Когнитивная терапия депрессии
|
|
Ляйсан
|
#31 | Суббота, 18.04.2015, 11:05
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Обратная связь с пациентом.
Обычно пациенту бывает приятно, когда терапевт точно резюмирует его слова. Во-первых, это дает ему ощущение, что он понят, а во-вторых, он видит, что ситуация, казавшаяся ему запутанной и безвыходной, может быть разбита на ряд частных проблем, которые вполне поддаются решению. Вот что ответила пациентка на резюме терапевта: "Теперь я понимаю, что замечала только дурное в поведении Джонни. Меня так мучила мысль, что он вырастет плохим человеком, и я так злилась на него, что даже не пыталась выяс-нить, что же там на самом деле произошло. Мне нужно поговорить и с учителем, и с самим Джонни... Если я правильно поняла, вы советуете мне перестать ругать мужа, когда он поздно приходит домой. Да, я думаю нужно начать с этого, а потом, возможно, я смогу прямо спросить его о причинах. Пока же мне надо попытаться выбраться из депрессии." Если терапевт чувствует, что они с пациентом "топчутся на месте", он должен поинтересоваться, о чем думает пациент. При таких расспросах может выясниться, что пациент неправильно истолковал или не до конца понял какие-то заявления терапевта. Поручив пациенту какое-то задание, терапевт может спросить: "Как вам это задание? Хо-телось бы вам попробовать выполнить его или оно кажется вам обременительным?" Только предоставив пациенту возможность выбора, терапевт вправе рассчитывать на искренний ответ.
|
Статус: тута я
|
|
|
Ляйсан
|
#32 | Суббота, 18.04.2015, 11:07
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 6. Сессия за сессией
В этой главе описан конкретный случай. Глубоко депрессивной пациентке потребовалось 22 сессии, и весь курс терапии занял 14 недель (дважды в неделю в течение 8 недель; раз в неделю в течение 6 недель). О динамике состояния пациентки свидетельствуют ее показатели по Шкале депрессии Бека (BDI). История болезни. Сведения о пациенте.
Пациентка X., 36 лет, домохозяйка, имеет двоих сыновей (14 и 9 лет) и дочь (7 лет). Заму-жем 15 лет. Мужу 37 лет, работает менеджером по сбыту в автомобильной компании. Пациентка охарактеризовала его как "надежного" и "любящего" человека. Себя пациентка называет "ничтожеством", считает, что из нее "не вышло ни хорошей матери, ни нормальной жены". Пациентке кажется, что она не любит мужа и детей и является "обузой" для них; она призналась, что у нее неоднократно возникали мысли о самоубийстве. Диагностическое обследование
Ранее пациентке был поставлен диагноз "тяжелая депрессия и личностные проблемы". Из-за склонности к самобичеванию и развившегося чувства безысходности пациентка была направлена на когнитивную терапию. Ранее проводившееся лечение (6 сессий семейной терапии и 17-недельный курс фармакотерапии) принесли временное облегчение, длившееся 19 недель. Терапевт подтвердил диагноз "депрессия". Показатели пациентки по шкалам депрессии Бека и Гамильтона составили соответственно 41 и 23 балла - оба показателя свидетельствуют о тяжелой депрессии.
|
Статус: тута я
|
|
|
Ляйсан
|
#33 | Суббота, 18.04.2015, 11:10
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Сессия за сессией Сессия 1 (BDI = 41) План сессии (повестка дня) - Рассмотреть симптомы депрессии. - Оценить степень суицидального риска. - Обсудить, как влияет мышление на поведение человека, со ссылкой на брошюру "Как победить депрессию". - Выяснить уровень активности пациентки. Пациентка пришла на первую сессию с чувством, что находится "на грани срыва". Особенно сильно ее беспокоил тот факт, что она утратила былую любовь к мужу и детям. Ее посещали мысли о самоубийстве, однако после прочтения брошюры "Как победить депрессию", в которой, по словам пациентки, был описан "прямо-таки ее случай", она обрела некоторую надежду. Пациентка ругала себя за "эгоизм" и "детское" поведение. Пациентка боялась, что муж отвернется от нее, так как она не приносит никакой пользы, занимаясь только "ерундовой" работой по дому. В ходе сессии она признала, что постоянная самокритика негативно сказывается на ее самочувствии, заметила при этом: "Правда всегда неприятна". Терапевт объяснил пациентке, что она переживает депрессию и что ее негативные реакции могут быть одним из проявлений болезни. Домашнее задание - Вести дневник, отмечая в нем все действия и занятия в течение дня. - Заполнить опросник MMPI (для оценки уровня психопатологии). - Заполнить "Автобиографический