизни. «Наши авторы, – продолжила она, – нашли смысл жизни в творчестве, а значит они, несмотря на все трудности и проблемы, – счастливые люди!»
И все-таки начать я хотел бы не с этого... Творчество (любое, полагаю я) требует беспредельной стойкости и мужества, в том числе и перед тяжелым недугом. Наглядный пример – автор, выехавший к микрофону в инвалидной коляске. Но как он был собран, красив и даже величественен, поднимаясь над тяжким диагнозом, ежедневным преодолением, страданиями! Несмотря на то, что каждое слово давалось ему нелегко, он постарался донести до слушателей свои пламенные строки. И это заслуживает самой высокой оценки. Его способности (по крайней мере, для меня) неоспоримы. И я надеюсь увидеть его снова. И услышать:
«Я ухожу в мир грез и сказки,
Я верю в силу волшебства.
В одно мгновенье оживают маски
И всюду происходят чудеса...
... Жар-птица расправляет свои крылья,
Из пепла птица-Феникс восстает,
Становится вдруг сказка былью –
Меня спасает это от невзгод».
(Игорь Абызов)
На сцену выходят другие авторы. Не являясь профессионалом, я не могу беспристрастно судить о качестве каждого прочитанного стихотворения. Но темы – вечные: любовь, дружба и, к сожалению – война, к несчастью – болезнь. Или осень – не дождливая и пасмурная, а «золотая»:
«О, как прекрасен русский лес
Осенней тихою порою,
Когда из голубых небес
Льет белый свет и землю моет!
И, млея, нежится земля,
Теплу последнему внимая.
Мой милый друг, не знаю я
В других краях такого рая!
(Саяр Абдрахманов, г. Москва)
Не правда ли, в подобных строках есть что-то тютчевское? Когда церемония закон-чилась, я спросил поэта, так ли это. Ответ заинтриговал: «Тютчева я читал мало. И Фета, как вы, наверное, догадались, тоже не читал. Поэтому вставать вровень с классиками не хочу. Я подчинялся внутреннему порыву, некоей «доминанте». Простите за затейливое слово, но по первой профессии я – инженер-металлург. Оттуда и доминанта. Короче говоря, стихи – это не блины на праздник. Можно налепить кучу безделок. А можно – одно, но запомнившееся на века.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Думаю, и через столетия эти строки не забудут...»
О второй «доминанте» – любви – наши номинанты написали много прекрасных строк: «В разлуке день как будто век» (Юлия Сабирова), «Дует ветер, дождь стучит, моя ми-лая не спит» (Алексей Искенов), «Одной любви нам в жизни мало» (Людмила Абрамова).
Но и это не предел. В зале сверкали звезды: «На юных и счастливых нас, на землю, скатывались звезды» (Игорь Замедлин).
И, конечно же, звучала тема России, ее судьбы, историческом пути нашей Родины:
«По Руси моей пройду, словно странник я,
Не чужой же сын я ей – не изгнанник я,
Буду правду я искать – правду Божию,
Посох мой проложит путь в бездорожье».
Игорь Агафонов написал эти прочувственные строки. Кто наставник? Поэт отвечает: «Конечно же, Некрасов. Хороший вопрос задал великий поэт: «Кому на Руси жить хорошо?» Не думаю, что все так мрачно, как в оригинале».
Я привел в качестве образцов запомнившееся, услышанное. Убежден, каждому из тех, кто присутствовал в зале, тоже что-то врезалось в память. Может быть, совсем иное.
Каждому выступавшему дарили стихотворную антологию (еще теплую – прямо из типографии) – большой том, своим размером свидетельствующий об истинном состоянии русской поэзии и буквально искрящийся произведениями, в которых – не передача автора-ми какого-либо сообщения, а передача себя, когда нет принципиальной разницы между рукопожатием и стихотворением. Есть такая книга и у меня. И я выступал, и я выходил. И когда звучали аплодисменты – не только мне (панегирик писать не собираюсь) – я очень радовался тому, что Музы Поэзии незримо присутствуют в зале.... И так кстати в поддержку Поэзии несколько раз за вечер выступала Музыка, подаренная нам юными музыкантами – воспитанниками детской школы искусств, участниками концертных программ Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова.
И – в конце...
«Дайте чистый лист бумаги,
Дайте всё сказать лишь ей –
Все земные передряги,
Все, что в памяти моей».
(Марина Езерская)

