Нарушение мышления - это что такое?
|
|
Ляйсан
|
#46 | Среда, 25.02.2015, 05:32
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Я статью, которую Вериока нашла, читаю, конспектируя. если это не неправильно, потихоньку начну сюда выкладывать результаты. Она научная, так что соответственно и сложность текста.
И она начинается раньше, по другой ссылке - в нескольких журналах с продолжениями напечатана.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#47 | Среда, 25.02.2015, 05:41
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
таким цветом я буду выделять участки текста, которые я сама вписала как дополнение, либо перефразировала автора, чтобы было короче - то есть правка Ляйсан
http://test.npar.ru/journal/2009/3/10_gruhle.htm Психология шизофрении Ганс В. Груле (Гейдельберг) Вена, осень 1927 г. Существуют психиатры, сомневающиеся в необходимости попытки описания психологии шизофрении.
Одни авторы относят шизофрению к органическим заболеваниям мозга, подобно параличу. Они верят в закономерность существования шизофренического состояния мозга, хотя таковое и не было никем обнаружено.
Противник выше указанной позиции регистрирует, тщательно описывая, все психические явления, стараясь выявить в них определенный порядок.
Я лично шизофрению считаю органическим заболеванием, или же, что мне представляется более правильным, аутохтонным (самопроизвольным, не зависящим от внешних обстоятельств) (энцефалогенным) заболеванием.
Я не согласен, что это понятный психологический конфликт, как, например, бегство личности от происходящей в бессознательном борьбы влечения и «цензуры» в символику психоза.
Я намереваясь сформулировать теорию психической симптоматики шизофрении.
Вначале следует переключить внимание с содержания психических процессов на чистые функции. Сейчас неважно, считает ли больной, что на него идет воздействие по трубопроводу или через тайных агентов. Для нас важно, что у больного бред преследования. Главное – наличие бредовой идеи вообще.
Мы не советуем перечислять первичные аномальные симптомы желаний, ощущений, мыслей с точки зрения каких-то изначальных позиций, поскольку специфические первичные симптомы шизофрении вовсе не подчиняются нормальной логике.
Большинство авторов приходят к одной из двух теорий: происхождения бреда из аффекта (например, страха) или на понимание бреда как на бегство в символику. Все эти авторы не дают ответа на вопрос, почему у больного страх порождает именно бред преследования или почему стремление к самоутверждению преображается в символ мании величия. То есть первичная специфическая причина - causa movens - не выяснена.
Лично я допускаю существование первичной симптоматики, запускающей шизофренический процесс. А допуская это, я отрицаю признание «понятных» психологических мотивов. Здесь ничего не вытекает и не происходит одно из другого, не объясняется одно другим.
Здесь, при освещении общих положений психологии шизофрении предполагается, что мы уже провели тысячи исследований и делимся сделанными на их основании выводами. I. Обманы чувств.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Четверг, 26.02.2015, 23:46
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#48 | Среда, 25.02.2015, 06:15
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
I. Обманы чувств. При совершенно «истинных» обманах чувств могут быть «образы», «фигуры», но такие образы, которые находятся за пределами душевной жизни пациента. При шизофрении редко встречаются истинные зрительные галлюцинации, какие бывают при отравлениях, в наших случаях примечательно, что содержание этих галлюцинаций каким-то образом связаны с реальной жизнью. Я считаю истинными и такие галлюцинации, если эти галлюцинации возникают совершенно элементарно, с поразительной независимостью и кажутся существующими в действительности.
