Дзэн и подлинное душевное здоровье
|
|
Ляйсан
|
#1 | Пятница, 20.02.2015, 10:04
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Рарог посоветовал прочитать книгу. А поскольку я привыкла читая, конспектировать, то выложу здесь укороченный вариант книги. Хотя все равно достаточно длинный, но все же.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#2 | Пятница, 20.02.2015, 10:04
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Меня устроило, что не было агрессивной линии на религию.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#3 | Пятница, 20.02.2015, 10:05
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Дзэн и подлинное душевное здоровье
Я оказался перед жестоким выбором. Либо мне предстоя¬ло всю жизнь влачить растительное существование, когда под действием нейролептиков я только и мог что целыми днями накручи¬вать круги по квартире, есть, пить, спать и поглощать телепередачи. Либо я должен был найти неизвестно что, спо-собное помочь мне реализовать свой творческий потенциал и избежать общения с боль¬ничными стенами. Однажды я задал себе вопрос: «Разве я — это тот, кто без удер¬жу прокручивает в своей голове безрадостные картины?» Почему мрачные мысли одолевают меня, прежде весель-чака, радовавшегося лю¬бым проявлениям жизни? Почему чер-нота и тьма застилают разум, тогда как на улице светит сол-нышко и весело щебечут птички? Почему я непрестанно мечтаю о смерти, в то время как реально ничего плохого в моей жизни не происходит? И суть данной книги состоит в том, чтобы, найдя подлин-ную, не подверженную никаким болезням, стрессам, влияниям природу человека, стать в итоге владыкой ума, мыслей, чувств. Идеи книги: 1. Существует подлинная природа человека, которая вы-ражает его существо. 2. Эту подлинную природу можно раскрыть. 3. «Подключившись» к ней, «опершись» на нее, обретя внутренний покой, можно, если не убрать целиком проявле¬ния душевных и нервных и, в известной мере, соматических пато-логий, то в значительной степени ослабить их влияние на жизнь человека. Цели книги: Уменьшить страдания людей, подверженных душев¬ным и нервным заболеваниям. Повысить качество жизни в гармо¬нии с собой и внешним миром. Формировать самостоятельной и творческий подход к борьбе с душев¬ными и нервными заболеваниями. В поисках эпитета к слову «я», автору пришлось изрядно поломать голо¬ву. Мы решили остановиться на словосочетании «маленькое “я”», не внося в этот эпитет каких-то противопос-тавлений, это просто, чтобы определиться, как называть.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#4 | Пятница, 20.02.2015, 10:06
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 1. Жизнь и мучения
Всмотритесь в себя, особенно в те минуты, когда вы оста-вались наедине с собой (со своими мыслями). Не они ли явля-лись источником душевных мучений, когда, не в силах противо-стоять их шепоту, вы верили всему, о чем они твердили? Разве не маленькое «я» заставляло вас заниматься беско-нечным самокопанием, настоящим само¬едством, когда оно подкидывало воспоминания о совершенных ошиб¬ках, о слу-чившихся горестях и бедах? Если послу¬шать доверительные разговоры людей, голова может пойти кругом: окажет¬ся, что Земля заселена глубоко не-счастными, бесконечно неудо¬влетворенными своей жизнью существами. Пожалуй, каждый житель современного города, попав на природу, оказывал¬ся хотя бы на миг захваченным неожиданной, ошеломляющей красотой. Это значит, что мы можем научиться видеть мир, воспринимать его и жить так, чтобы этот прекрасный миг никогда не кончался.
Глава 2. Так называемая «норма» Немало больных жалуется врачам на то, что спецслужбы облучают их специальными приборами. Подобные страхи овладевают здоровыми людьми, напри-мер дипломатами или учеными. То есть страхи больных и «нормальных» совпадают, так как в их основе лежат реальные факты и события. И отли¬чить здоровых людей, подверженных опасениям получить облу¬чение, от больных можно, выяснив их социальный статус. В историях болезней душевнобольных часто описывается ведение ими борьбы с «силами зла». Например, эти силы посе-ляются в душе человека и начинают склонять его к совершению каких-то противоправных поступков. Но разве не с теми же «силами зла» — невидимыми и бес-плотными— ведут свою незримую, внутреннюю войну ве-рующие в некоторых религиях? Некоторые по¬стоянно пребывают в печали, «думая свою думу», непременно думу тяжелую, думу горькую? Бесконечный, безостановочный ход мыслей ума-провокатора они принимают за суть жизни. И виной тому является абсолютное доверие че-ловека к свое¬му уму, своим мыслям, отождествление себя с ни-ми, когда раз¬мышления заменяют собой реальность. Глава 3. Третье состояние сознания — подлинное душевное здоровье
Дурно-мученическая жизнь представителей обоих состоя-ний сознания, когда страдания возникают там, где их не должно было быть. Но вот — поначалу интуитивно, терзаясь в смутных догад-ках о том, что должна существовать иная, настоящая жизнь —человек эмпирически находит, осознает что-то. И это «что-то» — его подлинная природа. А потом подлинная природа осознается полностью, во всей своей красе, и ее свет больше никогда не исчезнет, не скроется за туманом, созданным маленьким «я». Конечно, придет это не сразу: маленькое «я» так просто не сдастся, оно будет пытаться вновь заполонить собой все, абсо-лютизировав свое значение. Но мы научимся ставить его на место, не давая заслонять со¬бой жизнь. В итоге уйдут навсегда и безвозвратно: напря-женное выраже¬ние лица, бесконечное самокопание, одержи-мость ходящими по замкнутому кругу размышлениями.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#5 | Пятница, 20.02.2015, 10:07
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 4. Измененные состояния сознания (ИСС) Само по себе вхождение в состояние сознания, отличное от при¬вычного и повседневного, не является чем-то из ряда вон выходя¬щим. Так, обычный прием алкоголя вводит сознание в нетипичное состояние, которое вполне можно назвать изме-ненным. Ясно, что такие патологические ИСС , при которых воз-никнут галлюцинации (зрительные или слуховые), депрессия, навязчи¬вые мысли и т. п., ничего, кроме вреда, принести не мо-гут. При их появлении необходимо незамедлительно норма-лизовать состояние. Наши постоянные призывы к пониманию важ¬ности внут-реннего покоя, поиска этого покоя, поиска источника, из кото-рого он проистекает, обусловлены осознанием подлинной при-роды человека. Именно покой будет тем качеством, которое будет легче всего обнаружить и ощутить при этом осознании. Например, в некоторых духовных практиках желанными и даже необходимыми являются такие ИСС, как появление чувства благоговения перед каким-то предметом поклонения, причем это чувство захватывает все уголки внутреннего мира человека. В других практиках почитают вхождение своих адептов в не¬кие экстатические состояния, которые якобы свидетельст-вуют о приобщении к каким-то высшим тайнам и говорят о по-стижении этих тайн. В одних почитается возникновение эйфо-рических со¬стояний, в других в качестве доказательства овла-дения «истиной» служат обильно текущие слезы, издавание нечленораздельных звуков или совершение телом и конечно-стями неконтролируе¬мых конвульсивных движений. Нас подобные состоя¬ния не интересуют. Нам чуждо не только восхваление, но и простое принятие любой мистики, любых сведений, которые не могут быть проверены самостоя-тельно. Сложность продвижения по предлагаемому нами пути за-клю¬чается в том, что некоторые ИСС, с которыми вам, возможно, придется столкнуться, не только не являются «вредоносными», но в какой-то степени даже желанны. И обусловлены эти ИСС переходными процессами в изменении структуры личности, мышления, восприятия мира в ходе раскрытия подлинной при-роды человека. Совершенно необязательно, что вы встретитесь с ними: наше изложение построено таким образом, чтобы все про¬шло предельно мягко и легко, без появления ИСС. Но, посколь¬ку ручаться, что этого не произойдет, мы не можем, ниже будет приведен примерный перечень таких ИСС, который составлен на основе опыта, пережитого автором. Относиться к этим ИСС, коль скоро они возникнут, надо пре¬дельно спокойно: просто пережить их, пропустить через се-бя, не цепляясь за них, не привязываясь к ним и не удерживая их, сколь необычными, восхитительными и приятными они бы ни были. Смотреть на них надо как на целительные, но вре-менные состояния. Подобные ИСС хорошо известны в дзэнской литературе, а называются они кенсё, мини-сатори, сатори — очередные «страшные» слова. Итак, список: 1. Когда мне удалось утихомирить ум, меня просто начало ломать от избытка энергии, так что для ее поглощения орга-низмом и выведения излишков я активизировал занятия спор-том. 2. Стремясь жить настоящим, я какое-то время испытывал неописуе¬мое, непреходящее наслаждение от слиянности с бы-тием, от при¬частности к нему, от растворения в реальной жизни. Казалось, что ничего, кроме осознания одной лишь истины: я есть! и самой жизни, больше не нужно. Жить, только жить, и более ничего! 3. Выйдя за пределы слов, когда начали открываться про-блески «таковости» бытия (то, что в нем есть на самом деле, а не то, каким я видел мир до сих пор), я несколько дней учился за-ново читать и общаться с людьми: слова обрели новый смысл, который мне предстояло усвоить. 4. Преодолев дуализм добра и зла, ощутив и пережив це-лостность, неделимость и гармоничность бытия, я обнаружил, что у меня почти полностью остановился внутренний диалог (в тот период я размышлял лишь тогда, когда хотел этого). Через какое-то время диалог возобновился, но стал значительно тише и спокойнее, еще более упростив укрощение маленького «я». 5. Когда я ощутил, что отнюдь не являюсь обособленной лич¬ностью, а, напротив, заполнен окружающим миром и един с ним, я несколько раз натыкался на стены и едва не попал под машину, так как исчезли прежние барьеры, которые я когда-то ошибочно установил между собой и внешним миром. Потом это состояние прошло, хотя осознанность единства меня и мира осталась.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Пятница, 20.02.2015, 10:09
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#6 | Пятница, 20.02.2015, 10:08
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Часть 2. Патология чувств и эмоций Глава 1. Эмоции и чувства — друзья или враги?
