Талантливые безумцы. Знаменитые психи.
|
|
almanack
|
#46 | Понедельник, 26.01.2015, 12:52
|
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Король Франции Карл VI
Король Карл Шестой был также известен как Карл Безумный. Он управлял Францией с 1380 до 1422 года. Его сумасшествие началось через 12 лет после его коронации. Он страдал множеством приступов сумасшествия, во время которых не мог даже вспомнить своё имя или то, что он является королём. Иногда он не узнавал свою жену и детей. На протяжении пяти месяцев, в 1405 году, он отказывался купаться и переодеваться. Согласно писаниям Папы Пия Второго, Король Карл считал, что он сделан из стекла (психическое заболевание, называемое «стеклянным заблуждением») и должен был принимать такие меры, как, к примеру, ношение прочной одежды и запрет прикосновения к нему, чтоб он не разбился.
Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
Сообщение отредактировал(а) almanack - Понедельник, 26.01.2015, 12:53
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
almanack
|
#47 | Понедельник, 26.01.2015, 12:54
|
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Джон Нэш
Помните фильм «Игры разума»? Настоящий Джон Нэш (John Nash) – это математический гений и лауреат Нобелевской Премии по Экономике 1994 года. Он разработал теорию «Равновесия Нэша» в Принстонском Университете во время своей докторантуры. Он страдал параноидальной шизофренией, галлюцинациями и слышал голоса. Его принуждали лечиться в нескольких психиатрических клиниках, где его лечили лекарствами против психозов и инсулиновой шоковой терапией. Признаки болезни Нэша немного отступили, и он вернулся преподавать математику в Университете Принстона.
Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
Сообщение отредактировал(а) almanack - Понедельник, 26.01.2015, 13:01
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
almanack
|
#48 | Понедельник, 26.01.2015, 12:58
|
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Наполеон Бонапарт
Один из величайших полководцев и политиков в истории Франции, Наполеон был хорошо подкован в географии, математике, истории, военной стратегии, политике и многом другом. Но ходит слух, что также великий Бонапарт был неуравновешенным человеком, о чем свидетельствуют его агрессия, частая переменчивость настроения и заявки о том, что человек может обходиться без сна. Как бы там ни было, великого полководца в психушку так и не упекли. Наверное, не решились.
Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
Сообщение отредактировал(а) almanack - Понедельник, 26.01.2015, 12:58
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Вериока
|
#49 | Понедельник, 26.01.2015, 13:00
|
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
almanack, не стоит выкладывать сразу много информации. Достаточно каждый день по одному-два поста. Так интересней читать.
Позволила себе добавить картинки и оформить в едином стиле.
Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 千里之行,始于足下 Наш арт-журнал "Ковчег"
|
Статус: нет меня
|
|
|
almanack
|
#50 | Понедельник, 26.01.2015, 13:02
|
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Вериока, хорошо так и буду
Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Вериока
|
#51 | Среда, 28.01.2015, 13:46
|
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Сергей Есенин
Русский поэт (1895-1925)
Диагноз: Биполярное аффективное расстройство (БАР). Детство будущего поэта протекало не в самых благоприятных семейных условиях, которые не могли не повлиять на формирование его характера. Мать уходила из семьи, и Сергей жил у дедушки, но и когда родители сошлись, «мира не наступило».
Возможно, что именно отсюда берёт начало чувство ущербности у ребёнка, ставшего сиротой при живых родителях. «Впечатлительность, душевная хрупкость, лермонтовский комплекс одиночества, преодолеваемый напускной дерзостью, своеобразным деревенским «юнкерством», за маской которого скрывался целомудренный и замкнутый мир будущего поэта, — вот, видимо, суть есенинского детства и отрочества».
