pcixi.ru
Творческое объединение шизофреников
Лечение шизофрении творчеством и общением на pcixi.ru

  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Форум » Психология и психотерапия » Психотерапия » Когнитивная терапия депрессии (по книге Бека и др.)
Когнитивная терапия депрессии
Красавица #16 | Понедельник, 13.04.2015, 20:40
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Подготовьте пациента к терапии.
Подготовка: 1) пациент должен понимать принципы когнитивного подхода; 2) пациент должен быть готов к временным ухудшениям своего состояния в процессе терапии.
Терапевт готовит пациента к терапии главным образом в течение первых двух сессий: представляет план терапии. Объясняет пациенту, что такое "автоматические мысли" и какая связь существует между мыслями и чувствами.
Терапевт. Чувства человека зависят от того, как он истолковывает события. Приведу вам пример. Недавно одна моя пациентка рассказала мне о мыслях, посещавших ее в начале терапии. Она ревностно следила за тем, во сколько я начинаю сессию. Если я опаздывал хотя бы на несколько минут, она думала: "Он не хочет видеть меня" и эта мысль расстраивала ее. Если я начинал сессию чуть раньше назначенного времени, она говорила себе: "Должно быть, мои дела совсем плохи, если он готов потратить на меня лишнее время", и ее охватывала тревога. В тех случаях, когда я начинал сессию строго по расписанию, у нее возникала мысль: "У него тут настоящий конвейер. Я для него всего-навсего очередной пациент". И она чувствовала раздражение. Как видите, в какое бы время я ни начинал сессию, она истолковывала это исключительно негативным образом, и испытывала отрицательные эмоции. Пациентка позже сумела понять взаимосвязь между своими мыслями и чувствами. Научившись идентифицировать свои мысли и сообщать о них, она осознала их иррациональность. Теперь, когда у нее возникали подобные мысли, она могла самостоятельно корректировать их, и это привело к исчезновению отрицательных эмоций.
В процессе терапии терапевт постоянно обращает внимание пациента на то, как мысль связана с чувством. Если пациент заявляет: "Я чувствую себя ужасно", когнитивный терапевт спросит: "О чем вы сейчас думаете?" Если пациент записывает в своем дневнике, что, выполняя то или иное домашнее задание, он чувствовал себя "угнетенным" или "подавленным", терапевт просит его рассказать, какие мысли предшествовали этим неприятным чувствам.
Пациент получал брошюру "Как победить депрессию". Ему предлагалось прочесть брошюру, подчеркивая те места, которые вызовут вопросы или покажутся особенно важными. В сущности, это предложение есть не что иное, как первое домашнее задание.
Пациенты получали видеофильм, разъясняющий цели и особенности когнитивного под-хода. Можно также показать пациенту видеозапись его собственного интервью, чтобы продемонстрировать связь между вербализованной идеей и последующей эмоциональной ре-акцией.
Очень важно выяснить ожидания пациента в связи с терапией. Некоторые пациенты рассчитывают на чудо и затем испытывают горькое разочарование. Другие не верят в возможность исцеления. Они негативно интерпретируют даже малейшие обострения симптомов.
Терапевт должен объяснить пациенту, что депрессия характеризуется естественными подъемами и спадами интенсивности. Например, после нескольких "светлых" дней у человека может резко ухудшиться настроение. У многих пациентов даже после нескольких недель терапии не отмечается сколько-нибудь заметных улучшений. И терапевт, и пациент, рассчитывая на успех, тем не менее должны быть готовы спокойно встретить обострения симптомов и рецидивы депрессии.
Статус: нет меня
 