Практически, каждый знает, что значит «взять себя в руки», то есть погасить проявление чувств и эмо¬ций волевым усилием. Они легче поддаются утихомириванию, в отличие от неугомонного, неостановимого ума. Эмоции и чувства могут проявляться вместе с мыслями (вслед за ними) как реакция на их содержание, но могут быть и не связанными с мыслями. Например, депрессия может суще-ствовать в «бессловесной» форме. Также эмоция может быть чисто рефлекторной, например, в виде испуга. Отрицательные, негативные чувства и эмоции могут обра-зовать своеобразный порочный круг, непрестанно циркулируя и возобновляя себя, нанося при этом вред организму. С незапамятных времен политики осознали — если не мо-жешь победить какое-либо общественное движение, возглавь его! Предположим, что в вас возникает чувство гнева. Если вы предадитесь ему, оно станет реальностью, завладев вашим су-ществом, поглотив собой все клеточки вашего организма. Чтобы этого не произошло, надо сделать гнев (или любые другие нега-тивные и чрезмерные положительные чувства и эмоции) объек-том наблюдения со стороны вашего сознания. Чувство не становится во главу бытия, И возникший было гнев... улетучивается, не причинив вашему организму никакого вреда. И тогда отрицательное чувство (эмоция) не становится ре-альностью, не проявляет себя, не подчиняет вас себе, заставляя совершить нежелательный шаг. Ему не удается убедить вас в своей истинности и важности для вашей жизни, а потому вскоре от него не остается никакого следа. Такому подходу соответствует популярный дзэнский образ, когда приходящие мысли и чувства сравниваются с птицами, не оставляющими никакого следа на безбрежном и бескрайнем небе, на фоне которого они пролетают.)
Глава 2. Индикаторы патологии чувств и эмо-ций
- дрожь, охватывающая ваше тело или отдельные его ча¬сти, а также не связанное с простудой или иными заболева¬ниями тела лихорадочное состояние; -депрессия; - возбуждение; - приступы беспричинного смеха; - невозможность «найти себе место»; - скованность; - поглощенность вашего существа апатией, слабостью, отсутствием интереса к жизни; - безостановочная чрезмерная активность или игри¬вость; - ненависть к кому-либо или чему-либо; - приступы гневливости; - «вселенская» любовь ко всему сущему, эйфория, безмер-ное счастье; - раздражительность; - тревожность, чувство страха перед чем-либо; - буйная смелость, самоуверенность, бравада; - неверие в себя; - мизантропия, злобность, агрессивность; - тяга к разрушению, к насилию, в том числе к убийству, к совершению иных противоправных действий; - тяга к членовредительству, суициду; - отчаяние - вспыльчивость, нетерпимость к чужому мнению и пове-дению; - желание совершать какие-либо повторяющиеся действия, в том числе ритуальные. Для патологии нет важных или не¬важных проявлений: любое из них может привести к самым пе¬чальным, трагическим последствиям. А потому надо уметь проти¬востоять Любому патологическому чувству или эмоции. Составить подобный список лично для себя вы можете са-мостоятельно.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#7 | Пятница, 20.02.2015, 10:10
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 3. Наблюдение патологических чувств и эмоций
Поскольку все переживаемые состояния, в которые войдет че-ловек при выполнении данных упражнений, поначалу будут ка¬заться вполне реальными, необходимо принять некоторые меры безопасности, чтобы занятия по нашему методу не причинили вам никакого вреда. Если вы страдаете какой-либо патологией, желательно хотя бы первые шаги по освоению метода делать в присутствии че¬ловека, которому вы доверяете и который посвящен в то, чем вы занимаетесь. Вас никогда не должно оставлять чувство реальности, по-нимание того, что ваши занятия— не более чем своеобразная игра. Про¬извольно вызванные в процессе обучения чувства и эмоции ни в коем случае не должны найти своего проявления вовне, выплес-нувшись наружу. Кроме того, занятия никогда не должны приводить к после-дующему ухудшению вашего внутреннего состояния. В против¬ном случае занятия теряют смысл. Для этого вы должны точно осознавать происходящее и, глав-ное, никогда не приближаться к такому уровню индикатора вызы-ваемых чувств и эмоций (см. предыдущую главу), при ко¬тором влияние чувств и эмоций становится неодолимым и вы¬ходит из-под вашего контроля. Все внутренние состояния, которые мы будем учиться вызы-вать сейчас не должны быть обусловлены какими-то словами (мыс-лями). Они должны возникать сами по себе, на основе воспроизве-дения опыта, пережитого когда-то. Рассмотрим наблюдение чувств, эмоций и связанных с ними желаний и состояний на примере возникновения гнева. Вызовите в памяти воспоминание, когда вы — по той или иной причине — были охвачены гневом. Дайте этому чувству захватить ваше существо, заполнить собой все клеточки ва¬шего организма, но не давая ему выйти из-под ва¬шего контроля. Понаблюдайте за собой, зафиксируйте, как в ярости раз-дуваются ваши ноздри, глаза наливаются кровью, а из гру¬ди готов исторгнуться гневливый крик. Обратите внимание на то, что этот «искусственный» гнев ничем не отличается от гнева, который мог бы быть вызван при его реальном прово¬цировании в реальной жизни. Когда вы окажетесь всецело подчинены этому нахлынув¬шему чувству, уйдите вглубь себя, найдя внутри «островок покоя». Отстранитесь от гнева, отре¬шитесь от него, разотождествите его с собой, осознайте его, осветите лучом внимательности, и пусть он... растворится, пройдет мимо вас. Необходимо просто бесстрастно наблюдать за эмоциями и чувствами, будто они подобны про-плывающим по нему облакам. Если просто бороться с чувствами («брать себя в руки»), толку от этого будет мало. Внутреннее на-пряжение может негативно повлиять на работу внутренних органов: «Поиграв» с гневом, научившись пропускать его мимо свое¬го существа, вы можете продол¬жить тренировку. Итак, необходимо научиться преодолевать в самом заро¬дыше влияние следующих чувств и эмоций: - страх; - ненависть; - желание совершить насильственные действия; - горе; - обида; - отчаяние; -депрессия; - злость; - суицидальное состояние; - истерическое состояние; - чрезмерные радость и счастье (при чрезмерном прояв¬лении эти «положительные» чувства способны нанести ощу¬тимый урон организму). Дополнить этот перечень вы можете самостоятельно: с учетом того, какие именно чувства и эмоции реально меша¬ют вам жить. Как минимум, вы должны найти порог приемлемости, при ко-тором эти чувства и эмоции не овладе¬вают вами, заставляя, напри-мер, совершать нежелательные действия или подвергать ваш орга-низм стрессу. А как мак¬симум, вы должны научиться гасить в самом начале их про¬явления. Абсолютно аналогично выглядит программа тренинга для тех, кто не подвержен патологиям, причем порядок про¬ведения тренинга очевиден. Сначала необходимо научить¬ся вызывать в себе внут-ренние состояния, обусловленные влиянием тех или иных чувств, эмоций, затем — наблюдать за ними и, уходя в глубь себя, в область покоя, давать им воз¬можность бесследно исчезнуть, не оставив после себя ника¬ких нежелательных последствий. Тренинг поможет сформи¬ровать привычку автоматически, рефлекторно пропу¬скать мимо себя мгновенный взрыв эмоций и чувств, не давая им завладевать вами. С обретением этого навыка прекратится разрушительно¬е влияние на вас стрессовых ситуаций.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#8 | Пятница, 20.02.2015, 10:10
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 4. На пути к свободе