Подчас трудно отличить псевдогаллюцинации от истинных галлюцинаций. Если же больной говорит о внутренних картинках, то здесь речь идет о воспоминаниях или представлениях-фантазиях больного. При слуховых явлениях это нечто совсем другое. Это противоречит действительности, возможному опыту пациента – что мы можем что-то слышать, звучащее внутри нашего организма. Больные говорят иногда о голосах, звучащих в груди, животе, даже бедрах. Другие больные говорят: « Я их слышу – и не слышу», т. е. эти голоса все же иные, чем реальные. И, наконец, озвученные мысли – это, хотя и «озвученные», но все же собственные мысли пациента. Настоящие чистые слуховые галлюцинации не выражают мыслей больного, они такие же «чужие» для него, как и произнесенные другим человеком слова. Получим две группы, отличные друг от друга: группа собственных мыслей пациента и группа чужих «реально звучащих» голосов. В первой группе на одном полюсе – «это мои мысли, я их думаю»; на другом полюсе - «это не мои мысли, они мне наведены извне». Во второй группе на одном полюсе – мысли абсолютно неслышные, «не воплощенные в действительности», «это мои мысли, я их думаю, но я их не слышу»; на другом полюсе - абсолютная «воплощенность», «я четко слышу, как мне говорят мысль». Было бы очень удобно, если бы природа предлагала нам что-то одно из двух. Но она дает нам множество нюансов, расположенных между этими двумя полюсами. Как правило, содержание галлюцинаций либо индифферентное, либо мерзкое.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Четверг, 26.02.2015, 22:44
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#49 | Среда, 25.02.2015, 06:34
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Уже давно обращалось внимание на то, что галлюцинации предлагают нам только то, с чем мы сталкивались в жизни. Представить корову можно лишь,если вы ее хоть раз видели. И тут возникает интересный мало освещенный вопрос: насколько привлекается опыт больного при создании галлюцинаторного образа. Редко встречаются случаи, где создание образа крайне невелико (лучи, пятна и т.п., странные и неопределенные звуки). Бывают истинные нарушения ощущений тактильного, температурного, болевого и т.д. характера. Одного больного мучают острые шарики, другого воображаемые насекомые, третьего снежинки; [ Термин «парестезия» многозначен. Не все неприятные ощущения – это галлюцинации. ]. И если какой-нибудь толкователь знаков решит, что больной долженбыл прийти к метафоре острых шариков, и эта мысль нашла свое такое наглядное выражение, то я скажу: это не истинные тактильные галлюцинации, а псевдогаллюцинации, т.е. очень живые представления. При жалобах больного на боли в теле следует различать 1. истинные боли, 2. неверно трактуемые как боль действительные тактильные ощущения, 3. боль как галлюцинацию, 4. бредовую идею боли.
При этих парестезиях речь не идет о понятных логическим образом выводимых симптомах, не о символах желаний и вообще не о психогенных механизмах. Речь идет о первичных данностях, которые максимум можно описать при помощи метафор. Для шизофрении характерно определенное отношение больного к своим галлюцинациям. II. Шизофреническое основное настроение (нарушениеЯ-концепции)
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Пятница, 27.02.2015, 02:00
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#50 | Среда, 25.02.2015, 07:23
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
II. Шизофреническое основное настроение (нарушениеЯ-концепции) На вопрос, что же, собственно, нарушено? - формально можно так ответить: чувство Я, или осознание себя. Я-содержание процесса восприятия, представления и мышления при нормальных обстоятельствах редко осознается даже психологом. Если я что-то воспринимаю, то естественно предположить, что я «произвожу» восприятие. Но это не так. Процесс восприятия, как и процесс мышления и др., может происходить, словно на сцене: «Я воспринимаю, но я не участвую в этом» (отчуждение восприятия), «во мне думается» или «я вовсе не думаю, думается само».