Александр Плитман

От редакции: Церемония награждения авторов и презентация литературного альма-наха стала заключительной, кульминационной частью большой и очень кропотливой работы по отбору произведений и составлению сборника, который решено было назвать «Атмосфера». Почему «Атмосфера»? Понятие это имеет как глобальный смысл, означая воздушную оболочку Земли, позволяющую нам жить на нашей планете, так и более камерное значение – микросреду, в которой мы можем цвести или задыхаться, быть счастливыми или несчастными. Недаром рядом со словом «атмосфера» часто появляются эпитеты, рождая такие словосочетания как «творческая атмосфера», «атмосфера любви» и т.п., и напротив, «недоброжелательная атмосфера», «атмосфера зависти»... Как писал поэт Александр Карпенко,
«Во все грозовые эпохи и эры,
Затем, чтоб не сбиться случайно с пути,
Творцы и поэты стремились найти
Родной микроклимат, СВОЮ атмосферу».
Как уже говорилось, работа по составлению альманаха была непростой (из огромного количества присланного материала в очень сжатые сроки надо было собрать книгу), поэтому не обошлось без досадных ошибок и недоразумений, самыми обидными из которых стали те, что привели к «потере» авторов «по дороге». Кто-то, слава Богу, был вовремя обнаружен и занял место в сборнике в последний момент – практически на этапе печати, а кто-то «нашелся», когда, увы, ничего уже нельзя было изменить. Мы приносим свои извинения незаслуженно не включенным в «Атмосферу» авторам, очень просим их сильно не расстраиваться, ведь все поправимо – их всегда ждет рубрика «Печаль моя светла» и страницы следующих поэтических сборников.
Статус: нет меня
 
Ляйсан #38 | Четверг, 22.01.2015, 10:46
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Люди с литературной номинации встречались мне и в коридорах хостела. Они читали свои стихи наизусть.
В частности, два человека с форума "ШиЯ" были номинантами фестиваля.

А еще видела, как на Арбате молодые люди читали стихи около памятника Пушкину.

А сама я с удовольствем сфотографировалась с Окуджавой.
:)

Доступно только для пользователей
Статус: нет меня
 
zarim #39 | Четверг, 22.01.2015, 11:41
Охотник
Юзер-бар +
Уууу, тут читать - не перечитать good

Sabrina, спасибо за интересные статьи drinks
Статус: нет меня
 
almanack #40 | Четверг, 22.01.2015, 11:51
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Цитата Sabrina ()
А сама я с удовольствем сфотографировалась с Окуджавой.
А я был знаком с женой Окуджавы лично



Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
Статус: нет меня
 
Ляйсан #41 | Четверг, 22.01.2015, 12:32
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Цитата almanack ()
А я был знаком с женой Окуджавы лично

Расскажи!
girlsmile
Статус: нет меня
 
Ляйсан #42 | Четверг, 22.01.2015, 12:39
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
изобразительная номинация
ФЕСТИВАЛЬНАЯ ПАЛИТРА

Вот и закончился Третий московский Фестиваль. Стихли овации и поздравления. Опустели сцены, выставочные и концертные залы. Делегации разъехались по домам, увозя впечатления, новые идеи и творческие планы. Для экспозиций из более чем 4 тысяч произведений отобрано более 700 работ. Издан каталог изобразительного творчества участников данной номинации, в который включены 371 художественная работа различных жанров 234-х авторов, представляющих 25 регионов России, а также Белоруссии и Германии.