Отныне (по описанной выше технологии превращения чувств и эмоций в объекты наблюдения) вы сможете перестать подчиняться власти гнева, при этом мы вовсе не призываем вас превратиться в робота, в эдакого бесчувственного бол¬вана, лишенного эмоций. Речь, в первую очередь, идет о тре¬нинге, применять последствия которого вы сможете по свое¬му усмот-рению. Все, что для этого потребовалось: превратить свои чув¬ства и эмоции, а также вызванные ими желания и состояния в объ-екты наблюдений с найденного внутри себя «островка покоя» — вместо того, чтобы считать их самим собой установим связь приведенного метода с прак¬тикой дзэн. Думается, искушенный в дзэн читатель давно понял, что наш метод весьма близок шикантазе— самосозерцанию, про-водимому в дзадзэн (позе сидя со скрещенными ногами и пря-мой спиной с созерцанием внутреннего состояния и на-блюдением мыслей, чувств и эмоций), принятому в одной из двух сохранившихся по сей день школ дзэн — Сото (вторая школа называется Риндзай; надеемся, что эти слова уже не ка-жутся «страшными»). Самосозерцание в дзадзэн включает не только сосредото-чение на дыхании и наблюдение протекающих проявлений ма-ленького «я», но и разотождествление с ними. При этом ни мысли, ни чувства, ни эмоции, которые могут возникнуть в дзадзэн, никак не оцениваются, не изгоняются и не прекра-щаются. Они лишь «маркируются» (опять же бессловесно), про-сто отмечаются: «Мысль. Эмоция». Иными словами, при этом достигается «мышление без мысли». Однако полноценное самосозерцание в дзадзэн, когда строго регламентированы и поза, и положение головы, и тип дыхания, возможно лишь в состоянии душевной «нормы». Если чувства и эмоции захлестывают человека, оче¬видно, что нет никакого смысла следовать канонам — куда важнее научиться хоть как-то обуздывать чувства и эмоции, разотождествляться с ними, а затем просто наблюдать за их течением. Потому на данном этапе, когда человек еще находится под властью патологии и лишь учится противостоять ей, не важ¬ны ни точная поза, ни соответствие канонам вида дыхания.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#9 | Пятница, 20.02.2015, 10:11
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Часть 3. Патология ума Глава 1. Ум — друг или враг?
Мы изначально настраиваем вас на творческий подход — на поиск такого метода, который бы подошел лично вам. Никто не знает, как работает наш мозг, как в наших головах возникают мысли. Но люди, несмотря на это незнание, принимают на веру все, что только приходит им в голову. И на помощь нам придет старинный анекдот, иллюстри-рую¬щий типичное отношение человека к своим мыслям. Один холостяк, решив погладить брюки, обнаружил, что его утюг сгорел. Вспомнив, что у соседки, жившей этажом выше, он наверняка сможет утюг одолжить, мужчина направился к ней. Но, пока он поднимался по лестнице, в его голове появились та¬кие мысли: «Войду, а она предложит чайку попить... Потом у нее оста-нусь... Потом в ЗАГС потащит... И ни пивка попить, ни на футбол сходить больше не получится...» И когда соседка, услышав звонок в дверь, открыла ее, мужчи¬на заорал на нее благим матом: «Да пошла ты подальше со своим утюгом!» Шутки шутками, но разве не так мы живем, когда виртуаль-ную реальность, сконструированную мозгом (набор мыслей, словесных конструкций), принимаем за истинную жизнь? И начаться настоящая жизнь может лишь тогда, когда мы перестанем принимать физико-химические реакции мозга (те-чение мыслей) за высшее бытие, а научимся использовать свой мозг как полезный инструмент себе на благо, а не во вред. В последующих главах нами будут приведены различные (в том числе относительно жесткие, непригодные для изучения вне контакта с врачом) методы установления контроля над умом (мыслями, внутренним диалогом). А здесь, в качестве подготов¬ки к овладению этими методами, приведем несколько приемов, которые позволят ослабить силу течения внутреннего диалога. В первую очередь надо преодолеть страх перед тем, что ис-чезновение (уменьшение силы) внутреннего диалога может при-вести к нашему исчезновению. Проведем эксперимент. Сядьте прямо и резко поднимите свои глаза вверх, направив взгляд к потолку. О чудо! Вы обна-ружите, что на какое-то время мысли полностью исчезают! Но вы оста¬лись прежним, нимало не убавившись! Теперь приступим к описанию некоторых упражнений и приемов, позволяющих, если не угасить полностью пламя вну-треннего диалога, то хотя бы уменьшить его. 1. Простейший прием заключается в том, что при обнару-жении чрезмерности силы, с которой в вас протекает диалог (те-кут мысли), вы просто устремляете свой взор вдаль, мягким уси-лием воли разглаживаете кожу и все морщинки на своем лице так, что лицо расслабляется и на нем появляются подобие улыб-ки и выражение умиротворенности. Попробуйте сделать это немедленно, и вы обнаружите, что сила течения мысли ослабла. Вызывайте почаще эту внутрен-нюю улыбку, освещающую ваш внутренний мир, так чтобы ее запечатленность стала вашей второй натурой, а глаза светились бы ею, и вы увидите, насколь¬ко проще вы станете относиться к своим мыслям. 2. Более действенный способ ослабления власти ума осно-ван на известном факте, отражающем специфику работы чело-веческого мозга. Так, упрощенно говоря, за работу мысли (логи-ку) отвечает левое полушарие мозга человека, тогда как правое полушарие является ответственным за образное мышление. Представьте, что вам каким-то образом удалось отключить свое левое полушарие. Очевидно, при этом мысли просто не смо-гут появиться, поскольку для их возникновения не будет физио-логической основы. Оказывается, сделать это не так-то сложно: достаточно на-учиться волевому «вытеснению» мыслей в правое полушарие, где они существовать не могут. С точки зрения физиологии, при этом, видимо, происходит некоторое ослабление кровотока, проходящего через левое по-лушарие, и увеличение кровотока, связанного с правым полу-шарием мозга. Как следует из описания, вы сначала должны слиться со своими мыслями, а затем усилием воли попытаться перенести их в правую половину головы, активизируя работу правого по-лушария. Попробуйте сделать это и вы увидите, как мысли постепен-но затухают, сходя на нет, если ваше волевое усилие длится до-статочно долго. 3. Определенную помощь при таком утихомиривании мыслей может оказать следующий прием. Приложите левую ладонь к области левого уха и представьте, как мысли при этом перетекают по линии, направленной от уха к верхней части правой половины теменной кости. (Для кого-то более действен-ным может оказаться «наложение» правой ладони на правую верхнюю часть теменной кости с мысленным построением линии, идущей от левого уха к ладони, и направление мыслей вдоль этой линии.) Не откладывайте выполнение этого упражнения! Сделайте его сейчас и убедитесь, что оно работает, что мысли действи-тельно утихают! 4. Порой вполне достаточно «выплеснуть» мучающую мысль наружу, доверив ее бумаге: либо в виде точной форму-лировки, либо в виде простой заметки. Ум часто поддается на эту улов¬ку, воспринимая оформленный текст как нечто завер-шенное и самоценное, а потому иногда теряет интерес к тому, что только что его волновало. Разумеется, позже можно будет вернуться к оценке зна-чимости записанной мысли, и, конечно, стоит при¬учить себя всегда носить с собой блокнот и ручку. Прежде чем приступить к освоению других методов, при-веденных ниже, овладейте теми приемами, которые мы только что описали.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#10 | Пятница, 20.02.2015, 10:12
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 2. Индикаторы патологии ума