В школьном возрасте поведение Сергея отличалось раскованностью и неуравновешенностью. Родные отмечают, что вспыльчивость Сергея сопровождалась быстрой «отходчивостью», сердиться он долго не мог. И ещё одно замечание о юношеских годах поэта: «Вина Сергей выпивал мало, но очень быстро хмелел, становился раздражительным, неспокойным» Вольно или невольно, но в нём всё явственней проступали странности характера, сближающие его с юродивым, свихнувшимся от чтения книг, из будущей повести «Яр». Домашние стали обращать внимание на эти странности»
Доминирующим симптомом в это время оставались эмоциональная неустойчивость с импульсивностью.В 1912 г. происходит первая попытка самоубийства. Вот строки из письма 17-летнего Есенина: «Я не вынес того, что про меня болтали пустые языки, и... и теперь оттого болит моя грудь. Я выпил, хотя и не очень много, эссенции. У меня схватило дух и почему-то пошла пена; я был в сознании, но передо мной немного всё застилалось какою-то мутной дымкой. Потом, — я сам не знаю почему, — вдруг начал пить молоко, и всё прошло, хотя не без боли. Во рту у меня обожгло сильно, кожа отстала, но потом опять всё прошло, и никто ничего не узнал» (Есенин, 1975: 259).
Подобные отклонения в поведении, видимо, стали системой, так как в письме к своему другу Г. Панфилову Есенин пишет: «…Меня считают сумасшедшим и уже хотели было везти к психиатру, но я послал всех к сатане и живу, хотя некоторые опасаются моего приближения»
В 1912 г. Есенин приезжает в Москву, и лет через пять после этого события в воспоминаниях современников (например, Андрея Белого) возникают специфические нотки: у поэта «стала появляться… склонность к вину». А к моменту знакомства с Айседорой Дункан (1921 г.) за ним прочно закрепилась слава «горького пропойцы», но с любопытным дополнением: «Его жизнь…была всё в большей степени борьбой с унынием и углубляющейся меланхолией, — пишет англоязычный биограф Гордон Маквей. — …В реальности этот путь вёл к алкоголизму и в конечном счёте — только к смерти»
Мотив собственной гибели рано начал звучать в творчестве Есенина:
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
(«Край любимый! Сердцу снятся…», 1915 г.)
До 1923 г. это настроение ещё периодически прерывалось отчаянно оптимистическими строками:
Только, знаешь, пошли их на хер…
Не умру я, мой друг, никогда.
(«Пой же, пой. На проклятой гитаре…», 1923 г.)
Но последние шедевры: «Письмо от матери», «Ответ», «Письмо деду», «Метель» — самые безнадёжные страницы есенинского творчества.
В 1922–1923 гг. наличие алкоголизма у Есенина не отрицали даже его друзья. Поэт пользовался любым предлогом, чтобы напиться до состояния тяжёлого опьянения. К 1924 г. у него «уже имелся полный набор основных симптомов, позволяющий ставить диагноз хронического алкоголизма (включая палимпсесты, т. е. частичные провалы памяти, галлюциноз и белую горячку)… Раньше… он мог притворяться более пьяным, чем был на самом деле, теперь же было всё наоборот. Если раньше его хулиганские выходки были нередко игрой, своего рода саморекламой, то теперь они чаще свидетельствовали о полной потере контроля над своим поведением в опьянении»
В конце 1923 г. после товарищеского суда в Доме печати Есенин был вынужден госпитализироваться в «санаторий для нервнобольных» на Большой полянке. В это время заболевание поэта развилось до такой степени, что в сознании «тяжело больного человека появились "преследователи". Однажды, когда ему показалось, что "преследователи" подобрались к Пречистенке, он спрыгивает со второго этажа и заставляет извозчика гнать во весь опор, чтобы оторваться от "преследователей". Поэт запасается длинной верёвкой и рассказывает, не скрывая своего торжества, как будет по этой верёвке спускаться с седьмого этажа, чтобы оставить с носом своих "преследователей"»
Симптомы: Мания преследования, внезапные вспышки ярости, неадекватное поведение (поэт прилюдно крушил мебель, бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления). Несколько случаев есенинского помрачения не без смака описал в своих воспоминаниях Анатолий Мариенгоф. Психиатры и психологи также отмечают незрелость личности великого поэта: "Можно предположить, что у Есенина с детства доминировали психическая нестабильность, неуравновешенность, импульсивность, капризность, инфантилизм, отсутствие длительных эмоциональных связей, эгоцентризм, невыносливость к требованиям повседневной жизни. Эти признаки, по мнению современного психиатра М. И. Буянова, «составляют особое психическое расстройство, именуемое психическим инфантилизмом. На фоне последнего был хронический алкоголизм, часто встречающийся у подобных людей» История болезни: Из-за часто повторявшихся приступов МДП, провоцируемых, как правило, чрезмерным употреблением спиртного, Есенин несколько раз проходил лечение в психоневрологических клиниках — во Франции и в России. Лечение, к сожалению, не оказало на пациента благотворного действия: через месяц после выписки из клиники профессора Ганнушкина Есенин покончил с собой, повесившись на трубе парового отопления в ленинградской гостинице «Англетер».