Занимаясь Фестивалем, я курировал номинацию изобразительного творчества. На каждом направлении этого праздника творчества работало множество людей. За внешней красивой картинкой скрывается несколько месяцев напряженной подготовки. Связью с участниками и приемом работ в нашей номинации занималась психолог ПКБ No1 им. Н.А Алексеева Екатерина Дронова. Каждая экспозиционная площадка имела закреплённого за ней сотрудника, координирующего приём гостей и все возможные мероприятия. Организовывать Фестиваль также помогали студенты-волонтёры.
Курируя эту номинацию с Первого Фестиваля, с радостью отмечаю всё возрастающее качество присылаемых работ. Из пяти тысяч представленных произведений после тщательного отбора осталось 1200. Из них в каталог попало 200, и 100 было отобрано для размещения на сайте klubpsihiatrov.ru.
Лучшие из лучших было выбрать особенно сложно. Создание грамотной и профессиональной экспозиции – это одна из самых сложных и интересных задач, с которыми сталкиваешься, работая над такой масштабной акцией.
Лицей Российской Академии художеств – крупнейшая площадка Третьего московского Фестиваля – вместила в себя около 500 произведений. Над экспозицией в этих пространствах пришлось потрудиться больше всего. Основной зал первого этажа сложился из удивительно светлых и оптимистичных произведений. В левой его части расположилась ретро-экспозиция из клуба ПКБ No1 – представлены произведения, созданные 20, 30 и даже 40 лет назад. Наиболее интересна в этой части экспозиции серия портретов. В правой и основной части зала расположились эффектные цветные картины современных московских авторов.
На втором этаже кроме общей экспозиции разместились три крупные персональные – Даниила Косилова, Василия Тимашкова и Николая Багряновского.
Малый зал, расположенный справа от входа вместил прикладное искусство и философские инсталляции Елены Строевой.
Следующий зал объединил произведения с проблемной тематикой. Это острые и эмоциональные произведения, в которых в той или иной степени чувствуется дыхание недуга. Это и портреты, и фантастические композиции. Но несмотря на сложное впечатление от некоторых картин, дающих возможность в полной мере почувствовать душевное состояние автора, зал не выглядит мрачно. Рядом расположены светлые и оптимистичные фантастические и даже философские произведения с поиском разрешения трудной ситуации.
Зал, расположенный слева от входа, собрал небольшие по размеру произведения с самой широкой географией участников: здесь и Калининград, и Екатеринбург, и Башкортостан, и Омск, и Одесса, и Крым.
Открытием и настоящим профессиональным удовольствием этого Фестиваля стали для меня работы Василия Тимашкова. Молодой человек с непростой судьбой создал целую серию произведений, объединенных одной темой – метрополитеном и железной дорогой. Картины со своей системой обобщения и каждый раз с новым цветовым решением. Вестибюли станций, платформы, железнодорожные пути и сами поезда предстают перед нами торжественными и радостными.
Крупные эффектные холсты Ирины Туркиной стали украшением экспозиции в лицее Академии художеств и Государственном выставочном зале «Галерея Беляево». Картины с неординарным философским содержанием привлекают экспрессией мазка и живописными качествами.
Обращают на себя внимание холсты Надежды Свистуновой из серии «Звери». Декоративные и хорошо закомпонованные, её произведения радуют зрителя простотой, смелым декоративным цветовым решением. Также в галерее «Беляево» широко представлены её абстрактные композиции. Надежда пришла в творческую студию «Преображение» в Москве (ПКБ No1) два года назад, никогда не рисовав раньше. Нашла своё призвание и удивительно раскрылась, как в реалистичных, так и в абстрактных произведениях. Впереди у художника утверждение в своей стилистике и пластике работы, поиск своей темы, но результат, которого она смогла добиться за такой короткий срок, не оставляет сомнений в успехе.
Площадка в Доме кино была разделена на четыре экспозиционные зоны по жанрам: пейзаж, портрет, натюрморт и композиция. Огромное фойе позволило просторно разместить около ста произведений.
Из работ, присланных на Фестиваль, директор выставочного зала «Галерея Беляево» заслуженный работник культуры РФ Марина Бушуева, прекрасно ориентируясь в залах, традиционно сама создаёт экспозицию, своё неповторимое пространство. В этот раз при-мерно половину заняли картины творческой студии «Преображение», также много оказалось разнообразного прикладного искусства, особенно запомнилась замечательная керамика.
Большой честью для Фестиваля стало признание нашей работы Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: в Атриуме Отдела личных коллекций экспонировались двенадцать произведений из разных регионов России. В окружении работ наших художников прошли презентация сборника литературного творчества, концерт и чтения.
Мне запомнились большие метафизичные композиции Ивана Башкирцева из Краснодарского края. Марина Угорская в этом году вновь порадовала нас своими светлыми и радостными пастелями.