Депрессивное состояние, которое вызвано течением мыс-лей, патологическим «анализом» текущей жизни человека, из которого следует безысходность существования. Иными сло-вами, когда ум подсказывает, что «все плохо», что «хуже некуда». В состоянии «нормы» человек обычно властен над своими мыслями — он легко может изменить их течение. Патологиче-ские мысли овладевают им, поглощая все его существо. Слу¬чается, что переживание патологических состояний может показаться приходом беспредельного счастья. В таких случаях возник¬новение эйфории надо рассматривать как воз-можное воз¬вращение патологии. Патологические мысли порой могут из¬матывать человека физически. Наличие такой усталости – индикатор патологии ума Патологические мысли вполне могут выражаться в появ-лении ощущений, подобных ощу¬щениям при простуде; в по-вышении температуры; словом, ощу¬щений, характерных для физических недомоганий. Для многих людей приход патологии может означать на-чало осуществления вполне конкретных действий, в том числе предсказуемых, — действий, совершаемых по опреде¬ленному сценарию. Мы предлагаем человеку, нацеленному на неподчинение патологии, на формирование критического отно¬шения к ней, на распознавание патологических состояний, рас¬сматривать желание резкого изменения обычных жиз¬ненных условий как индикатор проявления патологии.
Глава 3. Наблюдение патологии ума: 1. Описание метода
Данная глава может рассматри¬ваться как основная глава нашего произведения. Этот метод аналогичен уже упомянутому приему в общест-венно - политической деятельности: если не удается победить или ликвидировать то или иное общественное движение, нуж-но... возглавить его, постепенно сведя его влияние на нет. Так и мы сначала встанем во главе наших мыслей, доведем их логику до абсурда и... отбросим их, поняв их ложность и ил-люзорность. Кроме того, нам на помощь придет уже изученный прием ухода в глубь себя, в область покоя, опершись на которую, мы сможем наблюдать наши мысли. (Сразу заметим, что, фактически, мы будем пользоваться приемами обоих направлений дзэн— и Сото, и Риндзай,— со-четая их практики для достижения оптимальных результатов.) Основой предлагаемого метода является обучение больного распознаванию ложного характера мыслей, характерных для навязчивых, депрессивных и иных состояний, путем вытесне¬ния этих мыслей на периферию сознания с помощью специаль¬ной тренировки сознания. На первом этапе, этапе формирования недоверия к пато-логи¬ческим мыслям, больной — после соответствующего объ-яснения того, как ему следует действовать, располагается в спокойной об¬становке, приняв удобную позу, например, лежа на кровати. Закрыв глаза и сконцентрировавшись на своих мыслях, человек поначалу должен всецело доверять этим мыслям, счи-тая, что они не только отражают реальность, но и сами являются реальностью. На данном этапе следует растворяться в при-ходящих мыслях, отдаваться их течению, усиливать степень влияния мыслей на разум путем предельного напряжения со-знания — так, что в итоге человек должен испытать не только умственную, но и физическую усталость. При этом не исключе-но, что результатом таких размышлений могут стать выводы, например, депрессивного свойства. Когда следование своим мыслям станет невыносимо тяго-ст¬ным, человек должен обратиться за помощью к врачу, кото-рый должен будет подбодрить его, убедить путем довери-тельного обсуждения, что приходящие мысли есть не что иное, как результат влияния болезни. Первый этап будет считаться завершенным, если врачу удастся заложить в созна¬ние человека сомнение в истинности его мыслей.
(Отдельно приведем более эффективный, но и более жест-кий вариант этого этапа, который можно проводить только под на¬блюдением врача. Речь идет о специфическом следовании методу школы дзэн Риндзай в виде решения внешне неразрешимой загадки коана, когда все ресурсы мозга устремляются на разрешение того, чему однозначного и единого для всех решения нет, а потом проис-ходит своеобразный «взрыв» — тотальное освобождение ума от частокола ментальных конструкций, мешавших видеть мир как он есть. Основой нашего специфического использования этого ме-тода является то, что в состоянии патологии патологическая мысль сама по себе сродни неразрешимому коану, а сила ее те-чения такова, что она способна заслонять собой любые другие мысли, целиком захватывая существо человека. При этом — опять же в силу особенностей патологическо¬го мышления — эта и без того всеохватывающая патологиче¬ская мысль может быть усилена до крайнего предела, когда итогом такого «думания» до изматывающей физической уста¬лости становится взрыв сознания, его «перегорание». Иными словами, наличие патологии позволяет, предавшись течению патологической мысли и усилив ее течение напряжением воли, создать в сознании коаноподобное состояние, при кото¬ром мышление, превзойдя себя, освобождается от патологии путем «сжигания» ее дотла, почти не оставляя следа. Этот процесс предельного усиления — путем изматываю-щего «думания» — может занять несколько часов и даже дней, но игра стоит свеч,— если этот процесс удастся довести до за-вершения, остальные этапы борьбы с патологией будут прохо-дить на по¬рядок эффективнее. При этом всеочищающий «взрыв» сознания неизбежно приведет к резкому снижению внутреннего напря¬жения больного и уменьшению власти патологии над ним. От¬метим также, что в данном случае можно говорить о «произволь¬но вызываемом сатори», как ни абсурдно это для традиционных представлений в дзэн.) На втором этапе— опять же с помощью концентрации в уединенной обстановке—человеку предлагается начать пре-даваться следованию за мыслями, но не сливаться с ними. При этом происходит своего рода наблюдение за процессом мышле-ния, когда истинность приходящих мыслей подвергается сомне-нию, а человек убеждается в нетождественности своего мышле-ния и самого себя. На третьем, заключительном этапе после того, как у чело-века сформировалась стойкая критика к содержанию патологи-ческих мыслей, после того, как человек убедился, что его мысли не совпадают с ним (не тождественны ему), следует решающий (весьма непростой) шаг. В момент внутреннего созерцания, ког-да человек чувствует, что ощущает ложность текущих мыслей, следует усилием воли отстраниться от них путем совершения во¬левого акта ухода от мыслей внутрь своего существа. При этом мыслям следует предоставить свободу течь «по сво¬им собственным законам», так, чтобы они не захватывали человека. Когда это удастся, когда человек на практике убе-дится, что его мысли не есть он сам, патологические мысли пе-рестанут овладевать им, так что он сможет далее жить, просто не обращая на них внимания, вытеснив их на периферию соз-нания. В дальнейшем человек сможет путем простого анализа успешно распознавать мысли, несущие ложную, патологическую информацию, и отбрасывать их, не обращая на них никакого внимания. В идеале должна сформироваться привычка спокойного, со-зерцательного, отстраненного отношения к мыслям (вспомните шикантазу— безоценочное наблюдение мыслей!), причем ото-ждествляться с ними, следовать за ними нужно будет лишь тог-да, когда это будет оправдано ситуацией, например при обще-нии с людьми, поиске решения и т. д. Как и любой метод лечения, предлагаемый метод имеет свои недостатки. Так, для его использования необходимо, чтобы человек имел твердое желание победить болезнь, стойкое критическое отно¬шение к ней, а также определенный уровень интеллекта. К сожалению, метод не гарантирует достижения полной по-беды над болезнью и отказа от использования медикаментов. Однако его использование резко повышает качество жизни человека, способствуя сохранению его как полноценной личности. Далее, метод почти (почти, а не наверное!) неприменим в со¬стояниях, когда, например, бредовые идеи все-таки проникли в сознание больного и овладели им, когда единственным сред-ством помощи больному является его госпитализация. Одна¬ко применение метода резко повышает вероятность того, что, даже будучи в состоянии острейшего психоза, человек само-стоятельно обратится за этой помощью, что затем существенно облегчит его лечение. Также определенные трудности может вызвать то, что люди порой находят в переживании патологических состояний определенное наслаждение, своего рода упоение негативными эмоциями. Преодолеть эту проблему можно с помощью внуше-ния человеку стойкого отрицательного отношения к подобному восприятию патологических состояний. Наконец, определенные трудности может вызывать необ-ходимость постоянного контроля над своим сознанием и рас-познавания того, носят ли приходящие мысли патологический характер и насколько они отвечают реальности.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#11 | Пятница, 20.02.2015, 10:14