Идеи, подаренные миру: Новые интонации в поэзии. Есенин сделал стилистической нормой, со слезой и всхлипами, любовь к деревне и деревенскому жителю (прямые его последователи не в стилистическом, но в идеологическом смысле — «деревенщики»). Есенин, много работавший в жанре городского хулиганского романса, по сути, задал канон современного русского шансона.
Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 千里之行,始于足下 Наш арт-журнал "Ковчег"
|
Статус: нет меня
|
|
|
almanack
|
#52 | Среда, 28.01.2015, 14:32
|
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Авраам Линкольн
Авраам Линкольн известен как 16-ый президент Соединённых Штатов Америки. Несмотря на свои достижения, президент Линкольн страдал от «тенденции к меланхолии». Многие иногда грустят, но Линкольн испытывал сильнейшую изнурительную депрессию. Один из его биографов считает, что Линкольн подумывал о самоубийстве. Согласно журналу Ability, президент часто рыдал над своим бедственным положением и использовал юмор, чтоб хоть как-то избежать своей грусти. Он также находил отдушину от депрессии в работе и в фаталистичных, религиозных чувствах.
Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
Сообщение отредактировал(а) almanack - Среда, 28.01.2015, 14:32
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
almanack
|
#53 | Среда, 28.01.2015, 14:36
|
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Людвиг Ван Бетховен
Один из самых известных композиторов мира, Людвиг Ван Бетховен, страдал от биполярного аффективного расстройства. Бетховен был одарённым ребёнком, которого бил и использовал отец. Именно побои могли привести его к потере слуха. Как и многие гении творчества, страдающие расстройством, периоды бешеной энергии и творчества у него сменялись периодами одиночества и депрессии. Как и другие, страдающие этим расстройством, он пытался себя «лечить» опиумом и алкоголем.
Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
Сообщение отредактировал(а) almanack - Среда, 28.01.2015, 14:36
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Вериока
|
#54 | Пятница, 06.02.2015, 18:17
|
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Ребята. ваши размышления о депрессии выделила в отдельную тему: Депрессия: как победить?
Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 千里之行,始于足下 Наш арт-журнал "Ковчег"
|
Статус: нет меня
|
|
|
Вериока
|
#55 | Воскресенье, 08.02.2015, 21:58
|
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Даниил Хармс
Из биографических данных о наследственности писателя известно, что мать Хармса (по образованию педагог), работала в исправительном женском заведении, где около десяти лет проживала вместе с сыном, почему о Хармсе один из биографов написал: «Родившись рядом с тюрьмой, он умер в тюрьме». Мать отличалась волевым, напористым характером, вместе с тем была малообщительной, достаточно формальной и жесткой, скупой на выражение чувств. Каких-либо доверительных, теплых отношений с сыном, видимо не существовало. Дневниковые записи писателя изобилуют именами тетушек, другой родни, однако упоминаний о матери мы в них не находим. В автобиографическом наброске («Теперь я расскажу, как я родился…») Хармс в присущей ему гротескно-абсурдной форме сообщает, что «…оказался недоноском и родился на четыре месяца раньше срока…акушерка…начала запихивать меня обратно, откуда я только что вылез…», затем выясняется, что его « запихали второпях не туда», и он вторично появился на свет после того, как матери дали слабительное. Таким образом, мать становится объектом насмешки, а сам автор, идентифицируя себя с экскрементами, демонстрирует крайнюю степень самоуничижения , воссоздавая жизненный сценарий человека-неудачника, который и родился не как все и не смог реализоваться в жизни.
