Введение в психоанализ.
|
|
Ляйсан
|
#1 | Четверг, 16.04.2015, 19:22
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 1
Психоанализ является одним из методов лечения нервно-больных Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах. Врач же слушает, стараясь управлять ходом мыслей больного, кое о чем напоминает ему, удерживает его внимание в определенном направлении, дает объяснения и наблюдает за реакциями приятия или неприятия, которые он вызывает у больного эти сведения имеют отношение к самому интимному в его душевной жизни, ко всему тому, что он, как лицо социально самостоятельное, вынужден скрывать от других, а также к тому, в чем он как цельная личность не хочет признаться даже самому себе Психоанализом овладевают, прежде всего, на самом себе, при изучении своей личности Гораздо большего можно достичь, если тебя обследует опытный психоаналитик, если на собственном Я испытываешь действие анализа и можешь от другого перенять тончайшую технику этого метода Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни Психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания второе положение утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смысле слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#2 | Четверг, 16.04.2015, 19:23
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 2
ошибочные действия человека: оговорки; описки; очитки; ослышки. временное забывание, запрятывание, затеривание, некоторые ошибки заблуждения
Предложенные объяснения Человек, который обычно говорит правильно, может оговориться: 1) если ему нездоровится и он устал; 2) если он взволнован; 3) если он слишком занят другими вещами. во всех случаях дело сводится к результатам расстройства внимания органической или психической этиологии. опечатки – ошибочные действия наборщика. любят говорить о нечистой силе, злом духе. Мерингер и Майер различают следующие искажения, возникающие из-за оговорок: перемещения, предвосхищения, отзвуки, смешения и замещения. Случай перемещения: перемещение в последовательности слов — Милое из Венеры вместо Венеры из Милоса: предвосхищение: Мне было на душе (досл.: в груди) так тяжело, но вначале вместо слова грудь была сделана оговорка «Schwest», в которой отразилось предвосхищаемое слово «schwer» тяжело. Примером отзвука может служить неудачный тост: Предлагаю Вам выпить (досл.: чокнуться) за здоровье нашего шефа; но вместо anstoЯen — чокнуться — сказано: auf stoЯen — отрыгнуть. Чаще встречаются оговорки из-за стяжения или смешения, например, когда молодой человек заговаривает с дамой: Если Вы разрешите, барышня, я Вас провожу; но в слово проводить вставлены еще три буквы. В ошибочном слове кроется, кроме слова проводить, очевидно, еще слово оскорбить. На замещение авторы приводят пример: Я ставлю препараты в почтовый ящик вместо термостата. Чаще всего при оговорке употребляют похожее по звучанию слово, этим сходством и объясняют оговорку.
Что в ответ может сказать Фрейд: Опыт показывает, что ошибочные действия и забывание проявляются и у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованы. Существует большое количество действий, чисто автоматических и требующих минимального внимания. многие действия совершаются особенно уверенно, если на них не обращать внимания, а ошибочное действие возникает именно тогда, когда правильности его выполнения придается особое значение и отвлечение внимания никак не предполагается. оговорку можно спровоцировать… когда произносится как раз противоположное тому, что человек собирался сказать, замену можно объяснить тем, что противоположности имеют понятийное родство и в психологической ассоциации особенно сближаются. президент нашей палаты депутатов открыл как то заседание следующими словами: «Господа, я признаю число присутствующих достаточным и объявляю заседание закрытым». мы должны к соотношению звуков и сходству слов прибавить влияние словесных ассоциаций. да, в некоторых случаях оговорка имеет смысл. Это значит, что оговорку, возможно, следует считать полноценным психическим актом, имеющим свою цель, определенную форму выражения и значение. иногда ошибочное действие является совершенно правильным, только оно возникло вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия. Или если одна дама с кажущимся одобрением говорит другой: Эту прелестную новую шляпу Вы, вероятно, сами обделали? вместо отделали, то никакая научность в мире не помешает нам услышать в этой оговорке выражение: Эта шляпа безнадежно испорчена. Часто случается, что поэт пользуется оговоркой или другим ошибочным действием как выразительным средством. поэтому нас бы не удивило, если бы от поэта мы узнали об оговорке больше, чем от филолога и психиатра. О Лихтенберге Гете сказал: «Там, где у него шутка, может скрываться проблема. Но ведь благодаря шутке иногда решается проблема». В своих остроумных сатирических заметках (1853) Лихтенберг пишет: «Он всегда читал Agamemnon [Агамемнон] вместо angenommen [принято], настолько он зачитывался Гомером». Вот настоящая теория очитки.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#3 | Четверг, 16.04.2015, 19:24
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 3
мы понимаем под «смыслом» какого то психического процесса не что иное, как намерение, которому он служит. В других случаях, когда при оговорке прямо не высказывается противоположное утверждение, в ней все же выражается противоположный смысл. «Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги своего уважаемого предшественника». «Geneigt» (склонен) не является противоположным «geeignet» (способен), однако это явное признание противоречит ситуации, о которой говорит оратор. Встречаются случаи, когда оговорка просто прибавляет к смыслу намерения какой-то второй смысл. профессор анатомии после лекции о носовой полости спрашивает, все ли было понятно слушателям, и, получив утвердительный ответ, продолжает: «Сомневаюсь, потому что даже в городе с миллионным населением людей, понимающих анатомию носовой полости, можно сосчитать по одному пальцу, простите, по пальцам одной руки». Это сокращение имеет свой смысл: есть только один человек, который это понимает. неясные случаи оговорок можно объяснить столкновением, интерференцией двух различных намерений. искажение имени часто происходит не только в оговорках; имя пытаются произнести неблагозвучно и внести в него что-то унизительное — это является своего рода оскорблением, которого культурный человек, хотя и не всегда охотно, старается избегать. Мы знаем многих людей, которые ради удовольствия намеренно искажают безобидные слова, превращая их в неприличные; это считается остроумным, и в действительности часто приходится спрашивать человека, от которого слышишь подобное, пошутил ли он намеренно или оговорился.