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Четверг, 26.02.2015, 23:05
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#51 | Четверг, 26.02.2015, 23:05
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
II. Шизофреническое основное настроение (нарушениеЯ-концепции)
Обычно разделяют воспоминание и знание; под первым понимают моё, воспоминание называют эмоционально окрашенным, хотя правильнее было бы назвать Я-окрашенным. При подавлении «Я» следует различать срединное состояние (транс, благодать, одержимость) и феномен сделанных мыслей. В состоянии транса медиум всего лишь посредник. он становится актером помимо, а иногда и против своей воли. При «сделанных» или «отчужденных» мыслях личность, «Я» также имеет тяжелые нарушения, вплоть до паралича «Я», но больной остается самим собой. Например, совершенно нейтральная мысль, как-то: пойти ли на концерт, мысль, не содержащая ничего необычного, ощущается не своей, «сделанной». Сама по себе мысль «полностью» сохраняется, она вписывается в действительность, но в ней нет функционального момента. Ни один больной, страдающий, например, навязчивыми страхами, не скажет, что, например, страх перед жабами ему «сделала» какая-то неведомая сила. В «Я»-содержании имеется двойственность: наличие ясного сознания (в противоположность к помрачению сознания) и сознание свободы, т.е. возможности других вариантов деятельности. Например, я наблюдаю за полетом птицы… (мне понятно, что я делаю… ) Я что-то организую, предпринимаю я по своей воле могу изменить план действий… (свобода) Но оба момента не обязательно выступают вместе. В состоянии деперсонализации нарушен, расщеплен, например, аспект воли, в то время, как это странное состояние, по сообщениям многих наблюдателей, сопровождается очень ясным сознанием. Шизофренический симптом «сделанных» или «отчужденных» мыслей – это преимущественно нарушение аспекта воли «Я»: больной, несмотря на усилия, не может удержать собственные мысли, их «отчуждают», другие же ему «навязывают». При этом степень ясности сознания может быть различной. Насколько могу судить, нигде не предпринята попытка отделить «сделанность» мысли и «отчуждения» мысли от одержимости, т.е. психогенное нарушение Я-концепции от органического.
Позицию французских коллег можно так определить: мысли навязываются или отчуждаются, мысли общеизвестны (знания), мысли предопределены и т.д. – все эти феномены – особый вид высшего автоматизма, а именно: чувства отчуждения.
Подобное переживание очень неприятно для больных и беспокоит их, даже пугает, особенно вначале; больные больше не владеют своим восприятием, своими чувствами, действиями.
Они считают себя находящимися под влиянием чужой силы и веру в это влияние оформляют разнообразными мыслями (вторичные бредовые концепции).
Состояние растерянности тоже берет свое начало в параличе «Я» Сама мысль – и это еще раз подчеркиваю – вовсе не изменена; она корректна, не причудлива, она не неожиданная, субъективно правильная, законченная, и всё же она мне чужда, отделена от меня. Я убежден, хотя такие предположения и недоказуемы, что в примере шизофрении, приведенном выше, лежит первое личностное становление нарушения Я-концепции;
Если я прав, то вторым основным симптомом шизофрении можно считать нарушение Я-концепции. И с позиций этого нарушения Я-концепции становится описанное основное настроение больного лишь субъективной картиной. Если кто-то не считает, что здесь существует взаимосвязь, то можно рассматривать эти симптомы – основное настроение и нарушение Я-концепции – как два друг от друга независимых первичных симптома шизофрении.
Я утверждаю на основании личного опыта, что это шизофреническое основное настроение не является понятным, производным каких бы то ни было жизненных конфликтов, следствием комплексов и не выводимо из конституции пациента.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Четверг, 26.02.2015, 23:09
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#52 | Четверг, 26.02.2015, 23:06
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
III. Импульсы