Отец писателя (Иван Ювачёв) в молодые годы вступил в организацию «Народная воля», но почти сразу был арестован. Находясь в каземате Шлиссельбургской крепости, он переживает примечательную трансформацию мировоззрения: из убежденного социалиста и атеиста он превратился в фанатично-религиозного человека. Многие из сидевших с ним заключенных говорили о его «религиозном помешательстве», что его надо было из крепости перевести в монастырь. Вскоре отец Хармса был отправлен в ссылку на Сахалин, где встречался с А. П. Чеховым, назвавшим его в своих заметках «замечательно трудолюбивым и добрым человеком». По возвращении в Петербург И. Ювачёв стал православным проповедником, опубликовав около 10 книг душеспасительного содержания под псевдонимом «Миролюбов». Сын слушал отца, хранил его назидания, выписанные из священных книг. Позднее он сам, уже писатель, начнёт сочинять нравоучительные притчи. Но в наставлениях Хармса дидактика была спутанной, перевернутой, вычурной: «…сидит совершенно нормальная профессорша на койке в сумасшедшем доме, держит в руках удочку и ловит на полу каких-то невидимых рыбок. Эта профессорша только жалкий пример того, как много в жизни несчастных, которые занимают в жизни не то место, которое им занимать следовало», или — « один человек с малых лет до глубокой старости спал всегда на спине со скрещенными руками. В конце-концов он умер. Посему — не спи на боку».
Отцовская мировоззренческая непоследовательность, категоричность и стремление к оппозиционности, а в последние годы и парадоксальная религиозность были унаследованы писателем и сыграли не последнюю роль в его печальной судьбе.
У маленького Даниила Ювачёва было много талантов. Он имел абсолютный музыкальный слух, хорошо пел, играл на валторне, много рисовал, был смышлён, находчив, склонен к проказам. С детства обладал неуёмной фантазией, причём почти всегда мог убедить сверстников в реальности своих выдумок. Учась в лютеранской гимназии, он в совершенстве овладел немецким и английским языками. При этом не только читал зарубежную поэзию исключительно в подлинниках, но и обладал безукоризненным произношением. Уже в гимназии проявилась страсть Даниила к театрализованным мистификациям и экстравагантным проделкам. Он создал продуманную до мелочей систему поведения — от одежды до стихотворных заклинаний и масок — псевдонимов. Всерьёз убеждал учителя не ставить ему двойку — «не обижать сироту», под лестницей дома «поселил» свою воображаемую, нежно любимую «мутерхен», с ней заводил долгие беседы в присутствии пораженных соседей. Залезал на дерево и мог часами сидеть среди ветвей, записывая что-то в книжечку. Эти примеры показывают, что, не смотря на явно выраженный демонстратизм и экстравагантность, Хармсом двигало не столько желание произвести впечатление, сколько реализовать свои аутистические и нарциссические фантазии.
Уже в подростковом возрасте из-за странностей в поведении начинаются конфликты с социумом: в 19 лет Ювачёв исключается из электротехникума, он не смог получить ни высшего, ни среднего специального образования.
Хармс активно занимается самообразованием. В свободное от чтения и письма время юный Хармс продолжает «чудить»: курит трубку какой-то необычной формы, носит цилиндр и гетры, переводит нэповские песенки на немецкий язык и отстукивает под них чечётку, придумывает себе невесту — балерину и т. д. В 1924 году появился наиболее известный псевдоним Ювачёва — Даниил Хармс. Вообще, псевдонимов у Даниила Ивановича было около 30, и он играючи менял их: Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Чармс, Карл Иванович Шустерлинг, Гармониус, Шардам и др. Однако, именно «Хармс» с его амбивалентностью (от фр. Charm — шарм, обаяние и от англ. Harm — вред) наиболее точно отражало сущность отношения писателя к жизни и творчеству: он умел иронизировать над самыми серьёзными вещами и находить весьма невеселые моменты в смешном. Точно такая же амбивалентность была характерна и для личности самого Хармса: его ориентация на игру, мистификации сочетались с болезненной мнительностью, алогичность внутреннего мира переносилась на мир окружающий, магическое мышление предопределяло внешний смысл псевдонима — Даниил Чародей — человек, уверенный в своих парапсихических и сверхъестественных способностях («зажечь беду вокруг себя»), приносящий несчастье тем, кого любит.