Вывод: ошибочные действия представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений. Нами безоговорочно признается влияние на возникновения оговорки физиологических условий легкого нездоровья, нарушений кровообращения, состояния истощения, об этом свидетельствует наш повседневный личный опыт. Но, оговорка возможна при абсолютном здоровье и в нормальном состоянии. Эти соматические условия могут только облегчить и ускорить проявление своеобразного психического механизма оговорки. Лучше спросим, чем вызвано это волнение, особое отвлечение внимания. Влияние созвучий, сходств слов и употребительных словесных ассоциаций тоже следует признать важными. Они тоже облегчают появление оговорки, указывая ей пути, по которым она может пойти. допустивший оговорку, он сразу может восстановить то, что намеревался сказать первоначально: при оговорке, он сразу же подтверждает, что хотел сначала сказать: Это свинство, но сдержался и выразился по-другому. Искажающее намерение здесь так же легко установить, как и искаженное. Надо было спросить говорившего, почему он сделал именно такую оговорку и что он может о ней сказать. На поставленный же вопрос он дал первое пришедшее ему в голову объяснение. А теперь вы видите, что этот прием и его результат и есть психоанализ и образец любого психоаналитического исследования, которым мы займемся впоследствии. оратор приглашает собравшихся чокнуться (отрыгнуть) за здоровье шефа. По нашим словам, нарушающее намерение в этом случае — унизить, оно и не дает оратору выразить почтение. Если мы в этом случае будем расспрашивать оговорившегося, он не подтвердит, что намеревался нанести оскорбление, более того, он будет энергично это отрицать. Я просто оговорился, сказал aufstoЯen вместо anstoЯen, потому что в этом предложении уже два раза употребил „auf“. У Мерингера такая оговорка называется отзвуком, и нечего тут толковать вкривь и вкось. его выдает сильная личная заинтересованность в том, чтобы его ошибочному действию не придавали смысла. в конце концов, подумаете вы, он сам должен знать, что он хотел сказать, а чего нет. Должен ли? Пожалуй, это еще вопрос. В науке больше утверждений, имеющих определенную степень вероятности. где найти косвенные улики, если показания анализируемого не раскрывают смысла ошибочного действия? В разных местах. Сначала будем исходить из аналогии с явлениями, не связанными с ошибочными действиями. Далее мы будем исходить из психической ситуации, из знания характера человека, из тех впечатлений, которые он получил до ошибочного действия, Обычно мы толкуем ошибочное действие, исходя из общих соображений, и высказываем сначала только предположение, гипотезу для толкования, а затем, исследуя психическую ситуацию допустившего ошибку, находим ему подтверждение. Иногда приходится ждать событий, как бы предсказанных ошибочным действием.
Покровитель, извиняющийся перед просителем за то, что забыл выполнить его просьбу, едва ли будет оправдан в его глазах. На военной службе, как все знают и считают справедливым, забычивость не является оправданием и не освобождает от наказания. обстоятельства, сопровождающие запрятывание, свидетельствуют о намерении избавиться от предмета на короткое или долгое время. ошибочные действия имеют свой смысл, и показывают, как этот смысл можно узнать или подтвердить по сопутствующим обстоятельствам. Когда настоящая психическая ситуация нам неизвестна или недоступна нашему анализу. Тогда наше толкование приобретает характер только предположения, которому мы и сами не хотим придавать большого значения. Но позднее происходят события, показывающие, насколько справедливо было наше первоначальное толкование. молодая жена забыла, что этот господин уже несколько недель был ее мужем. Я вспомнил этот маленький эпизод спустя годы, после того как этот брак закончился самым печальным образом.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#4 | Четверг, 16.04.2015, 19:25
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 4
ошибочные действия имеют смысл такой смысл обнаруживается относительно часто в различных формах ошибочных действий. при оговорке, описке и т. д. могут встречаться случаи чисто физиологического характера, в случаях же забывания имен, намерений, запрятывания предметов и т. д. я едва ли соглашусь с таким объяснением. Затеривание, по всей вероятности, может произойти и нечаянно. Встречающиеся в жизни ошибки вообще только отчасти подлежат нашему рассмотрению. Под смыслом мы понимаем значение, намерение, тенденцию и место в ряду психических связей. Есть целый ряд других явлений, их отличает отсутствие второго намерения, С другой стороны, эти действия легко переходят в жесты и движения, которые, по нашему мнению, выражают эмоции. К этим случайным действиям относятся все кажущиеся бесцельными, выполняемые как бы играя манипуляции с одеждой, частями тела, предметами, которые мы то берем, то оставляем, а также мелодии, которые мы напеваем про себя. они являются некоторым знаком других, более важных душевных процессов и сами относятся к полноценным психическим актам. Но я не собираюсь останавливаться на этой новой области психических явлений, а вернусь к ошибочным действиям, так как они позволяют с большей точностью поставить важные для психоанализа вопросы. При оговорке нарушающее намерение может иметь отношение к содержанию нарушенного намерения, тогда оговорка содержит противоречие, поправку или дополнение к нему. В менее же ясных и более интересных случаях нарушающее намерение по содержанию не имеет с нарушенным ничего общего. Народный представитель, призванный говорить кайзеру беспощадную правду, прислушавшись к внутреннему голосу, который как бы говорит: а не слишком ли ты смел? — делает оговорку — слово беспощадный превращается в бесхребетный Если нарушающее намерение не имеет ничего общего с содержанием нарушенного помеха вызывается тем ходом мыслей, которые незадолго до того занимали человека Эту помеху действительно можно назвать отзвуком, однако не обязательно отзвуком произнесенных слов. она делает маленькую заминку и продолжает: «Когда приходишь nach Hose [домой, но вместо Hause употреблено слово Hose — панталоны] и есть возможность переодеться.». Из соображений благопристойности слово панталоны не было употреблено, но в следующем предложении, совершенно независимом по содержанию, непроизнесенное слово появляется в виде искажения, сходного по звучанию со словом Hause. Изучив целый ряд примеров, мы можем выделить три группы. К первой группе относятся случаи, в которых говорящему известно нарушающее намерение и он чувствовал его перед оговоркой. Вторую группу составляют случаи, когда говорящий соглашается с нашим толкованием, но в известной степени удивлен им. К третьей группе относятся случаи, когда сделавший оговорку энергично отвергает наше толкование нарушающего намерения; он не только оспаривает тот факт, что данное намерение побудило его к оговорке, но утверждает, что оно ему совершенно чуждо. В первых двух группах нарушающее намерение признается, оттесненное намерение все-таки проявилось против воли говорящего, изменив выражение допущенного им намерения, смешавшись с ним или даже полностью заменив его. Таков механизм оговорки. подавление имеющегося намерения что либо сказать является непременным условием возникновения оговорки. В третьем случае, может быть, намерение очень давно оттеснено, говорящий не замечает его и как раз поэтому отрицает. оттеснение должно происходить таким образом, чтобы это намерение вообще не получило выражения или же оттеснение могло бы не удасться вовсе и оттесненное намерение выразилось бы полностью. Ошибочные действия, однако означают полуудачу и полунеудачу для каждого из двух намерений; поставленное под угрозу намерение не может быть ни полностью подавлено, ни всецело проявлено, за исключением отдельных случаев. для осуществления таких компромиссов необходимы особые условия, но мы не можем даже представить себе их характер. необходимым мы считаем изучение других темных областей душевной жизни; и только аналогии с теми явлениями, которые мы найдем в этих исследованиях, позволят нам сделать те предположения, которые необходимы для лучшего понимания ошибочных