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 4. Наблюдение патологии ума: 2. Комментарии
Например, типичная логика словесной депрессии подводит к выводу о никчемности жизни, о том, что жизнь безысходна, что дальнейшее ее продолжение лишь усугубит страдания и т. д. и т. п. Но стоит только заподозрить ложность этих мыслей, как они потеряют львиную долю своего влияния на вас. Иногда для этого достаточно взглянуть на полное достоин-ства дерево, растущее под окном, но лучше, если поддержку в поиске этой ложности вам окажет человек, которому вы дове-ряете. Оглянитесь вокруг: жизнь прекрасна! Она течет по своим законам, и ей неведома мрачность ваших мыслей. Предположим теперь, что вами овладело какое-то навязчи-вое состояние, когда мысли идут по замкнутому кругу, и нет ни-какой возможности вырваться из этого круга, причем выводы, к которым вас подталкивают эти мысли, почти неодолимо застав-ляют вас совершать то или иное действие. И вновь — волевым усилием (предварительно приняв удоб¬ное положение, как это было описано выше) доведите до предела течение мыслей, так чтобы они поглотили вас, и опять отпусти¬те их в свободный полет. Ложность подсказываемых выводов, т. е. ложность самих мыслей, отсутствие их связи с ре-альностью, станет очевидной, и тогда вы выйдете из-под кон-троля мучив¬ших вас навязчивых состояний. Еще один пример - вскипание гне¬ва, к которому подталкивает тот или иной ход ума. Сначала всецело доверяетесь ходу мыслей, при¬нимаете все их доводы. Затем— осознаете ложность этих вир-туальных аргументов и отстраняетесь от них для мгновенного распознавания патологи¬ческих мыслей на помощь могут прийти соответствующие ин¬дикаторы, описанные ранее, которые подскажут, когда пришло время прибегнуть к нашему методу.
Глава 5. О самодиагностике патологий
Основой самодиагностики болезней является самонаблюде-ние, самоанализ и самоконтроль. Нужно воспитать в себе привычку непрестанного всматрива¬ния в свои мысли, реакции, действия. Само¬контроль сначала превратится в необремени-тельную привычку, а затем станет второй натурой. То, что самостоятельное распознавание патологических мыслей возможно, определяется тем, что патологические мысли чужеродны человеческому мышлению. Патологические мысли протекают по-другому в сравнении с мыслями человека в состоянии «нормы» и по-разному воздействуют на мышление чело¬века и на его организм. Если мысли человека в «норме» обычно текут легко и непри-нужденно, составляя с ним единое целое, то патологические мысли — в определенном смысле — выходят за пределы мыш-ле¬ния человека, воздействуя на него как бы извне. Ранее мы подробно описывали индикаторы патологиче¬ских мыслей, которые являлись выражением этой чужеродности, узнавание их и служит основой для оценки человеком своего вну¬треннего состояния. Обучение подобной самодиагностике может принести ре-альные результаты лишь в отношении людей, у которых сфор-мировалось критическое отношение к сво¬ей болезни и имеется стойкое желание победить ее. Поэтому первым долгом врача является оказание помощи в формиро¬вании такого критиче-ского отношения и такого желания, на¬пример, на основе личных бесед. После того, как критическое отношение к заболеванию сформировано, врач может — опять же в форме бесед — снача¬ла определить патологические состояния (и соответствующие им индикаторы), а затем обучить пациента умению распознавать эти состояния. Такое обучение вполне может быть реализовано как в условиях стационарно¬го, так и в условиях диспансерного и амбулаторного лечения.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#12 | Пятница, 20.02.2015, 10:15
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 6. Еще один шаг к свободе
Научившись отпускать мысли в свободный полет, мы от-казались от слишком серьезного их восприятия, увидели, что, потеряв власть над нами, они сдаются, утихомириваются, пе-рестают управлять нами. Точно так же и чувства с эмоциями теперь разотождествлены с нами, и мы более не принимаем их за самих себя. Мы убедились, что они не являются самоценными, напротив, они преходящи, мимолетны и эфемерны, а потому не могут быть выражением нашей глубинной сути. Отсюда потрясаю¬щий вывод: теперь у вас есть новая сте-пень свободы. Вы мо¬жете жить по-новому, просто созерцая жизнь, наблюдая ее, словно она является кинофильмом, который вам предстоит просмотреть. В то же время вы можете участвовать в жизни «по старин-ке», так же, как и прежде, отождествляя себя со своими мысля¬ми, чувствами и эмоциями и участвуя в жизненных перипети¬ях «на полном серьезе». Но все-таки такой вариант вхождения в жизнь будет ближе к прежней жизни, где вы принимали дея¬тельность маленького «я» как самих себя, нежели к чистому со¬зерцанию бытия. Иными словами, вы можете выбирать, в каком качестве идти по жизни. Мы еще будем говорить о том, какие следствия происте-кают из появления такого выбора и каковы его последствия для из¬бавления от былой патологии.
Глава 7. Избавление от патологии
Абсолютно избавиться от проявлений патологии, коль скоро она однажды возникла, крайне сложно. Душевная пато-логия вполне способна вернуться вновь, если перестать укро-щать ее, если забыть о непрестанном самоконтро¬ле. И лишь непрекращающаяся борьба с патологией может резко повысить шансы на то, что она будет обуздана. Прежде чем начинать что-то решительно менять в своей жиз¬ни, необходимо, чтобы это желание прошло проверку временем и явилось дей¬ствительно обоснованным. Наблюдайте за своими мыслями, чувствами, эмоциями — вместо того, чтобы отождествляться с ними и следовать за ни-ми. Критерием действенности такого наблюдения может послу-жить ослабление или даже полное устранение рефлексии ума. Далее, надо выработать привычку отказа от следования за уже проторенными, многократно повторяющимися мыслями. Надо, чтобы в привычку вошло однократное обдумывание ка-кой-либо мысли. Для такого изменения привычного стиля мышления потребует¬ся жесткий самоконтроль. Но постепенно станет вполне реально избавиться от бесполезного расхо¬да энергии ума на воспроизведение одних и тех же схем. Формирование другой привычки: пропускание мимо сердца, мозга, организма в целом любых негативно-стрессовых проявле¬ний маленького «я» (мыслей, чувств, эмоций, связанных с ними внутренних состояний) – это позволит внести в вашу жизнь непрехо¬дящий покой. Ощущение внутреннего покоя позволит кардинально из-менить сам взгляд на жизнь. Охарактеризовать путь вашего внутреннего тренинга мож-но так: сначала упорный, непрерывный труд, непреходящий самоконтроль, затем— формирование привычки, а затем — слияние приведенных нами методов с вашим естеством, пре-вращение их в вашу вторую натуру и глубинное преобразование прежних структур мышления и отношения к себе и к жизни.