Ранняя поэзия Даниила Хармса состоит из отдельных, порой не связанных между собой фраз, а неологизмы заполняют весь возможный смысловой спектр:
Как-то бабушка махнула И тотчас же паровоз Детям подал и сказал: Пейте кашу и сундук
Или:
Всё настигнет естега: Есть и гуки, и снега… А ты, тётя, не хиле, Ты микука на хиле.
Темы стихотворений (в которых можно уловить хоть какой-то смысл) содержат намеки на собственную исключительность, не в плане самоутверждения, столь свойственного молодым поэтическим дарованиям, но в плане неприязни к всякого рода расхожим сентенциям и шаблонам:
Я гений пламенных речей. Я господин свободных мыслей. Я царь бессмысленных красот. Я Бог исчезнувших высот. Я светлой радости ручей. Когда в толпу метну свой взор, Толпа как птица замирает. И вкруг меня, как вкруг столба, Стоит безмолвная толпа. И я толпу мету как сор.
Скандальная репутация Хармса поддерживалась не только его необычной творческой манерой, но и экстравагантными выходками и манерами, а также вычурным внешним видом.
Одной из выдумок Хармса было «изобретение» себе брата, который якобы был приват-доцентом Петербургского университета, брюзги и сноба. Манерам этого «брата» он и подражал. Так, отправляясь в кафе, брал с собой серебряные чашки, вытаскивал их из чемоданчика и пил только из своей посуды. Когда шел в театр, то наклеивал фальшивые усы, заявляя, что мужчине «неприлично ходить в театр без усов».
( Продолжение следует)
Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 千里之行,始于足下 Наш арт-журнал "Ковчег"
|
Статус: нет меня
|
|
|
John_Smith
|
#56 | Воскресенье, 08.02.2015, 22:08
|
очень интересно узнать дальнейшую историю
Почему вы так волнуетесь? У вас прекрасная болезнь, болезнь Пушкина.
|
Статус: нет меня
|
|
|
Вериока
|
#57 | Понедельник, 09.02.2015, 13:22
|
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Арт-журнал «Ковчег» » Выпуск-2
Читая с эстрады,Хармс надевал на голову шелковый колпак для чайника, носил при себе монокль-шар в виде вытаращенного глаза, любил ходить по перилам и карнизам. При этом, люди, знавшие Хармс достаточно близко, отмечали, что его чудачества и странности как-то удивительно гармонично дополняли его своеобразное творчество. Однако в целом облик и поведение Хармса вызывали недоверие и неприятие окружающих, воспринимались как насмешка или даже издевка над общественным мнением, иногда возникали прямые столкновения с представителями власти: его принимали за шпиона, знакомым приходилось удостоверять его личность.
Личная жизнь писателя складывалась хаотичной и нелепой. В довольно молодом возрасте он женился в на 17-ти летней девушке, из семьи французских иммигрантов, которая едва говорила по-русски и была абсолютно чужда тех интересов, которыми жил Хармс, а также далека от его круга общения. Несколько стихотворений Хармса, посвященных жене, написаны в диапазоне от патетического воодушевления, нежной страсти, до вульгарной порнографии. В дневниковых записях звучит мотив непонимания и нарастающей отчужденности в семейных взаимоотношениях, нежность смешивается с брезгливостью, ревность сочетается с каким-то навязчивым и монотонным флиртом со случайными женщинами. Нарастающая амбивалентность чувств и диссоциация эмоций в сочетании с бытовой неустроенностью сделали неминуемым разрыв отношений с женой.
При этом весьма характерным было отношение Хармса к детям: «Я не люблю детей, стариков и старух…Травить детей — это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать?». Писатель из повести «Старуха» категорично заявляет: «Дети — это гадость». Исследователи характера писателя объясняют это тем, что Хармс не может принять свой детский образ, в связи с какими-то неприятными воспоминаниями и ассоциациями, и переносит свою неприязнь на детей вообще. Современник вспоминает: «Хармс терпеть не мог детей и гордился этим. Да это и шло ему. Определяло какую-то сторону его существа. Он, конечно, был последним в роде. Дальше потомство пошло бы совсем уж страшное».