действий. Есть определенная опасность в работе с малозначительными психическими проявлениями, какими приходится заниматься нам. От такой опасности нас может уберечь только широкая база наблюдений, повторяемость сходных заключений из самых различных областей психической жизни. Мы хотим не просто описывать и классифицировать явления, а стремимся понять их как проявление борьбы душевных сил, как выражение целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга. мы приближаемся к пограничным случаям, в которых различия между психоаналитическим и обычным физиологическим пониманием оговорки стираются. Мы предполагаем, что в этих случаях имеется нарушающая речевое намерение тенденция, но она может только намекнуть на свое существование, не выразив собственного намерения. описки, например, появление впереди дальше стоящих, особенно последних слов свидетельствуют опять-таки об общем нежелании писать и о нетерпении; есть люди, которые обычно перед отправлением перечитывают написанное письмо. У других такой привычки нет; но если они, однако, сделают это в виде исключения, то всегда получают возможность найти описку и исправить ее. Как это объяснить? Складывается впечатление, будто эти люди все же знают, что они сделали описку. Можно ли это в действительности предположить? В большинстве случаев очитка заключается в полной замене одного слова другим. То, что следует прочитать, в отличие от того, что намереваешься написать, не является ведь собственным продуктом психической жизни читающего. какая мысль пришла в голову читавшему непосредственно перед очиткой и в какой ситуации она происходит. Иногда знания этой ситуации достаточно для объяснения очитки. Остатки [предшествующих] мыслей затрудняют новое восприятие. Человек вынужден читать что-то для него нежелательное, и анализ убеждает нас, что интенсивное желание отвергнуть читаемое вызывает его изменение. нет конфликта двух тенденций и оттеснения одной из них, которая возмещает себя в ошибочном действии. важность содержания мысли, приводящего к очитке, намного очевиднее, чем оттеснение Забывание намерений как раз однозначно Нарушающая намерение тенденция всякий раз является противоположным намерением, нежеланием выполнить первое, и нам остается только узнать, почему оно не выражается по другому и менее замаскированно. противоположная воля, как показывают наши исследования, может быть двух видов — прямая и опосредованная. Когда покровитель забывает замолвить словечко за своего протеже, то это может произойти потому, что он не очень интересуется своим протеже и у него нет большой охоты просить за него. Противоположная выполнению намерения воля может не иметь к протеже никакого отношения, а быть направлена против третьего лица, которое нужно просить. протеже может проявить излишнюю недоверчивость и несправедливость по отношению к своему покровителю. Или если кто-нибудь забывает про свидание, назначенное другому, хотя сам и намерен был явиться, то чаще всего это объясняется прямым отказом от встречи с этим лицом. Но иногда анализ может обнаружить, что нарушающая тенденция имеет отношение не к данному лицу, а направлена против места, где должно состояться свидание, и связана с неприятным воспоминанием, которого забывший хочет избежать. Таким образом, вы видите, что, пользуясь нашим хотя и правильным толкованием, следует проявлять сдержанность и осторожность; то, что психологически тождественно, может быть практически очень даже многозначно. Вышеупомянутая многозначность забывания намерения существует только до тех пор, пока мы не подвергли случай анализу, а толкуем его только на основании наших общих предположений. Если же мы проведем с соответствующим лицом анализ, то мы узнаем с полной определенностью, была ли в данном случае прямая противоположная воля или откуда она возникла. мы неизбежно придем к предположению, что у человека есть намерения, которые могут действовать независимо от того, знает он о них или нет. В забывании впечатлений и переживаний еще отчетливее и сильнее, чем в забывании имен, обнаруживается действие тенденции устранения неприятного из воспоминания. душевная жизнь — это арена борьбы противоположных тенденций и что, выражаясь не динамически, она состоит из противоречий и противоположных пар. Наличие определенной тенденции не исключает и противоположной ей — места хватит для обеих. Дело только в том, как эти противоположные тенденции относятся друг к другу, какие действия вытекают из одной и какие из другой. Затеривание и запрятывание вещей нам особенно интересны своей многозначностью, разнообразием тенденций, вследствие которых могут произойти эти ошибочные действия. Вещь теряют, если она испортилась, если намерены заменить ее лучшей, если она разонравилась, если напоминает о человеке, с которым испортились отношения, или если она была приобретена при обстоятельствах, о которых не хочется вспоминать. С этой же целью вещи роняют, портят и ломают. на потерю могут быть обречены вещи, не утратившие своей ценности, в том случае, если имеется намерение что-то пожертвовать судьбе, защитив себя этим от другой внушающей страх потери. Потери могут быть также проявлением упрямства и наказания самого себя; короче, более отдаленные мотивации намерения потерять вещь необозримы. Действия «по ошибке», как и другие ошибки, часто используют для того, чтобы выполнить желания, в которых следовало бы себе отказать. Намерение маскируется при этом под счастливую случайность. Так, например, с одним моим другом произошел такой случай: он должен был явно против своей воли сделать визит за город по железной дороге, при пересадке он по ошибке сел в поезд, который доставил его обратно в город.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#5 | Четверг, 16.04.2015, 19:26
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 5
симптомы болезни некоторых нервнобольных имеют смысл. обнаружилось, что взамен симптомов у больных также появлялись сновидения. Так возникло предположение, что и эти сновидения имеют смысл. биологической целью сна, по видимому, является отдых, его психологическим признаком — потеря интереса к миру. тепло, темно и ничто не раздражает. Некоторые еще сворачиваются в клубочек и принимают во сне такое же положение тела, как в утробе матери. что-то не дает душе покоя. На нее действуют раздражители, и она на них реагирует. Таким образом, сновидение — это способ реагирования души на действующие во сне раздражители. В сновидении многое переживаешь и в это веришь, хотя на самом деле ничего не переживаешь, кроме, пожалуй, какого-то мешающего раздражения. Сновидение переживается преимущественно в зрительных образах; при этом могут возникать и чувства, и даже мысли, другие органы чувств могут тоже что то испытывать, но преобладают все таки зрительные образы. Г. Т. Фехнер[28] высказал как-то предположение, что место (в душе), где разыгрываются сновидения, иное, чем место существования представлений при бодрствовании. Правда, мы этого не понимаем, не знаем, что по этому поводу думать, но впечатление чуждости, которое производят большинство сновидений, здесь действительно передается. есть очень короткие, содержащие одну или несколько картин, одну мысль или даже только одно слово; другие, невероятно богатые содержанием, представляют собой целые романы и, по видимому, длятся долго. Есть сновидения отчетливые, как переживания [при бодрствовании], настолько отчетливые, что мы какое то время после пробуждения не признаем их за сновидения, другие же невероятно слабые, расплывчатые, как тени; в одном и том же сновидении очень яркие места могут сменяться едва уловимыми и неясными. Сновидения могут быть осмысленными или по крайней мере связными, даже остроумными, фантастически прекрасными; другие же спутанными, как бы слабоумными, абсурдными, часто даже безумными. Бывают сновидения, которые оставляют нас равнодушными, другие полны всяких аффектов, болью до слез, страхом вплоть до пробуждения, удивлением, восторгом и т. д. Большинство сновидений после пробуждения забывается, или же они сохраняются целый день, но к вечеру вспоминаются все слабее и с пробелами; другие, например детские, сновидения, сохраняются настолько хорошо, что и спустя 30 лет еще свежи в памяти. Сновидения, как индивиды, могут явиться один единственный раз и никогда больше не появляться, или они повторяются у одного и того же лица без изменений или с небольшими отступлениями. Короче говоря, эта ночная деятельность души имеет огромный репертуар, в них можно найти повторения из дневной жизни или из связей с ней. это относится только к небольшому числу сновидений . Сны наяву являются фантазиями. в них ничего не переживается, не галлюцинируется, а что-то представляется: сознаешь, что фантазируешь, не видишь, но думаешь. Эти сны наяву появляются в возрасте, предшествующем половой зрелости, часто уже в позднем детстве, сохраняются в годы зрелости, затем от них либо отказываются, либо они остаются до престарелого возраста. Содержание этих фантазий обусловлено вполне ясной мотивацией. Это сцены и происшествия, в которых находят свое удовлетворение эгоистические, честолюбивые и властолюбивые потребности или эротические желания личности. их содержание так же мало реально, как и содержание сновидений.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#6 | Четверг, 16.04.2015, 19:28