опросник". Сессия 2 (BDI = 43) План - Рассмотреть симптомы депрессии. - Просмотреть записи, сделанные пациенткой в дневнике, с целью выявления возможных упущений и искажений. - Используя конкретные примеры, продемонстрировать пациентке взаимосвязь между мышлением, поведением и аффектом. Пациентка со слезами на глазах заявила, что ее брак "наверняка закончится разводом". Она рассказала терапевту, как однажды муж, заметив позитивные сдвиги в ее настроении, при-гласил ее в кино. Она отказалась, сказав, что "не заслуживает развлечений", а потом еще и пеняла мужу за "транжирство". Пациентку удивляло, почему муж "не чувствует", как сильно он и дети раздражают ее. Она полагала, что эта "бесчувственность" свидетельствует о его безразличии к ней ("и я не виню его за это"), и на основании этого пришла к выводу о неизбежности развода. Терапевт указал пациентке на ее выборочную невнимательность к фактам (в частности, к факту приглашения в кино), опровергающим сделанные ею заключения. Эта реплика как будто произвела некоторое впечатление на пациентку. Домашнее задание - Продолжить заполнение дневника, оценивая при этом, насколько успешно удалось справиться с теми или иными делами и/или насколько приятными были эти дела. - Составить список проблем, которые могли вызвать или усугубить депрессию. Сессия 3 (BDI = 38) План - Просмотреть записи пациентки. - Продолжить выявление мыслей, связанных с негативными эмоциями. Судя по записям в дневнике, утренние часы пациентка посвящала работе по дому, а после полудня либо смотрела мыльные оперы, либо плакала. Она ругала себя, повторяя, что от нее "нет никакого проку", что она не делает "ничего полезного". Пациентка пожаловалась, что дети не слушаются ее. По ее словам, ей стоило огромных трудов поднять утром старшего сына с постели. Было очевидно, что последняя проблема вызвана нежеланием пациентки передать сыну хотя бы часть ответственности за собственное поведение. После обсуждения с терапевтом пациентка согласилась, что ей следует отказаться от привычки будить сына по утрам. Было решено, что она скажет сыну о введении "нового правила", о том, что отныне каждый в их семье будет сам решать, во сколько ему вставать. В числе других проблем значились недостаток психологической близости с мужем и не-способность закончить начатое дело. Поскольку, судя по записям в дневнике, пациентка оставалась достаточно деятельной в течение дня, что свидетельствовало о вполне приемлемом уровне мотивации, терапевтические усилия были направлены на изменение когнитивных паттернов. Домашнее задание - Пациентке было поручено записать содержание мыслей, возникающих у нее в периоды печали, тревоги, гнева и "апатии". Сессия 4 (BDI = 31) План - Обсудить с пациенткой, какие мысли ведут к негативному аффекту. За три дня пациентка описала 12 неприятных ситуаций, когда она испытывала тоску, гнев или чувство вины. В большинстве случаев речь шла о ее стычках с детьми, после которых у нее возникали мысли о том, что она "никудышная" мать. Она наказывала детей за любую шалость, пытаясь таким образом предотвратить критику со стороны мужа, родственников и знакомых, но, с другой стороны, она тратила массу времени и сил на то, чтобы удовлетворить их запросы и требования. Ее мысли вращались вокруг того, что ей "нужно" сделать по дому. Она старалась быть деятельной, желая порадовать мужа, хотя и считала, что "не заслуживает" его доброго отношения. Терапевт сумел пошатнуть самокритичную установку пациентки. Он сказал, что вместо того, чтобы обвинять себя в некомпетентности, ей следует разнообразить свой арсенал воспитательных мер. Пациентка встретила это предложение скептично, однако после обсуждения выказала некоторую заинтересованность. Домашнее задание - Продолжать записывать мысли, стараясь при этом корректировать негативные интерпретации событий. Избегать уничижительных ярлыков, таких как "никудышная мать" или "эгоистка", поскольку они не проясняют, а напротив, маскируют проблему. - Оценить по 10-балльной шкале, насколько ей самой, без оглядки на ожидания терапевта или мужа, хочется делать ту или иную работу по дому. Сессия 5 (BDI = 36) План - Обсудить с пациенткой содержание ее мыслей и выявить повторяющиеся или общие темы. Все мысли пациентки вращались вокруг того, что она не выполняет свои "супружеские обязанности". Круг этих "обязанностей" был широк - от уборки по дому до интимной близости с мужем. Пациентка была убеждена, что муж непременно