Котя_007
|
#346 | Вторник, 13.05.2025, 17:16
|
Автор темы
Грампластинка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Опасность подстерегает того, кто начинает читать православные книги, увлекается ими, но ошибается в применении прочтённого к своей собственной жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов (которого вместе со святителем Феофаном Затворником можно назвать путеводной звездой для нынешнего века) написал книгу под заглавием «Приношение современному монашеству»: к его словам должен прислушаться каждый православный нашего времени. Он предостерегает неопытных читателей от излишнего увлечения примерами из жизни святых отцов и подвижников: иначе, пишет он, «несбыточная мечта о совершенстве» затмит, заслонит собой скромные задачи повседневной христианской жизни (глава 10).
Это крайне распространённый недуг. Мы думаем об отшельническом подвиге, а рядом, прямо перед носом, кто-то попал в беду, но чтобы помочь – это в голову не приходит. Или же «с позиции возвышенного христианства» начинаем поносить других, забывая о христианской любви и доброте, без которых всей нашей «возвышенности» грош цена. Необходимо научиться на опыте как применять святоотеческое учение и само Святое Писание к нашему уровню и практическим обстоятельствам.
Духовная жизнь – не теория, не алгоритм. Всё, что мы узнаём в Православии, должно войти, врасти в нашу жизнь. Бывает, мы читаем об исихазме и Иисусовой молитве, с усердием произносим её, – и остаёмся по-прежнему слепыми к своим собственным страстям и глухими к нуждам ближнего, а ведь это надо было надёжно усвоить прежде чем приступать к исихазму. Каждый должен читать книги по своим силам и уровню подготовки (те, что я перечислил выше, подходят для начинающих), читать без фантазий, со смирением, с ясным сознанием того, насколько мы сильно подвержены влиянию мира и насколько далеки от христианского совершенства.
иеромонах Серафим (Роуз)
|
Статус: нет меня
|
|
|
Котя_007
|
#347 | Четверг, 05.06.2025, 15:20
|
Автор темы
Грампластинка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Не всякое добро угодно Богу, а только сделанное правильно, с рассуждением: как говорят – “в разуме". Например, можно поститься – но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовителя пищи; можно поститься – но осуждать непостящихся, поститься – и гордиться или тщеславиться постом, поститься – от мертвого мяса, а есть – «живое»: языком обижать или осуждать ближнего. Можно также терпеть болезнь или скорбь – но роптать на Бога или людей, жаловаться на свою участь, раздражаться, обижаться. Можно исповедоваться в грехах – но утаить грех, или не простить обидчика, или не иметь веры, что тебе грехи простятся, оправдывать себя, не сокрушаться о грехах и не иметь намерения исправить свою жизнь. Можно молиться, но без участия сердца, или рассеянно, или с леностью, или поспешно, или дремать при этом. Такие "добрые дела" бывают неугодны Господу, так как делаются без рассудительности. Духовную же мудрость можно приобрести: 1) через вопрошания и беседы со старцами и духовниками, то есть с духовно мудрыми отцами; 2) через чтение священных книг, особенно святоотеческих и старческих; 3) через посещение храма Божия, где проповедуется Божие слово.
Прп. Симеон (Желнин)
|
Статус: нет меня
|
|
|