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 6
предположения, что сновидение является не соматическим, а психическим феноменом. В этом случае оно является продуктом и проявлением видевшего сон, который, однако, нам ничего не говорит, который мы не понимаем. техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение загадок, насколько это возможно, от самого обследуемого. Таким образом, видевший сон сам должен нам сказать, что значит его сновидение. видевший сон всегда отвечает, что он ничего не знает. очень вероятно, что видевший сон все-таки знает, что означает его сновидение, он только не знает о своем знании и полагает поэтому, что не знает этого. Доказательство было дано в области гипнотических явлений. Когда человека привели в сомнамбулическое состояние, заставили в этом состоянии галлюцинаторно пережить всевозможные ситуации, а затем разбудили, Бергейм настаивал, требовал, уверял его, что он знает, должен вспомнить, и вот человек заколебался, начал собираться с мыслями, вспомнил сначала смутно одно из внушенных ему переживаний, затем другое, воспоминание становилось все отчетливей, все полнее и наконец было восстановлено без пробелов. он знал об этих переживаниях ранее. Только они были ему недоступны, он не знал, что они у него есть, он полагал, что ничего о них не знает. вероятно, что видевший сон знает о своем сновидении, и задача состоит в том, чтобы дать ему возможность обнаружить это знание и сообщить его нам. Мы не требуем, чтобы он сразу сказал о смысле своего сновидения, но он может открыть происхождение сновидения, круг мыслей и интересов, которые его определили. если видевший сон будет утверждать, что ему ничего не приходит в голову, мы возразим ему, будем настаивать на своем, уверять его, что хоть что-то должно ему прийти в голову, и окажемся правы. Какая-нибудь мысль придет ему в голову, нам безразлично какая. Он скажет: это напоминает что-то недавно случившееся; видевший сон припомнит наконец более отдаленные, возможно, даже совсем далекие события. Если я прошу кого-то сказать, что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, Некоторым легко дается такая установка, другие обнаруживают при таком опыте почти полную неспособность. Существует и более высокая степень свободы ассоциации, когда опускается также и это исходное представление и определяется только вид и род возникающей мысли, например, определяется свободно возникающее имя собственное или число. мы признаем, что свободно возникающие мысли детерминированы, не произвольны, мысли, пришедшие по поводу элемента сновидения, детерминированы какой-то неизвестной психической основой именно этого элемента. Элемент сновидения ведь тоже не то, что нужно, только заместитель того другого, нужного, чего я не знаю и что нужно найти при помощи анализа сновидения.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#7 | Четверг, 16.04.2015, 19:30
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 7
Наша техника состоит в том, чтобы благодаря свободным ассоциациям вызвать к элементам сновидения другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое. «недоступное сознанию видевшего сон, или бессознательное». как бессознательное в данный момент три важных правила 1) не нужно обращать внимания на то, что являет собой сновидение. так как оно все равно ни в коем случае не является искомым бессознательным 2) работу ограничивать тем, что к каждому элементу вызывать замещающие представления. не обращать внимания, насколько они отклоняются от элемента сновидения; 3) нужно выждать, пока скрытое искомое бессознательное возникнет само замечаешь, что что-то противится работе. Производится проверка, и делается выбор. мысли задерживаются. и наконец прогоняются. Если толкование сновидения проводишь не наедине. Тогда говоришь себе по поводу отдельных мыслей: нет, эта мысль слишком неприятна, я не хочу или не могу ее высказать. Эти возражения явно угрожают успешности нашей работы. мысли, которые хотелось бы подавить таким образом, оказываются все без исключения самыми важными, решающими для раскрытия бессознательного. можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? это сопротивление может количественно изменяться. Иногда необходима одна единственная или всего несколько мыслей, чтобы перейти от элемента сновидения к его бессознательному, в то время как в других случаях для этого требуется длинная цепь ассоциаций и преодоление многих критических возражений.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#8 | Четверг, 16.04.2015, 19:31
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 8
выводы о сущности сновидения: 1. Для понимания детских сновидений не требуется анализ и использование нашей техники. Не надо и расспрашивать ребенка. Сновидение является реакцией душевной жизни во сне на впечатление дня. ребенок в состоянии во сне переживать полноценные душевные акты, тогда как взрослый довольствуется в том же случае судорожными реакциями. У нас есть также все основания предполагать, что сон ребенка лучше и глубже. 3. Эти сновидения лишены искажения, Явное и скрытое сновидение совпадают. Итак, искажение сновидения не есть проявление его сущности. Но частицу искажения сновидения признаем и за этими сновидениями. 4. Детское сновидение является реакцией на переживание дня, которое оставило сожаление, тоску, неисполненное желание. Сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение этого желания. Мы подтверждаем происхождение сновидений от раздражений. почему-то мы с самого начала забыли, что, кроме физических, есть еще и душевные раздражения, нарушающие сон. эти волнения больше всего вызывают нарушение сна у взрослого человека, мешая установить душевное состояние засыпания, падения интереса к миру. Человеку не хочется прерывать жизнь, он продолжает работу над занимающими его вещами и поэтому не спит. Для ребенка таким мешающим спать раздражением является неисполненное желание, на которое он реагирует сновидением. 5. Отсюда мы кратчайшим путем приходим к объяснению функции сновидения. Сновидение, будучи реакцией на психическое раздражение, должно быть равнозначно освобождению от этого раздражения, так что оно устраняется, а сон может продолжаться. сновидение является не нарушителем сна, как это ему приписывается, а оберегает его, устраняет нарушения сна. Правда, нам кажется, что мы лучше спали бы, если бы не было сновидения, но мы не правы; в действительности без помощи сновидения мы вообще бы не спали. Ему мы обязаны, что проспали хотя бы и так. 6. сновидение побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания. Нарушенной тенденцией может быть желание спать. Нарушающая тенденция - психическим раздражением, сновидение является результатом компромисса. Спишь, но переживаешь устранение желания; удовлетворяешь желание и продолжаешь спать. И то и другое отчасти осуществляется, отчасти нет. сны наяву действительно являются исполнением желаний, честолюбивых и эротических, которые нам хорошо известны, но они мысленные, и хотя живо представляются, но никогда не переживаются галлюцинаторно.