1. Оптимальным состоянием человеческого разума, до¬стичь которого, к сожалению, крайне сложно, по нашему мне¬нию, является «внесловесное» мышление. Поверить в саму возможность такого мышления очень трудно. В действительности именно паузы между мысля¬ми не-сут в себе реальную информацию. Внутренняя тишина означает слияние с внесловесной областью, с которой неразрывно связана работа интуи¬ции. Интуицией мир воспри¬нимается более целостно и неделимо. Мы не хотим опорочить словесное мышление само по себе - мы лишь хотим указать на важность слияния с паузами в словах-мыслях. Подобное восприятие мыслей в дзэн называется «мышлением без мысли», когда мысли лишь наблюдаются— вне оценок и осуждений. Ответы на те или иные вопросы, обычно находимые по ходу развития внутреннего диалога, на новом уровне мышления приходят «сами собой», от одного лишь соприкосновения с частью нашего разума, не связанного с оформленными в виде слов мыслями.
2. Даже если вам не удастся достичь описан¬ного «потолка» в преобразовании своего мышления, холостая, бесполезная работа мозга в виде непрестанно формулируемых мыслей (большей частью — многократно повторяющихся) будет хотя бы немного оптимизирована. Вы обнаружите, что паузы между приходящими мыслями станут больше, а сами мысли — короче. На данном уровне преобразования мышления к вам будут приходить лишь те мысли, которые так или иначе оправданы возникшей ситуацией, а потому они перестанут быть докучли-выми и утомительными, превратившись в «фоновое» течение, обусловленное устройством человеческого сознания. 3. Еще один (более низкий в нашей иерархии) уровень пре-образования мышления — ослабление силы внутреннего диа-лога, непрестанной беседы с самим собой. Это столь привычное современному человеку времяпрепровождение, практически, ничего не дает, кроме убивания свободных минут, когда чело¬век остается наедине с собой. Исчезает «самоедство» и бесконечное само¬копание, а те-чение мыслей становится «фоновым». слияние с мыслями про-исходит лишь тогда, когда желанность такого шага кажется ему обо¬снованной (например, когда он желает обдумать тот или иной вопрос, имеющий реальное — в отличие от обычного неугомон¬ного диалога — значение). 4. Другой уровень преобразования мышления, требую¬щий проведения минимальных изменений в работе маленького «я»,— неподчинение мыслям патологического или иного неже-лательного характера, несовершение вследствие отказа от этого подчинения каких-либо поступков, о которых потом пришлось бы жалеть. Происходят (очевидно, за счет выхода из-под диктата маленького «я») такие изменения структуры мышления, при которых хотя бы немного повышается качество жизни. Словом, минимальное изменение самого себя, которое вы должны произвести,— это перестать принимать свои чувства, эмоции и особенно мысли слишком серьезно, полагать, что они и есть вы, что именно в них заключена ваша сущность. Начните улыбаться своим мыслям, чувствам и эмоциям, и, пристыженное, маленькое «я» перестанет манипулировать вами, ввергать в переживания и горести. Вы вправе видоизменить приведенную иерархию или соз-дать соб¬ственную на основе личного опыта. Если в современной душевно-нервно-ментальной медицине ищут в человеке «ядро личности», пытаясь восстановить его, фактически склеивая его из осколков, мы решительно и предна-меренно «аннигилируем» маленькое «я» (то, что обычно принима¬ется за личность). Затем мы, как птицу Феникс из пепла, восста¬навливаем нового человека. Этот заново родившийся человек будет свободен от дик-тата маленького «я», а если ум перестает быть тождественным че¬ловеку, если он «исчезает» и его более «нет», то терять ока-зыва¬ется... нечего. И власть патологии оказывается в положении голого короля: достаточно осознать, что она не сам человек, а лишь случайно-эфемерная его часть, как она теряет свою силу и влияние. При укрощении патологических мыслей патология пере-стает воспроизводить сама себя, исчезают причины, вызываю-щие нежелательные изменения в работе мышления. При этом происходит самооздоровление организма на микроуровне — вследствие того, что организм, как самоорганизующаяся сис-тема, воспроизводит здоровые, оптимальные для работы мозга условия, в которых патология выжить попросту не может. В следующей главе мы обсудим одну крайне болезненную для медицины тему: формирование критического отношения к патологии у носителей.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#13 | Пятница, 20.02.2015, 10:16
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 8. Так ли хорош мир «нормы»? Тема — как побудить больных (в нервно-психической сфере) начать критически относиться к своей патологии, явля-ется до¬статочно болезненной для многих практикующих спе-циалистов. У ряда из них просто руки опускаются при встрече со стойким и откровенным нежеланием пациентов признать свое внутреннее состояние патологическим и встать на путь убежденной борьбы с проявлениями патологии. порой врачи и не предпринимают никаких попыток пробудить в своих пациен-тах боевой дух, активную нацеленность на выздоровление путем решительного противостояния заболеванию. Без осознан¬ного отношения к заболеванию человеку за-частую трудно рас¬познать проявления болезни и предпринять соответствующие шаги, которые бы позволили избежать нега-тивных последствий. Это— и совершение социально опасных деяний, и неадекватное поведе¬ние, и доведение себя до нервного истощения или срыва. Нервно¬ – душевные заболевания способны маскироваться под проявления естественного, разумного поведения человека, так что носитель болезни продолжает считать себя абсолютно здо¬ровым. че¬ловек, подверженный патологии и лишенный радостей обычной жизни, часто находит своеобразное, хотя и патологи-ческое, удо¬вольствие в созерцании и переживании проявлений своего забо¬левания. работа, которой люди вынуждены заниматься, является нежеланной и нелю¬бимой, а приступы болезни, как парадок-сально это ни прозву¬чит, могут оказаться «отдушиной», при-бежищем, в котором они могут укрыться от серой будничной жизни. есть больные, которые попросту отторгнуты обще¬ством,— те, кто оказывается не в состоянии прокормить себя и порой проводят свою жизнь в полной изоляции из-за того, что общество порой даже и не пытается хоть как-то адаптировать их к жизни. помогая человеку в формировании критического отноше-ния к болезни, врач должен понимать, что, вводя человека в мир «нормы», он порой должен будет предложить ему что-то взамен болезни, иначе он может предпочесть остаться в Зазеркалье. Человека надо зазывать в мир «нормы» (хотя бы в