Нео #17 | Понедельник, 13.04.2015, 21:11
Буйный пони
На вязках
Юзер-бар +
Если психолог или терапевт будет обьяснять больному депрессией так же долго и непонятно как обьясняется тут, то больной удавится собственными шнурками не выходя из кабинета)).
Сорри Ляйсан. Тема класная. Но читать её невозможно.
Фактически психология и психотерапия сейчас это лженауки. Точнее, как и вся медицина является тупо бизнесом. Какая задача бизнеса? Зацепить клиента и сдоить его по полной.
Применимо к медицине это звучит так : Задача современной медицины сделать из больного хронического больного. И сказал это не я, а доктор!
Вы знаете что в америке и других странах люди ходят годами к психологу? При этом платят хорошие деньги. То есть их делают хрониками! Поэтому в этой статье написано всё туманно и нет чёткого обьяснения что и как делать.
Сорри, просто не терплю такие псевдо обучающие статьи. Притензии не к тебе Ляйсан! Я как раз пытаюсь открыть тебе глаза, чтоб ты понимала что и как. Хочешь сделаем подетальный обзор темы?
Статус: нет меня
 
Нео #18 | Понедельник, 13.04.2015, 21:23
Буйный пони
На вязках
Юзер-бар +
Если выделить основное, то тема о том, что надо менять больному мышление. Но фактически не только мышление, а и чувствование, чувства! Как?
В случае с депресивными больными, как я там гдето писал, надо сделать ему ещё хуже! Конечно вывести его за город, раздеть избить и бросить в озеро не получится. А жаль)). Но внушить ему такое вполне можно. К примеру, создать ему невыносимые условия на приёме. Очередь, ругань, пьяный врач отморозок, и тд и тд. А потом обьяснить что это всё понарошку! И организовать ему шикарный приём! Тогда его чувства изменятся. Както так вобщем. А затем уже можно менять ему мышление, используя разные техники.
Статус: нет меня
 
Красавица #19 | Понедельник, 13.04.2015, 21:42
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Нео!
Да, тяжело идет книга и медленно. Пытаюсь облегчить текст, но все же своевольно не пишу. Авторские слова. Хотя я все же много терминов заменила обычными словами.

Но появляется понимание, что такое когнитивная ПТ.

И это ведь я даже до середины не дошла. Может появятся конкретные техники, будет читаемей.

Тут еще надежда на то, что если не больной, то родственник возьмется, освоит, хотя бы какие-то элементы будет применять.

Что делать - надо начинать ориентироваться в этом море предложений. И уж если идешь к когнитивному ПТ, то заранее представлять, НА ЧТО идешь.

А в Америке люди годами ходят - часто это психоанализ - последователи Фрейда и иже с ним. Там длительная работа.

Наши есть методики отечественные все же не такие долгосрочные.
Статус: нет меня
 
Нео #20 | Понедельник, 13.04.2015, 22:16
Буйный пони
На вязках
Юзер-бар +
Длительная малопродуктивная работа это не ко мне. Я в таких случаях бросаю всё не взирая на последствия. Не путать с длительной, тяжелой, практически невыполнимой работой, но обещающей в будущем шикарный результат.
Даль нет времени у меня заняться вплотную психологией, психотерапией и тд. Магия важнее. Это я так, думаю ненадолго заскочил. Записная книжка полная системами магических тренировок. Надо только чуток доработать и запустить их. Они сами будут работать! Мозаика всё ближе к центру. Скоро думаю запуск. Пружины взведены. Этот форум тоже такая пружина. Ангелы ремонтники шпарят не хило)).
Сорри что пишу этот бред, но думаю скоро вам прийдётся столкнуться с этим вплотную. А это так, небольшая подготовка предупреждение. Чтоб не было шока.
Статус: нет меня
 
Красавица #21 | Суббота, 18.04.2015, 07:25
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Объясните пациенту план терапии.
Основные цели: а) по возможности быстрое смягчение депрессивной симптоматики, б) предотвращение рецидивов.
пациент должен научиться: а) идентифицировать и модифицировать свои дисфункцио-нальные мысли и поведение, б) распознавать и корректировать когнитивные паттерны, ко-торые приводят к дисфункциональному мышлению и поведению.
Подразумеваются рост чувства удовлетворенности и чувства благополучия.
Депрессию ослабляет решение частных проблем пациента. Важно научить пациента логическому подходу к проблемам и вооружить его различными техниками. Иными словами - помочь пациенту выработать определенные умения, а не просто нейтрализовать его страдания.
Аналогичный подход используется в поведенческой терапии при лечении ожирения, где общей целью, казалось бы, является снижение веса. Однако терапевт нацелен не столько на снижение веса, сколько на изменение установок и поведения, приводящих к ожирению.
Долгосрочная цель когнитивной терапии - это облегчение процесса психологического со-зревания, что предполагает оттачивание приобретенных умений и выработку более объективного отношения к действительности. Кроме того, оно включает в себя оттачивание навыков межличностного общения и усвоение более эффективных методов приспособления к сложным и разнообразным ситуациям.
Статус: нет меня
 