если переживание в сновидении является «ночным сном наяву», то мы уже понимаем, что процесс образования сновидения может устранить ночное раздражение и принести удовлетворение, потому что и сны наяву являются деятельностью, связанной с удовлетворением, и ведь только из за этого им и отдаются. Функция сновидения как стража сна, его возникновение из двух конкурирующих тенденций, из которых одна остается постоянной — желание сна, а другая стремится удовлетворить психическое раздражение; доказательство, что сновидение является осмысленным психическим актом; обе его характерные черты: исполнение желания и галлюцинаторное переживание. класс неискаженных сновидений, Это те, которые вызываются императивными потребностями тела: голодом, жаждой, сексуальной потребностью, т. е. являются исполнением желаний как реакции на внутренние соматические раздражения. Тому, кто испытывает жажду, легко может присниться, что он пьет. невозможно удовлетворить сильную потребность в еде или питье при помощи сновидения; от таких сновидений просыпаешься с чувством жажды и напиваешься воды по-настоящему. Достижение сновидения в этом случае практически незначительно, но не менее очевидно, что оно возникло с целью не допустить раздражение, заставляющее проснуться и действовать. При незначительной силе этих потребностей сны, приносящие удовлетворение, часто вполне помогают. удовлетворение в сновидении с поллюциями может быть реальным, все сновидения взрослых, кроме удовлетворения потребности содержат многое другое, что происходит из чисто психических источников раздражения и нуждается в толковании. известны также короткие и ясные сновидения , причина которых не в желании, они возникают под воздействием определенных доминирующих ситуаций, кто-то готовится к путешествию, важной для него выставке, докладу, визиту и видит заранее во сне исполнение ожидаемого, т. е. ночью еще до настоящего события достигает цели, как правильно понял художник возникновение сновидения по доминирующей ситуации. Это «Сновидение узника», содержание которого не что иное, как его освобождение. Примечательно, что освобождение должно осуществиться через окно, потому что через окно проникает световое раздражение, от которого узник просыпается. Во всех других сновидениях, кроме детских, инфантильных и явно открытых, искажение воздвигает на нашем пути преграды. искажение надо устранить, явное содержание заменить скрытым. мы не знаем, какому психическому раздражению они обязаны своим происхождением.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#9 | Четверг, 16.04.2015, 19:31
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 9
Сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения. Искажение сновидения — это то, что нам кажется в нем странным и непонятным. Мы хотим многое узнать о нем: во-первых, откуда оно берется, его динамизм, во-вторых, что оно делает и, наконец, как оно это делает. Мы можем также сказать, что искажение сновидения — это продукт работы сновидения. Мы хотим описать работу сновидения и указать на действующие при этом силы. Везде, где в явном сновидении есть пропуски, в них виновата цензура сновидения. там, где элемент сновидения вспоминается особенно слабо, неопределенно и с сомнением там цензура, где что-то смягченное, приблизительное, намекающее. смещение акцента является главным средством искажения сновидения и придает сновидению ту странность. Пропуск, модификация, перегруппировка материала — таковы действия цензуры сновидения и средства его искажения. То, что при толковании проявляется как сопротивление, теперь в работе сновидения выступает его цензурой. сила цензуры не исчерпывается внесением в сновидение искажения и после этого не угасает, она как постоянно действующая сила продолжает существовать, стремясь сохранить искажение. внесенное цензурой искажение в одном и том же сновидении различно для каждого элемента. отдельные скрытые элементы полностью отсутствуют, другие более или менее модифицированы, а третьи остались без изменений и даже, может быть, усилены в явном содержании сновидения. тенденции, против которых направлена цензура сновидения, достойны осуждения, неприличны в этическом, эстетическом, социальном отношении, это явления, о которых не смеют думать или думают только с отвращением. например, проявление безграничного и беспощадного эгоизма. «Я» выбирает свои объекты и охотнее всего именно запретные. жену другого, инцест, безудержная ненависть. Желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям — не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой. Такая низость не имеет отношения к сущности сновидения. сновидения, в которых нет искажения, удовлетворяют оправданные желания и насущные физические потребности. они могут выполнять свою функцию, не оскорбляя этических и эстетических тенденций Я. . . что причина искажения сновидения с одной стороны, неприемлемость для цензуры желания, с другой — завышенная строгость цензуры. Поэтому у молодой, строго воспитанной, щепетильной девушки неумолимая цензура исказит побуждения сновидения, которые, например, мы, врачи, считаем дозволенными, безобидными либидозными желаниями и которые она сама десять лет спустя сочтет такими же.
видевшие сон решительнейшим образом и с полным основанием отвергают желания, которые мы им приписываем благодаря нашему толкованию. они чувствуют в себе как раз противоположное тому желанию, которое приписывает им толкование, и могут доказать нам преобладание этого противоположного своим образом жизни.
довод, что просто невероятно, чтобы в конституции человека столько места занимало зло. старое изречение Платона, что добрыми являются те, которые довольствуются сновидениями о том, что злые делают в действительности. Мы подчеркиваем злое в человеке только потому, что другие отрицают его, отчего душевная жизнь человека становится хотя не лучше, но непонятнее.
искажение сновидения является следствием цензуры, которая осуществляется признанными тенденциями Я против неприличных побуждений, шевелящихся в нас ночью во время сна. Правда, почему ночью и откуда берутся эти недостойные желания, в этом еще много непонятного, что предстоит исследовать. Желания сновидения, которые нарушают наш сон, нам неизвестны, мы узнаем о них только из толкования сновидений; их можно поэтому назвать бессознательными в данное время в указанном выше смысле. Мы готовы предположить, что в душевной жизни есть процессы, тенденции, о которых человек вообще ничего не знает, очень давно ничего не знает, возможно, никогда ничего не знал. Благодаря этому бессознательное получает для нас новый смысл; понятие «в данное время» или «временно» исчезает из его сущности, оно может также означать длительно бессознательное, а не только «скрытое на данное время».