Кто составлял круг общения Хармса, помимо собратьев по перу? Среди людей, его окружавших преобладали чудаки, душевнобольные (как он их называл — «естественные мыслители»), больше всего ценились им в людях такие качества как алогизм и независимость мышления, «сумасшедшинка», свобода от косных традиций и пошлых стереотипов в жизни и в искусстве. «Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех». «Всякая морда благоразумного фасона вызывает во мне неприятное ощущение».
Такой мировоззренческий подход объясняет утрированную «детскость» в поведении и творчестве писателя. Этот литературный стиль, близкий по своим принципам к европейскому «дадаизму» лег в основу созданной в 1928 году Хармсом и единомышленниками группы ОБЭРИУ («Объединение реального искусства»). Устраиваемые перфомансы и литературные вечера проходили с элементами клоунады и эпатажа: участники читали свои произведения восседая на шкафах, разъезжали по эстраде на детских велосипедах по всевозможным траекториям, очерченным мелом, вывешивали плакаты абсурдного содержания: «шла ступеньки мима кваса», «мы не пироги» и т.д.
К 1930 году у Хармса на фоне внешних неблагоприятных факторов (семейный разлад, социальный остракизм, материальная нужда) отмечаются периоды отчетливо пониженного настроения, с наличием идей самоуничижения, убежденности в своей бездарности и фатальной невезучести. По склонности к неологизмам, Хармс дал своей меланхолии женское имя: «Игнавия». Свою аффективность и чувствительность Хармс упрямо скрывает за аутистическим фасадом. Таким образом, можно клинически рассматривать личность Хармса как психопатическую. В структуре личности просматриваются как нарциссические и истерические («лгуны и плуты», «чудаки и оригиналы» по E. Bleuler), так и психастенические черты, что позволяет отнести эту психопатию к кругу «мозаичных» шизоидов.
В последние дни 1931 года Хармс был арестован по ложному доносу. В тюрьме НКВД провел около полугода, затем был сослан в Курск. В тюрьме и ссылке Хармс тем более не смог приспособиться к окружающей обстановке. За нарушение тюремного режима его неоднократно переводили в изолятор. Тюрьма разрушительно подействовала на личность впечатлительного писателя. В Курске им были сделаны такие характерные дневниковые записи: «…Собачий страх находит на меня… От страха сердце начинает дрожать, ноги холодеют и страх хватает за затылок…Тогда утеряется способность отмечать свои состояния, и ты сойдешь с ума». «Курск — очень неприятный город. Я предпочитаю ДПЗ. Тут, у всех местных жителей я слыву за идиота. На улице мне обязательно говорят что-нибудь вдогонку. Поэтому я, почти всё время сижу у себя в комнате…». Осенью 1932 года Хармс вернулся в Ленинград. Неприкаянный, неприспособленный («Я весь какой-то особенный неудачник»), голодающий, он тем не менее безуспешно пытался прожить только литературным трудом. Подрабатывать «на стороне» он не хотел, или просто не мог.
Своё литературное творчество Хармс скрывает от окружающих, с удивительным упорством отказывается от обнародования своего творчества и пишет «в стол». В эти годы нарастает удельный вес прозы, а ведущим жанром становится рассказ.
Проза Хармса строится уже не на формальных экспериментах и неологизмах, а на абсурдности и неожиданности сюжета, что создает сильный эмоциональный эффект:
«Писатель: Я писатель. Читатель: А по — моему, ты г…о! Писатель стоит несколько минут потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят».
В последние годы мировоззрение Хармса сдвигается в более мрачную сторону. Несколько меняется и стилистика повествования: на смену афазии смысловой и семантической приходит афазия нравственная. При описании экспрессивных расстройств у лиц, больных шизофренией отмечается нарушение силлогических структур: шизофреник использует формы, которые играют идентичностью сказуемых, как, например у Хармса: «Машкин удавил Кошкина». Нарастает количество нестандартных метафор, сюжеты носят нарочито схематичный, формализованный характер, что является характерным признаком аутистического стиля письма (можно провести аналогию с поздним Гоголем или со Стриндбергом). Одновременно усиливается склонность к абстрактному и парадоксальному рассуждательству, отвлеченному морализаторству и резонерству. Действующие персонажи безличны, механистически — карикатурны, их поступки лишены внутренней логики, психологически необъяснимы и неадекватны. Складывается впечатление вселенского Бедлама, подчиненного причудливым изгибам писательской мысли, фатального и хаотичного: «Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам...» Трагизм рассказов усиливается до ощущения полной безнадежности, неминуемо надвигающегося безумия, юмор принимает зловещий, черный характер. Герои рассказов изощренно калечат и убивают друг друга, элементы суровой действительности, вплетенные в гротескно — абсурдную форму хармсовского повествования вызывают уже не смех, а ужас и отвращение («Упадание», «Воспитание», «Рыцари», «Помеха», «Реабилитация» и др.).