бросит ее, если она не "расправится" со своей депрессией. Терапевт объяснил, что мгновенная "расправа" невозможна, что только доскональное исследование собственного мышления и тщательный самоанализ помогут ей преодолеть депрессию. Любопытно, что это замечание терапевта вызвало явное облегчение у пациентки. В глубине души она "знала", что не может переродиться за ночь, но в угоду ожиданиям мужа предъявляла повышенные требования к себе. В ходе этой сессии пациентка пожаловалась на нарушения сна (ей было трудно заснуть по вечерам). По-видимому, эти нарушения явились результатом того, что пациентка постоянно ругала себя за отсутствие сексуального влечения и "утрату любви" к мужу. Домашнее задание - "Кровать - для сна". Если не удается заснуть в течение 15 минут, встать и заняться чем-нибудь, дабы отвлечься от неприятных мыслей. - Продолжать записывать мысли. Перечислить свои обязанности. Сессия 6 (BDI = 29); Сессия 7 (BDI = 26); Сессия 8 (BDI = 26) План - Обсудить с пациенткой ее мысли, а также требования, которые она предъявляет к самой себе. - Продемонстрировать разницу между "должно" и "хочу". В ходе этих трех сессий терапевт пытался выяснить, какие требования пациентка предъявляет к самой себе. На прошлых сессиях пациентка сумела понять, что ее самобичевание и чувство безысходности напрямую связаны с тем, что она постоянно сравнивает себя с идеальным образом матери, жены, человека. Пациентка перебирала в уме все некогда совершенные ею ошибки, игнорируя при этом свои достижения. Эта крайняя избирательность проявлялась и в том, как она воспринимала и интерпретировала поведение мужа. Терапевт побеседовал с ее мужем и выяснил, что тот неоднократно пытался выказать жене свою любовь и расположение, но тем самым только вызывал у нее слезы и чувство вины. После обсуждения конкретных фактов пациентка начала понимать, что ее негативные идеи не отражают, а извращают действительность и потому подлежат пере-осмыслению. Терапевту стоило огромных трудов подтолкнуть пациентку к постановке более или менее реалистических целей. Пациентка была склонна оперировать глобальными категориями и видела свою задачу в том, чтобы стать "хорошей матерью", "хорошей женой", не уточняя, какой смысл она вкладывает в эти понятия. Когда терапевт подвел ее к необходимости изменения поведения, в частности посоветовал, чтобы она сообщала мужу о своих желаниях, например о желании переложить на него часть домашних обязанностей, ее первой реакцией было: "Я не смогу". Однако в ходе ролевых игр она с удивлением обнаружила, что может изменить свое поведение. Первоначально она испытала удовольствие, но впоследствии, как и ожидалось, стала обесценивать свои достижения ("Подумаешь! Что в этом особенного?"). Добиваясь в очередной раз успеха, она начинала думать о других "неразрешимых" проблемах. Терапевт обратил внимание пациентки на этот "безвыигрышный" когнитивный настрой и потратил немало времени, обсуждая пораженческий характер ее мышления. Пациентка осознала в частности, что она сначала жестоко критикует себя за неумелость, а затем, добившись успеха в чем-либо, начинает ругать себя за то, что не проявляла прежде должной старательности. Осознание когнитивных ошибок привело к ослаблению депрессивной симптоматики. Ее близкие отметили, что она стала более решительной и уверенной в себе, и это наблюдение укрепило ее усилия. Обратной стороной медали явилось то, что пациентка стала испытывать тревогу, когда муж положительно оценивал происходящие с ней изменения, - факт, оставшийся без объяснения на данной стадии терапии. Домашнее задание - Выявлять когнитивные ошибки и искать альтернативные объяснения, отличные от автоматических интерпретаций. Сессия 9 (BDI = 23); Сессия 10 (BDI = 22); Сессия 11 (BDI = 30) План - Преодоление склонности к самобичеванию и выработка конструктивных подходов к проблемам. - Смещение акцента с "должна" на "хочу". Пациентка рассказала о множестве ситуаций, в которых она склонна критиковать себя. Некоторые из этих ситуаций были связаны с ее отношением к мужу и детям, другие - с выполнением ею семейных обязанностей. Например, пациентке было трудно готовить полноценные обеды для семьи и она частенько пользовалась замороженными полуфабрикатами. Если прежде она просто ругала себя за это, то теперь, сделав над собой усилие, начала готовить основные блюда и, в конце концов, добилась значительных успехов в этом деле. Предметом обсуждения стало также чрезмерно критичное