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#10 | Четверг, 16.04.2015, 19:33
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 10
Когда видишь, что никакая настойчивость не помогает пациенту найти ассоциации, свои объяснения, то в конце концов убеждаешься, что нежелательная случайность регулярно повторяется при определенных элементах сновидения, и тогда начинаешь видеть новую закономерность там, где сначала предполагал только несостоятельность техники. Это постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом мы называем символическим, сам элемент сновидения символом бессознательной мысли сновидения. 4 вида таких отношений: части от целого, намека образного представления. символическое отношение Если знать принятые символы сновидений и к тому же личность видевшего сон, условия, в которых он живет, и полученные им до сновидения впечатления, то часто мы оказываемся в состоянии без затруднений истолковать сновидение, перевести его сразу же. Символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой. вам придется толковать сновидения не только хорошо знакомых людей, что обычно вы не будете знать событий дня, которые являются побудителями сновидений, и что мысли, приходящие в голову анализируемого, как раз и дадут вам знание того, что называется психической ситуацией. Не все выступает в сновидении как символ. сновидение выражает в символах только определенные элементы скрытых мыслей сновидения. обусловленность символического отношения нам еще не совсем ясна. Может быть, указания для его выяснения обнаружатся в дальнейшем. Число предметов, изображаемых в сновидении символически, невелико. Человеческое тело в целом, родители, дети, братья и сестры, рождение, смерть, нагота и еще немногое. человек - дом, Родители – короли + чувство почтения, детям, братьям и сестрам - маленькие звереныши, паразиты. Рождение – вода. Умирание – отъезд. смерть — различными неясными, как бы нерешительными намеками,
чрезвычайно богата символикой область сексуальной жизни. Обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны. всех возмущает, когда огромное разнообразие картин во сне толкуется одинаково, но с этим ничего не поделаешь. Типичным изображением онанизма является скольжение и скатывание, а также срывание ветки. Особенно примечателен символ выпадения или вырывания зуба. Прежде всего, он означает кастрацию в наказание за онанизм. При этом возможны всякие случайности, противоречащие нашим ожиданиям. Некоторые символы могут употребляться в бисексуальном значении. Дикие звери означают грубые желания, страсти… неужели я действительно живу среди сексуальных символов? Неужели все предметы, которые меня окружают, платья, которые я надеваю, вещи, которые беру в руки, всегда сексуальные символы и ничто другое? Во-первых, мы поставлены перед фактом, что в распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает в состоянии бодрствования. знание символики не осознается видевшим сон, оно относится к его бессознательной духовной жизни. речь идет о бессознательных знаниях, о логических отношениях, отношениях сравнения между различными объектами, вследствие которых одно постоянно может замещаться другим. Эти сравнения не возникают каждый раз заново, они уже заложены готовыми, завершены раз и навсегда; это вытекает из их сходства у различных лиц, сходства даже, по видимому, несмотря на различие языков. Разнообразные параллели из других областей по большей части неизвестны видевшему сон; да и мы лишь с трудом отыскивали их. Во вторых, такая же символика используется в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии. даже нецелесообразно приступать к рассмотрению всей этой проблемы исходя из сновидения. Многие употребительные в других областях символы в сновидениях не встречаются или встречаются лишь очень редко, некоторые из символов сновидений встречаются не во всех других областях, а только в той или иной. Возникает впечатление, что перед нами какой-то древний, но утраченный способ выражения, от которого в разных областях сохранилось разное, одно только здесь, другое только там, третье в слегка измененной форме в нескольких областях. В третьих, вам должно было броситься в глаза, что символика в других указанных областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений. Не нашли ли исходно сексуально значимые символы позднее другое применение и не связан ли с этим известный переход от символического изображения к другому его виду? сексуальные потребности принимали самое непосредственное участие в возникновении и дальнейшем развитии языка. я вам еще не сказал, при каких обстоятельствах мы можем глубже всего заглянуть в тот предполагаемый «основной язык», из какой области узнать о нем больше всего. Областью этой является невротика, материалом — симптомы и другие невротические проявления, для объяснения и лечения которых и был создан психоанализ. символика является вторым и независимым фактором искажения сновидения наряду с цензурой.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#11 | Четверг, 16.04.2015, 19:34
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 11
та работа, которая переводит скрытое сновидение в явное, называется работой сновидения. Работа, проделываемая в обратном направлении, которая имеет целью от явного сновидения добраться до скрытого, является нашей работой толкования. искажение сновидения нужно устранить посредством нашей работы толкования. сгущение это факт, что явное сновидение содержит меньше, чем скрытое, т. е. является своего рода сокращенным переводом последнего. 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое. вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо — Г. Конечно, благодаря такому смешиванию особенно подчеркивается что то общее для всех четырех лиц. совпадения в скрытом материале замещаются сгущениями в явном сновидении. И вот с противоположностями работа сновидения поступает точно так же, как с совпадениями, выражая их с особым предпочтением одним и тем же явным элементом. Один элемент в явном сновидении, который способен быть противоположностью, может, таким образом, означать себя самого, а также свою противоположность или иметь оба значения; только по общему смыслу можно решить, какой перевод выбрать. С этим связан тот факт, что в сновидении нельзя найти изображения слова «нет», по крайней мере недвусмысленного. Работа сновидения стремится сгустить две различные мысли таким образом, чтобы найти многозначное слово, в котором обе мысли могут соединиться, подобно тому, как это делается в остроте. сгущение хочется объяснить механическими и экономическими факторами; однако приходится принимать в расчет и цензуру. Следствием сгущения является то, что один явный элемент соответствует одновременно нескольким скрытым, и наоборот, один скрытый элемент может участвовать в нескольких явных. При толковании сновидения оказывается также, что ассоциативные мысли к отдельному явному элементу не всегда приходят по порядку. Часто приходится ждать, пока все сновидение не будет истолковано. работа сновидения совершает очень необычную по форме транскрипцию мыслей сновидения — не перевод слова за словом или знака за знаком и не выбор по определенному правилу, но нечто другое и более сложное. смещение оно целиком является делом цензуры сновидения. во-первых в том, что какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т. е. намеком, а во вторых в том, что психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр, и оно кажется странным. При мышлении в бодрствующем состоянии намек должен быть легко понятным, И юмор часто пользуется намеком. Но он сохраняет понятность; острота лишилась бы всего своего действия, если бы нельзя было без труда проделать обратный путь от намека к собственному содержанию. Но намек смещения в сновидении связан с замещаемым элементом самыми отдаленными отношениями и поэтому непонятен, а если его разъяснить, то толкование производит впечатление неудачной остроты или насильственно притянутой за волосы, принужденной интерпретации. Цензура только тогда достигает своей цели, когда ей удается полностью затемнить обратный путь от намека к собственному содержанию. в деревне был кузнец, который совершил преступление….