Красавица #22 | Суббота, 18.04.2015, 07:25
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Повестка дня
Должны быть конкретные и точные цели. К примеру, терапевт может сказать: "Итак, сна-чала мы займемся автоматическими мыслями, которые посещали вас на этой неделе, и посмотрим, как можно урезонить их".
В повестку дня необходимо включить неразрешенные вопросы из предыдущей сессии.
Неожиданно обнаруженная острая проблема требует безотлагательного рассмотрения.
Обнаружить их помогает заполненный пациентом "Протокол дисфукциональных мыслей" и ежедневник, в котором пациент отмечает, чем он занимался и какие мысли его посещали в течение дня.
Статус: нет меня
 
Красавица #23 | Суббота, 18.04.2015, 07:26
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Формулируйте и проверяйте гипотезы.
Создание точной модели мышления пациента.
Терапевт выдвигает гипотезы – на чем основано поведение пациента, проверяет правильность своих предположений, вносит в них коррективы, отбраковывает ошибочные и выдвигает новые гипотезы. Когда он достаточно уверен в гипотезе, он сообщает ее. Впоследствии пациент проверяет эти гипотезы в повседневной жизни, как если бы он проводил эксперимент.
Конкретные вопросы лучше помогают обрисовать проблемы пациента.
Вместо того, чтобы спросить: "Интересно, о чем вы думали в тот момент?" лучше спросить: "Постарайтесь вспомнить, какие именно слова или образы возникали у вас в голове, когда происходило это событие".
Например, если пациент постоянно думает о том, как к нему относятся окружающие, терапевт может выдвинуть следующую общую гипотезу:
"Вы тратите массу времени, гадая, как окружающие люди относятся к вам. Практически все ваше внимание сосредоточено на том, любят вас или нет. Даже события, никак не связанные с этим вопросом, например поведение кассира в супермаркете, вы воспринимаете сквозь призму данного вопроса. Скажите, это наблюдение соответствует фактам?"
В данном случае терапевт может представить пациенту несколько частных гипотез и предложить способы их проверки.
Гипотеза 1: "Встречаясь с каким-либо человеком, вы автоматически думаете: "Я нравлюсь/не нравлюсь ему"". Проверка: "Понаблюдайте, как часто вы гадаете о реакции окружающих на вас".
Гипотеза 2: "Поскольку вы сейчас переживаете депрессию, большинство ваших ожиданий и интерпретаций имеют негативную окраску". Проверка: "Посчитайте, сколько раз за день вы ожидали неприятностей или истолковывали негативным образом какое-либо событие".
Гипотеза 3: "Вы склонны усматривать оценочные компоненты (особенно негативные) в реакции окружающих даже в тех случаях, когда у окружающих нет никаких оснований оценивать вас или думать о вас". Проверка: "После каждой встречи спросите себя: а) "Не чувствую ли я себя обиженным или отвергнутым?" б) "Говорит ли что-либо за то, что этот человек обратил на меня внимание?" в) "Если он заметил меня, что в его поведении может свидетельствовать о более чем нейтральной реакции?"
Гипотезы - это всего-навсего формализованные догадки. Объективны наблюдения пациента и результаты "экспериментальных" проверок.
Если выдвинутые гипотезы получат подтверждение, это позволит терапевту сформулировать базовые ("безмолвные") посылки, из которых исходит пациент. В данном примере эти посылки пациента могут звучать так: 1) "Невозможно быть счастливым, если тебя кто-то не любит"; 2) "Чтобы хорошо относиться к себе, нужно, чтобы к тебе хорошо относились другие".
Статус: нет меня
 