мир «нор¬мы», если аргументов для поиска подлинного здоровья окажется недостаточно ), предлагая ему максимум из того, что он может получить с учетом характера протекания заболевания! Недопустимо оставлять его в четырех стенах наедине с со-бой (и с болезнью!), фактически бросая его на произвол судьбы и от¬давая на откуп патологии. Тотальное одиночество и непониманиеприводят человека к положению изгоя. И найти этот сти¬мул— индивидуальный в каждом кон-кретном случае— яв¬ляется обязанностью соответствующих реабилитационно ¬- медицинских служб, чья работа ныне в этой области произво¬дит удручающее впечатление. Лишь тогда, когда человек убедится, что ради пре¬бывания в этой реальности стоит начать вести борьбу со своим заболе-ванием, можно будет говорить о начале серьезного и не-обратимого формирования критического отношения к болезни. Человек должен твердо осознать и принять, что, кроме су-ществования в виртуальной реальности мыслей, жизни внутри головы, есть настоящая, полноценная жизнь, к которой есть смысл стремиться всеми силами души! Разумеется, критика эта будет сформирована не в одноча-сье. Потребуются время, помощь врачей и особенно родствен-ников, чтобы у человека появились стойкость, мужество, уве-ренность в себе, твердое желание войти в мир «нормы», без ко-торых вести борьбу с заболеванием будет крайне затрудни-тельно. Не менее важным является формирование критического от-ношения к своим внутренним состояниям и у тех, кто является носителем «нормы». Без этого будет невозможно встать на путь обретения подлинного душевного здоровья. «Нормальным» людям осознать, что что-то в их внутрен-нем мире происходит «не так», и труднее и проще, нежели но-сителям патологии. Труднее — потому, что сама принадлеж-ность к «норме», столь привычной и общепринятой, расхола-живает. Проще — потому, что здравый смысл говорит о том, что мно¬гие беды, горести и страдания, которые возникают в их жиз-ни, носят случайный, необязательный характер, что их можно было бы избежать, просто изменив структуру мышления и от-ношение к жизни. Скажите, разве маленькое «я» (ум, мысли, чувства, эмоции) может оставить человека в покое, если оно предоставлено самому себе и всецело властвует во вну¬треннем мире человека, который отождествляет себя с ним? Конечно, нет! А потому и для «нормы» характерны поиски своеобразно¬го счастья в переживаемом горе, поиски некой радости в при-шедшей депрессии, непрестанное пребывание в безудержной и неугомонной рефлексии. И идут по жизни люди-земляне, лелея свои горести и беды, не желая признать, что наличие этих горестей и бед обусловлено лишь привычной, когда-то сформированной структурой мышле-ния и стилем мировосприятия. Понять, что «норма» далека от подлинного душевного здо-ровья, сформировать в себе критическое отношение к ней и на-чать движение в сторону действительного исцеления — значит сделать первый шаг к выходу из мира страданий. В завершение настоящей главы и настоящей части книги мы вновь призываем сделать паузу в ее изучении. Методов, ко-торые мы уже привели, вполне хватит для того, чтобы произве-сти существенную перестройку структуры мышления, а также во многом изменить миро- и жизневосприятие. Укрощайте маленькое «я» и... наслаждайтесь этим.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#14 | Пятница, 20.02.2015, 10:17
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Часть 4. Когда начинается жизнь? Глава 1. Предварительные замечания
Предложенный материал надо воспринимать не в качестве предмета для рассмотрения ин¬теллектом, а в качестве ука-зателя на то, что надлежит пережить. Вы должны сами об¬наружить в себе то, о чем пойдет речь, и принять это как часть ре¬альности (или не принять, если такой расклад устраивает больше). Порой нам придется говорить о тонких, едва уловимых эффектах, которые необходимо обнару¬жить в себе, с тем, чтобы за ними последовали изменения вну¬треннего мира. А потому старайтесь не только понять, но и уви¬деть то, о чем пойдет речь. Желательно также, чтобы то, что ранее принималось вами почти без доказательств (например, существование области бесконечного покоя внутри вас) и, воз¬можно, было не вполне понятно, получило зримые подтвержде¬ния. Старайтесь ис-пользовать любую возможность для того, чтобы расслаблять, успокаивать свой ум, уменьшать силу течения своих мыслей. Стре¬митесь сливаться с внутренней тишиной, с паузами между мыслями-словами, с областью, где коренится внутренняя ре-альность иного порядка, с которой неразрывно связана рабо¬та интуиции. Глава 2.Прошлое как утрата жизни Сейчас обратимся к описанию и объяснению того, почему жизнь про¬шлым нельзя назвать жизнью, почему пребывание в воспомина¬ниях является утратой жизни. Задумайтесь, разве не является жизнь прошлым жизнь од-ними лишь воспоминаниями своеобразной формой безумия, выталкивающей человека из реального бытия, когда реальная жизнь проходит мимо, а существование человека не выходит за пределы его головы? Когда человек вновь и вновь пытается найти причины совершенных когда-то ошибок, представляет, что было бы, если бы этих ошибок совершить не довелось. Эта бесконечная череда вопросов типа: «Ах, если бы я по-сту¬пил вот так-то, а не иначе, то как бы повернулась моя жизнь?» — заставляет, не останавливаясь ни на секунду, вновь и вновь вос¬производить внутри себя картины пережитого и моделировать возможное развитие ситуации. Но прошлое (как и сама жизнь) не знает сослагательного на¬клонения! Это моделирование целиком и полностью вирту-ально, то есть к истинной реальности не имеет никакого отно-шения! Любовь и уважение к личному «горю», упоение воспроиз-ведением болезненных переживаний, стремление лелеять в себе воспоми¬нания о минувшей боли характерны для многих людей. Неважно, чем вы упиваетесь: былыми горестями или бы¬лым счастьем, в обоих случаях жизнь проходит мимо вас! Прошлого — нет! Есть только настоящее! А потому прости¬те себя со своими ошибками, простите произошедшую жизнь, начните жить! Примите себя, примите жизнь, которая (а мы не устанем доказывать это) десь и сейчас лучше самых светлых и ярких воспоминаний, потому что она, в отличие от них, реальна, про-явлена, есть. Если вы совершали ошибки, извлеките урок (1 раз!) и пере¬станьте терзаться! Это есть выражение цель¬ного и всеохватывающего метода, при котором и укрощается маленькое «я», и успокаивается «обезьяний» ум, и жизнь начина¬ет осознаваться, проживаться, перестав быть кошмарным сном, причем человек оказывается вовлеченным в настоящее, когда мысли о прошлом оказываются лишними и мешающими жить!