Во время открытия фестиваля из Минска в Москву приехал художник Александр Ляпин. С большим удовольствием познакомился с его творчеством. Надеюсь на плодотворное сотрудничество в будущем. Новые работы Владимира Архангельского «Движение жизни» и «Живой огонь» интересны нетрадиционными для автора мягкими пастельными колористическими сочетаниями. Игорь Дубовенко из Москвы, представил две глубокие жанровые композиции «Пасха» и «Одиночество». Его произведения – это классический пример работы над композицией и созданием образа. А его серия «Цветы» – крупные эффектные живописные произведения – надеюсь, будет продолжена.
В наше сложное время редкая из участвующих в Фестивале организаций может позволить себе иметь в штате художника-наставника. И потому как профессиональный художник хочу обратиться с призывом как к авторам, так и к сотрудникам, курирующим творческие студии и художественные кружки: Работайте на крупных форматах! Мелкие произведения, даже самые интересные, на стене всегда проигрывают более крупным. Экспозиция, целиком состоящая из произведений меньше формата А4 воспринимается зрителем довольно плохо. Также и для самих художников постоянно работать в таком формате крайне не полезно. Но пока, к сожалению, работы из регионов в основном приходят в «карманном размере» – 15 на 20 см.
Сложно дать рекомендации, не видя перед собой конкретного художника. Поэтому – лишь два кратких совета, актуальных для каждого, вне зависимости от опыта и творческих предпочтений. Рисуйте с натуры – полезно будет всегда, особенно начинающим. Ставьте натюрморты, делайте короткие пейзажные зарисовки, рисуйте домашних животных, друзей и соседей в их повседневной жизни. Короткие карандашные наброски на движение, пропорции и сходство – каждодневная необходимость художника.
Работа над картиной. После вопроса: «Что рисовать?» (а выбранная тема обязательно должна быть пережита и актуальна для художника) встаёт вопрос: «Как?» Как передать мысли и чувства, чтоб донести их до зрителя? Композиция – одна из важнейших основ в картине. Какая бы интересная задумка ни была у художника, как бы хорошо ни были подобраны цвета, если скомпоновано неудачно, все усилия будут тщетны. Художник должен заранее продумывать, что и как будет расположено на картинной плоскости, где начнется и где закончится тот или иной предмет, фигура. Ничего случайного! Все элементы должны помогать раскрывать образ и основную идею.
Фестиваль проводится в третий раз. Результаты говорят сами за себя – растёт количество участников, ширится география. Всё больше организаций по всему миру присылают заявки для участия. Для всех студий и творческих коллективов – это ожидаемое и необходимое событие. В такой ситуации отбор произведений неминуемо становится строже. Потому необходимой задачей для наших регионов должны стать стимулирующие подготовительные выставки на местах. Промежуточное подведение итогов раз-два в год. На эту экспозицию каждый участник без труда может привести своих близких и родных, и, посмотрев на работы со стороны, лучше подготовиться к будущему большому московскому Фестивалю.
Эти короткие дни общения и обмена опытом необыкновенно зажигают, дарят энергию и новые идеи. От души хочется пожелать всем участникам творчества, неравнодушия к жизни, бодрости духа и оптимизма!
Художник, руководитель студии «Преображение»
ПКБ No1 им Н.А.Алексеева
Кулинич Никита Анатольевич
СОЛНЦЕ НА ХОЛСТЕ
Прекрасная выставка детского творчества – изобразительного и декоративно-прикладного была представлена в Центре эстетического воспитания детей и юношества “Мусейон”. Дети самого разного возраста – от дошкольного до подросткового – продемонстрировали свои картины, скульптуры, вышивку и т.п.
Представители делегации из Нижнего Новгорода, подведя к светлым, позитивным и вполне профессиональным работам своих подопечных, рассказали, что живописью с ребятами занимаются педагоги и художники, в частности, многие картины создавались под руководством художницы Веры Ивановны Тимченко. Было отмечено, что работа под руководством творческих людей раскрепощает юных художников, в ходе творческого процесса они учатся мыслить, спорить, фантазировать.
Порадовали своей самобытностью и необычностью работы из подмосковного Орехово-Зуева. Мы увидели уникальные картины-барельефы из соленого теста. Кураторы выставки пояснили, что лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей: она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, мелкой моторики, формирует эстетические вкусы и развивает чувство прекрасного.
Примерно то же самое можно сказать о замечательной вышивке – великолепных картинах, при сотворении которых вместо кисти используется иголка, а вместо краски – нити самых разных оттенков. Наверное, никому не надо рассказывать, насколько кропотлив этот труд! В основе аккуратных, с большим вкусом выполненных работ юных мастеров – русские народные мотивы.
Чудесные работы, в которых много света, моря, солнца, природы воздуха, представили детские дома-интернаты и Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков г. Москвы.
Вообще, творчество детей – это то, что не может не трогать. Одним словом, прекрасная выставка, главными экспонатами которой стали вдохновение, работа, мастерство.
Надежда Кулаева
* * *