превращении мыслей в зрительные образы кое-что появляется в явном сновидении как мысль или знание; зрительные образы являются не единственной формой мысли. Однако они все-таки являются существенным фактором в образовании сновидения; представьте себе, что вы взяли на себя задачу заменить статью газеты рядом иллюстраций, т. е. вернуться от буквенного шрифта к письму рисунками. Людей, предметы, вы замените иллюстрациями. Абстрактные слова вы попытаетесь, заменить другими словами, которые можно представить изображениями. Вы вспомните, что большинство абстрактных слов являются потускневшими конкретными и воспользуетесь первоначальным конкретным значением этих слов. Например, изобразить «обладание объектом» в виде сидящего человека. Так же поступает и работа сновидения, например, «нарушение брачной верности», показывает или каким-то разрывом, или, к примеру, переломом ноги. Слова, показывающие логические отношения «потому что, поэтому, но» и т. д., пропадут при переводе в рисунки. И вы будете намекать, более тонко и образно выражать определенные недоступные изображению отношения. Точно так же работе сновидения удается выразить что-то из содержания скрытых мыслей сновидения в ясности или неясности, в разделении сновидения на несколько фрагментов и т. п. короткое вступительное сновидение часто относится к последующему подробному основному сновидению как введение или мотивировка; придаточное предложение в мыслях сновидения замещается в явном сновидении сменой включенных в него сцен и т. д. Таким образом, форма сновидений не является незначительной и сама требует толкования. Несколько сновидений одной ночи часто имеют одно и то же значение и указывают на усилия как-нибудь лучше справиться с нарастающим раздражением. Даже в одном сновидении особенно трудный элемент может быть изображен несколькими символами. бессмыслица и абсурдность сновидений обозначают мысль «это бессмысленно». Если бывают сомнения и неуверенность в каких-то моментах сна , то это не вполне удавшиеся попытки уничтожения этих элементов. архаические черты встречаются отношения между двумя лицами, как в «перевернутом мире». В сновидении заяц нередко стреляет в охотника. Далее, встречаются изменения в порядке следования событий, так что то, что является предшествующей причиной, в сновидении ставится после вытекающего из нее следствия. Все происходит как при постановке пьесы плохой труппой, когда сначала падает герой, а потом из за кулис раздается выстрел, который его убивает. выражение противоположностей одним явным элементом. обратный порядок элементов, так что при толковании, последний элемент нужно поставить на первое место, а первый — на последнее. входить или падать в воду означает то же самое, что и выходить из воды, а именно рождать или рождаться скрытые мысли переводятся в чувственные образы по большей части зрительного характера. Наши мысли как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материалом и предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать, образы воспоминания о таковых. Только позднее с ними связываются слова, а затем и мысли. чувства – впечатления – образы воспоминания о них – мысли вторичная обработка Не следует объяснять одну часть явного сновидения другой, как будто сновидение связно составлено Его, скорее, можно сравнить с искусственным мрамором брекчией, составленным из различных кусков камня при помощи цементирующего средства так, что получающиеся узоры не соответствуют первоначальным составным частям. вторичная обработка старается составить из ближайших результатов работы сновидения более или менее гармоничное целое. материал располагается зачастую совершенно не в соответствии со смыслом. С другой стороны, нельзя переоценивать работу сновидения, слишком ей доверять. Ее деятельность исчерпывается перечисленными результатами; больше чем сгустить, сместить, наглядно изобразить и подвергнуть целое вторичной обработке, она не может сделать. выражения суждений, критики, удивления, заключения, — это не результаты работы сновидения, но это по большей части — фрагменты скрытых мыслей сновидения, более или менее модифицированных и приспособленных к контексту. речи в сновидении являются подражаниями и составлены из речей, которые видевший сон слышал или сам произносил в тот день, когда видел сон, кажущиеся вычисления, как вычисления они совершенно бессмысленны, и истоки вычислений опять-таки находятся в скрытых мыслях сновидения.
«Сновидением» можно назвать не что иное, как результат работы сновидения, т.е. форму, в которую скрытые мысли переводятся благодаря работе сновидения. Работа сновидения — процесс совершенно своеобразного характера, до сих пор в душевной жизни не было известно ничего подобного. Такие сгущения, смещения, регрессивные превращения мыслей в образы являются новыми объектами, познание которых уже достаточно вознаграждает усилия психоанализа. По работе сновидения вы можете понять, какие связи открываются между психоаналитическими исследованиями и развитием языка и мышления. Механизмы образования сновидений являются прототипом способа возникновения невротических симптомов.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#12 | Четверг, 16.04.2015, 19:35
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 12
|
Статус: нет меня
|
|
|
Луна
|
#13 | Пятница, 17.04.2015, 07:34
|
Повелитель буйных
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Прекрасная тема! Фрейд лечил без лекарств!
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#14 | Пятница, 17.04.2015, 10:13
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Луна! Я здесь размещу свои конспекты лекций по психоанализу.
Как известно, Фрейд - самая звучащая фамилия в психиатрии. Спроси любого человека - какого он знает психиатра - пожалуй, что максимальное количество людей во-первых назовут Фрейда.
Когда мой сын заболел 6 лет назад, мы были предоставлены сами себе нашей доблестной медициной. Что-то надо было делать - куда-то двигаться. Куда?
В моей голове прозвучал звонок - Фрейд - и я начала его читать.
Это не означает, что Фрейд - лучший, что я его выделяю, что считаю психоанализ спасением. Теперь уже я прикоснулась к проблеме, теперь все видится иначе.
психоанализ сам по себе - наши проблемы сами по себе.
Но справедливости ради я размещу эти конспекты здесь.
Основная моя работа заключалась в том, чтобы сократить и облегчить язык. У Фрейда очень длинные мудреные предложения. Я их превращала в простые.
Поэтому мой труд здесь полезен тем, кто хочет все же составить представление о Фрейде и о психоанализе.