Красавица #24 | Суббота, 18.04.2015, 07:27
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Обратная связь с пациентом
Например, одна пациентка чуть не расплакалась, когда терапевт объяснил ей, чем вызвана ее негативная самооценка. Она сказала: "Я пришла к вам, чувствуя себя подавленной. А вы заявляете, что у меня еще и нарушено мышление".
Механизм обратной связи оговаривается на первой же сессии. Терапевт может обратиться к пациенту с такими словами.
"Теперь, когда мы обсудили ваши отрицательные эмоции и негативные мысли, я должен вам сказать, что подобного рода негативные реакции с вашей стороны возможны и в ходе терапии. Может случиться, что какие-то мои слова или действия покажутся вам обидными или оскорбительными. Ваше восприятие может быть как верным, так и ошибочным. Единственный способ проверить правильность ваших реакций - это сообщить мне о них. В конце каждой встречи мы будем обсуждать вашу реакцию на состоявшуюся сессию, и ваша задача - сообщать мне обо всем, что смущало или расстраивало вас, о любых неприятных эмоциях, которые вы испытали во время интервью."
Постепенно пациент усваивает эту модель взаимоотношений. Ниже приведены наиболее типичные когнитивные реакции пациентов на терапевта.
1. "Вы не любите меня".
2. "Я худший из ваших пациентов".
3. "Вы не в состоянии помочь мне".
4. "Вы хотите избавиться от меня".
5. "Вы не хотите слушать о моих проблемах".
6. "Вы хотите упрятать меня в больницу, лечить электрошоком и т. п.".
7. "Я вам надоел".
8. "Вы не понимаете меня".
9. "Вы думаете не обо мне, а том, чтобы опробовать на мне ваши приемы".
10. "Вы так ведете себя, будто лучше меня знаете, что я чувствую".
11. "Вы постоянно навязываете мне свое мнение".
Полезно поинтересоваться мнением пациента о прошлой сессии, о домашнем задании.
Неожиданно изменившееся выражение лица, навернувшиеся на глаза слезы, изменения голоса - эти и другие реакции могут служить сигналом к тому, чтобы тактично спросить у пациента, о чем он думает в данный момент.
Пациент может, например, заявить: "Мне кажется, вы слишком много говорите и не даете мне возможности высказаться". Терапевт должен честно признать свою ошибку и предложить: «В следующий раз, когда я слишком много говорю, пожалуйста, не постесняйтесь прервать меня или подайте мне какой-нибудь сигнал, например махните рукой".
Статус: нет меня
 
Красавица #25 | Суббота, 18.04.2015, 07:29
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Суммируйте услышанное
Терапевт подытоживает услышанное: перечисляет основные темы, которые ему удалось проследить в рассказе пациента. Он периодически предлагает пациенту пересказать своими словами услышанное. Версия пациента часто существенно отличается от того, что говорилось!
Три момента суммирования:
1) в начале интервью, когда определяется повестка дня, терапевт перечисляет, какие ос-новные вопросы подлежат обсуждению;
2) в середине интервью терапевт подводит промежуточные итоги;
3) в конце сессии терапевт суммирует, о чем говорили и к каким выводам они пришли с пациентом, - или он может попросить об этом пациента.
Пациенты одобряют подытоживание, отмечают, что это сближает.
Родственники и друзья
Задействуя близких пациента, и заручившись их поддержкой, терапевт тем самым ней-трализует возможность антитерапевтичных форм поведения с их стороны, например: чрезмер-ная опека, контрпродуктивные предложения, ворчание и т.п. Интервью со значимыми для пациента людьми позволяет обнаружить проблемы в отношениях. Возможен вывод о необходимости "семейной терапии".
Статус: нет меня
 
Красавица #26 | Суббота, 18.04.2015, 07:30
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Как начать интервью