Будучи второй раз женат, Хармс осознает свое бессилие изменить внешние обстоятельства, остро чувствует свою вину перед женой, которая вынуждена была разделять с ним нищенское полуголодное существование. «Боже, теперь у меня одна единственная просьба к тебе: уничтожь меня, разбей меня окончательно, ввергни в ад, не останавливай меня на полпути, но лиши меня надежды и быстро уничтожь меня во веки веков»,- это запись из дневника Хармса тех времён.
Поведение Хармса остаётся таким же экстравагантным. Дневниковая запись от 1938 года: «Подошел голым к окну. Напротив в доме, видно, кто-то возмутился, думаю, что морячка. Ко мне ввалился милиционер, дворник и ещё кто-то. Заявили, что я уже три года возмущаю жильцов в доме напротив. Я повесил занавески. Что приятнее взору: старуха в одной рубашке или молодой человек, совершенно голый». В 1939 году Хармс попадает наконец не только в поле зрения правоохранительных органов, но и психиатров. Он поступает на лечение в психиатрическую больницу и после выписки получает свидетельство о заболевании шизофренией.
Летом 1941 года Хармсу оформляется вторая группа инвалидности, но вскоре 23 августа 1941 года — происходит второй арест: после начала войны сотрудники НКВД «чистили» город. Официальное обвинение вменяло писателю «пораженческие настроения». На единственной сохранившейся фотографии из судебного дела запечатлен истощенный человек с всклокоченными волосами, с выражением крайнего ужаса и отчаяния во взгляде. На основании проведенной судебно-психиатрической экспертизы Хармса, как психически больного, освобождают от уголовной ответственности и направляют на принудительное лечение в психиатрическое отделение больницы при пересылочной тюрьме, где он через несколько месяцев и умирает в состоянии полной дистрофии.
Из статьи Бологова П.Даниил Хармс. Опыт патографического анализа.
Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 千里之行,始于足下 Наш арт-журнал "Ковчег"
|
Статус: нет меня
|
|
|
almanack
|
#58 | Понедельник, 09.02.2015, 14:12
|
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900), немецкий философ.
Диагноз. Ядерная мозаичная шизофрения (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, - одержимость).
Симптомы. Мания величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира «храм»); помрачение рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильные головные боли; неадекватное поведение. В медицинской карте Ницше, в частности, говорилось, что больной пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.
История болезни. Ницше перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения - к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиатрических клиниках, дома о нем заботилась мать. Состояние его постоянно ухудшалось - под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы.
Идеи, подаренные миру. Идея сверхчеловека (как ни парадоксально, именно этот прыгавший по-козлиному и выпячивавший левое плечо товарищ ассоциируется у нас со свободной, над моральной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личностью). Идея новой морали (мораль господ взамен морали рабов): здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна. Идеология фашизма: больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие - победить («Падающего толкни!»). Допущение «Бог мертв».
Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
Сообщение отредактировал(а) almanack - Понедельник, 09.02.2015, 14:13
|
|
Статус: нет меня
|
|
|
Вериока
|
#59 | Понедельник, 09.02.2015, 14:14
|
Автор темы
эвкалиптовая соня
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
almanack, спасибо, но уже вообще-то был.
Путь в тысячу ли начинается с первого шага. 千里之行,始于足下 Наш арт-журнал "Ковчег"
|
Статус: нет меня
|
|
|
almanack
|
#60 | Понедельник, 09.02.2015, 14:18
|
Повелитель стихий
Постоянные пациенты
Юзер-бар +
Вериока, да нашёл действительно был
Я всегда хотел быть котиком. И сейчас это мне удалось.
|
Статус: нет меня
|
|
|