отношение пациентки к приготовленным ею блюдам: во время семейных обедов она постоянно ругала себя и извинялась перед домочадцами за неудавшееся блюдо. Дети и муж обычно возражали ей ("Они пытаются меня утешить"), но подчас и сами отпускали критические замечания. Пациентка отметила, что именно во время обедов с семьей она испытывает наибольшие огорчения. По сути, это была "безвыигрышная" ситуация. В ходе терапии перед пациенткой была поставлена задача воздерживаться от самокритики и оценивать не свои способности или личностные качества, а свои старания. Терапевтические усилия были сконцентрированы также на том, чтобы побудить пациентку осознать свои собственные желания и потребности. В ходе обсуждения были проработаны такие темы, как поведение ("Им не понравится, если я дам волю своим чувствам"), умение распоряжаться своим временем ("Я обслуживаю всю семью, и никто из них не помогает мне") и планы на будущее ("Мне нравилось работать в магазине, но сейчас я вряд ли смогла бы работать там"). Из приведенных высказываний очевидно, что преодоление дисфункциональных идей потребовало значительных усилий и от терапевта, и от самой пациентки. Примечательно, что на вопрос терапевта "Какова будет ваша первая мысль, если кто-то не согласится с вашими идеями?" пациентка ответила: "Я подумаю, что я плохая и поэтому с моим мнением не считаются". Сессия 12 (BDI = 15); Сессия 13 (BDI = 20); Сессия 14 (BDI = 17); Сессия 15 (BDI = 17) План - Продолжить анализ самокритичных реакций пациентки, чтобы высветить ее базовые установки. (К этому моменту пациентка была готова более или менее объективно оценить природу своей нереалистической самооценки и других депрессивных реакций.) Пациентка поверила, что сможет контролировать свою депрессию, если преодолеет склонность к самобичеванию. Когда она смогла объективно оценивать свою домашнюю ситуацию, она поняла, что ее самокритика зачастую бывает вызвана ожиданием критики от мужа. В прошлом муж действительно нередко ругал ее, если у нее не получалось "навести чистоту" в доме или приготовить его любимое блюдо. Поэтому, чтобы предотвратить его недовольство и критику, она начинала сама критиковать себя. Пациентка никогда не говорила мужу о своих желаниях и потребностях. Она перестала называть себя "обузой" и "плохой матерью", поняв, что, навешивая на себя эти ярлыки, только усугубляет свою тоску и чувство вины. Даже когда ей удавалось соответствовать собственным ожиданиям, она не испытывала удовлетворения. По мере того как терапевт все больше концентрировался на ее ожиданиях и последствиях этих ожиданий, она начала осознавать, что многие из домашних обязанностей на самом деле противны ей и что она заслуживает похвалы, когда у нее получается справиться с ними. И заслуга ее не в том, что она делала работу, которую "должна" была делать, а в том, что соглашалась выполнять нелюбимую работу. Базовое предубеждение, из которого исходила пациентка, звучит примерно так: "Люди будут осуждать меня, если я не смогу соответствовать их ожиданиям". Поэтому она делала то, что должна была делать, ругала себя за неумелость, полагая, что и другие осуждают ее, и постоянно отказывала себе в удовольствиях, стремясь удовлетворить потребности окружающих. Пациентка начала осознавать, что растаптывает свои интересы, стараясь все время угодить близким, и задалась вопросом - что случится, если она будет руководствоваться своими желаниями, а не пресловутыми "нужно" и "дoлжно"? Ясно, что эта мысль не могла не вызвать у нее тревоги. Пациентка опасалась, например, что превратится в эгоистку, думающую только о собственных интересах. Но она уже поняла, что осознание своих желаний благотворно само по себе. Были случаи, когда она, вполне осознавая свои желания, поступалась ими и делала то, чего хотел от нее муж, находя такой компромисс весьма приятным. Домашнее задание - Составить список желаний, особенно связанных с планами на будущее. Сессия 16 (BDI = 22); Сессия 17 (BDI = 18); Сессия 18 (BDI = 12); Сессия 19 (BDI = 14) Пациентка сказала, что хотела бы подыскать себе работу на полставки, однако тут же обесценила свою идею - поведенческий паттерн, демонстрируемый ею на протяжении все четырех сессий. Когда терапевт отметил эту особенность ее поведения, она выразила удивление. Пациентка заявила, что снова чувствует себя подавленной. По ее словам, возвращение депрессии было для нее "как гром среди ясного неба". В разговоре выяснилось, что ее сомнения и тревоги