Глава 3. Будущее как утрата жизни Мы утверждаем, что столь привычная для людей фор¬ма существования, как мысленное переживание того, что может произойти в будущем, — та же форма безумия, что и мысленный уход в прошлое. Например, один мой знакомый, совсем еще молодой чело-век, занимается нелюбимой работой, которую почти ненавидит, успокаивая себя тем, что через 15 лет, намного раньше боль-шинства людей, он выйдет на пенсию. Другой мой знакомый настолько сильно мечтает об улуч-шении жилищ¬ных условий, что текущая жизнь представляет¬ся ему сущим адом. Он настолько погружен в мысли о том, как начнется его жизнь с приобретением новой квартиры, что по-просту не обращает внимания на окружающую его реальность. Разве не безумие— проклинать свою жизнь ради минуты сча-стья, которое человек испытывает, если все-таки достигает того, ради чего он презрел годы жизни? Это мимолетное ощу¬щение счастья неизбежно сменяется новыми страданиями: неумолчное маленькое «я» обязательно нарисует в воображении еще более желанные картины будущего, ради которых человек неизбежно обречет себя на новые страдания и отказ от жизни. Притча Некий мудрец купил корзину апельсинов и уже предвку-шал, как он целый месяц будет наслаждаться их сочным вкусом. Но наутро он обнаружил, что один из апельсинов подгнил, и решил съесть его, чтобы болезнь не передалась остальным. На другой день гниль была обнаружена вновь, и очеред¬ной подпорченный апельсин опять пошел в пищу... А когда минул месяц, мудрец обескураженно осознал, что все эти дни он, фактически, питался гнилью, тогда как было достаточно в пер-вый день выбросить один подпорченный апельсин и затем на-чать есть свежие, не затронутые плесенью фрукты. Так и мы призываем: выбросьте из своей жизни — один раз, прямо сейчас! — то, что кажется вам подпорченным, но с чем вам жалко расстаться, поскольку привычка к «подгнив¬шей» жизни давно стала вашей второй натурой. Выбросьте один гнилой апельсин, избавьтесь от одной гнилой мысли о том, что сейчас ваша жизнь полна несчастий, и начните жить! Счастливо и радостно! Отныне и навсегда! Другой крайностью является жизнь в непреходящем страхе перед будущим : «А что будет, если прои¬зойдет то-то и то-то?», этот ужас без конца, которым является ожидание будущих бед, настолько отравляют жизнь, что она становится нескончаемой, бессрочной каторгой. Предвидь, прими меры и... забудь! Прими сей¬час и живи сейчас! Будущего нет! И жить им — значит подме¬нять жизнь виртуальной реальностью, содержимым головы, значит — не жить, а существовать. Мысли о будущем нужны лишь тогда, ко-гда они не мешают воспри¬нимать настоящее. Обдумайте что-то, скорректируйте свои позиции, сделайте то, что необходимо, но не ввергайте себя в водоворот переживаний будущего, которые вырвут вас из реальности. Хватит существовать, начинайте жить! Жить надо не ради чего-то — в прошлом или в будущем. Жить надо ради самой жизни, просто жить, если уж ты явлен в этот мир. Смысл жизни — в ней самой, в том, что она есть, что уже само по себе является выражением высшего смысла.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#15 | Пятница, 20.02.2015, 10:19
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 4. Живи настоящим! 1. Реакция на происходящее
Чтобы начать жить настоящим, желательно успокоить свой ум. Если мысли успокоены настолько, что пере¬стают увлекать за собой, можно заметить, что внутреннее тече¬ние времени... прекращается. Под «безмыслием» мы понимаем то, что сгенерированные природой человека мысли лишь отмечаются, но не разворачи-ваются во времени, не пре¬вращаются в некую сюжетную линию и не управляют вами.) Оказывается, что — при вни¬мательном рассмотрении — в настоящем нет проблем. Ум принимается человеком за свою сущность. Не вредно хотеть жить «лучше» (а позже мы докажем, что так называемая «лучшая» жизнь зачастую лишь портит жизнь про¬сто хорошую), но улучшать свою жизнь надо тихо, спокойно, по чуть-чуть, так, чтобы эти «улучшения» и сопряженная с ними работа ума не заслоняли бы собой Бытие. Нам неизвестно, кто придумал замечательное слово «сей-часье» — счастье от жизни сейчас, жизни настоящим момен¬том. Мы бы определили такую жизнь как умиротворенный по¬кой с небольшим сдвигом внутреннего состояния с маленьким знаком плюс в сторону радости (от жизни) и любви (к жизни), которые неизбежно приходят к человеку при раскрытии его подлинной природы. Жизнь настоящим— не экстатическое возбуждение, которое обязательно имеет обратную сторону: неизбежный приход к спаду, депрессии. Это — внутренний по¬кой, тихая радость, ровно горящий огонь любви к жизни. И если в происходящем что-то вас не устраивает, надо про-сто принимать то, что уже произошло, и реагировать спокойно, без драматизирования и трагедий, без бесполезного (и мучи-тельного) поиска причин, поскольку обычно такой поиск лишь увлекает вас в прошлое и не несет ничего, кроме страданий. Если что-то надо менять, меняйте, но не выходя из настояще¬го, не давая уму (маленькому «я») увлечь вас за собой в пережи¬вания о прошлом (или будущем). Если же ум успокоен, а человек живет настоящим, если он открыт миру, то жизнь становится ярче, насыщенней, дольше, поскольку каждый миг воспринимается как неповторимый и уникальный. А если при этом человек раскрывает в себе умение удив-ляться всему увиденному, заново воспринимать встречен¬ное на пути, улавливать новые детали во всем, с чем он стал¬кивается, то начинает жить по-настоящему полноценно, насы¬щенно и очень-очень «долго». Глава 5. Живи настоящим! 2. Приятие жизни Оптимальным внутренним состоянием че¬ловека является полная внутренняя расслабленность, а если что-то и напряжено, то лишь потому, что это (точно дозированное) напряжение тре-буется ситуацией текущего момента: например, чередование напряжения и расслабления отдельных мышц при ходьбе. Теперь представьте себя бойцом-рукопашником, кото¬рый готовится вступить в схватку с грозным соперником. Вы увере-ны в своих силах, вы расслаблены, вы спокойны и одновременно вы находитесь начеку, в легком ожидании того, что будет происходить в дальнейшем. Примерно такое внутреннее со-стояние: полного рассла¬бления, полного внимания и ненапря-женного ожидания встречи с происходящим мы считаем опти-мальным. А теперь усложним задачу, представьте, что вы — супер-ловец гигантских ка¬менных шаров, которые могут быть кем-то брошены в вас в любой момент времени, с лю¬бой стороны и к тому же с огромной скоростью, разумеется без предупреждения. Если бы это был просто заурядный ловец каменных ша¬ров, он бы, пожалуй, быстро сломался: выдержать ежесе¬кундное напряжение и сохранить себя в целости ему бы вряд ли удалось, особенно если бы он испытывал сомнения в соб¬ственном умении. Но мы говорим не об обычном ловце, а о суперловце. Он абсолютно спокоен, ве¬сел, расслаблен, уверен в себе и нисколько не боится встречи с неведомым, причем ненапряженное ожидание этой встречи ни¬чуть не мешает ему наслаждаться жизнью в настоящем. Есть у него несколько секретов, владение которыми по-зволя¬ет ему ничего не бояться. Он точно знает, что сумеет поймать их, отбить их или увернуться от них. Но главный его секрет заключается в другом: даже если он не заметит броска и не предпримет необходимых мер (что, кстати, невозможно, ибо он суперловец), если даже он никак не отреа¬гирует на него, то... ничего плохого не произойдет. А каменный шар, коснувшись его, превратится в букет прекрасных цветов, появление которого позволит получить еще большее наслажде¬ние от жизни. Так откуда взяться страху, если он знает, что бояться не-чего, что проблем нет, а есть самоценное Бытие? И потому идет он по жизни, пребывая в бдительном присут¬ствии, испытывая мягкое и ненапряженное ожидание встречи с настоящим, с ко-торым он слит, которому открыт во всех его про¬явлениях! Вы уже умеете жить как суперловец опасностей, опасно-стей, которых на самом деле попросту нет! А «плохое», встретить которое мы так боим-ся, есть лишь отражение нашего былого взгляда на жизнь как на источ¬ник опасности и бед. И взгляд на что-то, случившееся с нами, как на «плохое», есть лишь оценка нашим куцым малень-ким «я» того, что является выражением совершенства мира, проявлени¬ем гармоничности происходящего. Вам лишь остается осознать этот факт, чуть-чуть изменить себя, свое отношение к миру и восприятие его, чтобы жизнь раскрылась вам во всей своей целостности и гармоничности. И тогда с вами произойдет чудо: вы сможете приять жизнь, увидев ее такой, какая она есть. И обретете покой, сочетаемый с едва зримой радостью (я есть! я жив! я проявлен!) и любовью к миру и жизни, которым вы станете открыты, с которыми со-льетесь в единении. В жизни могут происходить беды, вы можете встретиться с горем, и вам неизбежно придется пройти через утраты и потери. Но, во-первых, свои переживания этих событий (как прояв¬ления маленького «я») вы сможете просто наблюдать, что помо¬жет принять происходящее. Во-вторых, даже в момент тяжелей¬шего горя у вас останется понимание, что и оно — часть жизни. Бед и горестей избежать нельзя, но вполне можно избежать страданий, которые являются уходом в переживания о том, что что-то сделано не так, что все могло бы пойти иначе. Страда¬ния — бич человека, они отравляют ему жизнь, заставляя вновь и вновь воскрешать в памяти тягостные картины прошлого или рисовать в своем воображении предстоящие ужасы будущего.И рецепт избавления от страданий прост до изумления. Прими жизнь, как она есть, и в каждый миг поступай так, как считаешь наи¬лучшим. Тогда страдания исчезнут: поскольку ты сделал все , что дол¬жен был сделать, терзания потеряют смысл и силу, и ты бу-дешь освобожден от их власти. Живите настоящим, начав делать это здесь и сейчас, не откладывая на потом, так как никакого «потом» не будет — есть только настоящее, и вы уже находитесь в нем!
|
Статус: нет меня
|
|
|