В Фестивале мы приняли участие в первый раз. Особенно поразили его размах и насыщенная программа.
Очень понравилась экспозиция изобразительного творчества в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Столько прекрасных работ! И акварель, и гуашь, и солёное тесто, и трудоёмкийквиллинг, и многое-многое другое! Такой заряд энергии, бодрости, наслаждения получили мы от золотых ручек юных мастеров. Ну, и как же было пройти мимо своих рисунков и поделок?! От этого стало ещё радостнее!
Теперь с нетерпением будем ждать Московского Фестиваля Творчества «Нить Ариадны» 2016.
Педагог дополнительного образования
Лятифова В.М.,
Государственное казенное учреждение города Москвы Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 8 Департамента социальной защиты населения города Москвы.

РАЗНЫМ ЛЮДЯМ БЛИЗКО РАЗНОЕ
Все мы не дети и знаем, сколько в этом мире зла. Кто-то из нас считает, что зло, грех вошли в жизнь людей с грехопадением, кто-то считает, что это Бог немилостив и насылает несчастья, другие страдают, не задумываясь над высшими материями. Но есть культура, есть искусство – известное лекарство против грустных моментов жизни. Большая часть искусства светит нам, свидетельствует о красоте, доброте, помогает сохранить веру в идеалы и стремиться к ним. И не так важно, профессиональное это искусство или нет, новички в творчестве часто искреннее, непосредственнее.
И даже неплохо, что наш Фестиваль проходит в темное, холодное время года, так как он расцвечивает его. Вот и церемония закрытия выставки изобразительного и прикладного искусства в Государственном выставочном зале «Галерея Беляево», последний пункт в программе Фестиваля, подарила пришедшим на нее встречу с прекрасным. Конечно, к воскресенью 16 ноября все уже порядком устали. Прибавим сюда неожиданный перенос мероприятия с дневного времени на утреннее. Тем не менее, гости собрались, подошли и все сотрудники галереи.
Основную часть литературно-музыкальной композиции подготовила студия «Ми-ре-до» ПКБ №1. Мне уже довольно много раз приходилось слышать этих исполнителей. Порадовали О. Слюсаренко, П. Григорьев, Д. Голованев и, конечно, всегда принимающая участие в выступлениях вместе со своими подопечными руководительница студии Е.Н. Казакевич. Вообще, мне кажется, что многогранный талант Елены Николаевны мы все еще недостаточно оценили. Она и аккомпанирует, и поет, и танцует (а для танцев, которые были показаны на недавнем вечере закрытия Фестиваля в Доме кино, нужна ведь спортивная подготовка!). Да еще она умеет научить петь, танцевать других. Алексеевской больнице по-настоящему повезло заполучить в штат такого работника, Фестиваль без Елены Николаевны просто непредставим.
Новые для меня номера «Ми-ре-до» – пластическая композиция «Тонкая рябина» Маргариты Маяковой и песня «В сентябре на танцплощадке» композитора Сергея Гребенникова, которую спел П. Григорьев. Как-то слова последней:
«Это молодость проснулась,
И осенними мечтами
В своё прошлое вернулась,
Это молодость кружится
На аллее с тёплым ветром,
Ей нельзя остановиться», –
разбудили в моей душе ностальгические ноты. Конечно, той молодой энергии не вернешь, но, с другой стороны, возраст дает большую глубину переживаний.
Выступили гости из Ставрополя – семейная пара Саша и Валя, о которых наша газета писала. Их творческий дуэт хорошо известен в Ставрополе. На своем примере ребята демонстрируют, что жизненные испытания, в том числе и душевные расстройства, действительно могут обратиться во благо. Узнавая, какие препятствия преодолела их любовь друг к другу, слыша Сашину игру на гитаре, Валино пение, видя их вдохновенные лица, зрители начинают верить, что счастливый конец грустной сказки возможен и в жизни.