обострились после визита родителей. Она заметила тогда, что ее мать слишком уж придирчиво относится к отцу, выговаривает ему за малейшую оплошность. Пациентка по обыкновению решила, что несет ответственность за судьбу и счастье отца. Она боялась, что с матерью, которую она охарактеризовала как "очень беспокойного человека", может случиться инфаркт и тогда отец "пропадет". Пациентка пришла к выводу, что обязана оберегать счастье своих близких, что означало всегда быть у них под рукой и во всем угождать. Эта реакция, несомненно, проистекала из ее стремления соответствовать ожиданиям других. Несмотря на желание работать, она уже сомневалась в правильности принятого решения, опасаясь, что муж осудит, а то и вовсе бросит ее. То был критический этап терапии, поскольку вероятность рецидива была крайне велика. Дисфункциональные установки и дезадаптивные модели поведения ("Делай то, чего от тебя ждут другие"), которые, казалось, уже были преодолены, внезапно обострились. Терапевт продемонстрировал пациентке сходные черты между ее нынешней реакцией и прошлым паттерном мышления, и пациентка с сожалением заключила, что она "опять взялась за старое". Другим чрезвычайно важным фактором, укрепившим мотивацию пациентки, явились слова ее мужа, который заявил, что "нынешняя" жена нравится ему больше "прежней". Вскоре после этой сессии пациентка подыскала работу в магазине. Она отмечала, что работа не доставляет ей особого удовольствия, но эта реакция кажется вполне естественной, если учесть не до конца разрешенные сомнения пациентки. Домашнее задание - Обсудить свои планы с мужем, отдельно оговорив, как будут поделены домашние обя-занности. Сессия 20 (BDI = 8); Сессия 21 (BDI = 6); Сессия 22 (BDI = 7) Заключительные сессии были посвящены закреплению ранее достигнутых успехов. Рас-сказанный пациенткой случай, пожалуй, лучше всего иллюстрирует произошедшие с ней изменения. Как-то раз, вернувшись домой, пациентка пожаловалась мужу, что не получает удовольствия от работы. Муж, который прежде как будто одобрял ее решение (хотя и довольно сдержанно), мгновенно отреагировал: "Не нравится - увольняйся". Таким образом, женщина оказалась перед выбором, и ее первой мыслью было последовать совету мужа. Однако в ходе терапии она усвоила, что прежде чем принимать решение, нужно проанализировать все "за" и "против". Кроме того, она знала о своей склонности машинально откликаться на запросы и требования других людей. Она проанализировала ситуацию и пришла к выводу, что ее неудовлетворенность вызвана чрезмерно высокими ожиданиями в отношении работы (а именно: работа должна быть идеальной, что оправдывало бы ее уходы из дома). Поскольку муж высказал сомнения в правильности ее решения, пациентка решила поговорить с ним. Муж признался, что чувствует себя неуютно и скучает, когда ее нет дома. В ответ на это пациентка сказала, что в ее отсутствие он мог бы спокойно заниматься своими любимыми делами, и довольно скоро муж обнаружил, что ему нравится эта "свобода". Жена позитивно отреагировала на изменения, произошедшие в его поведении, и, в конце концов, стала получать удовольствие от работы. Контрольные сессии: 1 месяц (BDI = 9); 2 месяца (BDI = 5); 3 месяца (BDI = 2) В течение контрольного периода у пациентки не наблюдалось признаков депрессии. Сама пациентка с удовлетворением отмечала, что стала более уверенной в себе. Вместе с мужем она посещала курсы для родителей. У нее возникали некоторые проблемы при общении с близкими (мужем, детьми, родителями), особенно когда те начинали предъявлять чрезмерные тр-бования. Время от времени давали знать о себе старые паттерны мышления, однако пациентка усвоила, что тщательная переоценка ситуации помогает противостоять автоматическим мыслям. На этом курс терапии закончился, если не считать контрольной сессии, состоявшейся через год.
|
Статус: тута я
|
|
|
Ляйсан
|
#34 | Суббота, 18.04.2015, 18:38
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Шкала (тест-опросник) депрессии Бека.
http://psycabi.net/testy....pressii
Я прошла тест. у меня 42 балла. Это тяжелая депрессия. Как вы можете видеть, пациентка, которая здесь описана, начала психотерапию, когда у нее был 41 балл.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Суббота, 18.04.2015, 18:41
|
|
Статус: тута я
|
|
|
Ляйсан
|
#35 | Суббота, 18.04.2015, 21:14
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
У сына тоже тяжелая депрессия. А муж отказывается пройти тест.