Сейчас я на чужом компе, когда будет время и нужный комп, доложу лекции.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#15 | Понедельник, 20.04.2015, 08:02
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Лекция 12 сильно искаженные сновидения преимущественно, но опять таки не исключительно, выражают сексуальные желания. приведены примеры толкований Лекция 13 Скрытые мысли — это известные нам сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования; новый способ их выражения непонятен нам, он возвращается к тем состояниям нашего интеллектуального развития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символическому отношению. Способ выражения работы сновидения мы назвали поэтому архаическим или регрессивным. работа сновидения возвращает нас, во-первых, в детство, во-вторых, в доисторическое время человеческого вида, поскольку каждый в своем детстве вкратце повторяет все развитие человека. Возможно, нам удастся различить, какая часть скрытых душевных процессов откуда происходит. символическое отношение, которому никогда не учился отдельный человек, имеет основание считаться филогенетическим наследием. странная амнезия детства: я имею в виду, что первые годы жизни до пятого, шестого или восьмого года не оставляют в памяти следов, как более поздние переживания. вторая странная особенность: сохранившиеся детские воспоминания часто настолько банальны и сами по себе незначительны, что мы только удивляемся, почему именно эта деталь избежала забвения. я пришел к выводу, что все-таки в воспоминаниях у ребенка остается только важное. Лишь благодаря уже знакомым вам процессам сгущения и особенно смещения это важное в воспоминании представляется другим, что кажется неважным. Эти детские воспоминания я назвал покрывающими воспоминаниями, путем основательного анализа из них можно извлечь все забытое. При лечении возникает задача заполнить пробел в детских воспоминаниях. Эти впечатления никогда по-настоящему не забываются, они были только недоступными, скрытыми, принадлежали к бессознательному. Но они всплывают из бессознательного, и происходит это в связи со сновидениями. Оказывается, что жизнь во сне умеет находить доступ к этим скрытым инфантильным переживаниям. когда мы толковали сон как наличие у человека какого-то скверного желания, он постоянно задавал вопрос, откуда у него берется такое желание, так как он воспринимает его как чуждое и осознает противоположное ему. Нам нечего стесняться указаний на их происхождение. Эти злобные желания происходят из прошлого, часто из очень недалекого. это преодоленное желание, как доказано, является побудителем сновидения. Вы скажете: если, например, желание смерти даже имелось когда то и подтверждается воспоминанием, то это желание ведь давно преодолено, сегодня оно может существовать в бессознательном только как воспоминание, лишенное сильного проявления чувства. Зачем же сновидение вообще о нем напоминает? Об этом, наверное в лекциях 16-33 будет ответ. желания устранения мы в большинстве случаев можем объяснить неограниченным эгоизмом. Всякий раз, когда кто-нибудь встает у нас на пути сновидение тут же готово его убить, будь то отец, мать, кто то из братьев и сестер. мы открываем период индивидуального прошлого, когда такой эгоизм и такие желания даже против самых близких совсем неудивительны. Именно таков ребенок в те первые годы, которые позднее окутываются амнезией. Ребенок, прежде всего, любит самого себя и только позднее учится любить других, жертвовать частицей своего Я ради других. Даже лиц, которых он, кажется, любит с самого начала, он любит только потому, что нуждается в них, не может без них обойтись, так что опять-таки из эгоистических мотивов. Только позднее чувство любви делается независимым от этого эгоизма. Он фактически на эгоизме научился любви. Своих братьев и сестер маленький ребенок не всегда любит, часто же явно не любит. Несомненно, что он ненавидит в них конкурентов. Вероятно, нет ни одной детской без ожесточенных конфликтов между ее обитателями. Мотивами являются борьба за любовь родителей, за обладание общими вещами, за место в комнате. Враждебные чувства направляются как против более старших, так и против более младших братьев и сестер. Кажется, Бернард Шоу высказал мысль: «Если есть кто то, кого молодая английская дама ненавидит больше, чем свою мать, то это ее старшая сестра». Дочь находит в матери силу, которая ограничивает ее волю. отец закрывает сыну доступ к проявлению собственной воли, к преждевременному сексуальному наслаждению и к пользованию общесемейным достоянием там, где оно имеется. Менее опасным представляется отношение между отцом и дочерью, матерью и сыном. Эдипов комплекс может быть также более или менее сильно выражен, может сам претерпеть противоположное выражение, но он постоянный и очень значительный фактор душевной жизни ребенка, и возникает опасность скорее недооценить его влияние и обусловленное им развитие, чем переоценить его. исключенный из жизни Эдипов комплекс предоставляется поэзии, как бы передается в ее полное распоряжение. надеюсь, что будет найдено объяснение происхождения другой части запретных желаний сновидений, чрезмерных сексуальных чувств. Таким образом, у нас возникает стремление изучать развитие детской сексуальной жизни. у ребенка с самого начала имеется богатая сексуальная жизнь, которая во многом отличается от той, которую позднее принято считать нормальной. ограничения не существуют с самого начала, а создаются лишь постепенно в ходе развития и воспитания. Маленький ребенок свободен от них. Он еще не знает страшной пропасти между человеком и животным; Сначала у него нет отвращения к экскрементам, он узнает о нем постепенно под давлением воспитания; он не придает особого значения различию полов. он направляет свои первые сексуальные влечения и свое любопытство на самых близких и по разным причинам самых любимых лиц — родителей, братьев и сестер, ухаживающих за ним людей и, наконец, у него обнаруживается то, что он получает удовольствие не только от задевания половых органов, но что многие другие участки тела обладают той же чувствительностью. Таким образом, ребенок может быть назван «полиморфно извращенным». воспитание сразу же энергично подавляет все сексуальные проявления ребенка. Это подавление переходит, так сказать, в теорию, когда взрослые стараются не замечать какую-то часть детских сексуальных проявлений и лишить сексуальной природы путем перетолкования другую ее часть, пока они затем не начинают отрицать все. Часто это те же люди, которые только в детской негодуют из-за всех сексуальных дурных привычек детей, а затем за письменным столом защищают сексуальную чистоту тех же детей. Там, где дети предоставлены самим себе или были соблазнены, они часто обнаруживают довольно значительные извращения. ребенка нельзя судить ни судом нравственности, ни по закону, но ведь эти вещи существуют. многое нам открывается в детской сексуальной жизни, а вместе с тем и в сексуальной жизни человека вообще. Среди этих запретных желаний особого упоминания заслуживают еще инцест. душевная жизнь детей со всеми своими особенностями, эгоизмом, инцестуозным выбором объекта любви и т. д. еще продолжает существовать в бессознательном, и сновидение каждую ночь возвращает нас на эту инфантильную ступень. Таким образом, подтверждается, что бессознательное душевной жизни есть инфантильное. Странно неприятное впечатление, что в человеке так много злого, начинает ослабевать. Сновидение, спустившись на эту ступень, создает впечатление, будто оно раскрывает в нас это злое. Но это всего лишь заблуждение, которое нас так пугало. Мы не так уж злы, как можно было предположить после толкования сновидений. регрессия работы сновидения переводит в примитивную форму выражения наши мысли и вновь оживляет все характерные черты нашей примитивной душевной жизни, прежнее всемогущество Я, первоначальные проявления сексуальной жизни, даже древнее достояние нашего интеллекта, если символическое отношение можно признать за таковое. Влияние остатков дневных впечатлений благодаря присоединяющемуся бессознательному является, по-видимому, условием регрессии. бессознательное — это особая душевная область со своими собственными желаниями, собственным способом выражения и свойственными ему душевными механизмами, которые иначе не действуют. Но скрытые мысли, о которых мы узнали благодаря толкованию сновидений, все-таки не из этой области; они, скорее, такие, какими могли бы быть и в состоянии бодрствования. И все же они бессознательны; как разрешается это противоречие? Мы начинаем подозревать, что здесь следует произвести подразделение. что вынуждает психическую деятельность во время сна на такую регрессию? Почему она не справляется с нарушающими сон психическими раздражениями без последней? для чего ей служит возрождение давних, теперь преодоленных душевных движений, желаний и характерных черт? удовлетворяющий нас ответ заключался бы в том, что только таким образом может образоваться сновидение, что иначе невозможно динамически снять раздражение во сне. Но пока мы не вправе давать такой ответ.
|
Статус: нет меня
|
|
|