Юный Василий Тимашков – открытие этого фестиваля – прочитал несколько стихотворений разных поэтов. Дарование Василия многогранно – он и рисует, и играет в театре, и замечательно владеет художественным словом. Пожалуй, основное для него сегодня – картины (см. текст статьи ниже). Что же касается декламации – можно отметить «неизбитую» сегодня патриотическую тему и замечательный, выразительный голос Василия, его живую пластику и мимику. Духовно Вася также крепок – силы свои черпает от Господа, будучи православным человеком.
И еще один чтец – Дмитрий Федотов (прочитал свои собственные стихи, также выставлена была и его картина-абстракция «Пазл»)– удивил контрастом внешнего облика (сам Дима невысокий, худощавый) и напором, мощью стихотворного слога.
От имени оргкомитета теплые слова в адрес Галереи – постоянного партнера Фестиваля, были сказаны Э. Г. Рытик. Расходясь, участники и гости вечера не прощались. Все уверены, что через два года – снова встреча, а пока времени не так много для подготовки следующих художественных, театральных, литературных, фото– и киноработ.
А теперь о картинах, выставленных в Галерее. Прежде всего, скажу, что я даже не художник-любитель, и не различу, например, картины, написанные «настоящими художниками» с образованием и «просто пациентами». Поскольку я не обладаю живым воображением и с трудом изображу хоть что-то, у меня глубокое почтение вызвали абсолютно все работы без исключения. Мне кажется, это чудо – отразить на бумаге или холсте окружающий мир и (или) свою душу, это материальный след, результат жизни.
Человека может и не быть рядом, но его картина расскажет о нем. Конечно, понравились работы Василия Тимашкова. Васина любовь – метро. Это нередко бывает с людьми с определенным складом психики, но в Васином случае любовь не только насыщена содержанием, чистой материей (он отлично знает все характеристики поездов за всю историю метрополитена, например), но и одухотворена. К поездам он относится как к живым людям, а в станциях видит подобие храмов. И, конечно, метро на его картинах преобразовано мощным полетом фантазии. Оно, например, связывает континенты и эпохи (станции «Лос-Анджелес», «Рождество»), бывает и радостным, и печальным, и волшебным (станции «Иллюзия», «Испытания»). И уж чем метро для этого художника точно не является – так это гнетущим местом утренней толкотни и вечернего сна, как для большинства из нас. Думается, работы должны бы украсить Народный музей метрополитена на станции «Спортивная».
Оптимистический дух, бодрость чувствуются и в «городских» картинах В. Тимашкова – видах из его окон. В привычной основе мегаполиса – хрущевках, высотках, дорогах, деревьях, диске солнца надо всем этим – он видит гармоничный, радостный ансамбль.
Понравилась мне и философская картина (выполнена тушью) Светланы К. из Нижнего Новгорода «Неумолимое время». На ней вереницы людей, изображенных со спины, идут по ночному городу к замку вдали, в темном небе – диск часов. Понравилась картина «Зимний вечер» пациента московской ПБ №5 В.П. Зверева. Может быть, потому, что я тоже ощущаю жизнь как дорогу?
Уже не первый Фестиваль меня радует прикладное творчество. Остались в памяти панно из войлока З. Мусина из Башкирии. К сожалению, технологии изготовления подобных изделий я не знаю, и на Урале бывать мне не приходилось. Но эти панно – маленькая экскурсия в Башкирию, в вольный пахнущий цветами и травами край, полный скакунов, круторогих баранов, юрт, озер, гор. Привлекли внимание небольшие объемные картины (из оргалита?) пациента ПБ No10 (Москва) Сергея Кирюхина. Несмотря на мою личную склонность к хандре, мне всегда нравятся теплые цвета, мягкие формы, добрые сюжеты – названия работ Сергея «Восторг», «Рог изобилия», «Сон», «Дюшес», «Лето».
Никогда раньше я не слышала о московской студии «Интеграция». Очень понравились композиции из гальки И.В. Елисеевой, выразительные керамические животные – гусеницы, рыбы, морские звезды – других участников «Интеграции».
Работу (цветы из бисера) Т. Байковой «Торжество» не сразу и заметишь на самой нижней полке витрины. Мне она показалась очень изящной, почему-то подумалось, что автор – человек уже поживший, видевший всякое, но верящий в победу красоты, добра над злом.
Мне также всегда любопытно, как искусство воспринимают другие люди, и я не по-ленилась провести в галерее еще какое-то время, поспрашивать визитеров. Действительно, разным людям близко разное. Так, симпатичный испанец (он вообще-то преподает в Москве испанский язык, о Фестивале узнал на фейсбуке) подвел меня к самым мрачным, на мой взгляд, картинам (изображающим физиономии в сине-зеленой цветовой гамме) – и сказал, что они ему нравятся больше всего. На мой вопрос, не находится ли он в депрессии, этот человек ответил отрицательно. Несколько молодых людей выделили как очень удачную картину «Косой дождь» М. Шмакова (Москва), а мужчина в возрасте с внучкой сказал, что «эти абстракции» им неинтересны, а интересно то, где понятно, что именно нарисовано.
Целый ряд посетителей обратили мое внимание на полотно «Колонка» Д.В. Касимова (Москва). Оно и вправду отличается какой-то вангоговской манерой письма, необычно светлыми, чистыми тонами. И колонка, и текущая из нее вода, и вода в ведре, и небо, а не только трава и цветы кажутся живыми, полными жизненной силы. Глядя на такой мир, хочется улыбаться.
Вот и остался позади Третий Фестиваль. Что сказать в заключение? Конечно, спасибо организаторам, участникам, помощникам, родителям пациентов. И... Хотелось бы, чтобы на той же художественной выставке в «Беляево», других мероприятиях были бы не только «свои», но и больше других, разных посетителей, те же жители микрорайона, и наши здоровые друзья, и друзья и знакомые наших семей, и журналисты массовых изданий («АиФ», «Вечерней Москвы»). Может быть, уделить больше внимания рекламе на будущих Фестивалях?
К сожалению, лично мои знакомые врачи, приятели и подруги с удовольствием слушают мои рассказы о подвижках в реабилитации инвалидов, но как доходит до дела (посетить тот же спектакль «Театра Простодушных»), останавливаются. Но, может быть, с течением времени, новыми Фестивалями их позиция изменится?
Татьяна Беляева
Статус: нет меня
 
Птаха #43 | Четверг, 22.01.2015, 19:44
Всегда хочу в горы
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Выделю день - сяду за кружкой чая и прочитаю всё.

Газета "Нить Ариадны" читаю - и у меня обидное ощущение, что у них, как на другой планете, по сравнению с нашим застойным болотцем местной психиатрии. У них коллектив новаторов. Это радует.
Сообщение отредактировал(а) Птаха - Четверг, 22.01.2015, 19:49
Статус: нет меня
 
almanack #44 | Четверг, 22.01.2015, 20:18
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Sabrina, Она живет в Москве в районе Проспекта мира метро
Мы готовили фестиваль песен Окуджавы и оформляли у нее документы на права на песни
Так что мое знакомство с ней произошло у нее дома причем в ее день рождения
Меня тут же усадили за стол и налили штрафную
Затем мы подписали все нужные документы
И я уехал
Мы еще виделись несколько раз в течении нескольких лет по работе



Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
Статус: нет меня
 
almanack #45 | Четверг, 22.01.2015, 20:19
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Да статьи очень интересные  yes


Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
Статус: нет меня
 
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

[ Новые сообщения на форуме ]



Форма входа