pcixi.ru
Творческое объединение шизофреников
Лечение шизофрении творчеством и общением на pcixi.ru

Философия науки и не только
Laozi #76 | Понедельник, 26.08.2019, 23:23
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
Цитата руша ()
наливать намного лучше философии

ты не поверишь, но осознание этого - тоже философия mocking



Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
руша #77 | Понедельник, 26.08.2019, 23:29
Повелитель тараканов
Юзер-бар +
Laozi, повторяешься. Это не аргумент
Статус: нет меня
 
Laozi #78 | Понедельник, 26.08.2019, 23:35
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
руша, для того, чтобы не повторяться, необходимо разобраться с терминами. Философия - это не только пустые размышления о высоком, философия - это формы познания, оценивания мира. Философий много всяких и разных есть, есть классическая, есть не классическая, есть прикладная, есть метафизическая и так далее.
Любую структуру мышления мы можем назвать философией. А что для тебе означает философия?



Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
Laozi #79 | Понедельник, 26.08.2019, 23:39
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
Если брать науку, так она вообще без философии невозможна, она появилась в 18 веке, до этого вообще была одна только философия. Философия науки очень даже полезна, чтобы понять ценность, нужно просто уметь думать на 1-2 шага вперёд.


Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
руша #80 | Понедельник, 26.08.2019, 23:45
Повелитель тараканов
Юзер-бар +
Laozi, удивляюсь твой упертости. girl_shok но тебя заклинило
Статус: нет меня
 
Laozi #81 | Понедельник, 26.08.2019, 23:46
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
руша, а ты не удивляйся, ответь, что для тебя означает слово - философия?


Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
руша #82 | Понедельник, 26.08.2019, 23:51
Повелитель тараканов
Юзер-бар +
Laozi, хочешь чтобы и меня заклинило crazy Нетушки, сам сходи с ума, у меня дела поважнее есть crazy
Статус: нет меня
 
Laozi #83 | Понедельник, 26.08.2019, 23:53
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
руша, да, тут заклиниваться не на чем, всё предельно просто, мы просто по разному понимаем одно и тоже слово.


Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
руша #84 | Понедельник, 26.08.2019, 23:57
Повелитель тараканов
Юзер-бар +
Цитата Laozi ()
мы просто по разному понимаем одно и тоже слово.

это тоже философия biggrin
Статус: нет меня
 
Laozi #85 | Вторник, 27.08.2019, 07:13
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
руша, именно


Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
Laozi #86 | Вторник, 27.08.2019, 08:21
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
Это ещё со времён спора Гегеля и Шопенгауэра осталось (немного перефразирую Шопенгауэра) "Они говорят - сначала жить, потом философствовать. Хотя, сами при этом используют философию" - когнитивный диссонанс однако crazy


Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
Laozi #87 | Четверг, 29.08.2019, 22:03
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
[flv]https://youtu.be/5CNaNhrhArU[/flv]
Философия и наука | 99 мыслей
#философия #наука
Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод познания

P.S.: Предлагаю переименовать тему в "Философия науки и не только", так как философия науки более интересна из-за практического применения. Спасибо



Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
Laozi #88 | Четверг, 29.08.2019, 22:22
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
Философия Рене Декарта: кратко о самом главном



Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Рене Декарт и Бенедикт Спиноза.

Рене Декарт (1596-1650) — французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

Рационализм — это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии, - совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа:

с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок;
с объективной — разумность, логический порядок вещей.
Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего.

Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция.

Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли:

движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое;
явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.
Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.

В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим.

Это дедуктивный метод, он требует:

ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой);
расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части;
изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.
Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики.

Рене Декарт продвигал идею пробабилизма.

Пробабилизм — точка зрения вероятности:

взгляд, по которому знание является только вероятным, потому что истина недостижима;
моральный принцип, согласно которому закон может быть интерпретирован так, как это удобнее всего для приобретения человеческой свободы.
Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

Рационализм Рене Декарта
Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Рене Декарт доказывал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.), зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, — мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Учение Рене Декарта о субстанции
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Согласно Декарту, субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). При этом выделяет коренными свойствами (атрибутами) каждого рода субстанций он называет: протяжение (для материальных) и мышление (для духовных). Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжённостью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами (например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Рассуждение о методе Рене Декарта
При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях, суть которого в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия и суждения. Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует) и т. д., а врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Источник



Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
Laozi #89 | Четверг, 29.08.2019, 22:35
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Antinomie der reinen Vernunft) – термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений. Введен в «Критике чистого разума», однако проблематика антиномий фрагментарно затрагивается Кантом и в его докритических сочинениях, в частности в диссертациях «Физическая монадология» и «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». Кант утверждал, что именно антиномии вывели его из «догматического сна». Признание реальности, т.е. неразрешимости антиномии, равносильно неприемлемому для Канта тотальному скептицизму как отказу от рациональности вообще. При этом необходимым условием разрешения антиномии является непредвзятое рассмотрение составляющих ее противоположных тезисов («скептический метод»). Антиномичность составляет характерную черту одной из трех отвергаемых Кантом традиционных наук, входящих в состав «частной метафизики» (metaphysica specialis), – рациональной космологии. На основе таблицы категорий Кант выделяет четыре противоречия трансцендентальных идей: «1) мир имеет начало во времени и заключен в пространственные границы – мир не имеет ни начала, ни границ в пространстве, но бесконечен как во времени, так и в пространстве; 2) всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из него, – ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в нем не существует ничего простого; 3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены явления мира в целом. Для их объяснения необходимо признать еще и свободную причинность – нет никакой свободы, но все в мире происходит исключительно по законам природы; 4) в мире есть нечто, что либо как часть мира, либо как его причина есть безусловно необходимая сущность – не существует вообще никакой безусловно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира в качестве его причины» («Критика чистого разума», А 426–453 / В 454–485).

Излагая доказательства как тезисов, так и антитезисов, Кант подчеркивает, что они не являются софизмами, однако могут быть отвергнуты при изменении посылок. Доказательства ведутся от противного, напр., если допустить, что мир не имел начала во времени, то до настоящего момента прошла бесконечность, однако бесконечность не может пройти, стало быть, сделанное допущение противоречиво и истинно противоположное: мир имел начало во времени и т.п. Ключ к разрешению антиномий – трансцендентальный идеализм как учение о субъективной природе пространства и времени и различении явлений и вещей в себе (феноменов и ноуменов). Антиномия в свою очередь может использоваться для подтверждения выводов трансцендентальной эстетики и апагогического доказательства трансцендентального идеализма: если не проводить различия между явлениями и вещами в себе, то разум оказывается самопротиворечивым, что невозможно, а значит, это разделение правильно. Окончательное решение вопроса Кантом состоит в том, что тезисы и антитезисы двух первых (математических) антиномий ложны, тогда как и тезис, и антитезис третьей и четвертой антиномий (динамических) могут (причем это остается не более чем возможностью) быть истинными, при условии их отнесения соответственно к миру ноуменов и феноменов. Т.о., с одной стороны, противоречивость разума оказывается мнимой, а с другой – рациональная космология лишается всякой внутренней достоверности.

В.В.Васильев



Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
Laozi #90 | Четверг, 29.08.2019, 22:45
Автор темы
Мудрец жизни
Юзер-бар +
Идеи антроподицеи в философии М.К.Мамардашвили

Мераб Константинович Мамардашвили — философ одной темы. Тема его философии — поиск априорных условий существования современного человека, его становление и самореализация. Как он выразился, задача философии — не дать нам представление о мире, а установить глубокую связь мира с человеческим существованием 1. Его философия — не теория, не знание о чем-либо, а совершенствование человеческого духа, искусство, творчество, реализация свободы.

У Мамардашвили мы встречаем оригинальное видение человеческого бытия и сознания, ему по-новому представляется соотношение сознания и бытия, и, соответственно, самоконструирование личности разворачивается в ином измерении. Его философское мышление берет оживляющую струну от европейской культуры, в особенности же — в истории философии и в искусстве. Он собирает рассеянные на дне культуры иные основы, мыслительные хрестоматийные образы для рождения личности. Это выражено в его любимом изречении: «личность рождается при встрече культур» 2. Культура — посредник между личностью и абсолютом.
Мамардашвили приведением в движение своего и чужого сознания, углублением в него находит живые мысли, рождает новых идеи и указывает на бытие, и это, в свою очередь, является указанием на рождение в бытии личности. Этой фундаментальной установкой личность открывается для принятия неприродных условий своего существования, в нее входит любовь к мудрости, т.е. любовь к бесконечному, вечному. Только так спасается личность, что Мамардашвили и считает главной задачей философии 3.

Для Мамардашвили философия и культура в целом, мышление одного человека, даже каждая идея — орган для рождения новой жизни, нового бытия. Его философия — учение об идеальных основах бытия, о целостном, а не о конкретных его проявлениях.

Этот пафос его философии хорошо выразил друг философа, Ю. Сенокосев: «…его всегда интересовала, — пишет он, — в отличие от последователей психоанализа и экзистенциалистов, не проблема диагноза “здоровья” человека и европейской культуры, а “здоровье” как таковое» 4.