Третий из симптомов шизофрении – это нарушение импульсов. Хотя, конечно, могут встречаться случаи, когда больные перевозбуждены от обилия галлюцинаций или от пугающих их бредовых идей. Но наряду с этим вторичным возбуждением бывает возбуждение, не спровоцированное прочими психическими моментами. Ажитированность (внезапно возникающее сильное беспорядочное двигательное беспокойство или даже возбуждение) многих депрессий тоже, по моему мнению, обусловлена не пугающими представлениями, а является первичным симптомом психоза. И если приверженец теории символов Фрейда или теории власти Адлера хочет рассматривать эти случаи со своих позиций – что ж, это его право… Непредвзятый взгляд подталкивает видеть причину импульсов в церебральном процессе, еще неизвестном. От бедности импульсов до полного их отсутствия, ступора действуют, по-моему, одни и те же механизмы. Каждому нормальному человеку известно, что какое-то принятое решение порой трудно осуществить. Во многих случаях человеку понятны мотивы или причины промедления. Это могут быть противоположные мотивы (неспокойная совесть) или просто усталость… Когда же мы наблюдаем, как шизофреник шубообразно начинает какое-то действие, в следующую секунду наполовину отступает назад, затем опять чуть продвигается вперед так же шубообразно, то такая амбивалентность воли непонятна, непонятна тем более, что речь не идет о каком-то важном действии (и не имеющем символического значения), а о бытовом действии (например, открыть дверь). Только при наблюдении такой патологии становится ясно, что даже простейшие действия осуществляются посредством продолжительной «целеустремленности» и что может быть нарушено только это свойство (продолжительность целеустремленности) , будь оно парализовано или получило противоположный импульс.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Четверг, 26.02.2015, 23:42
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#53 | Четверг, 26.02.2015, 23:39
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
III. Импульсы Импульс не обязательно направляется на реальное действие; импульс служит и для позиции человека, например, ненависти, влечения. Нарушение – амбивалентность распространяется и на эти чувства, насколько они являются не состояниями «Я», а действиями. Это – нечто совсем другое, чем пример Блейлера для описания амбивалентности. Если я люблю розу за ее запах и одновременно ненавижу ее за шипы, то у меня по отношению к одному объекту два противоположно ориентированных чувства, но каждое из этих чувств нормально, их одновременное присутствие может порождать определенную неуверенность и раздвоенность. Такое иногда ощущается и по отношению к определенным людям, но это не амбивалентность. При последней чувство нарушено, но это нарушение не кроется в качествах объекта. По моему мнению, амбивалентность не имеет ничего общего с нерешительностью, сомнениями, неуверенностью и т.д. Выражение блокировка является сравнением, взятым из механизма, в который впаяна щеколда. Заблокированный импульс производится нормально, но отдельными маленькими частями, внезапно блокируется, внезапно снова производится (часы с маятником), при феномене заторможенности предполагается, что процессы протекают, но медленно и с трудом. Это привычное различие касается существенных моментов. Это различие можно и так сформулировать: больной с блокировкой в какой-то момент еще не способен совершить простое действие гладко и законченно, а в следующий момент он вдруг совершает быстро и без заминки более сложное действие. Заторможенный больной, напротив, не может уйти от своего нарушения. Заторможенность ни в коем случае нельзя признать характерной чертой шизофрении, и она встречается не так уж часто. Однако, качественное нарушение импульсов – блокировку – вне шизофрении я не встречал. Еще раз уточню: бывают блокировки без амбивалентности, но не бывает амбивалентности без блокировок. Я придерживаюсь мнения, что качественное нарушение импульсов (блокировка) является специфическим первичным симптомом шизофрении. Возбуждение и ступор, напротив, хотя и первичные симптомы, но не являются патогностическими для шизофрении. Прочие симптомы моторики – вторичны (о чем будет сказано позже).
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Пятница, 27.02.2015, 00:29
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#54 | Пятница, 27.02.2015, 00:13
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
IV. Нарушение мыслительных процессов
