ДЕРЕВО ИМЕНИ САНТА-КЛАУСАСамая популярная в мире датская елка -- вовсе не елка
Для начала немного истории: первая елка в Дании появилась в 1808 году -- именно тогда на датском острове Зеландия, в поместье графини Вильгельмины Гольштейн зажглись свечи на рождественском деревце ее маленькой дочери. Заимствованный из Германии обычай распространялся, однако, небыстро: понадобилось полвека, чтобы елка прижилась сперва в домах горожан, а с началом ХХ века окончательно зазеленела по всему королевству.
То есть традиции меньше ста лет. Впрочем, времени этого датчанам хватило, чтобы не только приучиться украшать свои дома елками, но и с выгодой для себя развить идею дальше. К началу 1970-х годов датская елочная индустрия оформилась в одну из доходных статей национального бизнеса, а страна приобрела славу крупнейшего европейского экспортера. Ежегодно в Дании выращивается до 12 миллионов деревьев, из которых свыше 80% расходятся по всему миру. При этом товар идет нарасхват не только в далеких краях, но и у выращивающих собственные елки соседей -- немцев, норвежцев и шведов: рождественские деревца из Дании завоевали симпатии покупателей не только ценами, но главное -- качеством.
Так вот, здесь следует пояснить: то, что миру известно, как датская елка -- во-первых, совсем не елка, а во-вторых -- даже не датская.
Прославленное скандинавское деревце на самом деле не что иное как кавказская пихта или, как ее еще называют, пихта Нордманна. Abies Nordmanniana произрастает в горах Кавказа и Турции и в природных условиях достигает высоты 50 м. Растет она быстро, отличается ветро- и морозоустойчивостью, и если не срубать дерево к Рождеству, проживет и полтысячи лет.
Датский продукт -- это культивированная версия кавказской пихты. Датская елка (будем все-таки называть ее так) идеальна для промышленного выращивания, в комнатных условиях держится долго. И, не забыть сказать, вдобавок еще и не колется.
До промышленного рывка 1970-х традиционным рождественским деревом в Дании была красная, или обыкновенная ель. Разводят ее и сейчас, но в незначительных количествах -- покупатель обходит стороной колючее растение, иголки которого начинают осыпаться уже через трое суток пребывания в теплом помещении.
Елочная отрасль -- серьезный бизнес, которым занимаются из поколения в поколение. За годы селекционной работы у датских фермеров накоплены свои производственные секреты, которыми они, понятное дело, стараются не делиться. Однако общие принципы известны: в течение 7--10-летнего периода саженцы опрыскивают химикатами против сорняков и вредителей, вдобавок в почву вносятся дозированными пропорциями удобрения, которые и придают деревьям темно-зеленый глянец, так нравящийся покупателям. При этом практически повсеместно в стране выращивают породу Nordmann, которая в мировом елочном ранжире значит точно то же, что марка «роллс-ройс» в автомобилестроении.
После того как елка срублена, на макушку «пристреливается» цветная бирка -- паспорт деревца. Цветовая палитра варьируется от белой для елочек высотой 75 см и стоимостью от 5 евро до оранжевой этикетки у трехметровых красавиц отпускной ценой в 25 евро. Монохромные бирки -- сорт высший, бирки двуцветные -- это уже второй сорт, ну а елки без паспортов (категория «супермаркет») идут третьим сортом, но и стоят дешевле -- в среднем 5 -- 10 евро.
Все чаще елки теперь разводят на пустошах, но основная продукция по-прежнему поставляется из лесопитомников. И хотя леса в Дании частные, владельцы их имеют право выращивать рождественские деревца в объеме, не превышающем 10% лесного массива: агропродукция потребляет пестициды и химические удобрения в таком количестве, что создает реальную угрозу подземным водам. Экологи предостерегают: заблуждение считать датские елки натуральным продуктом -- просто никто не знает, сколько раз проходятся по рядам хвойных саженцев опрыскиватели с химикатами. При всем при том очевидно, что рентабельность производства держится именно на них -- иначе елочной отрасли просто не выжить.
Об этой проблеме говорится из года в год, и датские природоохранные организации настоятельно советуют потребителю покупать экологические деревья. Такие продаются тоже -- но пока в незначительном количестве. Экологические елки очень дороги, более разновысотны и игольчатость у них неравномерна -- точь-в-точь как у кавказских собратьев.
Тем не менее для особо сознательных покупателей на предрождественский рынок в этом году выброшен сорт деревьев Nordmann Original, с особой красной этикеткой «Подарок природы». Революционный метод их выращивания способен пролить бальзам на душу «зеленых»: на елочные плантации запускают овечьи отары, объедающие сорняки. Способ, надо сказать, очень хлопотный -- овец приходится перегонять с места на место, вдобавок за санитарами леса нужен глаз да глаз: когда кончается основное «блюдо», прожорливые животные принимаются за саженцы. По этим причинам агнцами в борьбе против сорняков пользуется только 5% самых продвинутых производителей.
Вообще же говоря, отрасль сегодня переживает не самые лучшие времена: цены на хвойную продукцию равно как и инвестиции в их производство падают -- прогнозируется, что в течение нескольких лет елочный бизнес в Дании может сократиться наполовину. Вдобавок с принятием в Евросоюз новых стран у местных работников прибавилось конкурентов -- поляков и прибалтов, готовых трудиться на здешних плантациях за куда меньшие деньги, чем их датские коллеги по рабочему классу.
Впрочем, вся эта закулиса мало волнует покупателя, которому к Рождеству нужно то самое чудо -- пышная, блестящая датская елочка. И он ее за свои деньги, ясное дело, получит.