Мамардашвили зафиксировал на сознании стрелу своего философствования, и, как он любил говорить, занимался его описанием, кристаллизацией, выпадением трансцендентальностей в нем.

Причиной потери человеческого бытия Мамардашвили считает «мыслительную неграмотность страны» 5: когда мы неправильно мыслим, нами играет дьявол. Правильное мышление — не 2 · 2 = 4, а рассудочная мысль, духовная, философская мысль, сосредоточенная в культуре. Неразумное мышление, понятийное мышление о духовных феноменах, исключение эмоциональности из мышления, рационализация мысли, чувства — такое бытие, говорит философ, есть ад, здесь все заранее знаешь, человек не может стать иным, это утеря свободы, возможности творчества и свободного выявления человеческого духа. Причина трагедии — бытийная, мыслительная, это — забвение знания,
философия же — припоминание знания о трансцендентальном. Откуда у нас знание о трансцендентальном мире? Из истории философии, отвечает философ 6. Трагедия рождается тогда, когда мысль не реализуется, и ее место в реальности занимают симулякры 7.

Философское мышление, в отличие от логического и психологического, является мышлением беспредметным: его предмет не существует, это — идеи, формы, трансцендентальная реальность, это — мышление о бытии, созидание бытия в сознании, что и означает рождение нового бытия. Философия мыслит о трансцендентальных условиях бытия.

В эмпирическом мире нет смысла, здесь имеет место дурная бесконечность, смысл — в бытии, в пограничных идеях, вся драма человеческой жизни сначала развертывается в идеях, и уже потом происходит она в эмпириической реальности, спасение же личности требует полного отказа от самого себя, полного слияния «незнания с знанием».

Эмпирическая реальность осмысливается от бытия, от идей познается наше состояние, идей сверхприродных, этот мир, не являющийся реальным, очищает от природного. С нахождением смысла личность становится иной, освобождается от необходимости и дурной бесконечности.

Философия — поиск утерянного смысла, нельзя ей владеть или знать ее, в ней надо пребывать; философия — искусство удержания смысла, этим мы удлиняем нашу человечность 8, учит Мамардашвили. В сознании протекает процесс сцепления различных событий нашей жизни, им освещается то, что до сих пор мы не понимали, понимание и является смыслом.

Бытие — едино и целостно, оно не имеет степени, оно или есть, или его нет. Такова природа любви, чести, достоинства.. 9, «бытие — не вещь, его в коридоре не встретишь» 10, — учит Мамардашвили. Это — состояние личности, которое надо создавать каждый раз заново. Отношением с бытием и определяется специфика человека, соотнося эмпирическую реальность с бытием мы утверждаем себя, оно заставляет нас быть самим собой, что и является подлинной свободой личности. Отношение с абсолютом — тайна, но человеческой жизни без тайны не бывает, тайна — совесть, любовь… Они — тайна, поскольку в них соучаствует личность, ее сознание нельзя предопределить, оно целиком принадлежит свободе, заключает философ. Мамардашвили часто повторял, что одного только желания недостаточно для нового рождения, надо еще и владеть искусством этого. Таким искусством является трансцендентное, собирание памяти, страдание… Без трансцендирования нет бытия, нет личности, но это не эсхатологическое трансцендирование, а трансцендирование в глубину человеческого бытия. Этим и возвышаемся мы на иные основания, бесформенный дух через это обретает форму, привести сознание в движение в этом направлении — и есть творчество, этим в субъекте раскрывается субъект, каждый творческий акт которого — созидание бытия. Только творчеством и рождается личность. Как говорил Мамардашвили, благодаря этому можно сказать, что человек — не от обезьяны.

Творчеству во многом способствует память: она собирает воедино разрушенные временем обломки бытия, первичная философия и есть собирание бытия, утерянного нами. Истина — откровение бытия, она оживляет мысли, она — припоминание, возвращение утерянных трансценденталий. Бытие в таком понимании есть конструирование новых форм жизни. Это оказывается возможным благодаря двум способностям человека: продуктивному воображению и трансцендированию. Если подытожить сказанное, оправдание человека, по мнению Мамардашвили — в его самосозидании, в творчестве, в усилии во времени, в том, что в результате бытие и сознание оказываются тождественны. Отчужденный человек на это не способен: идти по пути к незнанному знанию — риск, и на этот риск личность решается благодаря дерзновению духа. Мамардашвили в своей антроподицее возвеличивает человека, он — божественен в своей бесконечности, и своим творчеством он созидает в себе вечность.

Источник



Когда человек в своей жизнедеятельности отходит от игры и её правил в сторону агрессии и войны, то становится ещё более примитивным и управляемым.
Статус: нет меня
 
Поиск:

[ Новые сообщения на форуме ]



Форма входа