Нижеприведенная запись показывает, каким образом терапевт может начать первое ин-тервью.
Терапевт. Что вы чувствовали сегодня, когда шли сюда?
Пациент. Я ужасно нервничал.
Т. У вас были какие-нибудь мысли обо мне или предстоящей терапии?
П. Я боялся, вы подумаете, что я не подхожу для вашей терапии.
Т. Какие еще мысли и чувства посещали вас?
П. По правде говоря, я чувствовал некоторую безысходность. Понимаете, я ведь побывал уже у стольких терапевтов, а моя депрессия все равно со мной.
Т. Скажите, сейчас, сидя здесь и разговаривая со мной, вы по-прежнему думаете, что я откажу вам в лечении?
П. Ну, не знаю... А вы не откажете?
Т. Нет, разумеется, нет. Но на примере этой вашей идеи можно проследить, как негатив-ные ожидания заставляют вас испытывать тревогу... Как вы чувствуете себя сейчас, когда знаете, что ошиблись в своих ожиданиях?
П. Я уже не так нервничаю, как раньше. Но меня все равно не отпускает страх. Я боюсь, что вы не сможете помочь мне.
Т. Думаю, чуть позже мы вернемся к этому вашему чувству и посмотрим, по-прежнему ли вы испытываете его. В любом случае я думаю, что нам удалось проследить одну важную закономерность. Мы установили, что негативные идеи рождают у человека неприятные чувства - в вашем случае тревогу и чувство безысходности... Как вы чувствуете себя сейчас?
П. (немного расслабившись). Получше.
Т. Хорошо... А теперь постарайтесь, по возможности кратко, сформулировать, в чем я должен помочь вам.
Статус: нет меня
 
Красавица #27 | Суббота, 18.04.2015, 07:31
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Поиск информации.

Мы стараемся получить как можно больше информации о пациенте еще до проведения первого интервью. Используем ряд опросников.
Когда пациент совершенно не осведомлен в вопросах психологии, полезно разъяснить, что такое депрессия и когнитивная терапия.
Например: "В ходе первых наших встреч мы с вами должны определить, какие проблемы и трудности вы испытываете, и опробуем некоторые способы их преодоления, которые, надеюсь, принесут вам облегчение. Мы должны выяснить, как вы реагируете на те или иные ситуации и как эти ваши реакции влияют на ваше самочувствие. Многие используемые нами процедуры станут вам понятнее, когда вы попробуете выполнить их. Есть ли у вас вопросы?"
Терапевт старается сделать лечение как можно более понятным для пациента. Помогают брошюры, видеофильмы о когнитивной терапии, видеозаписи его собственного, пациента, ин-тервью – видна связь между идеей, словами и эмоциями.
Объем информации, которую можно получить от пациента, практически безграничен, однако количество времени невелико. На практике терапевт извлекает максимальную пользу из малого объема данных. Терапевт должен определить центральные проблемы пациента и предложить примерный план лечения.
Терапевт стремится облегчить состояние пациента к концу первой же сессии.
Статус: нет меня
 
Красавица #28 | Суббота, 18.04.2015, 07:31
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Диагностика
Депрессия - это "многоликое" расстройство; она может быть "улыбчивой", может маскироваться под органическое заболевание. Наоборот, органические нарушения, в свою очередь, могут выглядеть, как депрессии.
Терапевт. Расскажите, что именно в вашем эмоциональном состоянии беспокоит вас?
Пациент. Я все время подавлен... Мне нужно сделать одну работу... Я встаю пораньше, а потом слоняюсь целый день, не в силах заставить себя сесть за бумаги...
Обратите внимание - терапевт не спешит задать следующий вопрос. Только получив достаточно информации, он переходит к очередному вопросу.
Терапевт. Что это за работа?
Пациент. Доклад по археологии... Я аспирант.
Т. Что еще беспокоит вас?
П. У меня портится настроение всякий раз, когда мне нужно позвонить девушке и договориться о свидании... Это такая проблема для меня.
Т. Вы когда-нибудь были женаты?
П. Нет, но я жил с девушкой... Мы разошлись три месяца назад.
Т. Ваша депрессия как-то связана с этим разрывом?
П. Думаю, да. Меня это так расстроило, что я даже вернулся жить к родителям... Хотя я терпеть не могу жить с ними.
Как видите, не только симптомы болезни, но стрессогенные факторы, уровень образования и домашняя ситуация пациента попали во внимание.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Суббота, 18.04.2015, 08:26
Статус: нет меня
 