|
Статус: тута я
|
|
|
Ляйсан
|
#36 | Вторник, 21.04.2015, 14:27
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Глава 7. Поведенческие техники. Перед когнитивным терапевтом стоит задача восстановления уровня функционирования пациента, побудить преодолеть пассивность. Из-за бездеятельности депрессивного человека кажется, что он уже не способен выполнять функции (студента, добытчика, хозяйки дома, супруга, родителя и т.п.). Пациент уже не рассчитывает получить удовольствие от занятий. Порочный круг: бездеятельность вызывает подавленность , ослабление внимания, повышенную утомляемость, эмоциональную подавленность – они приводят к снижению самооценки. Терапевт показывает пациенту, что тот не утратил способности к нормальному функционированию, что мобилизовать ресурсы и предпринять необходимые усилия не позволяют ему только уныние и пессимизм. Для бихевиорального терапевта изменение поведения является самоцелью, тогда как в когнитивной терапии оно служит лишь средством. Конечной целью таких техник является изменение негативных установок. Поведенческие изменения не обязательно приводят к отказу от негативных идей. 36-летняя женщина перестала посещать теннисный клуб. Она "только и делала" что спала. Муж пациентки договорился о частных уроках тенниса. Пациентка нехотя отправилась на урок и там, по словам мужа, "преобразилась": ее удары были точными и меткими, реакция - проворной. Однако, невзирая на успехи, пациентка заключила, что прежние навыки "безвозвратно утрачены" и никакие уроки не помогут вернуть их. Помощь мужа была превратно истолкована ею: "Он считает, что без этих уроков я не смогу попасть по мячу". Пациентка заявила, что не получила никакого удовольствия от урока, и что она, дескать, "не заслуживает" развлечений. Поэтому применение поведенческих техник должно основываться на ясном понимании системы убеждений пациента. В данном примере старания мужа привели к обратным результатам - пациентка увидела в этой затее еще одно доказательство своей неполноценности.
|
Статус: тута я
|
|
|
Ляйсан
|
#37 | Вторник, 21.04.2015, 14:28
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Составление распорядка дня.
Пессимизм и самоуничижение особенно остры в периоды физической и социальной пассивности. Пациенты, ругая себя, в то же время оправдываются мнимой бессмысленностью социальных контактов или нежеланием быть обузой для окружающих. Пассивное существование лишний раз убеждает их в собственной ущербности. Депрессивный пациент склонен избегать комплексных заданий, испытывает трудности при их выполнении и спешит капитулировать. Такие высказывания, как "Зачем зря стараться?" или "Все бессмысленно", говорят о неверии пациента в свои силы. Терапевт может "провести эксперимент", чтобы проверить, улучшится ли настроение, ес-ли пациент займется целенаправленной деятельностью. Они совместно намечают план, и затем пациент отслеживает свои мысли и чувства во время выполнения этих заданий.
Таблица 1. План занятий на неделю для пациентки А
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
9-10 Покупка продук-тов Поход в музей Сборы 10-11 Покупка продук-тов Поход в музей Поездка к тера-певту
11-12 Сеанс у тера-певта Позвонить подруге Поход в музей Сеанс у тера-певта 12-13 Ланч Ланч Ланч в музее
13-14 Возвращение домой Уборка в гостиной Возвращение до-мой
14-15 Чтение Уборка в гостиной Стирка
15-16 Уборка спальни Чтение Стирка
16-17 Телевизор Телевизор Телевизор
17-18 Приготовление обеда Приготовление обеда Приготовление обеда 18-19 Обед с семьей Обед с семьей Обед с семьей 19-20 Уборка кухни Уборка кухни Уборка кухни
20-24 Телевизор, чте-ние, отход ко сну Звонок сестре, те-левизор, чтение, сон Рукоделие, чтение, сон Таблица 2. Заполненный ежедневник пациентки А
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 9-10 Ходила в мага-зин М3 У0 Лежала в кро-вати М0 У0 Собиралась М2 У0 10-11 Ходила в мага-зин М3 У0 Лежала в кро-вати М0 У0 11-12 Ходила в мага-зин М3 У0 Вызвала сле-саря, так как сломалась по-судомоечная машина М3 У0 Сеанс у тера-певта
12-13 Завтрак М0 У1 Завтрак М0 У0 Завтрак М0 У1
13-14 Ехала домой М0 У0 Позвонила подруге М0 У3 Стирала М4 У0 14-15 Читала У3 Смотрела те-левизор М0 У1 Стирала М4 У0
15-16 Убиралась в спальне М5 У2 Смотрела те-левизор М0 У1 Стирала М4 У0 16-17 Убиралась в спальне М5 У2 Смотрела те-левизор М0 У1 Смотрела те-левизор М0 У2 17-18 Готовила обед М4 У2 Готовила обед М3 У0 Готовила обед М2 У0 18-19 Убиралась на кухне М0 У0 Телевизор М0У0 Телевизор М0У1 19-20 Смотрела те-левизор М0У1 Телевизор М0У0 Телевизор М0У1 20-24 Смотрела те-левизор, сон М0У1 Телевизор, уборка кухни, сон М0У0 Телевизор, сон М0У1 Прежде чем приступить к составлению распорядка дня, важно довести до сведения пациента следующие принципы. 1. "Никому не удается выполнить все намеченные дела, и поэтому не нужно расстраи-ваться, если какие-то из ваших планов останутся нереализованными". 2. Выделите какое-то время для дела, запланируйте заниматься этим ежедневно, ска-жем, с 10 до 11 утра. Придерживаясь несколько дней намеченного плана, вы узнаете, сколько времени вам на самом деле требуется для этого. 3. "Важна сама по себе попытка реализации планов. Пытаясь следовать плану, вы полу-чаете информацию, которая поможет вам определить дальнейшие цели". 4. "По вечерам находите время на то, чтобы составить распорядок следующего дня. Ваши планы должны быть расписаны по часам". Техника применяется с целью наблюдения, а не с целью оценки количества и качества сделанных дел.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Вторник, 21.04.2015, 14:37
|
|
Статус: тута я
|
|
|
Ляйсан
|
#38 | Вторник, 21.04.2015, 14:38
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Ниже приведена выдержка из отчета 40-летнего депрессивного мужчины с его оценкой (0-5) степени мастерства и удовольствия.
Понедельник М У 6-7 Проснулся, лежал в постели 0 0 7-8 Одевался, умывался 0 0 8-8.30 Читал газету, пил кофе 0 0 8.30-10 Снова лег - не мог заснуть 0 0 10-12 Смотрел телевизор 0 1 12-13 Оплатил счета 0 0 15.00 Пришли друзья 0 3 15-16 Смотрели телевизор 0 0 16-17 Попробовал помыть машину 0 0 17-18 Обедал с семьей 0 1 18-19 Помогал жене мыть посуду 0 0 Основываясь на этом отчете, терапевт поставил под сомнение такое заявление пациента, как "Я ничего не делаю". Терапевт спросил: "Как вы чувствовали себя, когда лежали в постели и не могли уснуть, - лучше или хуже по сравнению с тем, когда вас навестили друзья?" Пациент с удивлением обнаружил, что его лучше, когда он общается с людьми. Настроение колеблется в течение дня и зависит от поведения человека и внешних обстоятельств. Такие идеи, как "Ничто не приносит мне облегчения" и "Я чувствую себя одинаково плохо весь день", могут измениться, например: "Иногда мне удается сделать нечто, что улучшает мое самочувствие". Даже глубоко депрессивные пациенты обычно начинают чувствовать себя лучше, занимаясь каким-нибудь делом. Регулярная оценка степени удовольствия, и человек становится более чувствительным к ощущению удовольствия и начинает чаще испытывать приятные чувства. Особо оговаривается, что пациент, занимаясь намеченными делами, будет следить за своими мыслями и записывать все возникающие у него негативные идеи.
|
Статус: тута я
|
|
|
Ляйсан
|
#39 | Вторник, 21.04.2015, 14:39
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Оценка мастерства и удовольствия. Неспособность получать удовольствие от деятельности можно объяснить следующими причинами: а) человек пытается заниматься делами, которые никогда не доставляли ему удовольствия; б) негативные идеи берут верх потенциальным чувством удовольствия; в) невнимательность к ощущению удовольствия. В первом случае терапевту надо выяснить, почему пациент не занимается приятными для него делами. Типичное объяснение: "Я не заслуживаю удовольствий, потому что не делаю ничего полезного". Но чувство удовольствия помогает человеку повысить свое настроение. Специальные опросники позволяют терапевту оценить, какие занятия способны доставить удовольствие пациенту. Терапевт просит пациента ежедневно в течение определенного периода заниматься приятным делом и отмечать все изменения в настроении. Пациент научается распознавать свои небольшие достижения и становится более внимательным к ощущению удовольствия. Эта техника позволяет преодолеть категоричность мышления пациента. Терапевт объясняет пациенту, что при оценке степени мастерства в состоянии депрессии даже маленький шажок в направлении цели следует считать достижением. Понятие удовольствия включает такие чувства, как радость, наслаждение, веселье, интерес. Один из наших пациентов отметил, что он не получил никакого удовольствия от чтения га-зет. "Мне вспомнилось, как я потерял работу. Когда читаешь эти статьи, кажется, что мир идет к краху". Точно так же пациент оценил степень своего мастерства. Он считал, что не справился с заданием (мытье машины), так как "не сумел добиться идеальной белизны и не смог заставить себя пропылесосить салон". Концентрируясь на несделанном, пациент упустил из виду то, что ему удалось сделать. Терапевт объяснил пациенту, что мышление по принципу "все или ничего" мешает ему объективно оценить свои способности и достижения.
|
Статус: тута я
|
|
|
Ляйсан
|
#40 | Вторник, 21.04.2015, 14:40
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Вот выдержка из ежедневника 38-летнего пациента. Суббота М У 8.00-9.00 Проснулся, оделся, позавтракал 1 1 9.00-12.00 Клеил обои на кухне 0 0 12.00-13.00 Обед 0 0 13.00-15.00 Смотрел телевизор 0 0 Пациент, несмотря на депрессию, сделал ремонт на кухне. Что помешало ему должным образом оценить это свое достижение? Терапевт. Почему вы не оценили как успешный опыт оклейку кухни обоями? Пациент. Потому что я плохо поклеил. Не всегда удавалось состыковать узор. Т. Кто-нибудь еще заметил эти нестыковки? П. Нет. Сосед, например, считает, что все получилось отлично. Т. А ваша жена? Она видела вашу работу? П. Да. Ей понравилось. Т. Получается, что вы замечаете только изъяны в своей работе. Скажите, разумно ли на основании нескольких крошечных дефектов полностью обесценивать свои результаты? П. Но я мог бы поклеить лучше. Т. Представьте, что кухню оклеили не вы, а сосед. Что бы вы сказали ему? П. Хм... Отличная работа!
|
Статус: тута я
|
|
|
Вериока
|
#41 | Понедельник, 27.04.2015, 13:05
|
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Терапевтический эффект медитации специалисты изучают достаточно давно, и с самых первых экспериментов было понятно, что во многих случаях медитация успешно справляется с психологическими проблемами. Неоднозначными остаются только статистические выводы: некоторые ученые утверждают, что медитация значительно полезнее лекарств, некоторые осторожно рекомендуют ее как возможную альтернативу без гарантии. По сути, точные цифры эффективности не даст ни одно исследование, поскольку такое расстройство психики, как депрессия, у каждого пациента протекает индивидуально.
Тем сложнее и подбор правильного лечения. Новую работу в изучении этого вопроса провели ученые из Университета Оксфорда. Им удалось установить, что внимательность, лежащая в основе когнитивной терапии (Mindfulness-based cognitive therapy, MBCT), помогает страдающим от депрессии столь же эффективно, сколь и традиционные антидепрессанты.
Когнитивно-поведенческая психотерапия — общее понятие одного из направлений психотерапии, исходящего из предпосылки, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т. п.) являются дисфункциональные убеждения и установки. Одним из методов MBCT является медитация — род психических упражнений, концентрирующих внимание на собственных ощущениях, внутренних образах, иногда — эмоциях или внешних предметах. Медитация может сочетаться с дыхательными и другими упражнениями. Ученые из Оксфорда изучали 424 человека, страдающих депрессией в той или иной форме. Не подвергая сомнению факт эффективности как лекарств, так и медитативных практик, исследователи сконцентрировались на показателях рецидива — возврата депрессии. Оказалось, что оба метода приводят к практически одинаковым результатам: за два года экспериментов в группе MBCT частота рецидивов составила 44%, тогда как из числа людей, лечение которых осуществлялось антидепрессантами, в прежнее психическое состояние снова погрузились 47%.
Таким образом было установлено, что хотя MBCT не более полезна, чем антидепрессанты — она может стать отличной альтернативой во многих случаях. Ученые обращают внимание на то, что при развитии тяжелой депрессии в хронических формах предпочтение лучше все-таки отдать лекарственным средствам. Однако в более слабых стадиях заболевания стоит проводить лечение на основе медитации. Она не требует финансовых вложений, как это бывает при необходимости постоянно покупать лекарства; она приносит ощутимую пользу и, наконец, не имеет побочных эффектов.
Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 千里之行,始于足下 Наш арт-журнал "Ковчег"
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#42 | Среда, 06.05.2015, 21:06
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Спасибо, Вериока. У меня сейчас кризис, я пока прекратила конспектировать книгу.
|
Статус: тута я
|
|
|
|
John_Smith
|
#44 | Воскресенье, 04.10.2015, 18:34
|
34 балла по ссылке. ПС Это более развернутый вариант тест, из которых мне повстречался. Тут больше вопросов в полтора раза (21 вместо 13). А шкала та же. ПС Я сориентировался по этому сайту, скорей представленный тест является правдоподобным
Почему вы так волнуетесь? У вас прекрасная болезнь, болезнь Пушкина.
|
Статус: нет меня
|
|
|
|