Чтобы понять, что такое нарушение мышления, вспомним те нарушения логики, которые нам известны у здоровых людей. Например, в цепочке мыслей теряется одно звено – подводит память. Другой случай: неверная цепочка мыслей. Или когда кто-то мне демонстрирует свой ход мысли, а мне не удается следить за ним. Представители старой психиатрической школы до сих пор говорят, что шизофреник глупеет и что в итоге он предстает поглупевшим, слабоумным. Если употреблять слово «деменция» как приобретенную неизлечимую психическую слабость, то в этом случае шизофреник не глупеет. Личность теряет всё возможное, но интеллект сохраняется. Психологи должны признать, если только они не ориентированы слепо на свои психотехники, что все их бесконечные тесты, проверяют лишь аппарат интеллекта. Так называемый высший интеллект нельзя определить при помощи всех этих методов. Итак, высший интеллект можно определить как сочетание тех черт характера личности, которые ориентированы на душевную работу и для которых формальный интеллект служит инструментом. Этот инструмент при шизофрении сохранен, повреждены высшие моменты.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Пятница, 27.02.2015, 00:55
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#55 | Пятница, 27.02.2015, 00:33
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
IV. Нарушение мыслительных процессов
В практике встречаются случаи шизофрении, когда у больного давно и тяжело нарушена функция использования инструмента формальной логики, так что можно было бы считать, что поврежден сам инструмент формальной логики. Но немного терпения – и мы поймем, что речь идет о нарушении, а не о разрушении. Поверхностный исследователь будет, конечно, убежден, исходя из полной неподвижности пациента, растерянности, тупого выражения лица и т.д. в том, что перед ним больной в состоянии исхода с тяжелым дефектом интеллекта. Однако, если удастся привлечь и удержать внимание такого «слабоумного» либо путем терпеливого обращения к нему, или, если внезапно накричать на него, захватить врасплох, и таким образом вывести его из его аутизма, то окажется, что у больного не только прекрасная память, но и ясная дедукция и вполне корректное мышление. Можно так охарактеризовать настоящее положение дел: Шизофреник до конца жизни владеет инструментом формального интеллекта, но зачастую он долгое время не может этим инструментом воспользоваться («нарушение») или же у него пропал интерес пользоваться данным инструментом.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Пятница, 27.02.2015, 02:04
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#56 | Пятница, 27.02.2015, 02:03
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
IV. Нарушение мыслительных процессов
Если исследовать легкую степень нарушений мышления при шизофрении, то поймем, что она не видна в повседневном общении. Больной владеет не только материалом этого общения, но он также грамматически правильно строит предложения. Но если поставить перед таким пациентом относительно новую мыслительную задачу, он дает сбой. Здесь следует предложить пациенту маленькие рассказы, басни, где действующими лицами были бы животные; пословицу или поговорку – и тут же обнаружится нарушение, больной начнет сбиваться.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#57 | Пятница, 27.02.2015, 02:04
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
IV. Нарушение мыслительных процессов
Приведем пример. Больному предлагается растолковать, что означает поговорка: «Что в будущем должно стать крючком, уже и сейчас временами скрючивается»
Больной говорит: «Это означает маленький крюк, крючок, который значительно больше загнут, чем большой крюк; у большого крюка загнутость не такая резкая, можно, наверное, говорить об индексе загнутости. Но его трудно рассчитать в этой фигуре.» - «Но ведь это поговорка! Что она означает?» - «Конечно, поговорка, раз так говорят. И для этого можно употребить слово «крючок», т.е. маленький крюк, ведь ясно же, что он более загнут».
Больной понял, что он должен что-то объяснить, правильно понял значение слов «крюк» и «крючок». Слово «временами» больной отнес не ко времени, а к месту. Это соскальзывание в мышлении. Больной отклоняется от первоначальной идеи, теряет нить главной мысли. Он не ухватил образность, переносный смысл, характерный для поговорки; больной обратился к частностям, запутался в связях между отдельными элементами. У него присутствуют отдельные мысли, связанные одна с другой, другая с третьей, но это смысловые связи, как между соседними звеньями цепочки, словно человек отдался пустым мечтаниям без цели.