Красавица #29 | Суббота, 18.04.2015, 11:04
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Центральная жалоба
Наиболее типичные жалобы депрессивных пациентов.
1. "У меня разрушается мозг. Поэтому я хочу умереть". ---- На самом деле пациент испытывал трудности с концентрацией внимания.
2. "Я хочу развестись с мужем". ---- Она видела в своем муже только недостатки, да и те сильно преувеличивались ею. Она утратила былые привязанность и любовь ко всем своим близким, считала, что навсегда разлюбила мужа. На самом деле в здоровом состоянии она чувствовала себя вполне счастливой с супругом.
3. "У меня нет чувств". Мы уже указывали, что депрессивные пациенты часто жалуются на утрату позитивных чувств - любви, радости, удовольствия, чувства юмора... Описывая свое состояние, некоторые пациенты говорят, что ощущают себя "зомби" или "недочеловеком". Недостаток аффективных реакций расценивается ими не как симптом депрессии, а как свидетельство необратимых личностных изменений.
4. "Я не могу справиться со своими проблемами". --- Пациентка преувеличивала степень тяжести проблем и одновременно с этим недооценивала свои силы. Пациентка избегала проблемных ситуаций, что, в свою очередь, питало ее негативную самооценку.
5. "Я плохой (плохая)". ---- Пациентка усмотрела в имевшихся у нее симптомах депрессии (заторможенность, трудности с концентрацией внимания, утрата любви к близким) свидетельство того, что она "ленивая эгоистка, которая думает только о себе".
6. "Жизнь бессмысленна". Подобные заявления могут указывать на наличие суицидальных мыслей.
Наиболее эффективный путь облегчить страдания человека - это определить круг проблем пациента и сразу же предложить ему возможные способы их решения.
"Успешный опыт" – например опыт объективного анализа проблемы - способен повысить уверенность пациента в собственных силах.
Статус: нет меня
 
Красавица #30 | Суббота, 18.04.2015, 11:05
Автор темы
из Мухосранска
Поступившие в отделение
Юзер-бар +
Симптом-мишень

Симптом-мишень - это любой компонент депрессии, вызывающий страдания у пациента.
1. Аффективные симптомы: печаль, тоска, отсутствие удовлетворения, апатия, утрата привязанности к близким, тревога.
2. Мотивационные: желание убежать от жизни (обычно с помощью суицида); бегство от "проблем" и повседневных дел.
3. Когнитивные: трудности с концентрацией внимания, нарушения памяти, когнитивные искажения, связанные с неправильной обработкой информации.
4. Поведенческие: пассивность, отчуждение от людей, заторможенность, ажитация.
5. Физиологические или вегетативные: нарушения сна, аппетита.
Терапевт (с помощью пациента) определяет, какие конкретно симптомы должны стать мишенью терапевтического вмешательства.
1. Какие симптомы причиняют наибольшие страдания пациенту?
2. Какие из наблюдаемых симптомов являются наиболее "податливыми"?
Техники терапевтического вмешательства а) воздействие на поведение пациента, а именно вовлечение пациента в какую-либо деятельность; б) изменение мышления пациента.
Фокус внимания может быть на решении внешних проблем, с которыми пациент сталки-вается дома, в школе или на работе. Нередко эти проблемы бывают вызваны утратой, например разрывом отношений с близким человеком, невозможностью добиться желаемой цели. Терапевт помогает пациенту пересмотреть его отношение к тем или иным вещам, обсуждает с ним возможные пути преодоления трудной ситуации и способы противостояния стрессам.
Статус: нет меня
 
Форум » Психология и психотерапия » Психотерапия » Когнитивная терапия депрессии (по книге Бека и др.)
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:

[ Новые сообщения на форуме ]



Форма входа
Логин:
Пароль: