Страниц в журнале: 40 Страница: 6 |
« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 39 40 » |
Знаменитые психи
Вацлав Нижинский
Автор: Вериока Вацлав Нижинский... Его имя не сходило с афиш в начале XX века. Выдающийся танцовщик и хореограф.Этотому польскому мальчику было суждено прославить русский балет во всём мире и впервые вывести мужчину на сцене на первый план, от роли подставки для партнёрши привести к самостоятельному художественному явлению. Критики и публика были в восторге от его пластичности и координации, но более всего прославили Вацлава прыжки. Недаром он заслужил от восхищённой Европы прозвище "человек - птица". Его поклонниками стали Огюст Роден, Федор Шаляпин, Айседора Дункан, Чарли Чаплин . Он не так много успел - всего четыре постановки, ушёл со сцены тридцатилетним . Уже тогда он был душевно нездоров. Злая ирония судьбы: тридцать лет мировой славы и тридцать лет полного забвения. Вацлав Фомич Нижинский (1889-1950) родился в Киеве, в семье польских танцовщиков Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. В семье было трое детей Вацлав и Бронислава продолжили балетную династию, а старший, Станислав, не смог заниматься танцем из-за рано проявившейся психической болезни. О жизни брата Нижинского известно очень мало, разве что факт, что до 1918 г. он содержался в одной из петербургских психиатрических больниц, вероятно, с диагнозом «шизофрения». Когда в России произошла революция, он вместе с другими пациентами оказался на улице. Далее ег следы теряются. В 9 лет Вацлав с матерью переезжает в Петербург. Отец его ушёл из семьи, маме пришлось зарабатывать самостоятельно и на лечение старшего , и на обучение Вацлава в Императорской балетной школе. Знавшие Вацава ребёнком, вспминают, что он был замкнутым, неразговоривым. Отношения с детьми в училище не клеились. Его прозвали "япончиком" за раскосые глаза. Вацлав часто обижался на них и избегал общения. Учился он неважно, интересовался только танцем. Домашние задания выполняла за него сестра, а на уроках он думал о чём-то своём. Но когда пришло время стартовать, карьера складывается удачно : он очень быстро становится премьером в Мариинском театре. Его партнёршами по сцене были Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина. В 1911 г. он появляется на сцене в наряде по эскизу Бенуа. Трико сочли неприличным, и Вацлав был уволен из труппы. Для его танца вообще была характерна эротичность на грани представений о приличиях того времени. Позже его обвиняли в том же - Фавн, которого он поставил и станцевал, шокировал публику откровенными сценами, напоминающими мастурбацию. Тема сексуальности не раз ещё будет всплывать в жизни Нижинского и станет важной при постановке ему психиатрического диагноза. Известно, что Вацлав привлекал к себе внимание мужчин. Мать относилась с одобрением к ухаживаниям за её сыном князя Павла Львова, полагая, что его покровительство поможет продвижению в богемной среде. Князь Львов ввел молодого любовника в театральные круги, он дарил дорогие подарки и исполнял любые прихоти Вацлава. Но и женщины привлекали танцора, посещая время от времени публичные дома. Двойственная природа Нижинского многими психиатрами толковалась позднее как расщепление личности, схизис. Почти сразу после увольнения Вацлав вступает в труппу Сергея Дягилева. Выступления его коллектива всколыхнули всю Европу. Этот период выступлений в "Русских сезонах" был коротким, но очень плодотворным. Дягилев во многом помог становлению молодого танцовщика . Вацлав получил полную творческую и финансовую поддержку и в то же время впал в зависимость от Дягилева. В том числе, и сексуальную. Вацлав абсолютно не был приспособлен к самостоятельной жизни. Он по-прежнему оставался нелюдимым, всегда держался обособенно и частенько реагировал неадекватно -эмционально. Дягилев знакомил Вацлава с европейским искусством, вдил по музеям. Благодаря его связям, Нижинский знакомится с лучшими представителями европейского мира искусства. Дягилев ограничил свободу Нижинского в общении с женщинами, ревниво контролировал все его поступки. Самая самая известная постановка Нижинского– «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку Дебюсси, её премьера сстоялась в 1912 г. В ней уже чувствовалось зарождающееся психическое заболевание. Хореографию Фавна характеризуют угловатые движения, замирающие позы, так напоминающие кататонию. В балете был лишь один прыжок - взлёт Фавна, символизирующий пробуждение эротического чувства. Вторая постановка Нижинского – «Весна священная», на музыку Стравинского, с эскизами костюмов и декораций, нарисованными Рерихом, шокировала публику. Языческая, нарочито грубая, заземленная хореография, с дикими плясками, прыжками и тяжелыми приземлениями многим напомнила сценический психоз, бурю вырвавшихся на свободу инстинктов. Нижинский постоянно бунтовал против зависимости от Дягилева . Отправившись на гастроли в Южную Америку вместе со своей труппой, но без импрессарио, онзнакмится с венгерской танцовщицей Ромолой Пульски и неожиданно для всех женится на ней. Дягилев был взбешён. Как результат - письмо о том, что труппа "Русских сезонов " в услугах Вацлава Нижинского не нуждается. В 2 года Вацлав оказывается перед необходимостью содержать семью, найти работу . Он совершенно не знает реальной жизни и решается завести собственный коллектив. Но у него не было способностей администратора и менеджера и финансовая неудача для группы не заставила себя долго ждать. Вскоре началась Первая мировая война, которая помешала Нижинскому с семьей вернуться в Россию. Они оказались в Венгрии. В 1914 г. Ромола родила Вацлаву первую дочь – Киру (вторая дочь, Тамара, родилась в 1920 г.). Жизнь дарила одни стрессы. Полунищенское существование, необходимость жить с родителями жены ... Только в 1916 г., благодаря ходатайству друзей, Нижинскому с семьей разрешили выехать из страны. Они перебрались во Францию. Дягилев к тому времени позабыл обиды и предложил отправиться на гастроли в Америку. Продолжение следует... |