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Пятница, 27.02.2015, 10:06
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#58 | Пятница, 27.02.2015, 10:08
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
IV. Нарушение мыслительных процессов
Таким образом в статье тщательно разбираются примеры ответов больных людей и выявляются нарушения их мышления. Например: • не замечена символика пословицы • выскакивание с главной мысли на деталь и потеря главной мысли • слово-метафора воспринято буквально, отчего потерялся общий смысл фразы • каждая следующая мысль связана только с предыдущей • правильная мысль выражена неточными словами и мысль уплывает • человек отмечает слишком много деталей и в них теряется • по ходу ответа пришла неподходящая мысль, и произошел сбой в мышлении • решая практическую задачу, озвучил множество хороших вариантов отдельных операций , которые не смог соединить вместе, чтобы они друг с другом сочетались – части правильные, но в общее не собираются – нет промежуточных соединительных звеньев
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#59 | Пятница, 27.02.2015, 10:08
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
IV. Нарушение мыслительных процессов У больных шизофренией проявляется неспособность ухватить сразу целое. Если я продумываю какую-то мысль, то ее общая направленность определяет мое отношение к фактам, расположение их, но это не просто схема, где остается, так сказать, свободное место, которое надо чем-то занять. Общая направленность мысли так располагает содержание ассоциаций, что каждое из этих содержаний послужит дальнейшему развитию специфической мыслительной функции. Берингер называет это размахом дуги, которая охватывает отдельные фрагменты мысли в единое целое с единой направленностью и целью. Даже если больной вначале охватывает целиком всю мысль, то потом общая направленность ускользает от него, в зоне его внимания остается лишь часть дуги или какой-то один элемент, и больной пытается мыслить, отталкиваясь от этого одного элемента, путается и, в конце концов, теряется. Часто также отсутствует тенденция снова начать думать сначала. Каждый здоровый человек, замечающий свою ошибку при решении задачи, останавливается и начинает решать ее снова. Но не больной шизофренией. Последний останавливается, он потерпел поражение, его мыслительная энергия истощилась, он несостоятелен. Другие мыслительные операции, которые мы обозначаем как понимание, оценка, выводы и т.д. сами по себе сохранны. Часто можно наблюдать, что отдельные смысловые связи совершенно корректны, нарушено только их объединение в целое более высокого порядка. Часто больной ясно осознает, что ему не удается мыслить правильно, но, поскольку он не может правильно оформить мысль, у больного появляется растерянность или разочарование. Больная говорит, что больше не может долго следить за мыслью говорящего. Она слышит – и не слышит. Она «зацепляется» за какую-то мысль, а докладчик продолжает говорить. А то вдруг на нее нападает принудительное размышление, и она должна давать дефиниции только что произнесенным понятиям, а эти дефиниции сами требуют дефиниций и т.д. Мышление нарушается полностью. Появляются молчаливые мыслительные войны [ Груле, «Пациенты о себе», с. 229 ] : «Мысли наскакивают одна на другую, каждая не додумана до конца… у меня чувство крайней разлаженности… я не владею собственным мышлением. Зачастую мысли не ясны, они проходят по касательной… С основной мыслью сосуществуют побочные, они «путают карты», нельзя прийти в мыслях к конечному результату, и это все сильнее, все идет кувырком.»
Сообщение отредактировал(а) Ляйсан - Пятница, 27.02.2015, 11:09
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Ляйсан
|
#60 | Пятница, 27.02.2015, 11:08
|
Автор темы
Бывшая брюнетка
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
IV. Нарушение мыслительных процессов
Ближе всего нарушение мышления при шизофрении находится сравнение со спутанностью. Когда мы говорим , что мы «в замешательстве», «запутались»? Чаще всего, от неожиданности вдруг что-то высказываем. «Я понять не могу, как это у меня вырвалось, я был сбит с толку». При этом мы не учитывали всю ситуацию, не думали, насколько наше высказывание может повредить нам, или не понимали, какую обиду наносим собеседнику своим высказыванием и т.п. – словом, мы выпустили определенные моменты из поля зрения. Это характерно для замешательства, характерно для рассеянности, для недостаточной включенности в реальную ситуацию. Если я не могу что-то вспомнить, я обращаюсь мысленно к объекту, но содержание его я не вспоминаю (амнезия). В момент же неожиданной ситуации я не могу сразу вспомнить нужное слово. Больной во время процесса мышления или действия забывает начало, исходный момент и потому в растерянности замирает. Следующая форма замешательства: например, пролетевшая птичка, случайно замеченная, получает особый смысл. Внезапно появившийся образ (реальный или глюк) настолько овладевает мыслями человека, что воздействует на оценки, отсюда возникает неверная трактовка ситуации и спутанность. Два связанных между собой смысловых момента могут в голове больного никак не связываться. Иногда, напротив, больной выстраивает смысловые связи между предметами, не имеющими в действительности ничего общего. Женщина разводит огонь на полу рядом с камином и на замечания людей отвечает: «Почему бы мне разок не развести огонь рядом с камином?» Многие смысловые связи между вещами не улавливаются, но устанавливаются бессмысленные связи – получается полный хаос.
|
Статус: нет меня
|
|
|